Научное сообщество как субъект стратегирования социально-экономического развития региона

Формами консолидации научного сообщества и структур управления как субъектов стратегирования социально-экономического развития региона является разработка теоретико-методологической основы стратегии и экспертиза ее проекта.

Актуализирует эту консолидацию, с одной стороны, многообразие мнений исследователей в отношении методологии разработки стратегии, а с другой – отсутствие предопределенной на федеральном уровне общепринятой технологии по разработке стратегии развития региона.

Традиционно при разработке концепции стратегии социально-экономического развития использовался системный подход, согласно которому регион характеризовался через такие основные принципы его развития как целепологание и целедостижение, то есть его функционирование осуществлялось в соответствии с установленными целями посредством взаимодействия его различных элементов. Тем самым, он представлял единую сложную систему, включающую экономическую, политическую, социокультурную подсистемы, специфика которой определяется географической средой, этническим составом населения. Специфика институциональной структуры региона зависит от взаимодействия подсистем. Ученые отмечают, что «главная идея системного подхода заключается в признании взаимосвязей и взаимозависимости элементов, подсистем и всей системы государственного администрирования с внешней средой, то есть с обществом в целом. Это дает возможность рассматривать взаимосвязи в системе административно-государственного управления и между системой и обществом как единое целое. Такой подход означает, что стратегия государственного администрирования не может быть объектом точного прогнозирования и планирования, поскольку общество постоянно развивается и изменяется»[46].

Итак, разработанный научным сообществом и используемый структурами управления при стратегировании системный подход акцентирует внимание административно-территориальном устройстве региона и как следствие на принципе  стратегического управления, для которого характерны постановка общих целей и способов поведения управленческих структур. Соответственно, разработка стратегии социально-экономического развития региона включает создание стратегического плана,  оценку уровня и особенностей социально-экономического развития региона. В качестве недостатков системного подхода исследователи отмечают следующие: «Нельзя точно определить переменные, влияющие на обобщенную функцию развития региона. Такое определение переменных и их влияние на эффективность административных структур являются основным достижением ситуационного подхода, ставшего логическим продолжением теории систем»[47].

В настоящее время при разработке стратегии социально-экономического развития региона структурами управления используется ситуационный подход, ориентированный на повышение эффективности государственного администрирования с учетом специфических региональных условий. Соответственно, этот подход ориентирован на разрешение проблем, которые возникают при осуществлении управленческой деятельности и направлен на разработку методов, связанных с принятием управленческих решений. Ученые полагают, что «центральную роль при ситуационном анализе играет определение ситуационных переменных (факторов), оказывающих существенное влияние на развитие ситуации, и отбрасывание тех факторов, которые существенного влияния оказать не могут. Соответственно, для того чтобы провести тщательный ситуативный анализ регионального развития, необходимо учесть факторы внешней и внутренней среды региона, возможности и угрозы его развития»[48]. Поэтому при разработке стратегии региона в рамках ситуационного подхода выявляются его сильные и слабые стороны социально-экономического развития путем сопоставления внешних и внутренних факторов, что позволяет разработать сценарии развития. Целью такой стратегии является укрепление положения региона на межрегиональном и международном рынке в соответствии с его внутренним потенциалом и социально-экономической специализацией.

Другим концептуальным основанием стратегирования социально-экономического развития является концепция «Вызов-ответ». Органы управления использовали его в проекте Стратегии социально-экономического развития 2030. В контексте управления социально-экономическим развитием региона ключевым аспектом является поиск ответов на возникающие внешние вызовы – в основе стратегического планирования и выработки адекватной системы принятия решений, реагирующей на возникающие перед регионом вызовы, лежит концепция «Вызов-Ответ»[49].

Сущность разработанной учеными концепции «Вызов-Ответ» заключается в том, что перед регионом возникает некий вызов, представляющий собой определенную ситуацию экономического, геополитического, социального, технологического или природно-климатического характера, содержащую проблемы, связанные с дальнейшим развитием региона. Вызов формирует новые, фундаментальные требования к развитию региона, в зависимости от степени удовлетворения которых определяется траектория дальнейшего развития. Будучи обусловленными различными факторами, в наиболее общем виде вызовы подразделяются на природные и антропогенные (включая экономические, геополитические, экологические, технологические и социальные вызовы). В целом, концепция «Вызов-Ответ» формирует логику и направления развития Ростовской области в долгосрочной перспективе, которые определяются преодолением влияния трансформационных процессов, происходящих в мире и в России. В контексте императивов стратегии развития региона целостность социальных и экономических основ существования обусловливает его важнейшую сущность как объекта управления. Взаимовлияние и взаимообусловленность данных сфер регионального развития требует выработки эффективной политики в рамках концепции «Вопрос-ответ», отвечающей задачам дальнейшей поступательной эволюции региона при сохранении сбалансированности экономического и социального направлений развития.

Под региональной социально-экономической системой (далее – РСЭС) будет пониматься «открытая, целостная, саморегулируемая и самовоспроизводящаяся система, развивающаяся под воздействием изменяющихся факторов как внешней, так и внутренней среды». В рамках данной работы под «РСЭС рассматривается Ростовская область, причем в соответствии с целеполаганием и механизмом реализации стратегии социально- экономического развития Ростовской области краеугольным камнем является обеспечение устойчивого развития РСЭС»[50].

Внутренняя среда РСЭС – это совокупность аспектов, присущих внутреннему характеру развития региона и формирующих контуры данного развития исходя исключительно из его собственных составляющих, которые отражают потенциал региона. «На верхнем уровне внутренняя среда РСЭС представлена ее экономической, социальной и пространственной составляющими. Согласованность направлений развития данных составляющих обеспечивает устойчивое развитие РСЭС»[51]. Таким образом, в контексте устойчивого развития составляющие внутренней среды РСЭС выступают в качестве обеспечивающих базисов (экономический базис, социальный базис, пространственный базис). Базисы представлены совокупностью сфер, активность в рамках каждой из которых ориентирована на достижение конкретной цели.

«Экономический базис представляет собой непрерывный воспроизводственный процесс в наиболее широком его понимании, стадии которого ввиду своей специфики формируют соответствующие сферы:

· Инвестиционная сфера;

· Научно-инновационная сфера;

· Производственная сфера;

· Сфера продвижения.

Социальный базис представлен совокупностью сфер, содействующих «воспроизводству человека» как биологического, социального и духовного существа, среди которых:

· Сфера здравоохранения;

· Сфера образования;

· Сфера социальной поддержки;

· Сфера культуры и искусства;

· Сфера спорта;

· Сфера безопасности. 

Пространственный базис представляет собой территориальную локализацию экономического и социального базисов РСЭС и включает в себя такие сферы, как:

· Система расселения;

· Территориальная экосистема. Сфера в каждый отдельно взятый момент времени характеризуется конкретными параметрами, которые при прочих равных условиях являются результатом управленческих решений и представляют собой совокупность условий внутреннего состояния РСЭС»[52].

Внешняя среда РСЭС – это совокупность условий, прямо или косвенно влияющих на состояние и развитие РСЭС, но не зависящих от него. Внешняя среда РСЭС на самом верхнем уровне представлена совокупностью вызовов. Вызов – объективная тенденция развития мирового и национального уровней, формирующая фундаментальные требования к развитию РСЭС (в контексте региональной экономики национальная экономика рассматривается как внешняя среда). С методической точки зрения градация вызовов отражает инструментарий PEST-анализа, адаптированного к наиболее значимым группам тенденций мирового и национального уровней, оказывающих существенное значение на внутреннюю среду РСЭС. В зависимости от своей природы вызовы внешней сферы делятся на:

· Глобальные социально-экономические вызовы;

· Экологические вызовы;

· Технологические вызовы;

· Национальные социально-экономические вызовы. Конкретное влияние вызовов внешней среды на РСЭС проявляется на уровне факторов. Фактором является частное проявление вызова, формирующееся на пересечении вызова внешней среды и сферы внутренней среды РСЭС. Фактор потенциально способен оказать как позитивный, так и негативный эффект на развитие соответствующей сферы и, таким образом, на РСЭС в целом. В этой связи характер влияния фактора на РСЭС определяется возможностями и угрозами, которые могут реализоваться для РСЭС под влиянием фактора.

· Возможность – потенциальный позитивный эффект, оказываемый фактором на РСЭС. С точки зрения концепции «Вызов-Ответ» сущность ответов на возможность заключается в принятии решений или осуществлении определенных действий, способных привести к использованию потенциальных позитивных эффектов для региона.

· Угроза – потенциальный негативный эффект, оказываемый фактором на РСЭС. С точки зрения концепции «Вызов-Ответ» сущность ответов на угрозу заключается в осуществлении определённых действий, направленных на нивелирование или минимизацию потенциальных негативных эффектов для региона.

В настоящее время ученые особое внимание при разработке стратегии социально-экономического развития региона двум концепциям  концепция точек роста и опорного территориального каркаса региона.

Теория опорного каркаса территории активно развивалась в работах ведущих учёных экономической географии СССР и России. Так, ещё в 1946 г. Н.Н. Баранский сформулировал, что «экономический каркас территории представляет собой остов, на котором все держится, остов, который формирует территорию, придает ей определенную конфигурацию. Таким образом, каркас – это связующий механизм, обеспечивающий крепкие взаимосвязи между основными элементами той или иной экономической системы. Очевидно, тесная взаимосвязь будет обусловливаться существующими природными условиями (прежде всего строением рельефа, наличием рек и труднопроходимой местности) и развитием транспортно-коммуникационных артерий»[53]. Ученые в настоящее время предлагают следующее его определение: «Опорный каркас социально-экономического развития регионе определяется особенностями природного ландшафта (строение рельефа и речной системы), исторически сложившейся системой расселения, прежде всего размещением крупных городов, а также развитием регионального производственного комплекса и транспортно-коммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей связанность основных элементов»[54].

Применительно к экономике теория опорного каркаса региона занимается исследованием узловых элементов системы расселения, таких как крупные и большие многофункциональные населенные города, концентрирующие в себе демографический и хозяйственный потенциал региона.  От развития этих территориально-экономических центров зависят прилегающие населенные пункты, поскольку на них распространяется организационно-административное, культурное и экономическое влияние мегаполисов.

Концепция полюсов роста «базируется на идее «концентрированной децентрализации», предполагающей сосредоточение основных ресурсов страны и регионов на определенных узлах экономической системы, которые способны оказать значительное стимулирующее влияние на экономику в целом»[55].  Главная движущая сила полюса роста – инновации, которые являются драйвером роста ключевых отраслей экономики, оказывающих пропульсирующий (генерирующий) эффект на всю экономическую структуру полюса роста, вытягивая с прилегающей территории (хинтерланда) необходимые ресурсы и оказывая при этом на неё обратное благотворное влияние, развивая смежные виды деятельности и модернизируя социальную сферу. Такие инновационно-активные отрасли экономики соответствующего полюса роста образуют его инновационное ядро. Экономическая архитектура полюса роста формируется вокруг этого ядра, обусловливается наличием базовых факторов (ресурсов) экономического роста и функционированием обеспечивающей инфраструктуры, которую можно классифицировать на три группы: первичная, вторичная и третичная инфраструктура.

К базовым ресурсам относятся все факторы естественного происхождения: географическое положение, природно-климатические условия, наличие минерально-сырьевой базы, наличие и уровень квалификации трудовых ресурсов.

Первичная инфраструктура представляет собой совокупность базовых для экономики и жизни населения обеспечивающих факторов:

1. Здравоохранение.

2. Начальное и среднее образование.

3. Транспортная инфраструктура.

4. Энергетическая инфраструктура.

5. Телекоммуникационная инфраструктура.

Вторичная инфраструктура функционирует на базе первичных инфраструктурных факторов, дополняя их и повышая степень интенсивности использования базовых ресурсов:

1. Высшее образование и профессиональная подготовка.

2. Рынок труда.

3. Производственно-деловая и финансовая инфраструктура.

4. Институты гражданского общества и государственный аппарат.

Третичная инфраструктура обеспечивает функционирование наиболее динамичной и наукоемкой сферы развития экономики и включает один интегральный фактор: научно-инновационная инфраструктура. Значимость типов инфраструктуры для каждого полюса роста различна. Использование методологического подхода Всемирного экономического форума при расчете Индекса глобальной конкурентоспособности (The Global Competitiveness Index) для ресурсно-ориентированных, производственно- ориентированных и инновационно-ориентированных экономик позволяет сделать следующие выводы. Так, для инновационно-технологического полюса роста, где превалирует инновационно-ориентированные отрасли, высокое значение имеет уровень развития третичной (научно-инновационной) инфраструктуры. Для индустриальных полюсов роста, где превалируют производственно- ориентированные отрасли, определяющее значение имеет состояние вторичной инфраструктуры, прежде всего, производственно-деловой, финансовой, и рынка труда. Для агроиндустриальных полюсов роста, где превалируют ресурсно-ориентированные отрасли, наиболее важную роль играет первичная инфраструктура, а именно состояние базовых отраслей социальной сферы. Учитывая уникальность и специфику экономического уклада в различных полюсах роста, для успешного развития их ключевых отраслей необходимым является специфический состав и качество первичной, вторичной и третичной инфраструктуры. Для каждого вида полюса роста необходимый минимум инфраструктурных факторов.

