Констатирующий и формирующий этапы педагогического эксперимента

Теоретические основы проблемы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста (на материалах текстов-описаний), представленные в первой главе, позволяют говорить о необходимости создания специальных педагогических условий, направленных на ее решение.

С данной целью было проведено экспериментальное исследование, включающее в себя три этапа:

1 этап – констатирующий эксперимент – диагностика уровня сформированности связной речи на материале текстов-описаний детей пяти-семи лет.

2 этап – формирующий эксперимент – развитие связной речи старших дошкольников с использованием комплекса игр и упражнений с использованием описания.

3 этап – контрольный – повторная диагностика уровня сформированности связной речи (на материалах текстов–описаний) детей старшего дошкольного возраста.

Эксперимент проводился на базе МБДОУ «Детский сад № 1» г. о. Самара. В эксперименте принимала участие группа детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) в количестве 32 человек.

Констатирующий этап эксперимента. Для исследования уровня сформированности связной речи детей пяти-семи лет была использована модификация методики О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной.

Детям предлагалось выполнить серии заданий, в ходе которых было необходимо:

- составить текст-описание животного – ежа (по картине);

- составление текста повествования с элементами описания по серии сюжетных картин «Времена года. Весна»;

- составление описательного рассказа на определённую тему («Мой друг», «Наши любимые игрушки и игры», «Мое любимое домашнее животное», «Комната, в которой я живу»);

- составить текст–описание «Нарисуем портрет»;

- составить текст–описание на тему «Ждем гостей».

Задание 1. Составить текст-описание животного – ежа(по картине) (см. Приложение 1).

Цель: определить умения составлять текст-описание по картине.

Задачи: развивать умение у детей самостоятельно составлять связный текст-описание, используя разнообразные лексические средства, разнообразные способы связи между предложениями.

Исследование проводилось с каждым ребенком индивидуально.

Материал: картинки с изображением ежей («Развитие речи в картинках: занятия детей. Демонстрационный материал к пособиям О.С. Ушаковой»).

Оценка выполнения задания ребенком представлена в таблице 1.

Таблица 1

Уровни сформированности умений составлять текст–описание

(по картине)

Уровень выполнения задания Результаты выполнения задания Баллы
Высокий В тексте–описании отражены все характерные признаки животного, дано указание на его функции или назначение, соблюдается логическая последовательность в описании.   5-4
Средний Текст–описание достаточно информативен, отличается логической завершенностью, в нем отражена большая часть основных свойств.   3-2
Низкий Текст составлен с помощью повторных наводящих вопросов, указаний на детали. Описание не отображает многих существенных признаков, перечисляются отдельные качества. Не отмечается какой-либо логически обусловленной последовательности рассказа.     1-0

 

Задание 2. Составление текста–повествования с элементами описания по серии сюжетных картинок (на тему «Времена года. Весна») (см. Приложение 2)

Цель: определить умения составлять повествование с элементами описания по серии сюжетных картин.

Задачи: развивать умение составлять связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов.

Исследование проводилось с каждым ребенком индивидуально.

Материал: серия сюжетных картин «Времена года. Весна».

Оценка выполнения задания ребенком представлена в таблице 2.

Таблица 2

Уровни сформированности умений составлять текст–повествование с элементами описания (по серии сюжетных картин)

Уровень выполнения задания Результаты выполнения задания Баллы
Высокий При составлении текста ребенок раскладывает сюжетные картины в правильной последовательности и составляет связный рассказ.   5-4
Средний Серии сюжетных картин расставлены в логической последовательности, рассказ повествования составлен с помощью взрослого.   3-2
Низкий Текст составлен из перечисления отдельных признаков, изображенных на картинах. Последовательность серии сюжетных картин расставлена с помощью взрослого с использованием наводящих вопросов и подсказок.     1-0

 

Задание 3. Составление описательного рассказа на определённую тему («Моя семья», «Мой друг», «Наши любимые игрушки и игры», «Мое любимое домашнее животное», «Комната, в которой я живу»).

Цель: определить умения составлять описание из личного опыта.

Задачи: развивать умение у детей самостоятельно составлять связный текст-описание на предложенную тему.

Исследование проводилось с каждым ребенком индивидуально.

Оценка выполнения задания ребенком представлена в таблице 3.

 

 

Таблица 3

Уровни сформированности умений составлять текст–описание

на заданную педагогом тему

Уровень выполнения задания Результаты выполнения задания Баллы
Высокий Связный текст–описание составлен самостоятельно с использованием заранее составленного плана воспитателем, предложения располагаются последовательно, рассказ понятен для слушателя.   5-4
Средний Текст-описание составлен с помощью воспитателя.   3-2
Низкий Ребенок не справился с заданием. 1-0

 

Задание 4. Составление рассказа описания «Нарисуем портрет»

Цель: определить умения составлять рассказ описание.

Задачи: формировать представления детей об описании и его структурных элементах, определять недостатки описания.

Исследование проводилось с каждым ребенком индивидуально.

Материал: игрушка Незнайка.

Например: В гости к детям приходит Незнайка и "просит нарисовать портрет своего друга. Начинает описывать Незнайка: «Моего друга зовут Сиропчик. Он очень хороший». Затем предлагает детям описать своего лучшего друга.

Оценка выполнения задания ребенком представлена в таблице 4.

Таблица 4

Уровни сформированности умений составлять текст–описание

(словесное рисование портрета)

Уровень выполнения задания Результаты выполнения задания Баллы
Высокий Рассказ описание составлен с использованием структурных частей: начало, середина и конец. Перечислены основные характерные свойства, использование лексических средств.   5-4
Средний Рассказ составлен с помощью подсказок и наводящих вопросов взрослого. Предложения в тексте связные и последовательные.   3-2
Низкий Текст составлен с помощью повторных наводящих вопросов, указаний на детали. Описание не отображает многих существенных признаков, перечисляются отдельные качества. Не отмечается какой-либо логически обусловленной последовательности рассказа.     1-0

 

Задание 5. Составление текста-описания на тему «Описание предметов быта»

Цель: определить умения составлять текст-описание.

Задачи: учить описывать предметы посуды, опираясь на характерные признаки.

Исследование проводилось с каждым ребенком индивидуально.

Материал: предметы посуды.

В игре «Магазин» воспитатель берет на себя роль продавца и говорит: «Здравствуйте, дети! Приглашаю вас в магазин. Продам все, что пожелаете, да не за деньги, а за уменье, за уменье описать то, что будете покупать.

И еще одно условие. Описывая предмет, не называйте его, пусть другие дети догадаются, что вы хотите купить.

Оценка выполнения задания ребенком представлена в таблице 5.

Таблица 5

Уровни сформированности умений составлять текст-описание

(словесное рисование предметов быта)

Уровень выполнения задания Результаты выполнения задания Баллы
Высокий Текст-описание составлен с использованием структурных частей: начало, середина и конец. Перечислены основные характерные свойства, использование лексических средств.   5-4
Средний Текст составлен с помощью подсказок и наводящих вопросов взрослого. Предложения в тексте связные и последовательные.   3-2
Низкий Текст составлен с помощью повторных наводящих вопросов, указаний на детали. Описание не отображает многих существенных признаков, перечисляются отдельные качества. Не отмечается какой-либо логически обусловленной последовательности описания.     1-0

 

Критерии общего уровня сформированности связной речи детей пяти-семи лет определяются на основании суммирования баллов за выполнения всех пяти заданий (табл.6).

Таблица 6

Общая оценка уровня развития связной речи старших дошкольников (на материале текстов–описаний)

Уровень развития связной речи (на материалах текстов–описаний) Баллы
Высокий 19-25
Средний 10-18
Низкий 2-9

 

Проанализируем результаты исследования, полученные в ходе констатирующего этапа исследования.

Таблица 7

Уровень развития связной речи (на материалах текстов-описаний) детей пяти-семи лет на констатирующем этапе эксперимента

 

Группа

Уровень развития связной речи

(на материалах текстов-описаний)

Высокий

Средний

Низкий

Кол-во чел. % Кол-во чел. % Кол-во чел. %
ЭГ (16 чел.) 3 18,75 8 50 5 31,25
КГ (16 чел.) 2 12,5 10 62,5 4 25

 

Анализ данных таблицы 7, показал, что уровень сформированности связной речи детей контрольной и экспериментальной групп приблизительно одинаковый.

Высокий уровень развития связной речи детей старшего дошкольного возраста (на материалах текстов-описаний) отмечается у 18,75% (3 чел.) старших дошкольников в экспериментальной группе и 12,5 (2 чел.) в контрольной группе. Количество детей со средним уровнем сформированности связной речи в экспериментальной группе составило 50% (8 чел.) и 62,5% (10 чел.) в контрольной группе. Соответственно, у 25% (4 чел.) детей в экспериментальной группе и 31,25% (5 чел.) в контрольной группе выявлен низкий уровень развития связной речи (на материалах текстов-описаний).

В результате проведенного исследования установлено, что наиболее простыми и доступными для выполнения детьми пяти-семи лет в контрольной и экспериментальной группах, оказались задания составление текста-описания на тему «Описание предметов быта», составление описательного рассказа на определенную тему и составление повествования с элементами описания по серии сюжетных картин (задания 2, 3, 5). При построении описаний у детей старшего дошкольного возраста была выдержана четкая структура, использовались разнообразные средства выразительности, при этом были допущены незначительные ошибки при построении данного вида текста.

С заданиями данного типа справились 68,75% детей (11 чел.) в экспериментальной и 75% (12 чел.) в контрольной группе.

Анализ выполнения заданий, связанных с составлением текста–описания животного – ежа (по картине), составление описания «Нарисуем портрет» (задания 1, 4) позволяет отметить, что определенные трудности возникли у детей (в экспериментальной и контрольной группах) при составлении связного текста с использованием лексических средств выразительности, при установлении логической последовательности в описании признаков предмета или явления.

В целом задания данного типа выполнили 68,75% (11 чел.) в экспериментальной и 62,5% (10 чел.) в контрольных группах.

Количественная обработка результатов представлена в виде диаграммы 1 (рис.1).

Рис. 1. Уровни развития связной речи детей старшего дошкольного возраста (на материалах текстов-описаний) экспериментальной и контрольной групп на констатирующем этапе эксперимента

 

Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о различных уровнях развития связной речи (на материалах текстов-описаний) у детей старшего дошкольного возраста как в экспериментальной, так и в контрольной группах. Данные, полученные на констатирующем этапе исследования, свидетельствуют о необходимости создании специальных педагогических условий для обучения старших дошкольников созданию текстов–описаний.

Проведенный нами качественный анализ показал, что описание у значительной части детей имеет существенные недостатки: неоправданные повторы; неумение следовать предложенному плану; описание сводится к простому перечислению отдельных признаков любимой игрушки или знакомого предмета; ошибаются в выборе необходимых видов связей между предложениями и средств выразительности. Мы пришли к выводу, что необходимо с детьми, находящимися на среднем и низком уровне развития связной речи проводить более глубокую, целенаправленную и систематическую работу по развитию связных высказываний, посредством использования текстов-описаний.

Мы разработали и предложили комплекс заданий для детей старшего дошкольного возраста на основе использования текстов-описаний в воспитательно-образовательном процессе дошкольной образовательной организации. В ходе формирующего эксперимента мы преследовали цель: формирование связной речи детей пяти-семи лет с применением специально составленного комплекса заданий.

Разнообразное воздействие на познавательное развитие детей, формирование их речемыслительной деятельности оказывает обучение созданию текста-описания. Они способствуют активизации зрительного, речеслухового и тактильного восприятия, внимания, памяти, наблюдательности. Уточняются представления детей об окружающих предметах, происходит активное расширение словарного запаса. Они учатся умению выделять и сопоставлять существенные признаки предметов, использовать для их обозначения нужные лексемы, предложения соответствующей структуры, объединять предложения в связное последовательное сообщение.

Нами был составлен комплекс заданий по обучению детей старшего дошкольного возраста созданию текстов-описаний. Мы исходили из того, что старшие дошкольники должны чувствовать потребность в связном высказывании, поэтому необходимо создавать такие игровые ситуации, которые побуждают ребёнка описывать объект живо, эмоционально. Применение разнообразных интерактивных технологий обеспечивает диалоговое общение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: