Мелодия достигает высшей точки, в оркестр вливаются новые инструменты. Растет звучность от пиано к форте.
Задание: послушать пьесу «Утро». Запомнить понятия: пентатоника, пастораль, кульминация.
Теперь от поэтичной картины переходим к скорбной музыке. Старая женщина всю свою жизнь посвятившая сыну, умирает у него на руках.
«Смерть Озе». Эта скорбная, печальная, строгая проникновенная пьеса, звучит в минорном ладу в темпе Andante (медленно), её аккордовая фактура напоминает четырёхголосное звучание хора. Музыка рисует благородный образ Озе, отчаяние Пера.
Задание: послушать пьесу «Смерть Озе». Запомнить понятие: Andante (медленно).
Следующий музыкальный номер сюиты приводит нас в жаркую
Аравийскую пустыню.
Пер Гюнт, попадает к вождю племени бедуинов. Дочь вождя – Анитра – пытается очаровать Пера своей красотой.
Мелодия легка и изящна, на фоне струнных инструментов звучит треугольник. Нежный звон подобен сверканию драгоценных камней в наряде красавицы. Музыка полна контрастов. Мелодия звучит в восточном стиле.
|
|
Задание: послушать пьесу «Танец Анитры».
Следующая пьеса «В пещере горного короля» напоминает красочную фантастическую сцену.
Пер Гюнт, попал в подземное царство троллей. Они хотят его женить на своей принцессе, Пер отказывается и чуть не погибает в мрачной пещере, окруженной «духами тьмы». Пьеса начинается, с темы троллей звучит, пианиссимо (очень тихо) настороженно в низком регистре. Лёгкие штрихи пиццикато (игра не смычком, а щипком) струнных инструментов изображают крадущиеся шаги троллей.
Пьеса написана в форме вариации, в которой постепенно нарастают темп, динамика, меняется регистр с низкого на высокий.
Вариации – тема (мелодия) с изменениями.
Такое ускорение темпа превращает пьесу в дикую пляску фантастических существ.
Задание: прослушать пьесу «В пещере горного короля». Запомнить понятие: вариации.
Сольвейг ждала Пера долгих 40 лет! И он вернулся к ней…
Песня Сольвейг звучала в спектакле несколько раз. Она стала символом любви и верности.
Песня обрамлена коротким вступлением и заключением – печальной мелодией в народном духе. В песне два куплета. Каждый куплет состоит из запева и припева.
Мелодия запева повествовательна и спокойна. В музыке выражена щемящая грусть, покорность судьбе. Умеренный темп сочетается с плавным мелодическим рисунком.
Припев звучит изящно и легко. Музыка припева - воспоминание Сольвейг о первой встрече с Пером. Тогда этот танцевальный запев звучал на деревенском празднике. Он звучит всю жизнь в душе девушке. Вместо минора звучит мажор. На смену среднему регистру пришел высокий. Подвижнее стал темп. Но напев заключения в натуральном миноре усиливает настроение сдержанной печали.
Задание: слушать пьесу «Песня Сольвейг».
Выполняем предложенные задания, запоминаем новые понятия.