Анализ рентабельности предприятия

Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

1) показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства и инвестиционных проектов;

2) показатели, характеризующие рентабельность продаж;

)   показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) исчисляется путем отношения валовой прибыли (ВП) к себестоимости реализованной или произведенной продукции (С), в процентах:

 

                                                                  (3.1.2.1)

 

Рентабельность производственной деятельности в 2011 году, по сравнению с 2010 годом, уменьшилась на 11,02 процентов за счет снижения валовой прибыли и увеличения себестоимости, а в 2012 году, по сравнению с 2011 годом, она возросла на 42,16 процентов за счет роста валовой прибыли.

Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции.

Рентабельность продаж рассчитывается делением чистой прибыли, работ и услуг на сумму полученной выручки (ВР), в процентах. Характеризует эффективность предпринимательской деятельности: показывает, сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.

 

                                                                 (3.1.2.2)

 

Рентабельность продаж в 2011 году, по сравнению с 2010 годом, увеличилась на 8,49 процентов за счет роста чистой прибыли и снижения выручки от реализации продукции, а в 2012 году, по сравнению с 2011 годом, она снова увеличилась на 20,49 процентов за счет увеличения прибыли выручки.

Рентабельность активов показывает, сколько денежных единиц прибыли получено предприятием с единицы стоимости активов независимо от источников привлечения средств.

 

                                                         (3.1.2.3)

 

где Пбал - прибыль балансовая;

 - среднегодовая стоимость активов.

Рентабельность активов в 2011 году, по сравнению с 2010 годом, увеличилась на 10,04 процента за счет роста балансовой прибыли и среднегодовой стоимости активов, а в 2012 году, по сравнению с 2011 годом, она увеличилась на 39,07 процентов за счет увеличения балансовой прибыли и среднегодовой стоимости активов.

Для предприятий, работающих на правах акционерных компаний, основным показателем оценки степени доходности вложенных капиталов принято считать процентное отношение балансовой прибыли предприятия к собственному капиталу, в процентах. Именно рентабельность собственного капитала, играет важную роль при оценке уровня котировки акций акционерных компаний на бирже и эффективности их деятельности в целом.

 

                                                             (3.1.2.4)

 

где  - среднегодовая стоимость собственного капитала.

Рентабельность собственного капитала в 2011 году, по сравнению с 2010 годом, уменьшилась на 25,3 процента, а в 2012 году, по сравнению с 2011 годом, она увеличилась на 24,28 процента за счет увеличения балансовой прибыли и среднегодовой стоимости собственного капитала.

Наиболее распространенным является показатель общей рентабельности или коэффициент рентабельности всех видов деятельности по балансовой прибыли:

 

                                                           (3.1.2.5)

 

Общая рентабельность в 2011 году, по сравнению с 2010 годом, уменьшилась на 4,7 процента за счет роста балансовой прибыли и выручки от реализации продукции, а в 2012 году, по сравнению с 2011 годом, она увеличилась на 22,53 процентов за счет увеличения балансовой прибыли и уменьшения выручки от реализации продукции.

Этот показатель показывает, насколько эффективно и прибыльно предприятие ведет свою деятельность.

Рентабельность основной деятельности рассчитывается как отношение прибыли от продаж к себестоимости:

 

                                                              (3.1.2.6)

 

Рентабельность основной деятельности в 2011 году, по сравнению с 2010 годом, уменьшилась на 11,02 процентов за счет роста прибыли от продаж, а в 2012 году, по сравнению с 2011 годом, она увеличилась на 42,15 процента за счет снижения себестоимости и увеличения прибыли от продаж соответственно.

Кроме того, рассчитывается фондорентабельность:

 

                                                               (3.1.2.7)

 

где  - среднегодовые основные производственные фонды.

Фондорентабельность в 2011 году, по сравнению с 2010 годом, увеличилась на 162,96 процента за счет роста балансовой прибыли, а в 2012 году, по сравнению с 2011 годом, она увеличилась на 668,61 процентов также за счет увеличения балансовой прибыли

 




double arrow
Сейчас читают про: