Вместе с крестьянами возвращается Собинин. Узнав о случившемся, они бросаются вслед за поляками, чтобы отбить Сусанина

Четвертое действие состоит их трех картин.

Первая картина изображает заснеженный лес, в котором Собинин с друзьями ищет следы вражеского отряда и отца своей невесты.

Вторая картина посвящена Ване. Композитор добавил ее позднее, по просьбе прекрасной исполнительницы партии Вани Анны Воробьевой-Петровой. Ночь, ограда Ипатьевского монастыря, где находился тогда с матерью Михаил Романов. Загнавший коня Ваня стучит в ворота церковного посада, чтоб разбудить людей. Он молит Бога уберечь от гибели царя и своего приемного отца. Посадские люди впускают юношу и готовятся защищать обитель и царя от штурма врагов.

Третья картина – трагическая кульминация оперы, развязка. Непроходимые дебри глухого, занесенного снегом бора. Мелодия мазурки, проходящая в оркестре, изменена, звучит мрачно, зловеще. Сусанин ведет в чащобу поляков, уже изнемогающих от долгого пути и лютого мороза. Измученные солдаты разводят костер и устраиваются на ночлег. Чувствуя приближение развязки, Сусанин погружается в скорбную думу.

Выделяя образ Сусанина, Глинка дает ему в этот момент развернутую сольную характеристику – Арию, а за ней – большую речитативно-ариозную сцену.

Сдержанный речитатив «Чуют правду!» отражает основные черты характера Сусанина: мужество и спокойную уверенность в правоте своего дела. Эта мелодия – образец выразительной песенной декламации Глинки (пример № 13).

 

IV д. Ария Сусанина (речитатив)

13.

Простая мелодия Арии «Ты прийдешь, моя заря» отличается возвышенной красотой и сдержанной скорбью (пример № 14).

IV д. Ария Сусанина (основная тема)

14.

 

 Высот трагической выразительности Глинка достигает в эпизоде, где домнинский староста мысленно прощается со своими детьми, вызывая в памяти их лица, желая им счастья. Он ложится отдохнуть, чтоб собраться с силами и достойно принять мученическую смерть.

Великолепные слова сказал об этой сцене сразу после премьеры оперы Владимир Федорович Одоевский: «Когда Сусанин в ожидании пытки естественно предается мыслям о своей участи, когда в нем борется чувство святого долга, любовь к отчизне, воспоминание о дочери, сироте и семейном счастье, - в эту минуту напев Сусанина достигает высшего трагического стиля, и дело доныне неслыханное! – сохраняет во всей чистоте своей русский характер. Надобно слышать эту сцену, чтобы увериться в возможности такого соединения, которое доныне почиталось несбыточною мечтою». Русская мелодия, возвышенная до трагического стиля, - это определение как нельзя лучше характеризует основную тему арии Сусанина.

«Сцену в лесу, - вспоминал впоследствии Глинка, - я писал зимою; всю эту сцену, прежде чем я начал писать, я часто с чувством читал вслух и так живо переносился в положение своего героя, что волосы у самого меня становились дыбом и мороз подирал по коже». Умение перевоплотиться в своего героя обусловило глубочайшую психологическую правду этой оперной сцены.

Когда умолкает панихидный вой снежной вьюги и на небе занимается заря нового дня, просыпаются поляки и требуют от своего проводника ответа, куда он завел их. Сусанин бросает в лицо врагам страшное признание: «Туда завел я вас, куда и серый волк не забегал». В оркестре эту тему сопровождают обороты народной песни «Вниз по матушке, по Волге». Затем Глинка вводит в партию Сусанина мотив, родственный «песни лужского извозчика» (смотри первую реплику Сусанина, пример № 5). Этот прием подчеркивает цельность образа главного героя, единство его с народной стихией.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: