Психологические причины создания опасных ситуаций. Физическое окружение. Поведение человека в аварийных ситуациях

Психологические причины создания опасных ситуаций и производственных травм. В каждом действии человека психологи выделяют три функциональные час­ти: мотивационную, ориентировочную и исполнительную. Нарушение в любой из этих частей влечёт за собой нарушение действий в целом. Человек нарушает прави­ла, инструкции, либо он не хочет их выполнять, либо он не знает, как это сделать, либо он не в состоянии это сделать.

Таким образом, в психологической классификации причин возникновения опасных ситуаций и несчастных случаев можно выделить три класса.

Нарушение мотивационной части действий. Проявляется в нежелании выпол­нять определённые действия (операции). Нарушение может быть относительно по­стоянным (человек недооценивает опасность, склонен к риску, отрицательно отно­сится к трудовым и (или) техническим регламентациям, безопасный труд не стиму­лирует и т.п.) и временный (человек в состоянии депрессии, алкогольного опьяне­ния).

Нарушение ориентировочной части действий. Проявляется в незнании правил эксплуатации технических систем и норм по безопасности труда и способов их вы­полнения.

Нарушение исполнительной части. Проявляется в невыполнении правил (ин­струкций, предписаний, норм и т.д.) вследствие несоответствия психических и фи­зических возможностей человека требованиям работы.

Эта классификация представляет реальную возможность в соответствии с каж­дой группой причин возникновения опасных ситуаций и несчастных случаев назна­чить группу профилактических мероприятий в каждой части: мотивационная часть -пропаганда и воспитание; ориентировочная - обучение, отработка навыков; испол­нительная - профотбор, медицинское обследование.

Причины возникновения опасных ситуаций и производственных травм, свя­занных с человеческим фактором, можно расположить по следующим уровням:

- уровень индивидуума (врождённые или приобретённые временно или по­
стоянно психические и физиологические характеристики организма);

- уровень ближней среды (условия труда, нарушение коллегиальных отноше­
ний, неудовлетворительный инструктаж по безопасности труда, жилищные и мате­
риальные заботы и т.д.);

- уровень общества (недостаточная информированность о профессиональных
рисках и последствиях от них, изъяны в стратегии организации безопасного труда в
отрасли или регионе и т.д.).

Производственная деятельность — процесс, в котором тесно переплелись фак­торы внешней среды и особенности человеческого организма.

Замечено, что травматизм имеет два пика: у молодых работников и у лиц, имеющих стаж более 10-15 лет.

Факторы молодости и недостатка профессионального опыта в начале освоения профессии обусловливают наивысший уровень травматизма в первый год работы. С ростом стажа число несчастных случаев, как правило, снижается.

Второй пик травматизма намечается у лиц, имеющих трудовой стаж более 10-15 лет. Это объясняется пренебрежительным отношением к правилам безопасности в ре­зультате адаптации к опасности - «вторичная беспечность», а так же снижением психических и физиологических функций, связанных с процессом старения, влияющим на чёткость и точность выполнения работ (осложне­ние в приёме информации, уменьшение сопротивляемости действию побочных фак­торов, нарушающих выполнение работ, ухудшение памяти, закрепление старых при­вычек, понижение точности движений и т.д.).

Физическое окружение. Имеет свои специфические черты и факторы, которые влияют на человека в процессе трудовой деятельности. Основным в физическом окружении работника считается: шум, запах, вибрация и перемещение, освещение, климат, температура, окружающая среда на рабочем месте.

Психологические причины совершения ошибок. Классифицировать причины ошибок можно следующим образом:

- ошибки в ориентации (неполучение информации);

- ошибки принятия решения, т.е. принятие неправильного решения;

- ошибки выполнения действий, т.е. неправильные действия.

 

Поведение человека в аварийных ситуациях. В аварийных ситуациях эмоцио­нальное состояние человека характеризуется повышенной напряжённостью (стрес­сом), сопровождающейся понижением работоспособности, координации движений и устойчивости психологических функций. Поведение человека в аварийных ситуаци­ях подчиняется определённым фазовым закономерностям, наступающим в следую­щем порядке.

Гипермобилизация. При встрече с определённой опасностью у человека насту­пает мобилизация сил, когда все органы чувств находятся в напряжённом состоянии. При этом снижается точность движений, что может вызвать ошибки или неверные реакции.

Потеря ориентации - неверная оценка информации, искажение процесса кон­троля и оценки действительных причин ошибок.

Нарушение соотношения между основными и второстепенными действиями. Для выхода из аварийной ситуации необходимы чёткие действия, направленные на уменьшение или ликвидацию основной опасности, но при столкновении с трудно­стями у человека снижается внимание к главным в данной ситуации задачам, и он начинает заниматься мелочами.

Распад структуры операций — усиление ошибок предыдущей фазы, так как практически все технологические процессы или операции имеют определённый ал­горитм. При этом нарушение последовательности операций, сосредоточение внима­ния человека-оператора на выполнение отдельной операции не способствует поиску выхода из аварийной ситуации.

Обострение оборонительных реакций и отказ. При наслоении трудностей и неудач человек начинает больше внимания уделять поискам искусственных оправ­даний, обвинению других участников в невыполнении своих обязанностей. При дальнейшем развитии наступает отказ и апатия.

Лекция № 5







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: