Глава 12. Трансцендентальная философия о сознании

Как особом бытии

Рассмотрим теперь третье направление в исследовании сознания. В учениях, составивших его, сознание рассматривалось само по себе как особая сфера бытия, без изначального постулирования какой-либо связи с другими сферами бытия, прежде всего с материальным бытием окружающего мира, как это было характерно для первых двух стратегий анализа сознания. Самостоятельное существование реального мира под сомнение не ставилось, признавалась и связь сознания с ним, но эта связь не находилась в центре анализа. Мир как бы выносился «за скобки» исследовательских интересов. В центре внимания находились проблемы существования сознания, способы и методы описания его существования, вопросы, связанные с устройством сознания и механизмами продуцирования знания, поскольку главной характеристикой сознания в философии Нового времени традиционно считалась способность познания. В решении этих вопросов оформилось направление, в основании которого лежало понимание сознания как особого региона бытия.

 

Кант об источниках познавательной способности разума

 

В истории философии обозначенная выше традиция наиболее ярко представлена в учении о чистом разуме Иммануила Канта (1724-1804). В центре внимания кантовской аналитики сознания стоит вопрос о возможности априорных (от лат. a priori – «до опыта») синтетических суждений, ориентирующей на анализ оснований познавательной способности чистого разума, то есть разума самого по себе. Наиболее продуктивные идеи, до сих пор оказывающие влияние на проблематику исследований сознания, сформулированы Кантом как раз при анализе априорных начал познания в самой известной его работе «Критика чистого разума» (1781). Противопоставляя эмпирии чувств априоризм чистого разума, Кант априорность считает сущностной характеристикой познания. Учение Канта об априорности понятий и категорий (как и учение Декарта о врожденных идеях) решает проблему оснований познания. По глубокому убеждению Канта, прежде чем строить здание научного знания, необходимо сначала заложить прочный фундамент, исследуя вопрос о том, каким образом рассудок может прийти ко всем этим априорным знаниям и какой объем, силу и значение они могут иметь.

Одним из центральных моментов кантовской критики разума выступает вопрос о механизме образования понятий, категорий. В отличие от предшествующей традиции, ориентированной в постижении истины на созерцательность как состояние разума, Кант именно в активности познающего разума видит залог успеха. Излагая свое представление об источнике знания, Кант в самом начале второй части «Критики чистого разума», озаглавленной «Трансцендентальное учение о началах», пишет:

 

«Наше знание возникает из двух основных источников души: первый из них есть способность получать представления (восприимчивость к впечатлениям), а второй – способность познавать через эти представления предмет (спонтанность понятий). Посредством первой способности предмет нам дается, а посредством второй он мыслится в отношении к представлению... Следовательно, созерцания и понятия суть начала всякого нашего познания, так что ни понятия без соответствующего им некоторым образом созерцания, ни созерцание без понятий не могут дать знание. Созерцание и понятие бывают или чистыми, или эмпирическими. Эмпирическими – когда в них содержится ощущение (которое предполагает действительное присутствие предмета); чистыми же – когда к представлению не примешиваются никакие ощущения. Ощущения можно назвать материей чувственного знания. Вот почему чистое созерцание заключает в себе только форму, при которой что-то созерцается, а чистое понятие – только форму мышления о предмете вообще. Только чистые созерцания и чистые понятия могут быть априорными, эмпирические же могут быть только апостериорными.

Восприимчивость нашей души, способность ее получать представления, поскольку она каким-то образом подвергается воздействию, мы будем называть чувственностью; рассудок же есть способность самостоятельно производить представления, т.е. спонтанность познания. Наша природа такова, что созерцания могут быть только чувственными, т. е. содержать в себе лишь способ, каким предметы воздействуют на нас. Способность же мыслить предмет чувственного созерцания есть рассудок. Ни одну из этих способностей нельзя предпочесть другой. Без чувственности ни один предмет не был бы нам дан, а без рассудка ни один нельзя было бы мыслить. Мысли без содержания пусты, созерцания без понятий слепы. Поэтому в одинаковой мере необходимо свои понятия делать чувственными (т. е. присоединять к ним в созерцании предмет), а свои созерцания постигать рассудком (т. е. подводить их под понятия). Эти две способности не могут выполнять функции друг друга. Рассудок ничего не может созерцать, а чувства ничего не могут мыслить. Только из соединения их может возникнуть знание. Однако это не дает нам права смешивать долю участия каждого из них; есть все основания тщательно обособлять и отличать одну от другой» (Кант И. Критика чистого разума. – М.: Мысль, 1994. – С. 70-71).

Вопросы к тексту:

· Какие источники, считает Кант, имеет наше знание?

· Какую роль они играют в познании?

· Может ли наше познание черпать знания лишь из одного источника? Почему?

· Что означают у Канта термины: «эмпирическое созерцание», «эмпирическое понятие», «чистое созерцание» и «чистое понятие»?

· Какие созерцания и понятия Кант называет априорными, а какие – апостериорными?

· Что такое чувственность?

· Что такое рассудок?

· Можно ли получить знание, используя только одну способность познания? Почему?

 

Говоря об основаниях познающего разума, Кант в качестве таковых называет понятия рассудка и чувственные данные созерцания. Первые являют собою как бы заранее данные в человеческом интеллекте априорные конструкции, которые изначально гарантируют всякому знанию абсолютную истинность. Данные чувственного опыта поставляют материал для наполнения этих конструкций, для превращения их в реальное знание, знание о конкретных вещах.

 

Продуктивная способность воображения как основание знания

 

Определив источник знания, Кант обращает внимание на способность разума синтезировать данные чувственного опыта с понятиями рассудка. Соединение понятийных конструкций с данными чувственного опыта у Канта выполняет особая способность разума, имя которой – продуктивное воображение. Представление о воображении как центральном звене познания философ вводит в § 24 «О применении категорий к предметам чувств вообще».

 

«Воображение есть способность представлять предмет также и без его присутствия в созерцании. Так как все наши созерцания чувственны, то способность воображения ввиду субъективного условия, единственно при котором она может дать рассудочным понятиям соответствующее созерцание, принадлежит к чувственности; однако ее синтез есть проявление спонтанности, которая определяет, а не есть только определяемое подобно чувствам, стало быть может a priori определять чувство по его форме сообразно с единством апперцепции; в этом смысле воображение есть способность a priori определять чувственность, и его синтез созерцаний сообразно категориям должен быть трансцендентальным синтезом способности воображения; это есть действие рассудка на чувственность и первое применение его (а также основание всех остальных способов применения) к предметам возможного для нас созерцания. Это синтез как фигурный отличается от интеллектуального синтеза, производимого одним лишь рассудком, без всякой помощи воображения. Поскольку способность воображения есть спонтанность, я называю ее иногда также продуктивной способностью воображения и тем самым отличаю ее от репродуктивной способности воображения, синтез которой подчинен только эмпирическим законам, а именно законам ассоциации, вследствие чего оно нисколько не способствует объяснению возможности априорных знаний и потому подлежит рассмотрению не трансцендентальной философии, а психологии» (Там же. С. 110-111).

Вопросы к тексту:

· Что Кант называет воображением?

· Что собою представляет способность воображения?

· Какую роль в познании играет способность воображения?

· Почему Кант определяет действие способности воображения как трансцендентальный синтез? В чем состоит трансцендентальность синтеза способности воображения?

· Что такое продуктивная способность воображения?

· Чем она отличается от репродуктивной способности воображения?

Задание к тексту

Используя фрагмент текста, покажите, что продуктивная способность воображения является основанием знания.

 

Здесь необходимо пояснить значение термина «единство апперцепции». Связь многообразия представлений чувственного созерцания, согласно Канту, осуществляется благодаря синтетическому действию рассудка. Само это синтетическое действие рассудка a priori уже содержится в каждом понятии, точнее, в каждой категории (к атегория, по Канту, есть чистое понятие о предмете созерцания вообще, благодаря которому созерцание предмета рассматривается как определенное. См.: Там же. С.98). Для того чтобы я как мыслящее существо был способен познавать разум должен обладать способностью к восприятию. По-латински воспринимать означает перципировать (perceptio – получать, собирать, воспринимать). Употребляемый Кантом термин «апперцепция» означает способность воспринимать, осознавать самого себя, то есть способность самосознания. «Должно быть возможно, чтобы [суждение] я мыслю сопровождало все мои представления... Все многообразное в созерцании имеет, следовательно, необходимое отношение к [суждению] я мыслю в том самом субъекте, в котором это многообразие находится. Но это представление есть акт спонтанности, т.е. оно не может рассматриваться как принадлежащее чувственности. Я называю его чистой апперцепцией...; оно есть самосознание, порождающее представление я мыслю, которое должно иметь возможность сопровождать все остальные представления и быть одним и тем же во всяком сознании; следовательно, это самосознание не может сопровождаться никаким иным [представлением], и потому я называю его также первоначальной апперцепцией. Единство его я называю также трансцендентальным единством самосознания, чтобы обозначить возможность априорного познания на основе этого единства» (Там же. С.100). То есть кантовский термин «единство апперцепции» (или «трансцендентальное единство апперцепции») означает априорную способность разума связывать многообразие чувственных созерцаний в единство представления.

Понятие о трансцендентальном схематизме разума

 

Созидательная активность продуктивного воображения, наполняющая категориальные структуры эмпирическим материалом, производит не воздушные замки, говорит Кант, а прочное здание науки. Продуктивное воображение – не пустая фантазия, а рабочий инструмент разума. Но Кант не останавливается на констатации этого факта. Он пытается детализировать сам ход синтетической деятельности воображения и обнаруживает некую промежуточную фазу, среднее звено между чувственностью и рассудком. В «Критике чистого разума» он обозначает это звено термином схема. Природу схемы и ее роль в познании Кант описывает в главе «О схематизме чистых рассудочных понятий».

 

«При всяком подведении предмета под понятие представление о предмете должно быть однородным с понятием, т. е. понятие должно содержать в себе то, что представляется в подводимом под него предмете... (Там же. С.123).

Ясно, что должно существовать нечто третье, однородное, с одной стороны, с категориями, а с другой – с явлениями и делающее возможным применение категорий к явлениям. Это посредствующее представление должно быть чистым (не заключающим в себе ничего эмпирического) и, тем не менее, с одной стороны, интеллектуальным, а с другой – чувственным. Именно такова трансцендентальная схема.

Схема сама по себе есть всегда лишь продукт воображения, но так как синтез воображения всегда имеет в виду не единичное созерцание, а только единство в определении чувственности, то схему все же следует отличать от образа. Так, если я полагаю пять точек одну за другой..., то это образ числа пять. Если же я мыслю только число пять вообще, безразлично, будет ли это пять или сто, то такое мышление есть скорее представление о методе (каким представляют в одном образе множество, например, тысячу) сообразно некоторому понятию, чем сам этот образ, который в последнем случае, когда я мыслю тысячу, вряд ли могу обозреть и сравнить с понятием, это представление об общем способе, каким воображение доставляет понятию образ, я называю схемой этого понятия (Там же. С.124).

... Схема чувственных понятий (как фигур в пространстве) есть продукт и как бы монограмма чистой способности воображения вообще a priori; прежде всего благодаря схеме и сообразно ей становятся возможны образы... Схема... чистого рассудочного понятия есть нечто такое, что нельзя привести к какому-либо образу; она представляет собой лишь чистый, выражающий категорию синтез сообразно правилу единства на основе понятий вообще, и есть трансцендентальный продукт воображения, касающийся определения внутреннего чувства вообще, по условиям его формы (времени) в отношении всех представлений, поскольку они должны a priori быть соединены в одном понятии сообразно единству апперцепции» [Там же. С.125].

Вопросы к тексту:

· При каком условии, считает Кант, возможно «подведение предмета под понятие»?

· Что выступает у Канта этим условием? Каковы его характеристики?

· Что такое трансцендентальная схема по Канту?

· Какую роль она играет в познании?

Задание

Используя все фрагменты текста «Критики чистого разума», приведенные в главе, опишите механизм познания чистого разума, как он видится Канту.

 

Если теперь вновь обратиться к вопросу оснований синтетической способности разума, то становится яснее, как Кант представляет «механизм» познания. В основании познавательной способности, согласно Канту, лежит синтетическое действие категорий, которые обеспечивают синтез чувственных данных и понятий рассудка. Образование же самих категорий в разуме философ связывает с действием продуктивной способности воображения, а именно категории есть продукт деятельности трансцендентального схематизма разума. Вопрос об источнике и основании схематизма разума подробно Кантом не обсуждался. Более того, он считал, что мы в принципе не сможем ничего узнать об источнике схем, поскольку он трансцендентен нашему познанию.

 

 

Глава 13. Проблема сознания в XX веке:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: