Михаил иванович Глинка (1804-1857)

Глинка – величайший русский композитор. Его значение в истории русской музыки можно сравнить со значением Пушкина в русской литературе. Он создал русскую композиторскую школу, впервые вывел русскую музыку на уровень мировой классики. В его творчестве сформировался национальный музыкальный язык, который опирается на народную музыку, русские музыкальные традиции и лучшие достижения европейской классики. Творческое наследие Глинки – оперы «Жизнь за Царя» и «Руслан и Людмила», симфонические произведения «Камаринская», «Арагонская хота», «Ночь в Мадриде», «Вальс-фантазия», романсы, камерная музыка – стало основой для дальнейшего развития русской музыки, его идеи получили развитие в творчестве русских композиторов последующих поколений.

Глинка родился в селе Новоспасском Смоленской губернии 20 мая 1804 г., в имении своих родителей. В своих «Записках» главными впечатлениями детства он называет русские песни: они были первою причиною того, что впоследствии я стал преимущественно разрабатывать русскую народную музыку. Большую роль в развитии музыкальных способностей будущего композитора сыграл оркестр крепостных музыкантов его дяди – мальчиком Глинка любил играть в нем на флейте и скрипке, став старше – дирижировал. Живейшим поэтическим восторгом наполняли его душу колокольные звоны и церковное пение. Музыка – душа моя, сказал он однажды в ответ на упреки учителя в рассеянности.

Важнейшим впечатлением были события Отечественной войны 1812 г. Семья Глинки на время военных действий покинула Новоспасское, но по возвращении мальчик видел следы вражеского нашествия, слышал от очевидцев рассказы о героических подвигах смоленских крестьян, которые сражались в партизанских отрядах и выгнали французов за пределы России. Воспоминания об этом впоследствии послужили композитору одним из источников при создании героико-патриотической оперы «Жизнь за Царя».

До 13 лет Глинка получал домашнее образование. С 1817 по 1822 г. он учился в Петербурге в Благородном пансионе – одном из лучших учебных заведений России. Среди учителей Глинки были передовые люди того времени, в том числе друг Пушкина, поэт Вильгельм Карлович Кюхельбекер, будущий декабрист - участник восстания 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади в Петербурге. Глинка всегда подчеркивал, что он далек от политики, но высокие идеалы служения Отчизне навсегда определили его жизненную позицию. В пансионе Глинка познакомился с Пушкиным, когда тот приходил навещать своего брата Льва, однокурсника Глинки.

В Петербурге Глинка продолжил занятия музыкой. Он взял несколько уроков у знаменитого английского пианиста и композитора Джона Фильда (основоположника жанра фортепианного ноктюрна), потом занимался у его ученика, замечательного музыканта Карла Мейера. Музыкальная известность Глинки началась именно с его фортепианных выступлений.

По окончании пансиона Глинка поступил на службу в ведомство путей сообщения. Но главным в этот период его жизни (1822-1830) была интенсивная работа по сочинению, исполнению, слушанию музыки. Он сближается с передовыми деятелями русской культуры, общается с Пушкиным, Жуковским, Дельвигом, Грибоедовым, Одоевским, музицирует с братьями Виельгорскими, Варламовым, сочиняет романсы, инструментальные пьесы. Жемчужины этого периода: романсы «Не искушай» (слова Е. Баратынского), «Бедный певец» (слова В. Жуковского), «Память сердца» (слова К. Батюшкова). 

Немало впечатлений и импульсов для творчества давали Глинке путешествия. В 1823 г. он совершает поездку на Кавказ. Знакомство с природой, бытом, народным искусством отразилось потом в образах Востока в опере «Руслан и Людмила».

1830-1834 гг. – первое путешествие Глинки за границу. Он побывал в Германии, Австрии, Италии. Молодой композитор жадно впитывал все музыкальные впечатления, познакомился с итальянскими композиторами Винченцо Беллини и Гаэтано Доницетти, встречался с Феликсом Мендельсоном-Бартольди. В Берлине Глинка брал уроки композиции у известного теоретика Зигфрида Дена: Ден не только привел в порядок мои познания, но и идеи об искусстве вообще, и с его лекций я начал работать не ощупью, а с сознанием. Вдали от родины Глинка осознал свое истинное предназначение. Мысль о национальной музыке… более и более прояснялась, возникло ясное намерение создать русскую оперу.

По возвращении в Петербург Глинка начинает работу над оперой «Жизнь за Царя», о подвиге русского крестьянина Ивана Сусанина. Идею этой оперы подсказал Жуковский, автором либретто стал барон Розен. Премьера оперы состоялась 27 ноября 1836 г. в Петербурге. С оперой Глинки является… новая стихия в Искусстве, и начинается в его истории новый период – период Русской музыки, - писал Одоевский. Современники высоко оценили первую оперу Глинки.

Успех окрылил композитора. Сразу после премьеры он начинает писать оперу «Руслан и Людмила» на сюжет юношеской поэмы-сказки Пушкина. Трагическая гибель поэта на дуэли разрушила планы совместной работы. Создание оперы затянулось на 6 лет. Отвлекали житейские проблемы: неудачная женитьба, последующий развод, бытовая неустроенность. Много сил отнимала служба в Придворной певческой капелле. По делам службы, с целью набора певчих для Императорской капеллы в 1838 г. Глинка побывал на Украине. Оттуда он привез в Петербург молодого талантливого певца Семена Гулака-Артемовского, с которым некоторое время сам занимался, а потом отправил учиться в Италию. В молодом певце Глинка увидел будущего идеального исполнителя партии Руслана.

Премьера оперы «Руслан и Людмила» состоялась ровно через 6 лет после премьеры первой оперы Глинки – 27 ноября 1842 г. Аристократическая публика враждебно приняла оперу, не все смогли оценить сложный новаторский замысел композитора. Одоевский выступил со статьей в защиту оперы: На русской музыкальной почве вырос роскошный цветок – он ваша радость, ваша слава. Пусть черви силятся вползти на его стебель и запятнать его – черви спадут на землю, а цветок останется. Берегите его: он цветок нежный и цветет лишь раз в столетие. «Руслан и Людмила» - первая русская сказочно-эпическая опера, которая отличается неторопливым развитием действия, красочным чередованием контрастных картин.

В период создания «Руслана» Глинка некоторое время живет в доме своего друга, поэта Нестора Кукольника. На слова Кукольника композитором было написано множество романсов (12 из которых образовали вокальный цикл «Прощание с Петербургом»), а также музыка к трагедии «Князь Холмский». Среди других романсов этого периода – шедевр глинкинской лирики «Я помню чудное мгновенье» на слова Пушкина. В свое время поэт посвятил стихотворение Анне Керн. Глинка посвятил свой романс ее дочери, Екатерине Керн, с которой его сблизило глубокое сердечное чувство. Их отношения не привели к браку, но оказали на композитора чрезвычайно глубокое влияние. Под их воздействием родилась музыка «Вальса-фантазии», которые вначале был написан для фортепиано, а затем переделан в симфоническую пьесу.

В 1844 г. Глинка вновь уезжает за границу, на этот раз во Францию и Испанию. В Париже Глинка познакомился с французским композитором Гектором Берлиозом. С большим успехом здесь прошел концерт из произведений Глинки. Два года композитор провел в Испании. Его увлекла народная испанская музыка. На основе подлинных мелодий народных испанских танцев в 1845 г. была написана симфоническая увертюра «Арагонская хота»; в 1848 г., уже по возвращении в Россию, появилась еще одна «испанская увертюра» «Ночь в Мадриде».

Идея симфонической музыки на основе народных тем получила дальнейшее развитие в творчестве композитора. Гениальным художественным открытием Глинки на этом пути явилась увертюра на две русские темы «Камаринская» (1848).

Многие творческие планы композитора не были осуществлены. Среди них программная симфония «Тарас Бульба», опера-драма «Двумужница», хоровая «Литургия».

Последние годы Глинка жил то в Петербурге, то в Варшаве, то в Берлине. Близким другом последних лет жизни композитора была его младшая сестра Людмила Ивановна Шестакова. Отрадными были встречи с молодыми музыкантами в ее доме: там бывали А. Даргомыжский, А. Серов, В. Стасов, М. Балакирев. О будущем главе «Могучей кучки» Глинка говорил сестре: в первом в Балакиреве я нашел взгляды, так близко подходящие к моим во всем, что касается музыки… со временем он будет второй Глинка.

Глинка умер в 15 февраля 1857 г. в Берлине. Его прах был перевезен в Петербург и захоронен на кладбище Александро-Невской лавры.  


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: