Цель и задача опытно-практической работы. Первичная диагностика уровня готовности к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

После изучения психолого-педагогической и методической литературы для реализации поставленных задач и подтверждения гипотезы была проведена опытно-практическая работа.

Цель опытно-практической работы: определить эффективность использования дидактических игр и упражнений в процессе подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте.

Задачи опытно-практической работы:

1. Провести первичную диагностику уровня готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте.

2. Апробировать комплекс занятий по подготовке к обучению грамоте с использованием дидактических игр и упражнений.

3. Провести повторную диагностику и сравнить полученные результаты.

Опытно-практическая работа проводилась на базе МАДУ «Детский сад №37» «Чиполлино» г. Стерлитамак, улица Цюрупы д. 11. Заведующий дошкольным образовательным учреждением: Мустафина Эльвира Халитовна.

В дошкольной образовательной организации созданы все необходимые условия для организации педагогического процесса, стабильного функционирования образовательного учреждения и проведения работы по теме исследования:

Основные направления работы МАДОУ «37»:

– познавательно – речевое;

– художественно – эстетическое;

– физическое развитие и оздоровление;

– социально – личностное.

Итак, опытно-практическая работа проводилась с детьми старшей  группы в количестве 33 человек.

Опытно-практическая работа проводилась в тесном взаимодействии с воспитателями группы: Захаровой Гульназ Ильдаровны и Розалии Ринатовны. Стоит отметить, что группа укомплектована необходимым оборудованием, дидактическими средствами и учебно-вспомогательными материалами.

Таким образом, для проведения работы по теме исследования в группе есть необходимые материалы и дидактические средства.

Опытно – практическая работа велась в три этапа:

1. Констатирующий.

2. Формирующий.

3. Контрольный.

На констатирующем этапе опытно-практической работы нами была проведена диагностика по изучению уровняготовности детей старшего дошкольного возраста к школе (СМОТРЕТЬ По СВОЕМУ ПЛАНУ)

Мы не ставили цель исследовать готовность ребёнка к школьному обучению во всем объёме, что означает диагностировать различные её компоненты: мотивационную, волевую готовность; сформированность у ребёнка отношения к школе, учению; развитие необходимых форм общения со сверстниками, но учитывая особенности темы и целей исследования, посчитали необходимым, выделить интеллектуальную готовность и сформированность специальных функций анализа и синтеза речевых компонентов, как показателя уровня подготовки к обучению грамоте.

С этой целью нами была запланирована и проведена первичная диагностика по методикам С.А. Банкова: № 1. «Тестовая беседа по выявлению интеллектуальной готовности к школьному обучению»; и № 2: «Тест на определение уровня развития школьно-значимых аналитико-синтетических речевых функций» (Приложение 2).

ПОКАЗАТЕЛИ И КРИТЕРИИ

- высокий уровень - ребенок безошибочно различает слова, слоги, близкие по звуковому составу, различает слова со сходными звуками;

- средний уровень - ребенок допускает незначительные ошибки, при замедленном повторении может их исправить самостоятельно;
    - низкий уровень - ребенок не различает сходные по звучанию слоги и слова, не замечает ошибок при многократном повторении.

Методика №1. Тестовая беседа по выявлению интеллектуальной готовности к школьному обучению С.А. Банкова (Приложение 1).

Цель: выявить общую интеллектуальную готовность к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте.

Метод: тестовая беседа. Детям предлагалось ответить на 23 вопроса теста и по количеству правильных ответов, определялась сумма баллов.

В тестировании приняли участие подгруппа детей: 10 воспитанников старшей группы, среди них – 6 мальчика и 4 девочек, стабильно, посещающих детский сад.

Список детей

Ф. И ребенка Возраст ребенка
1 Лолита Р. 6 лет
2 Мария И. 5 лет
3 София И. 5 лет
4 Ксения К. 6 лет
5 Даниил К. 5 лет
6 Константин Д. 5 лет
7 Арслан Х. 5 лет
8 Кирилл С. 6 лет
9 Иван Б. 5 лет
10 Глеб Б. 5 лет

 

На основании диагностики можно сделать следующие выводы:

Что 90% детей ответили правильно на первый вопрос.

На второй вопрос только 70 % детей ответили верно.

3, 4, 5, 6, 7, 8 вопрос не вызвали затруднений у детей, все ответили верно, что составляет 100%.

На девятый вопрос – 40% ответили полностью на вопрос, 40% назвали только номер дома, 20% – не ответили.

На десятый вопрос 80% – ответили полностью.

На вопрос «Любишь ли ты рисовать?» ответили – «да» все участники, все они назвали цвет карандаша.

На двенадцатый вопрос – 70% детей определили время года (осень), а 30% ответили, что зима.

13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22 вопросы так же не вызвали затруднений.

На 23 вопрос все дети ответили – «Нужно признаться в том, что ты это сделал и извиниться перед ним», то есть выбрали правильную позицию во взаимоотношениях со сверстниками.

Делая вывод, хочется отметить, что большинство воспитанников без затруднений ответили на предложенные вопросы, и мы можем предположить, что у них достаточно развита интеллектуальная готовность к школьному обучению.

Для выявления уровня развития школьно-значимых аналитико-синтетических речевых функций готовности ребенка к школе был проведено тестирование по Методике № 2. (Приложение 2).

Методика №2 «Уровень развития школьно-значимых аналитико-синтетических речевых функций готовности ребенка к школе»

Цель: Краткое исследование развития речевого слуха

Метод исследования: Детям предлагалось ответить на 22 вопроса теста и по количеству правильных ответов, определялась сумма баллов.

В тестировании приняли участие подгруппа детей: 10 воспитанников старшей группы, среди них – 6 мальчиков и 4 девочки, стабильно, посещающих детский сад.

Список детей

Ф. И ребенка Возраст ребенка
1 Лолита Р. 6 лет
2 Мария И. 5 лет
3 София И. 5 лет
4 Ксения К. 6 лет
5 Даниил К. 5 лет
6 Константин Д. 5 лет
7 Арслан Х. 5 лет
8 Кирилл С. 6 лет
9 Иван Б. 5 лет
10 Глеб Б. 5 лет

 

На основании диагностики можно сделать следующие выводы:

Что 90% детей ответили правильно на первый вопрос.

На второй вопрос только 70 % детей ответили верно.

3, 4, 5, 6, 7 вопрос не вызвали затруднений у детей, все ответили верно, что составляет 100%.

На восьмой вопрос – 40% ответили полностью на вопрос, 40% назвали только номер дома, 20% – не ответили.

На девятый и десятый вопрос 80% – ответили полностью.

На пятнадцатый вопрос– 60% детей показали правильное применение школьной атрибутики, а 40% затруднились показать.

16, 17, 18, 19, 20, 21 вопросы так же не вызвали затруднений.

На 22 вопрос все дети – выбрали правильную адекватную позицию.

Делая вывод, хочется отметить, что большинство воспитанников без затруднений ответили на предложенные вопросы, и мы можем предположить, что у них достаточно развита интеллектуальная готовность к школьному обучению.

На основании проведенной нами первичной диагностики можно сделать следующие выводы о том, что 70 % имеют «высокий уровень» – ребенок безошибочно различает слова, слоги, близкие по звуковому составу, различает слова со сходными звуками. У 20 % выявлен «средний уровень» – ребенок допускает незначительные ошибки, при замедленном повторении может их исправить самостоятельно. У 10 % детей выявлен «низкий уровень», так как – ребенок не различает сходные по звучанию слоги и слова, не замечает ошибок при многократном повторении.

Методика №3,,,,,,,,,,,,(Приложение №3).

 

 

Диагностику надо как следует подобрать, доработать и выработать показатели и критерии для всех 3-4 методик, и обработать данные, как будто ВЫ их провели, детей можно взять и 15, как хотите

 

Фамилия, имя ребенка 1. Умение делить слова на слоги 2. Умение называть слова с заданным звуком 3. Умение проводить звуковой анализ слова 4. Умение различать согласные звуки: твёрдые и мягкие 5. Умение понимать роль звука в слове 6. Умение вычленять ударение, определять его место в слове. 7. Умение различать слово и предложение.
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               

1. Ребёнку предлагается подобрать слова, в которых один, два и три звука. Если ребёнок затрудняется, ему предлагаются предметные картинки. Даётся задание разложить картинки на три части. В первой - слова с одним слогом, во второй - слова с двумя слогами, в третьей - с тремя. Слова: мак, мел, стол; лампа, лужа, книга; машина, рябина, малина.

• Ребёнок самостоятельно выполняет задание без опоры на наглядность или с помощью карточек, но без ошибок или исправляет их самостоятельно.

• Ребёнок выполняет задание с помощью карточек, прибегая к помощи воспитателя.

• Ребёнок не справляется с заданием.

2. Ребёнку даётся задание: Давай будем называть по очереди слова, которые начинаются со звука "р", потом со звука "рь".

• Ребёнок правильно выполняет задание.

• Ребёнок выполняет задание, но допускает ошибки, самостоятельно исправляя их.

• Справляется с заданием с помощью воспитателя.

3. Ребенку предлагается карточка с изображением розы и клеточки по числу звуков

Р О з а

Сколько клеточек нарисовано внизу рисунка? (Четыре). Что обозначает каждая клеточка? (Звук). Сколько звуков в этом слове? (Четыре). Какие звуки в этом слове можно долго тянуть, петь, громко кричать и при этом во рту ничего не мешает? ("о"; "а"). Как называются такие звуки? (Гласные). Какой фишкой обозначаются? (Красной). Найди место гласных звуков в слове и обозначь их фишками. Какие звуки в этом слове нам мешают произносить зубы и язык? ("д"; "м"). Как называются звуки, которые нельзя пропеть, прокричать? (Согласные). Какой фишкой обозначается согласный звук? (Серой). Найди место согласных звуков в слове и обозначь серыми фишками.

• Ребёнок самостоятельно и правильно проводит звуковой анализ слова.

• Ребёнок справляется с заданием с небольшой помощью взрослого.

• Ребёнок справляется с заданием при активной помощи взрослого или не справляется совсем.

4. Вниманию ребёнка предлагается две картинки - с изображением луны и лисы. Воспитатель спрашивает: Какой первый звук в слове лиса? ("ль"). Какой первый звук в слове луна? ("л"). Какие это звуки? (Это звуки-братцы; если ребёнок забыл, то воспитатель помогает ему вспомнить этот термин). Назови большого братца ("л"). Как ещё называем большого братца? (твёрдый согласный). Фишкой какого цвета обозначает твердый согласный звук? (синей). Назови маленького братца ("ль"). Как мы его ещё называем? (мягкий согласный). Какой фишкой его обозначаем? (зелёной). Обозначь твёрдые звуки в этих словах фишками синего цвета, а мягкие - зелёными. Назови парные звуки этих согласных.

• Ребёнок самостоятельно проводит звуковой анализ слова; если допускает ошибки, то исправляет их самостоятельно.

• Ребёнок справляется с заданием с помощью взрослого.

• Ребёнок справляется с заданием при активной помощи взрослого или не справляется совсем.

5. Задание: Найти звук, который заблудился.

Синеет море перед нами,

Летают майки над волнами.

Как надо было сказать? (Чайки). Какой звук заблудился? ("ч").

На глазах у детворы

Красят крысу маляры.

Как надо было сказать? (Крышу). Какой звук заблудился? ("с").

Тает снег, бегут ручьи,

На ветвях сидят врачи.

Как надо было сказать? (Грачи). Какой звук заблудился? ("г").

• Ребёнок правильно справляется с заданием, сразу нашёл заблудившийся звук.

• Ребёнок с правился с заданием, но не очень быстро.

• Ребёнок справился с заданием с помощью воспитателя.

6. Задание: произнеси слово игла так, чтобы я в нём услышала ударный гласный звук. Поставь фишку над ударным звуком. Затем воспитатель переставляет фишку (теперь она стоит над звуком "и"). Предлагает прочитать ребёнку слово с перенесённым ударением. Так говорят? Исправь мою ошибку - поставь нужный звук под ударение (ребёнок должен передвинуть фишку) и произнеси слово, чтобы было правильно.

• Ребёнок правильно справляется с заданием без ошибок.

• Ребёнок справляется с заданием с помощью проб и ошибок; при небольшой помощи воспитателя.

• Ребёнок справляется с заданием при активной помощи воспитателя или не справляется совсем.

7. Воспитатель показывает картинку с изображением белки. Кто здесь нарисован? (Белка). Что ты сейчас сказал? (Слово белка). Придумай предложение со словом белка.

• Ребёнок различает понятия "слово" и "предложение"; понимает, что в предложении содержится какая-либо мысль (У белки пушистый хвост; Белка грызёт орешки и т. д.).

• Ребёнок справляется с заданием с небольшой помощью взрослого - взрослый подсказывает, что в предложении рассказывается о чём-либо.

• Ребёнок справляется с заданием составить предложение только по образцу воспитателя.

 

Уровни освоения

НИЗКИЙ - Ребёнок пассивен в работе со звуками. Не владеет основными качественными характеристиками звуков в слове.

СРЕДНИЙ - Ребёнку нравится выполнять задания со звуками. Ребёнок допускает ошибки в работе со звуками, но исправляет их с небольшой помощью взрослого.

ВЫСОКИЙ - Ребёнок активен при выполнении заданий со звуками. Самостоятелен при выполнении заданий. Владеет средствами звукового анализа слов, определяет основные качественные характеристики звуков в слове (гласный-согласный, твёрдый-мягкий, ударный-безударный гласный, место звука в слове).

 

 

                                   

 

 

Таблица 1

Уровни и показатели сформированности звукопроизношения у детей старшей группы

Уровни Показатели
1 Низкий Ребенок различает слово и звук. Выделяет звуки в слове только с помощью взрослого; не различает гласные и согласные, твердые и мягкие звуки. Пассивен в работе со схемами. Путает буквы и звуки.
2 Средний Ребенок допускает ошибки в звуковом анализе слов, затрудняется в дифференцировке твердых и мягких звуков. Медленно читает по слогам, с ошибками составляет слова простой структуры.
3 Высокий Ребенок проявляет интерес к языку, самостоятельно производит звуковой анализ односложного трехзвукового слова с использованием моделей и схемы, различает гласные и согласные, твердые и мягкие звуки, активно участвует в составлении предложений по «живой модели», правильно, плавно читает по слогам с постепенным переходом к чтению целыми словами. Правильно составляет из букв разрезной азбуки слоги и слова простой структуры.

 

ПОКАЗАТЕЛИ, КРИТЕРИИ? Уровни составьте таблицу по какому принципу будете определять уровни готовности к обучению в школе

«В» – высокий уровень;

«С» – средний уровень;

«Н» – низкий уровень.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: