Конспект занятия по развитию речи

«Слово на ладошке»

Цель: Обогащение словаря детей. Учить детей выделять и называть предлоги в разных предложениях по зрительным символам. Составлять предложения и рассказ по картинкам. Развивать внимание, речевую память, логику мышления.

Оборудование: воздушный шарик, сигнальные карточки, сюжетные картинки.

Ход занятия:

-Дети, я прочитаю вам стихотворение:

Я найду слова везде

И на небе, и в воде,

На полу, на потолке,

На носу и на руке.

Удивительно, но слова и вправду везде можно найти. Недаром в народе родилась такая загадка:

 -Не лёд, а ко всему льнёт. Что это? (слово).

-Давайте с вами проведём эксперимент. Как вы думаете, в нашей группе можно найти такой предмет, который никак не называется?

Всему название дано:

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету.

-А сейчас помогите мне назвать разные слова.

  Есть сладкое слово – кон…фета.

  Есть быстрое слово – ра…кета.

  Есть кислое слово – ли…мон.

  Есть слово колючее – ё…жик.

  Есть слово пушисто – с…нег.

  Есть слово весёлое – с…мех.

-Сейчас я попрошу вас закрыть глаза, и у нас появится предмет, которого сейчас в группе нет. (дети открывают глаза – появился воздушный шарик).

-Он какой? (воздушный, голубой, лёгкий, невесомый, большой, прозрачный, весёлый)

-Как вы думаете, какие слова могут прыгать? (кузнечик, заяц, лягушка, кенгуру, мячик);

-светить? (луч, солнце, лампочка, фонарь);

-летать? (самолёт, птица, бабочка, ракета).

-Наш шарик тоже может летать.

Шар воздушный, шаловливый,

Непослушный и строптивый

Вместе с ветром убежал,

А куда – нам не сказал.

-Вот он полетел и опустился на шкаф, на стол, под стол. (Шарик прикрепить на гвоздик).

-Чтобы нашему шарику не было одиноко, давайте надуем ему много шаров.

Надуваем быстро шарик

Он становится большой.

-Дети, давайте вспомним, куда опускался наш шарик? Где он был? (на шкафу, на стульчике, под столом)

-Сегодня мы будем повторять маленькие слова на, под. У вас на столе лежат картинки, посмотрите внимательно и отыщите, где спряталось маленькое слово на, а где слово под.

-Составьте предложение только с коротким словом на; только с коротким словом под.

-Маленькое слово на появляется тогда, когда предмет (кто-то или что-то) находится наверху.

-Маленькое слово под появляется тогда, когда предмет находится внизу. Я сейчас вам буду читать предложения с короткими словами на, под, а вы, если услышите слово на, поднимите такую                   табличку,


а когда услышите слово под                   (Будьте внимательны).

1. На сосне много шишек.

2. Ежик вырыл норку под деревом.

3. Птичка села на ветку.

4. Нарциссы цветут весной.

5. Щенок залез под диван.

6. Кошка сидит на окошке.

-Вот об этой кошке, вернее о котёнке, мы и составим рассказ.

-Диме в день рождения подарили котёнка. Дима назвал его Мурзик. Мурзик был маленький, весёлый, пушистый. Как только его принесли в дом, он отправился в путешествие по комнате. Под столом он нашёл кубик. Под шкафом – машину. Но больше всего Мурзику понравился мячик, который лежал на ковре. Мурзик закатил его под диван и долго не мог достать. Потом лежал на ковре. Мурзик запрыгнул на подоконник. И с удивлением смотрел, что же там, за окном. А там на небе сияло солнце, на ветке сидела птичка и пела песни.

-Весна наступила. А весной тает снег, бегут ручьи. И вот наш кораблик отправился в плаванье. (Чтение слов.)

- Дети, а какое у вас настроение обычно бывает, когда вы пускаете кораблик? (радостное). Оно какое?

-Мы не всегда радуемся, бывают различные жизненные ситуации, когда мы: грустим, удивляемся, боимся.

-А здесь у меня картинки с различными ситуациями: ваза разбита, торт, прилёт инопланетян.

Задание: найти пары: настроение – ситуация.

-Давайте поиграем в игру «Превращение».

-Покажите мне хитрую лису.

-Трусливого зайчика.

-А где они живут? (в лесу)

-Пойдёмте в лес.

Упражнение на коррекцию зрения.

  Зайчик прыгает под кустик.

  Птичка летит на веточку

Релаксационное упражнение «Олени»

-Сегодня на занятии мы говорили о словах, придумывали предложения и рассказ с короткими словами. Кто мне скажет – из чего состоят слова (из звуков)

Разложите картинки по увеличению количества звуков в произношении. Человек всегда говорит предложениями.

-Придумайте предложение о шарике с коротким словом на. (Шарик на ниточке.)

Анализ предложения.

-Сегодня мы научились составлять предложения с короткими словами на, под. И если вы запомнили правильно, то найдете сюрприз. Для девочек на столе. Для мальчиков под стульчиком.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: