«Слово на ладошке»
Цель: Обогащение словаря детей. Учить детей выделять и называть предлоги в разных предложениях по зрительным символам. Составлять предложения и рассказ по картинкам. Развивать внимание, речевую память, логику мышления.
Оборудование: воздушный шарик, сигнальные карточки, сюжетные картинки.
Ход занятия:
-Дети, я прочитаю вам стихотворение:
Я найду слова везде
И на небе, и в воде,
На полу, на потолке,
На носу и на руке.
Удивительно, но слова и вправду везде можно найти. Недаром в народе родилась такая загадка:
-Не лёд, а ко всему льнёт. Что это? (слово).
-Давайте с вами проведём эксперимент. Как вы думаете, в нашей группе можно найти такой предмет, который никак не называется?
Всему название дано:
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету.
-А сейчас помогите мне назвать разные слова.
Есть сладкое слово – кон…фета.
Есть быстрое слово – ра…кета.
Есть кислое слово – ли…мон.
Есть слово колючее – ё…жик.
Есть слово пушисто – с…нег.
|
|
Есть слово весёлое – с…мех.
-Сейчас я попрошу вас закрыть глаза, и у нас появится предмет, которого сейчас в группе нет. (дети открывают глаза – появился воздушный шарик).
-Он какой? (воздушный, голубой, лёгкий, невесомый, большой, прозрачный, весёлый)
-Как вы думаете, какие слова могут прыгать? (кузнечик, заяц, лягушка, кенгуру, мячик);
-светить? (луч, солнце, лампочка, фонарь);
-летать? (самолёт, птица, бабочка, ракета).
-Наш шарик тоже может летать.
Шар воздушный, шаловливый,
Непослушный и строптивый
Вместе с ветром убежал,
А куда – нам не сказал.
-Вот он полетел и опустился на шкаф, на стол, под стол. (Шарик прикрепить на гвоздик).
-Чтобы нашему шарику не было одиноко, давайте надуем ему много шаров.
Надуваем быстро шарик
Он становится большой.
-Дети, давайте вспомним, куда опускался наш шарик? Где он был? (на шкафу, на стульчике, под столом)
-Сегодня мы будем повторять маленькие слова на, под. У вас на столе лежат картинки, посмотрите внимательно и отыщите, где спряталось маленькое слово на, а где слово под.
-Составьте предложение только с коротким словом на; только с коротким словом под.
-Маленькое слово на появляется тогда, когда предмет (кто-то или что-то) находится наверху.
-Маленькое слово под появляется тогда, когда предмет находится внизу. Я сейчас вам буду читать предложения с короткими словами на, под, а вы, если услышите слово на, поднимите такую табличку,
а когда услышите слово под (Будьте внимательны).
1. На сосне много шишек.
2. Ежик вырыл норку под деревом.
3. Птичка села на ветку.
|
|
4. Нарциссы цветут весной.
5. Щенок залез под диван.
6. Кошка сидит на окошке.
-Вот об этой кошке, вернее о котёнке, мы и составим рассказ.
-Диме в день рождения подарили котёнка. Дима назвал его Мурзик. Мурзик был маленький, весёлый, пушистый. Как только его принесли в дом, он отправился в путешествие по комнате. Под столом он нашёл кубик. Под шкафом – машину. Но больше всего Мурзику понравился мячик, который лежал на ковре. Мурзик закатил его под диван и долго не мог достать. Потом лежал на ковре. Мурзик запрыгнул на подоконник. И с удивлением смотрел, что же там, за окном. А там на небе сияло солнце, на ветке сидела птичка и пела песни.
-Весна наступила. А весной тает снег, бегут ручьи. И вот наш кораблик отправился в плаванье. (Чтение слов.)
- Дети, а какое у вас настроение обычно бывает, когда вы пускаете кораблик? (радостное). Оно какое?
-Мы не всегда радуемся, бывают различные жизненные ситуации, когда мы: грустим, удивляемся, боимся.
-А здесь у меня картинки с различными ситуациями: ваза разбита, торт, прилёт инопланетян.
Задание: найти пары: настроение – ситуация.
-Давайте поиграем в игру «Превращение».
-Покажите мне хитрую лису.
-Трусливого зайчика.
-А где они живут? (в лесу)
-Пойдёмте в лес.
Упражнение на коррекцию зрения.
Зайчик прыгает под кустик.
Птичка летит на веточку
Релаксационное упражнение «Олени»
-Сегодня на занятии мы говорили о словах, придумывали предложения и рассказ с короткими словами. Кто мне скажет – из чего состоят слова (из звуков)
Разложите картинки по увеличению количества звуков в произношении. Человек всегда говорит предложениями.
-Придумайте предложение о шарике с коротким словом на. (Шарик на ниточке.)
Анализ предложения.
-Сегодня мы научились составлять предложения с короткими словами на, под. И если вы запомнили правильно, то найдете сюрприз. Для девочек на столе. Для мальчиков под стульчиком.