Для того, что бы повысить эффективность стратегии социально-экономического развития при помощи теории опорного каркаса территории, необходимо предпринять определенные меры на уровне управляющих стратегическими процессами органов. А именно:

1.Территориально - дифференцированный подход к инвестиционному регулированию:

1.1. Создание территорий с особыми условиями развития и эффективное управление ими:

-предоставление налоговых льгот и преференций;

-содействие в подключении сетевых объектов инфраструктуры;

-компенсация инвестиционных расходов;

-разработка региональных форм государственно-частного партнёрства.

1.2. Создание реально действующей территориальной политики:

- совмещение идей построения многоуровневых систем в таких социально-экономических областях, как здравоохранение, образование, культура, спорт.

2. Городская среда агломерации должна развиваться в комплексе с пригородными территориями:

- управление ею должно сопровождаться эффективными решениями в части высвобождения имеющихся в черте города земельных ресурсов за счет переноса фондоёмких производств в пригородные зоны промышленного освоения.

3. Редевелопмент недвижимости города:

- городское пространство должно стать более комфортным для жизни с выделением полифункциональных центров;

-высокие стандарты жизни должны поддерживаться процессом форматизации городских объектов, развитием торговой, офисной и гостиничной инфраструктуры мирового уровня, обеспечивающей самые современные клиентские требования;

-город должен стать привлекательным городом для жизни и повторного туризма.

4. Инвестиционные проекты:

- должны усиливать отраслевую специализацию и способствовать формированию соответствующих отраслевых кластеров;

-должны быть сняты инфраструктурные ограничения, созданы условия для привлечения на территории подразделений ведущих мировых и российских промышленных корпораций в целях организации массового конкурентоспособного производства;

-индустриальные полюсы роста должны обеспечить реализацию и коммерциализацию инновационно-технологического капитала городской агломерации;

-привлечение инвестиционного капитала и трудовых ресурсов, особенно квалифицированных молодых врачей и учителей.

5. Активная государственная поддержка реализации местных бизнес-инициатив.

Таким образом,   формами консолидации научного сообщества и структур управления как субъектов стратегирования социально-экономического развития региона является разработка теоретико-методологической основы стратегии и экспертиза ее проекта.

Традиционно при разработке концепции стратегии социально-экономического развития использовался системный подход, акцентирующий внимание на административно-территориальном устройстве региона и как следствие на принципе  стратегического управления, для которого характерны постановка общих целей и способов поведения управленческих структур. Соответственно, разработка стратегии социально-экономического развития региона включает создание стратегического плана,  оценку уровня и особенностей социально-экономического развития региона.

При разработке стратегии социально-экономического развития региона структурами управления используется ситуационный подход, который ориентирован на разрешение проблем, которые возникают при осуществлении управленческой деятельности и направлен на разработку методов, связанных с принятием управленческих решений. Поэтому при разработке стратегии региона в рамках ситуационного подхода выявляются его сильные и слабые стороны социально-экономического развития путем сопоставления внешних и внутренних факторов, что позволяет разработать сценарии развития. Целью такой стратегии является укрепление положения региона на межрегиональном и международном рынке в соответствии с его внутренним потенциалом и социально-экономической специализацией.

В настоящее время органы управления использовали в проекте Стратегии социально-экономического развития Ростовской области - 2030 концепцию «Вызов-ответ». Сущность концепции «Вызов-Ответ», заключается в том, что, эта концепция формирует систему взглядов, благодаря которым, можно выстроить динамичную структуру развития региона в соответствии с внешними вызовами и угрозами устойчивости региона. Благодаря концепции «Вызов-Ответ», можно смоделировать сценарий динамичного развития региона в соответствии с природными и антропогенными (включая экономические, геополитические, экологические, технологические и социальные) факторами. То есть, проведя анализ внешних угроз и вызовов для региона в соответствии с каждым из вышеперечисленных факторов, можно спланировать несколько «страховых» вариантов стратегии развития, которыми можно будет либо заменить основную стратегию развития, либо внедрить в нее недостающие элементы ввиду динамичного развития внешних факторов.

При разработке стратегии социально-экономического развития Ростовской области 2030 органы управления обращаются также к теории опорного каркаса региона, которая занимается исследованием узловых элементов системы расселения, таких как крупные и большие многофункциональные населенные города, концентрирующие в себе демографический и хозяйственный потенциал региона.  От развития этих территориально-экономических центров зависят прилегающие населенные пункты, поскольку на них распространяется организационно-административное, культурное и экономическое влияние мегаполисов. Теория каркаса охватывает более широкий спектр потенциальных показателей, для анализа и разработки направлений развития региона. Это является одним из ключевых моментов инновационных изменений в концепцию стратегического планирования социально-экономического развития. Таким образом, благодаря широкому спектру потенциальных показателей для анализа и разработки стратегии развития региона, можно сделать вывод, что стратегическое планирование обретает возможность более тщательно проанализировать фундаментальные возможности конкретного региона для построения более высокоэффективного плана его развития.

Концепция полюсов роста базируется на идее «концентрированной децентрализации», предполагающей сосредоточение основных ресурсов страны и регионов на определённых узлах экономической системы, которые способны оказать значительное стимулирующее влияние на экономику в целом. Основным положением в концепции полюсов роста, является то, что регионы не развиваются равномерно, при возможно одинаковых институциональных условиях, в силу ряда факторов и исторически сложившихся предпосылок. В результате чего, создаются «точки роста», которые влияют на экономику в целом и на развитие отдельных территорий. То есть, сущность концепции полюсов роста, заключается в изначальном восприятии категории понятия точек роста. Точки или полюса роста – это города, в которых сосредоточены наборы лидирующих или развивающихся отраслей, которые базируются на инновационно-технологической основе, и способны к самостоятельному развитию в течение длительного времени, контролируя свое окружение и сообщая ему импульсы развития. Тем самым, создавая условия для развития прилежащих к полюсу роста территорий, в сфере смежной деятельности и модернизируя социальную сферу. Такие инновационно-активные отрасли экономики соответствующего полюса роста образуют его инновационное ядро. Экономическая архитектура полюса роста формируется вокруг этого ядра, обусловливается наличием базовых факторов (ресурсов) экономического роста и функционированием обеспечивающей инфраструктуры, которую можно классифицировать на три группы: первичная, вторичная и третичная инфраструктура.

Экономическая архитектура полюса роста формируется вокруг этого ядра, обусловливается наличием базовых факторов (ресурсов) экономического роста и функционированием обеспечивающей инфраструктуры, которую можно классифицировать на три группы: первичная, вторичная и третичная инфраструктура. Первичная инфраструктура представляет собой базовые показатели благосостояния социума, как правило это здравоохранение, образования, транспорт, энергетический комплекс и телекоммуникации. Вторичная инфраструктура базируется на первичных показателях, дополняя их и совершенствуя, а именно высшее образование, рынок труда, производственно-деловая и финансовая среда, институты гражданского общества и государственный аппарат. Третичная инфраструктура заключается в наукоемкой экономической сфере в виде научно-инновационного развития.

Плюсы концепции точек роста заключаются в том, что для каждого полюса роста подбираются соответствующие конкретному региону планы развития. То есть, для региона, где превалирует агропромышленная отрасль, подбирается один вариант развития этой отрасли, для региона с активно развитой топливно-энергетической отраслью подбирается другой план развития области и экономики в целом. Таким образом, можно сделать вывод, о том, что благодаря концепции точек роста, для каждого отраслевого региона или точки/полюса роста, подбирается свой актуальный высокоэффективный план стратегического развития и совершенствования в соответствии с возможностями и исторически сложившимися предпосылками к определенному, уже существующему вектору развития конкретного региона. Такая концепция поможет дать эффективный толчок к развитию в соответствии с существующей спецификой каждого полюса роста и дать положительный эффект на региональные экономики и экономику государства в целом.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: