реакций в различных группах
Группа | Легкие степени психогенных реакций | Средние степени психогенных реакций | Тяжелые степени психогенных реакции |
| 15% 6% 54% 19% 51% | 26% 30% 32% 48% 39% | 59% 64% 14% 33% 10% |
Для удобства мы хотим привести сводную таблицу психогенных реакций различных психологических типов больных и основных способов их терапии.
Группа шизоидов
Стадии | Проявления | Рекомендации |
Шоковая | Внутренний взрыв. Собствен-ная гибель равнозначна гибели мира, но переживание носит скорее интеллектуальный характер. Короткий период. Остановка времени. | Дать больному возможность выразить информацию так, как он ее понимает Дать надежду на интеллектуальном уровне, включив в информацию мысль о значимости психологической установки, которая зависит от самого больного. |
Отрицании | Длительный период нередко до самого конца а) Все сконцентрировано на борьбе за жизнь, создается своя система лечения. б) Забывает о диагнозе, продолжая жить, как если бы ничего не случилось. в) Стремление к уединению. | Не мешать больному в построении его собственной версии болезни, но и не включаться в нее Не торопиться с помощью, если не убедились что пациент в ней нуждается. |
Агрессии | Выражен недолго Агрессия скорее умозрительная, если не создается паранойальная идея «околдовывания», «порчи». Возможность суицида с «отмщением раку». Ощущение магического воздействия окружающих, а также утекающего времени, сокра-тившегося пространства. | В случаях возникновения паранойальных реакций отношения, околдовывания, порчи — следует вступать в диалог и пытаться разубедить больного. |
Депрессии | Депрессия больше интеллектуальная, нежели эмоциональная. Скорее апатический характер депрессии, стремление к одиночеству. Чувство вины оформлялось идеями мирового зла Наличие иллюзорных переживаний — вещих сновидений и предчувствий. Чувство времени замедлено, пространство не сужалось. | Поддержка больного, хотя и нет необходимости разделять его переживания. Дать высокую оценку личности пациента и его внутреннему миру. Пациенту необходим собеседник. |
Принятия | Часто совпадала с религиозными представлениями, с верой в бессмертие Ожидание смерти, замедление времени Пребывание в своем пространстве | Принять версию больного, уметь его выслушать, дать эмоциональную поддержку |
Группа шизоидов
Стадии | Проявления | Рекомендации |
Шоковая | Эмоциональный удар. Бурное переживание катастро-фы. Быстрый, сильный всплеск. Ощущение ускорившеегося вре-мени и сужение пространства. | Целесообразна дача информации в присутствии близкого пациенту человека. Дать выплеснуться, затем занять пациента отвлекающим делом. Предложить выехать на природу |
Отрицании | Больные чаще — реалисты и чувствуют, что знают правду, их отрицание болезни скорее игра для близких, которые навязали ее пациенту. Сужение пространства, ускорение времени. | Постараться скорее изгнать недоговоренность и умолчание из взаимоотношений Больной нуждается в правде. Информацию давать не сразу, а частями. |
Агрессии | Недовольство, основанное на реальных фактах. Обоснование претензий. Агрессия непродол-жительна. | Дать больному выплеснуть разделить его негодование, если оно справедливо. |
Депрессии | Выраженная склонность к тоске, смены настроения. Остановившееся время | Больной нуждается в сочув ствии, но не в убеждении. |
Принятия | Живет настоящим, время исчезает, возникает экзистенциальное состояние | Обогатить окружающий мир больного (музыка природа, близкие) с целью поддержания в нем положительных эмоций. Организовать пространство больного. Среди всего прочего наиболее значимо для пациента общение. |
Группа эпилептоидов
Группа шизоидов
Стадии | Проявления | Рекомендации |
Шоковая | Реакция часто бывает отставленной. Возможен взрывной аффект. Реакция страха может мгновенно переходить в агрессию. | Необходимо присутствие близких или медперсонала Давать информацию по частям, сохраняя возможность отступления Дать время на «созревание» для правды. |
Отрицании | Больной пытается отрицать заболевание и убедить собеседника согласиться с ним. Стремление подчинить своей воле и представлениям. Отрицая, подозревает правду. | Выслушивать больного, но путем контрвопросов уходить от ответа на его провокационные вопросы. Никогда не поддерживать больного во лжи самому себе тем более в стадии агрессии больной за это может отомстить |
Агрессии | Негодование больного Сильная аффективная реакция | Дать выплеснуться, сохраняя управление реакцией, так как больной готов к безудержности. Не противоречить и не разубеждать. Отвлечь пациента какой-либо деятельностью — хотя бы предложить ему написать свои жалобы на бумаге. Дать возможность физического выплеска, какую-то нагрузку. |
Депрессии | Тревожная депрессия.Время ускоряется, и больной мучи-тельно пытается его замедлить. Возможность суицида. Пространство сужается. | Нужны поддержка, отвлечения просмотр программ телевиде-ния, радио, музыка. |
Принятия | Нуждается в собеседнике. | Верит себе если заставит поверить в свою «правду» другого |
Группа психастеников
Стадии | Проявления | Рекомендации |
Шоковая | Ужас при поручении негативной информации. Время ускоряется, пространство сужается. | Необходимо давать информацию не прямо, а косвенно и — частями Важно присутствие близкого человека, чтобы смягчить переживания Дав информацию не уходить от больного, а побыть с ним столько, сколько ему нужно |
Отрицании | Поиск позитивных референтов. Растерянность, неуверенность. Пространство расширено, и время ускорено. | Слушать пациента, не выражая каких-либо знаков согласия или отрицания. Необходима эмоциональная поддержка и волевое внушение. Дать отвлекающие задания. |
Агрессии | Выражена слабо чаще обращена на себя | Не давать выплескиваться, так как угрызая себя, пациент часто теряет душевные силы |
Депрессии | Нередко тревога и деперсонализация. Больной живет тревожными фантазиями насчет будущего. | Переориентировать на настоящее |
Принятия | Непостоянство успокоения. Время ускорено | Поддержать этот период Обязательно быть рядом Одиночество непереносимо. Самый страшный враг для пациента он сам и его фантазии |
Группа истероидов
Стадии | Проявления | Рекомендации |
Шоковая | Демонстративный выплеск эмоций. Время то ускоряется, то замедляется пространство также непостоянно. | Дать больному выплеснуться, не бояться оставить одного — быстрее успокоится |
Отрицании | Эйфория. Пространство сужается. Меняет места проживания. Торопится насытить время и себя новыми эмоциями. | Не мешать больному но изредка напоминать ему о реальности |
Агрессии | Демонстративные угрозы, проклятия. | Не вовлекаться в игру больного в которую он и сам верит лишь отчасти. Возможно оставить одного. |
Депрессии | Говорят о смерти. Репетиция смерти. Преувеличенные страдания. | Сочувствие. Дать выплеснуться: погладить, успокоить больного. |
Принятия | Демонстрация гармоничного Примирения. | Поддержка. Требуются зрители (и чем больше тем лучше). |
Медицинские аспекты качества жизни*