Характеристика процесса подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава I. Теоретические основы подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте с использованием дидактических игр и упражнений ………………………………………………...…………….............6

1.1. Характеристика процесса подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте …………………………………..…………….…6

1.2. Использование дидактических игр и упражнений в процессе подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте.………………...16

Выводы по первой главе………………………………………..………….…....25

Глава II. Опытно-практическая работа по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте с использованием дидактических игр и упражнений ….…………………………...…......... ……………………...26

2.1. Цель и задача опытно-практической работы. Первичная диагностика уровня готовности к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста…………….…………………………………...…...................................28

2.2. Организация работы по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте с использованием дидактических игр и упражнений …………………………………………………............................. 31

2.3. Повторная диагностика и сравнительный анализ результатов опытно-практической работы…………………………………………………………….34

Выводы по второй главе………………………………...………………........... 37

Заключение……………………………………………………………………… 40

Список литературы……………………………………………...……………… 49

Приложение

Введение

Старший дошкольный возраст является возрастом активного усвоения новых знаний и подготовки ребенка к дальнейшему обучению. Подготовка к освоению грамоты детей старшего дошкольного возраста в современных условиях не только возможна, но и необходима.

Исследования ученых (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Е.Е. Шулешко, Е.А. Бугрименко, Л.Е. Журова, Г.Ф. Марцинкевич и др.), позволили установить оптимальные, сензитивные сроки для начала обучения грамоте; это старшая группа детского сада, так как к пяти годам у детей в коре головного мозга созревают зоны звукового анализа и синтеза и проявляется особое «чутье» к языку, которое несколько ослабевает в более старшем возрасте, и ребенок как бы теряет свои лингвистические способности.

Актуальность исследования объясняется также и тем, что современная система образования предъявляет высокие требования к выпускникам дошкольных учреждений. Вопрос о преемственности дошкольного учреждения и школы, в том числе в обучении грамоте, ставится по-новому. Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть из которых приходится на школу, однако, чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо значительную часть умений сформировать в детском саду.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования подчеркивается необходимость формирования звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте, а также реализации программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, так как доказано, что в обучении детей этого возраста наиболее эффективным является ведущий вид деятельности дошкольника. В соответствие с этими положениями выбрана и тема квалификационной работы.

Тема исследования: «Использование дидактических игр и упражнений в процессе подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте».

Цель исследования: изучить эффективность использования дидактических игр и упражнений в процессе подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте.

Объект исследования: процесс подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте.

Предмет исследования: использование дидактических игр и упражнений в процессе подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте.

Гипотеза исследования: процесс подготовки к обучению грамоте будет успешным, если:

- раскрыть содержание работы воспитателя по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте;

- создать необходимые педагогические условия для проведения дидактических игр и упражнений в процессе подготовки к обучению грамоте;

- использовать эффективные методы и приемы в процессе организации дидактических игр и упражнений.

Задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.

2. Раскрыть содержание работы воспитателя по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте.

3. Выявить эффективность использования дидактических игр и упражнений в процессе подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте.

4. Разработать и апробировать серию мероприятий по использованию дидактических игр и упражнений, направленных на подготовку детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте.

Методы исследования:

- теоретические (анализ, систематизация и обобщение информации по проблеме исследования);

- эмпирические (наблюдение, беседа, педагогический эксперимент);

- статические (обработка количественных данных).

Практическая значимость: разработанные материалы, могу быть использованы студентами колледжа на производственной практике и молодым специалистами в профессиональной деятельности.

База опытно-практической работы: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 45» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан.

 

 

Глава 1. Теоретические основы подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте с использованием дидактических игр и упражнений

Характеристика процесса подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте

Для определения сущности подготовки к обучению грамоте следует, прежде всего, понять, каковы особенности понятия «грамота» и «подготовка к обучению грамоте».

Грамота – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.

Подготовка к обучению грамоте – организация полноценной, эмоционально насыщенной жизнедеятельности ребенка, удовлетворяющей его интересы и потребности на протяжении всего дошкольного детства. Знания, полученные ребенком в процессе деятельности, познания и общения, являются, прежде всего, условием личностного развития. Важность не в их накоплении, а в возможности с их помощью решать важные жизненные задачи.

Б.Г. Ананьев подчеркивает, что чтение и письмо – виды речевой деятельности, основой для которых является устная речь, это сложный ряд новых ассоциаций, который основывается на уже сформировавшейся второй сигнальной системе, присоединяется к ней и развивает ее. [1, с. 412]

 При определении содержания работы по подготовке к обучению грамоте подчеркивает, что целесообразно выделить следующие направления:

- ознакомление детей со словом – вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи;

- ознакомление с предложением – выделение его как смысловой единицы из речи;

- ознакомление со словесным составом предложения – деление предложения на слова и составление из слов 2 - 4 предложений;

- ознакомление со слоговым строением слова - членение слов из 2-3 слогов на части и составление слов и слогов;

- ознакомление со звуковым строением слов, формирование навыков звукового анализа слов: определение количества, последовательности звуков и составление слов с определенными звуками, понимающие смыслоразличительной роли фонемы.

Особое значение имеет формирование элементарного осознания чужой и своей речи, когда предметом внимания и изучения детей становится сама речь, ее элементы. Формирование речевой рефлексии (осознание собственного речевого поведения, речевых действий), произвольности речи составляет важнейший аспект подготовки к обучению письменной речи. Данное качество является составной частью общей психологической готовности к школе. Произвольность и сознательность построения речевого высказывания являются психологическими характеристиками письменной речи, поэтому развитие произвольности и рефлексии устной речи служит основой для последующего овладения письменной речью [7, с.288].

Показателями определенного уровня осознания речи и готовности к обучению грамоте являются следующие умения: сосредоточивать свое внимание на вербальной задаче; произвольно и преднамеренно строить свои высказывания; выбирать наиболее подходящие языковые средства для выполнения вербальной задачи; размышлять о возможных вариантах ее решения; оценивать выполнение вербальной задачи.

Формирование речевых умений и навыков и осознания явлений языка и речи – взаимосвязанные стороны единого процесса речевого развития. С одной стороны, совершенствование речевых умений и навыков составляет условие последующего осознания явлений языка, с другой – сознательное оперирование языком, его элементами не изолировано от развития практических умений и навыков. Целенаправленная подготовка к обучению грамоте, формирование элементарных знаний о речи повышают уровень ее произвольности и осознания, что, в свою очередь, оказывает влияние на общее речевое развитие, повышение речевой культуры детей. Таким образом, необходима двусторонняя связь между процессом развития речи в детском саду и подготовкой к обучению грамоте.

Подготовка к обучению грамоте предусматривается не только в старших группах, она начинается значительно раньше. В каждой возрастной группе планомерно проводятся специальные занятия по обучению родному языку и развитию речи детей, на которых в комплексе решаются задачи формирования разных сторон речевой деятельности. [7, с.288].

Механизмы чтения и письма в современной психологии рассматриваются как процессы кодирования и декодирования устной речи. Значение каждого слова закодировано в определенном комплексе звуков речи. В письменной речи используется другой код (это могут быть иероглифы, как в китайском языке, или буквы, как в русском языке), соотнесенный с устной речью. Переход с одного кода на другой называется перекодированием. Чтение – это перевод буквенного кода в звучание слов, а письмо, наоборот, перекодирование устной речи

Д.Б. Эльконин показал, что механизм чтения определяется системой письма на том или ином языке (при иероглифическом письме смысловые единицы – слова, понятия, кодируются с помощью особых значков – иероглифов). Их столько, сколько слов-значений в языке. При этой системе письма обучение чтению сводится к запоминанию значений отдельных иероглифов. Хотя это трудоемкий и длительный процесс, но он прост по своей психологической природе: основными его компонентами являются восприятие, запоминание и узнавание

В слоговых системах письма знак слога уже связан со звуковой формой, установление его значения происходит через анализ звуковой формы слова. Обучение чтению в данном случае легче: слоговой анализ слов, необходимый при перекодировании, не представляет особых трудностей, поскольку слог является естественной произносительной единицей. При чтении слияние слогов также не вызывает трудностей. Обучение чтению включает: членение слов на слоги, запоминание графического знака слога, узнавание по графическому знаку слога его звукового значения, слияние звуковых форм слогов в слово.

Русское письмо – звуко-буквенное, оно точно и тонко передает звуковой состав языка и требует другого механизма чтения: процесс перекодировки в нем обеспечивается звуко-буквенным анализом слов. Поэтому и психологический механизм чтения изменяется: начальный этап чтения есть процесс воссоздания звуковой формы слов по их графической (буквенной) модели. Здесь обучающийся читать действует со звуковой стороной языка и без правильного воссоздания звуковой формы слова не может понять читаемое

Д.Б. Эльконин отмечает, что все искания на протяжении истории методики обучения чтению, были направлены на выяснение этого механизма воссоздания звуковой формы слова по его буквенной модели и приемов его формирования. В результате был определен путь обучения грамоте: путь от изучения звуковых значений к буквам; путь анализа и синтеза звуковой стороны речи. Поэтому в современной методике принят звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Само название его говорит о том, что в основе обучения лежат анализ и синтез звуковой стороны языка и речи.

В большинстве случаев сегодня используются варианты звукового аналитико-синтетического метода звуко-слоговой метод В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина, А.Ф. Шанько [36, с. 118].

В основе этого метода лежит позиционный принцип чтения, т. е. произнесение согласной фонемы при чтении должно производиться с учетом позиции следующей за ней гласной фонемы. Например, в словах мал, мел, мял, мыл, мул согласный звук, и произносится всякий раз по-разному в зависимости от того, какой звук за ним следует.

Показателями определенного уровня осознания речи и готовности к обучению грамоте являются умения: сосредоточивать внимание на вербальной задаче; произвольно и преднамеренно строить свои высказывания; выбирать наиболее подходящие языковые средства для выполнения вербальной задачи; размышлять о возможных вариантах ее решения; оценивать выполнение вербальной задачи.

Формирование речевых умений и навыков и осознания явлений языка и речи – взаимосвязанные стороны единого процесса речевого развития. С одной стороны, совершенствование речевых умений, навыков составляет условие последующего осознания явлений языка, с другой – сознательное оперирование языком, его элементами не изолировано от развития практических умений, навыков. Целенаправленная подготовка к обучению грамоте, формирование элементарных знаний о речи повышают уровень ее произвольности и осознания, что, оказывает влияние на общее речевое развитие, повышение речевой культуры детей [39, с. 288].

При обучении грамоте это проявляется в том, что обучающиеся должны: различать четко все гласные и согласные фонемы; находить гласные фонемы в словах; ориентироваться на гласную букву и определять твердость или мягкость предшествующей согласной фонемы; усваивать согласные фонемы в сочетании со всеми гласными.

Готовность к обучению грамоте заключается также в достаточном уровне развития аналитико-синтетической деятельности, поскольку уже первоначальный этап овладения навыками чтения и письма требует умений анализа, сравнения, синтеза и обобщения языкового материала [41, с. 118].

Аналитико-синтетический метод обучения грамоте развивающий, то есть обучение не сводится к тренировке навыков чтения, а содействует умственному развитию ребенка в целом. Суть метода заключается в том, что ребенок под руководством взрослого анализирует звуковой состав слова, а затем из полученных таким образом звуков синтезирует исходное слово. Метод письма-чтения по результатам анализа, по существу, должен содержать своеобразную подсказку того, как из отдельных звуков получается целое слово.

Подготовка к обучению грамоте предусматривается не только в старших группах, она начинается значительно раньше. Так, уже во второй младшей группе формируется умение вслушиваться в звучание слова, детей знакомят в практическом плане с терминами «слово», «звук».

В средней группе детей продолжают знакомить с терминами «слово», «звук» практически, без определений, т.е. учат понимать и употреблять эти слова при выполнении упражнений, в речевых играх. Знакомят с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и сходно, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности. Обращают их внимание на длительность звучания слов короткие и длинные. У ребенка формируют умения различать на слух твердые и мягкие согласные без выделения терминов, определять и изолированно произносить первый звук в слове, называть слова с заданным звуком. Учат выделять голосом звук в слове: произносить заданный звук протяжно (ррак), громче, четче, чем он произносится обычно, называть изолированно

В старшей группе учат: производить анализ слов различной звуковой структуры; выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова; качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук); правильно употреблять соответствующие термины [31,с.304]

В подготовительной к школе группе завершается работа по овладению основами грамоты. Здесь предусматривается обучение детей чтению и письму. К концу года дети должны: научиться читать со скоростью 30-40 слов в минуту, записывать слова в тетрадной строке, соблюдая тип соединения букв и четкое письмо их основных элементов; освоить позу пишущего. Анализ программы показывает, что основное внимание в ней уделяется ознакомлению со звуковым строением слова, формированию действий звукового анализа и последующему обучению началам грамоты.

К числу предпосылок, важных для овладения грамотой, относится осознание ребенком речевой действительности и ее элементов: звуков, слов. Осознание языковой действительности имеет большое значение для умственного становления личности в целом, обеспечивает высокую эффективность речевого развития и успешность последующего систематического изучения курса родного языка. Осознание речевой действительности, языковых обобщений (словесного и звукового состава речи) происходит в процессе практического овладения ребенком различными системами языка уже в дошкольном возрасте. Читающий оперирует со звуковой стороной языка, а чтение – процесс воссоздания звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели, поэтому важно предваряющее знакомство детей со звуками родного языка. Обучение грамоте начинается не тогда, когда пытаются заставить ребенка запомнить букву, а когда ему скажут: «Послушай, как поет синичка!». Все упражнения проводятся в игровой, занимательной форме с элементами соревнования, так как игровые приемы и дидактические игры составляют специфику обучения дошкольников. Дети учатся по количеству хлопков или по заданному слогу придумывать слово, отобрать картинки, в названии которых есть заданный звук или слог.

Проведение занятий с применением наглядных пособий и игровых приемов дает возможность в течение 30 минут поддерживать работоспособность даже у детей с неустойчивым вниманием и быстро истощаемой нервной системой. Программный материал усваивается легче и быстрее, расширяется словарный запас, прочнее усваиваются слого-звуковой анализ и синтез, особенности лексико-грамматического строя речи, активизируется самостоятельность мышления [9, с. 253].

Методика проведения фронтальных занятий предполагает комплексный подход в сочетании с наглядными и игровыми приемами.

В ходе занятия реализуется основной принцип образования – принцип соблюдении триединой задачи: воспитание, развитие, обучение. Последовательность в работе по ознакомлению с предложением аналогична последовательности ознакомления со словом. Сначала необходимо выделить предложение из потока речи. С этой целью предлагается готовый или составляется вместе с детьми небольшой рассказ по картине.

Рассказ произносится четко, с интонационным выделением каждого предложения. Далее к каждому предложению ставятся вопросы. Педагог предлагает еще раз послушать рассказ, сообщает, что в нем три предложения, что наша речь состоит из предложений, мы говорим предложениями; в каждом предложении про что-то говорится. Затем дети сами составляют предложения по картинкам, игрушкам. И всякий раз важно помочь детям установить, о ком или о чем составлено предложение, т.е. вычленить смысловую сторону предложения.

В дальнейшем детей упражняют в определении количества предложений в готовом тексте. Текст произносится с паузами, а дети обозначают предложения на схемах. Затем проверяется правильность выполнения задания. Для закрепления представлений о предложении используются такие приемы, как: придумывание предложений с заданным словом; придумывание предложения, которое начиналось бы с определенного слова; составление предложения по двум картинкам; составление предложений по «живым сценкам»[15, с. 177]

Синтаксическая сторона речи совершенствуется, прежде всего, в процессе обучения связной речи и рассказыванию. Рассматривая произведения живописи, участвуя в беседе о прочитанном, ребенок общается со взрослым, отвечает на разнообразные вопросы, побуждающие использовать разные части речи, различные конструкции предложений. Особенно важны так называемые проблемные вопросы («Почему?», «Зачем?», «Как?»), побуждающие устанавливать причинно-следственные, временные и другие существенные связи и зависимости и использовать для их обозначения в речи сложноподчиненные предложения. Е.И. Тихеева предлагала, кроме того, использовать специальные упражнения на распространение и дополнение предложений. Эти упражнения проводят в подготовительной к школе группе. Все эти приемы сопровождаются выделением предложений, их подсчетом, анализом смыслового содержания. Овладение словом, предложением подготавливает детей к анализу словесного состава предложения.

В процессе речевого общения дети обращают внимание, прежде всего, на содержание, смысл того, что слышат в речи других и что говорят сами. При ознакомлении со словесным составом предложения они начинают осознавать не только содержание речи, но и ее форму.

Первые занятия, на которых дошкольники учатся выделять слова в предложении и составлять из слов предложения, проводятся с использованием наглядных пособий – картин, игрушек. В дальнейшем все большее место занимают устные упражнения и речевые игры. Дальнейшее усложнение работы над словесным составом предложения заключается в том, что дети выделяют слова в четырехсловном предложении, учатся называть их последовательно и вразбивку, а также составлять предложения из заданного количества слов (двух, трех, четырех). Последняя форма работы очень важна, так как осознанность, произвольность составления предложения имеет здесь высокий уровень [24, с. 218].

С самого начала целесообразно использовать схемы. Детям объясняют, что предложение можно нарисовать, чтобы узнать, сколько в нем слов. Педагог чертит на доске линии по числу слов в анализируемом предложении и говорит: «Одна черта обозначает одно слово. Здесь три черты, значит, в предложении три слова. Первое слово обозначается не простой чертой, а чертой с уголком, в конце предложения ставят точку. [37, c. 171]

Постепенно у детей формируется умение анализировать состав предложения без опоры на наглядный материал. Умственное действие анализа начинает происходить во внутреннем плане.

Е.И. Тихеева рекомендует на протяжении всего периода обучения использовать следующие приемы: четкое произнесение слов с паузой; произнесение слов под хлопки; последовательное называние слов в предложении; в громкой речи, про себя; произнесение слов по рядам; шепотный анализ предложения; составление предложений с заданным словом; составление предложений по «живой сценке»; перепрыгивание через скакалку; отстукивание на барабане или бубне столько раз, сколько слов в предложении. [39, c. 167]

Таким образом, специальное обучение помогает дошкольникам преодолеть трудности, которые они испытывают при вычленении слов из состава предложений.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: