Производственная программа АТП по ТО характеризуется числом технических обслуживаний, планируемых на определенный период времени (год, сутки). Сезонное техническое обслуживание (СО) проводится 2 раза в год, как правило, совместно с ТО-1 или ТО-2 и как отдельный вид планируемого обслуживания при определении производственной программы не учитывается.
2.1.1. Корректирование исходных нормативов
Для конкретного АТП, данного в задании, эти условия отличаются, поэтому нормируемый пробег автомобиля по КР и периодичности ТО-1 и ТО-2 корректируется и определяется по формулам.
Корректирование исходных нормативов выполняется по приведенным ниже формулам. Значения коэффициентов корректирования принимаются из «Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта» или приложений 6…13.
Периодичность ТО-1 рассчитывается по формуле:
LТО-1 = LнТО-1 ∙ К1 ∙ К3, км; (2.1)
|
|
где LнТО-1 – нормативная периодичность ТО-1, км (Приложение 1);
К1 – коэффициент корректирования, учитывающий условия эксплуатации (Приложение 8);
К3 – коэффициент корректирования, учитывающий природно-климатические условия (Приложение 10).
Периодичность ТО-2 рассчитывается по формуле:
LТО-2 = LнТО-2 ∙ К1 ∙ К3, км; (2.2)
где LнТО-2 – нормативная периодичность ТО-2, км (Приложение 1).
Пробег до капитального ремонта рассчитывается по формуле:
LКР = LнКР ∙ К1 ∙ К2 ∙ К3, км; (2.3)
где LнКР – нормативный пробег до капитального ремонта, км (Приложение 2);
К2 – коэффициент корректирования, учитывающий модификацию подвижного состава (Приложение 9).
Результаты расчетов заносим в таблицу 2.4.
Таблица 2.4 - Расчетные пробеги по видам воздействия
№ п/п | Тип, марка и модель подвижного состава | Вид пробега | Нормативный пробег Lн, км | К1 | К2 | К3 | КРЕЗ | Вид пробега | Расчетный пробег L, км |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 | Грузовые автомобили ГАЗ–3307 | LнКР LнТО-1 LнТО-2 | 250000 3000 12000 | 0.9 0,9 0,9 | 1,0 | 1,0 1,0 1,0 | 0.9 0.9 0,9 | LКР LТО-1 LТО-2 | 225000 2700 10800 |
2 | LнКР LнТО-1 LнТО-2 | LКР LТО-1 LТО-2 | |||||||
3 | LнКР LнТО-1 LнТО-2 | LКР LТО-1 LТО-2 |
Примечание. Для удобства составления графика постановки автомобилей на соответствующий вид технического воздействия, расчетные периодичности ТО-1 и ТО-2 и пробег до капитального ремонта следует скорректировать с учетом кратности со среднесуточным пробегом (LСС) и между собой.
|
|
Пто-1 = LТО-1 / LСС (2.4)
где Пто-1 – величина кратности (округляется до целого числа).
Скорректированная по кратности величина периодичности ТО-1 принимает следующее значение:
LсТО-1 = LСС ∙ Пто-1
Расчетная величина периодичности ТО-2 корректируется по кратности периодичности ТО-1
Пто-2 = LТО-2 / L то-1 (2.5)
где Пто-2 – величина кратности (округляется до целого числ и равна 4).
Скорректированная по кратности величина периодичности ТО-2 принимает следующее значение:
LсТО-2 = LсТО-1 ∙ Пто-2
Расчетная величина пробега до капитального ремонта корректируется по кратности периодичности ТО-2
Пкр = LКР / LТО-2 (2.6)
где Пкр – величина кратности (округляется до целого числа).
Скорректированная по кратности величина пробега до капитального ремонта принимает следующее значение:
LсКР = LсТО-2 ∙ ПКР
Расчеты по определению числа воздействий на один автомобиль за цикл сводим в таблицу 2.5.
Таблица 2.5 - Расчет числа воздействий на одно транспортное средство за цикл
№ п/п | Тип, марка и модель подвижного состава | Расчетные пробеги, L, км | NK | N2 | N1 | NEO |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Грузовые автомобили ГАЗ-3307 | LEO= lCC= 200 LТО1=2700 LТО2=10800 LKР=225000 | — — — 1 | — — 21 — | — 843 — | 1125 — — — |
2 | LEO= LТО1= LТО2= LKР= | |||||
3 | LEO= LТО1= LТО2= LKР= |
Удельная продолжительность простоя подвижного состава АТП в техническом обслуживании и текущем ремонте рассчитывается по формуле:
dТО-ТР = dнТО-ТР ∙ К14, дни/1000 км; (2.7)
где dнТО-ТР – нормативная удельная продолжительность простоя подвижного состава в ТО и ТР, дни/1000 км (табл. 2.3);
К14 – коэффициент корректирования продолжительности простоя в ТО и ТР в
зависимости от пробега с начала эксплуатации.
Среднее значение коэффициента корректирования К14 рассчитывается по формуле:
К14(ср) ‗ А1 ∙ К14(1) + А2 ∙ К14(2) + А3 ∙ К14(3) + А4 ∙ К14(4) (2.8)
А1 + А2 + А3 + А4
где А1, А2, А3, А4 – количество автомобилей, входящих в группу с одинаковым
пробегом с начала эксплуатации (принимается по табл. 2.1.);
К14(1) …К14(4) – величины коэффициентов корректирования продолжительности простоя подвижного состава в ТО и ТР в зависимости от пробега с начала эксплуатации (приложению 11).
Продолжительность пребывания подвижного состава в капитальном ремонте (dКР) принимается по таблице Приложения 4 без корректирования.
Для автомобиля, работающего без прицепа или полуприцепа, расчетные трудоемкости единицы ТО (ЕО, ТО-1, ТО-2) и удельная трудоемкость текущего ремонта (ТР) на 1000 км пробега определяются по нижеприведенным формулам. Значения трудоемкостей принимаются по табл. 2.3 исходных нормативов, значения коэффициентов корректирования – по Приложения 8, 9, 10, 11, 12.
Трудоемкость ежедневного обслуживания рассчитывается по формуле:
|
|
tЕО = tнЕО ∙ К2 ∙ К5 ∙ Км, чел.-ч.; (2.9)
где tнЕО – нормативная трудоемкость ЕО, чел.-ч (Приложение 5);
К2 – коэффициент корректирования, учитывающий модификацию подвижного состава и организацию его работы (Приложение 9);
К5 – коэффициент корректирования, учитывающий количество обслуживаемых и ремонтируемых автомобилей на АТП и количество технологически совместимых групп подвижного состава (Приложение 12);
Км – коэффициент механизации работ ЕО, снижающих трудоемкость ЕО.
Коэффициент механизации работ ЕО рассчитывается по формуле:
Км =100 – (См + Со)/100, (2.10)
где См - % снижения трудоемкости за счет применения моечной установки
(принимается равным 50-55%);
Со - % снижения трудоемкости путем замены обтирочных работ обдувом
воздухом (принимается равным 10-15%).
Трудоемкости ТО-1 и ТО-2 рассчитывается по формулам:
tТО-1 = tнТО-1 ∙ К2 ∙ К5 ∙ Км, чел.-ч; (2.11)
tТО-2 = tнТО-2 ∙ К2 ∙ К5 ∙ Км, чел.-ч; (2.12)
где tнТО-1 и tнТО-2 – нормативные трудоемкости соответственно ТО-1 и ТО-2,
чел.-ч(Приложение 5);
Км – коэффициент механизации работ технического обслуживания, снижающий трудоемкость (при поточном методе производства для ТО-1 принимается равным 0,8, для ТО-2 – равным 0,9; для тупикового метода принимается равным 1,0).
Сезонное обслуживание предназначено для перевода подвижного состава АТП на летний или зимний период эксплуатации. Сезонное обслуживание совмещается с очередным ТО-2, с увеличением трудоемкости работ ТО-2 на 20-50%. Трудоемкость сезонного обслуживания (СО) рассчитывается по формуле:
tСО = tТО-2 ∙ ССО, чел.-ч; (2.13)
|
|
где ССО – доля трудоемкости СО от трудоемкости работ ТО-2:
0,5 – для очень холодного и очень жаркого сухого климатических районов;
0,3 – для холодного и жаркого сухого климатических районов;
0,2 – для прочих климатических районов.
Трудоемкости общего (Д-1) и поэлементного (Д-2) диагностирования рассчитываются по формулам:
tД-1 = tТО-1 ∙ С1, чел.-ч; (2.14)
tД-2 = tТО-2 ∙ С2, чел.-ч; (2.15)
где tТО-1, tТО-2 – рассчитанные трудоемкости работ соответственно ТО-1 и ТО-2,
чел.-ч;
С1, С2 – доля трудоемкости диагностических работ в общей трудоемкости работ соответственно ТО-1 и ТО-2 (составляет в долях от 0,3 до 1,6 и принимается по таблице (Приложения 17).
Удельная трудоемкость текущего ремонта автомобилей рассчитывается по формуле:
tТР = tнТР ∙ К1 ∙ К2 ∙ К3 ∙ К4∙ К5, чел.-ч/1000 км; (2.16)
где tнТР – нормативная удельная трудоемкость текущего ремонта, чел.-ч (Приложение 5);
К1 – коэффициент корректирования, учитывающий условия эксплуатации (Приложение 8);
К2 – коэффициент корректирования, учитывающий модификацию подвижного состава и организацию его работы (Приложение 9);
К3 – коэффициент корректирования, учитывающий природно-климатические условия. (Приложение 10);
К4 – коэффициенты корректирования нормативов удельной трудоемкости текущего ремонта (К4) и продолжительности простоя в техническом обслуживании и ремонте (К4') в зависимости от пробега с начала эксплуатации (Приложение 11);
К5 - коэффициент корректирования, учитывающий количество обслуживаемых и ремонтируемых автомобилей на АТП и количество технологически совместимых групп подвижного состава (Приложение 12).
Корректирование трудоемкости единицы ТО (ЕО, ТО-1, ТО-2) и ТР на 1000 км для прицепов и полуприцепов выполняется аналогично, как и для автомобилей-тягачей.
Расчетная трудоемкость единицы ТО данного вида для прицепного состава определяется по общей формуле:
t(i)пр = tн(i)пр ∙ К2 ∙ К5, чел.-ч; (2.17)
где tн(i) – нормативная трудоемкость единицы ТО данного вида (ЕО, ТО-1, ТО-2) для полуприцепа или прицепа, чел.-ч (Приложение 5).
Расчетная удельная трудоемкость ТР на 1000 км пробега для прицепного оборудования автомобилей рассчитывается по формуле:
tТР(пр) = tнТР(пр) ∙ К1 ∙ К2 ∙ К3 ∙ К4 ∙ К5, чел.-ч/1000 км; (2.18)
где tнТР(пр) – нормативная удельная трудоемкость ТР на 1000 км пробега для
прицепа или полуприцепа, чел.-ч/1000 км;
Расчеты по определению расчетных трудоемкостей ТО и ТР сводим в таблицу 2.6.
Таблица 2.6 - Определение расчетной трудоемкости ТО и ТР
Тип, марка и модель подвижного состава | Коэффициент корректирования | Трудоемкость единицы ТО и ТР на 1000 км, чел-ч. | |||||||||||||||
исходные | результи- рующие | нормативная | расчетная | ||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||||||||||||
К1 | К2 | К3 | К4 | К5 | Км | КЕО | КТО1,2 | КТР | tнЕО | tнТО1 | tнТО2 | tнТР | tЕО | tТО1 | tТО2 | tТР | |
ГАЗ-3307 | 1,2 | 1,0 | 1,2 | 0,7 | 1,15 | 1,0 | 1,15 | 1,15 | 0,5 | 2,6 | 10,3 | 3,9 | 0,58 | 3,0 | 11,8 | 4,5 | |
По результатам выбора и расчетов показателей ТО и ремонта составляется таблица 2.7.
Таблица 2.7 - Сводная таблица исходных и скорректированных нормативов ТО и ремонта
Марка и модель подвижного состава | Наименование показателя | Единица измерения | нормативная | расчетная | ||
условное обозначение | величина показателя | условное обозначение | величина показателя | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
ГАЗ-3307 | Пробег до ТО-1 | км | LнТО-1 | LТО-1 | ||
Пробег до ТО-2 | км | LнТО-2 | LТО-2 | |||
Пробег до КР | км | LнКР | LКР | |||
Трудоемкость ЕО | чел.-ч | tнЕО | tЕО | |||
Трудоемкость ТО-1 | чел.-ч | tнТО-1 | tТО-1 | |||
Трудоемкость ТО-2 | чел.-ч | tнТО-2 | tТО-2 | |||
Трудоемкость ТР | чел.ч/1000 км | tнТР | tТР | |||
Трудоемкость СО | чел.-ч | tСО | ||||
Трудоемкость Д-1 | чел.-ч | tД-1 | ||||
Трудоемкость Д-2 | чел.-ч | tД-2 |
Примечание. Расчет коэффициентов технической готовности £т, использования £и и годового пробега LГ автомобилей
Расчетный (планируемый) коэффициент технической готовности автомобиля (группы автомобилей, парка автомобилей) определяется из выражения:
£т = 1/1 + Lсс (dТО-ТР / 1000 + dКР / LсрКР), (2.19)
где Lсс – среднесуточный пробег автомобилей, км;
LсрКР – средневзвешенная величина пробега автомобилей до капитального
ремонта, км;
dКР – продолжительность простоя автомобиля в капитальном ремонте, дни.
LсрКР = LКР ∙ (1 – (0,2 ∙ АКР) / А), км; (2.20)
где LКР – скорректированное значение пробега до капитального ремонта, км;
АКР – количество автомобилей, прошедших капитальный ремонт (принимается
по заданию);
А – списочное количество автомобилей в АТП, ед.
Коэффициент использования автомобилей определяют с учетом режима работы АТП в году и коэффициента технической готовности подвижного состава по формуле:
£и = ДРг * Кн * £т / Дкг, (2.21)
где Дрг – количество рабочих дней в году АТП;
Кн – коэффициент, учитывающий снижение использования технически исправ-
ных автомобилей в рабочие для АТП дни по эксплуатационным причинам
(принимается в пределах 0,93 … 0,97).
Суммарный годовой пробег всех автомобилей в АТП рассчитывается по формуле:
∑ LГ = 365 ∙ А ∙ LСС ∙ £и, км; (2.22)
где А – списочное количество автомобилей в АТП, ед.;
LСС – среднесуточный пробег автомобилей, км.
2.1.2.Рассет годовой программы по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей
Число технических обслуживаний (ЕО, ТО-1, ТО-2, Д-1, Д-2, СО) определяется в целом по парку или по каждой группе автомобилей, имеющих одинаковую периодичность обслуживания.
Количество ежедневных обслуживаний за год рассчитывается по формуле:
Nгео = А * Дрг, обслуживаний (2.23)
где А – списочное количество автомобилей в АТП, ед.;
Дрг – количество рабочих дней в году АТП
Количество уборочно-моечных работ (УМР) за год рассчитывается по формуле:
для грузовых автомобилей и автопоездов
Nгумр = (0,75 … 0,80) ∙ Nгео , обслуживаний; (2.24)
для легковых автомобилей и автобусов
Nгумр = (1,10 … 1,15) ∙ Nгео, обслуживаний (2.25)
Количество КР за год рассчитывается по формуле:
NКР = ∑LГ / LКР - Nгто-2
Количество ТО-2 за год рассчитывается по формуле:
Nгто-2 = ∑LГ / LсТО-2, обслуживаний (2.26)
Количество ТО-1 за год рассчитывается по формуле:
Nгто-1 =∑LГ/ LсТО-1- Nгто-2, обслуживаний (2.27)
Количество общего диагностирования (Д-1) за год рассчитывается по формуле:
Nгд-1 = 1,1 ∙ Nгто-1 + Nгто-2, обслуживаний (2.28
Количество поэлементного диагностирования (Д-2) за год рассчитывается по формуле:
Nгд-2 = 1,2 ∙ Nгто-2, обслуживаний (2.29)
Количество сезонных обслуживаний за год рассчитывается по формуле:
Nгсо = 2 ∙ А, обслуживаний.
Таблица 2.8 - Количество капитальных ремонтов, ТО-2 и ТО-1 автомобилей.
Марка подвижного состава | Кол-во подвижного состава | Суммарное количество ремонтов и ТО | |||||||
NКР | Nгто-2 | Nгто-1 | Nгсо | Nгд-1 | Nгд-2 | Nгумр | Nгео | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
ГАЗ-3307 | |||||||||
Всего |