Теоретические основы проблемы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста (на материалах текстов-описаний), представленные в первой главе, позволяют говорить о необходимости создания специальных педагогических условий, направленных на ее решение.
С данной целью было проведено экспериментальное исследование, включающее в себя три этапа:
1 этап – констатирующий эксперимент – диагностика уровня сформированности связной речи на материале текстов-описаний детей пяти-семи лет.
2 этап – формирующий эксперимент – развитие связной речи старших дошкольников с использованием комплекса игр и упражнений с использованием описания.
3 этап – контрольный – повторная диагностика уровня сформированности связной речи (на материалах текстов–описаний) детей старшего дошкольного возраста.
Эксперимент проводился на базе МБДОУ «Детский сад № 1» г. о. Самара. В эксперименте принимала участие группа детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) в количестве 32 человек.
|
|
Констатирующий этап эксперимента. Для исследования уровня сформированности связной речи детей пяти-семи лет была использована модификация методики О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной.
Детям предлагалось выполнить серии заданий, в ходе которых было необходимо:
- составить текст-описание животного – ежа (по картине);
- составление текста повествования с элементами описания по серии сюжетных картин «Времена года. Весна»;
- составление описательного рассказа на определённую тему («Мой друг», «Наши любимые игрушки и игры», «Мое любимое домашнее животное», «Комната, в которой я живу»);
- составить текст–описание «Нарисуем портрет»;
- составить текст–описание на тему «Ждем гостей».
Задание 1. Составить текст-описание животного – ежа(по картине) (см. Приложение 1).
Цель: определить умения составлять текст-описание по картине.
Задачи: развивать умение у детей самостоятельно составлять связный текст-описание, используя разнообразные лексические средства, разнообразные способы связи между предложениями.
Исследование проводилось с каждым ребенком индивидуально.
Материал: картинки с изображением ежей («Развитие речи в картинках: занятия детей. Демонстрационный материал к пособиям О.С. Ушаковой»).
Оценка выполнения задания ребенком представлена в таблице 1.
Таблица 1
Уровни сформированности умений составлять текст–описание
(по картине)
Уровень выполнения задания | Результаты выполнения задания | Баллы |
Высокий | В тексте–описании отражены все характерные признаки животного, дано указание на его функции или назначение, соблюдается логическая последовательность в описании. | 5-4 |
Средний | Текст–описание достаточно информативен, отличается логической завершенностью, в нем отражена большая часть основных свойств. | 3-2 |
Низкий | Текст составлен с помощью повторных наводящих вопросов, указаний на детали. Описание не отображает многих существенных признаков, перечисляются отдельные качества. Не отмечается какой-либо логически обусловленной последовательности рассказа. | 1-0 |
|
|
Задание 2. Составление текста–повествования с элементами описания по серии сюжетных картинок (на тему «Времена года. Весна») (см. Приложение 2)
Цель: определить умения составлять повествование с элементами описания по серии сюжетных картин.
Задачи: развивать умение составлять связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов.
Исследование проводилось с каждым ребенком индивидуально.
Материал: серия сюжетных картин «Времена года. Весна».
Оценка выполнения задания ребенком представлена в таблице 2.
Таблица 2
Уровни сформированности умений составлять текст–повествование с элементами описания (по серии сюжетных картин)
Уровень выполнения задания | Результаты выполнения задания | Баллы |
Высокий | При составлении текста ребенок раскладывает сюжетные картины в правильной последовательности и составляет связный рассказ. | 5-4 |
Средний | Серии сюжетных картин расставлены в логической последовательности, рассказ повествования составлен с помощью взрослого. | 3-2 |
Низкий | Текст составлен из перечисления отдельных признаков, изображенных на картинах. Последовательность серии сюжетных картин расставлена с помощью взрослого с использованием наводящих вопросов и подсказок. | 1-0 |
Задание 3. Составление описательного рассказа на определённую тему («Моя семья», «Мой друг», «Наши любимые игрушки и игры», «Мое любимое домашнее животное», «Комната, в которой я живу»).
Цель: определить умения составлять описание из личного опыта.
Задачи: развивать умение у детей самостоятельно составлять связный текст-описание на предложенную тему.
Исследование проводилось с каждым ребенком индивидуально.
Оценка выполнения задания ребенком представлена в таблице 3.
Таблица 3
Уровни сформированности умений составлять текст–описание
на заданную педагогом тему
Уровень выполнения задания | Результаты выполнения задания | Баллы |
Высокий | Связный текст–описание составлен самостоятельно с использованием заранее составленного плана воспитателем, предложения располагаются последовательно, рассказ понятен для слушателя. | 5-4 |
Средний | Текст-описание составлен с помощью воспитателя. | 3-2 |
Низкий | Ребенок не справился с заданием. | 1-0 |
Задание 4. Составление рассказа описания «Нарисуем портрет»
Цель: определить умения составлять рассказ описание.
Задачи: формировать представления детей об описании и его структурных элементах, определять недостатки описания.
Исследование проводилось с каждым ребенком индивидуально.
Материал: игрушка Незнайка.
Например: В гости к детям приходит Незнайка и "просит нарисовать портрет своего друга. Начинает описывать Незнайка: «Моего друга зовут Сиропчик. Он очень хороший». Затем предлагает детям описать своего лучшего друга.
Оценка выполнения задания ребенком представлена в таблице 4.
Таблица 4
Уровни сформированности умений составлять текст–описание
(словесное рисование портрета)
Уровень выполнения задания | Результаты выполнения задания | Баллы |
Высокий | Рассказ описание составлен с использованием структурных частей: начало, середина и конец. Перечислены основные характерные свойства, использование лексических средств. | 5-4 |
Средний | Рассказ составлен с помощью подсказок и наводящих вопросов взрослого. Предложения в тексте связные и последовательные. | 3-2 |
Низкий | Текст составлен с помощью повторных наводящих вопросов, указаний на детали. Описание не отображает многих существенных признаков, перечисляются отдельные качества. Не отмечается какой-либо логически обусловленной последовательности рассказа. | 1-0 |
|
|
Задание 5. Составление текста-описания на тему «Описание предметов быта»
Цель: определить умения составлять текст-описание.
Задачи: учить описывать предметы посуды, опираясь на характерные признаки.
Исследование проводилось с каждым ребенком индивидуально.
Материал: предметы посуды.
В игре «Магазин» воспитатель берет на себя роль продавца и говорит: «Здравствуйте, дети! Приглашаю вас в магазин. Продам все, что пожелаете, да не за деньги, а за уменье, за уменье описать то, что будете покупать.
И еще одно условие. Описывая предмет, не называйте его, пусть другие дети догадаются, что вы хотите купить.
Оценка выполнения задания ребенком представлена в таблице 5.
Таблица 5
Уровни сформированности умений составлять текст-описание
(словесное рисование предметов быта)
Уровень выполнения задания | Результаты выполнения задания | Баллы |
Высокий | Текст-описание составлен с использованием структурных частей: начало, середина и конец. Перечислены основные характерные свойства, использование лексических средств. | 5-4 |
Средний | Текст составлен с помощью подсказок и наводящих вопросов взрослого. Предложения в тексте связные и последовательные. | 3-2 |
Низкий | Текст составлен с помощью повторных наводящих вопросов, указаний на детали. Описание не отображает многих существенных признаков, перечисляются отдельные качества. Не отмечается какой-либо логически обусловленной последовательности описания. | 1-0 |
Критерии общего уровня сформированности связной речи детей пяти-семи лет определяются на основании суммирования баллов за выполнения всех пяти заданий (табл.6).
|
|
Таблица 6
Общая оценка уровня развития связной речи старших дошкольников (на материале текстов–описаний)
Уровень развития связной речи (на материалах текстов–описаний) | Баллы |
Высокий | 19-25 |
Средний | 10-18 |
Низкий | 2-9 |
Проанализируем результаты исследования, полученные в ходе констатирующего этапа исследования.
Таблица 7
Уровень развития связной речи (на материалах текстов-описаний) детей пяти-семи лет на констатирующем этапе эксперимента
Группа | Уровень развития связной речи (на материалах текстов-описаний) | |||||
Высокий | Средний | Низкий | ||||
Кол-во чел. | % | Кол-во чел. | % | Кол-во чел. | % | |
ЭГ (16 чел.) | 3 | 18,75 | 8 | 50 | 5 | 31,25 |
КГ (16 чел.) | 2 | 12,5 | 10 | 62,5 | 4 | 25 |
Анализ данных таблицы 7, показал, что уровень сформированности связной речи детей контрольной и экспериментальной групп приблизительно одинаковый.
Высокий уровень развития связной речи детей старшего дошкольного возраста (на материалах текстов-описаний) отмечается у 18,75% (3 чел.) старших дошкольников в экспериментальной группе и 12,5 (2 чел.) в контрольной группе. Количество детей со средним уровнем сформированности связной речи в экспериментальной группе составило 50% (8 чел.) и 62,5% (10 чел.) в контрольной группе. Соответственно, у 25% (4 чел.) детей в экспериментальной группе и 31,25% (5 чел.) в контрольной группе выявлен низкий уровень развития связной речи (на материалах текстов-описаний).
В результате проведенного исследования установлено, что наиболее простыми и доступными для выполнения детьми пяти-семи лет в контрольной и экспериментальной группах, оказались задания составление текста-описания на тему «Описание предметов быта», составление описательного рассказа на определенную тему и составление повествования с элементами описания по серии сюжетных картин (задания 2, 3, 5). При построении описаний у детей старшего дошкольного возраста была выдержана четкая структура, использовались разнообразные средства выразительности, при этом были допущены незначительные ошибки при построении данного вида текста.
С заданиями данного типа справились 68,75% детей (11 чел.) в экспериментальной и 75% (12 чел.) в контрольной группе.
Анализ выполнения заданий, связанных с составлением текста–описания животного – ежа (по картине), составление описания «Нарисуем портрет» (задания 1, 4) позволяет отметить, что определенные трудности возникли у детей (в экспериментальной и контрольной группах) при составлении связного текста с использованием лексических средств выразительности, при установлении логической последовательности в описании признаков предмета или явления.
В целом задания данного типа выполнили 68,75% (11 чел.) в экспериментальной и 62,5% (10 чел.) в контрольных группах.
Количественная обработка результатов представлена в виде диаграммы 1 (рис.1).
Рис. 1. Уровни развития связной речи детей старшего дошкольного возраста (на материалах текстов-описаний) экспериментальной и контрольной групп на констатирующем этапе эксперимента
Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о различных уровнях развития связной речи (на материалах текстов-описаний) у детей старшего дошкольного возраста как в экспериментальной, так и в контрольной группах. Данные, полученные на констатирующем этапе исследования, свидетельствуют о необходимости создании специальных педагогических условий для обучения старших дошкольников созданию текстов–описаний.
Проведенный нами качественный анализ показал, что описание у значительной части детей имеет существенные недостатки: неоправданные повторы; неумение следовать предложенному плану; описание сводится к простому перечислению отдельных признаков любимой игрушки или знакомого предмета; ошибаются в выборе необходимых видов связей между предложениями и средств выразительности. Мы пришли к выводу, что необходимо с детьми, находящимися на среднем и низком уровне развития связной речи проводить более глубокую, целенаправленную и систематическую работу по развитию связных высказываний, посредством использования текстов-описаний.
Мы разработали и предложили комплекс заданий для детей старшего дошкольного возраста на основе использования текстов-описаний в воспитательно-образовательном процессе дошкольной образовательной организации. В ходе формирующего эксперимента мы преследовали цель: формирование связной речи детей пяти-семи лет с применением специально составленного комплекса заданий.
Разнообразное воздействие на познавательное развитие детей, формирование их речемыслительной деятельности оказывает обучение созданию текста-описания. Они способствуют активизации зрительного, речеслухового и тактильного восприятия, внимания, памяти, наблюдательности. Уточняются представления детей об окружающих предметах, происходит активное расширение словарного запаса. Они учатся умению выделять и сопоставлять существенные признаки предметов, использовать для их обозначения нужные лексемы, предложения соответствующей структуры, объединять предложения в связное последовательное сообщение.
Нами был составлен комплекс заданий по обучению детей старшего дошкольного возраста созданию текстов-описаний. Мы исходили из того, что старшие дошкольники должны чувствовать потребность в связном высказывании, поэтому необходимо создавать такие игровые ситуации, которые побуждают ребёнка описывать объект живо, эмоционально. Применение разнообразных интерактивных технологий обеспечивает диалоговое общение.