Психологические причины создания опасных ситуаций и производственных травм. В каждом действии человека психологи выделяют три функциональные части: мотивационную, ориентировочную и исполнительную. Нарушение в любой из этих частей влечёт за собой нарушение действий в целом. Человек нарушает правила, инструкции, либо он не хочет их выполнять, либо он не знает, как это сделать, либо он не в состоянии это сделать.
Таким образом, в психологической классификации причин возникновения опасных ситуаций и несчастных случаев можно выделить три класса.
Нарушение мотивационной части действий. Проявляется в нежелании выполнять определённые действия (операции). Нарушение может быть относительно постоянным (человек недооценивает опасность, склонен к риску, отрицательно относится к трудовым и (или) техническим регламентациям, безопасный труд не стимулирует и т.п.) и временный (человек в состоянии депрессии, алкогольного опьянения).
Нарушение ориентировочной части действий. Проявляется в незнании правил эксплуатации технических систем и норм по безопасности труда и способов их выполнения.
|
|
Нарушение исполнительной части. Проявляется в невыполнении правил (инструкций, предписаний, норм и т.д.) вследствие несоответствия психических и физических возможностей человека требованиям работы.
Эта классификация представляет реальную возможность в соответствии с каждой группой причин возникновения опасных ситуаций и несчастных случаев назначить группу профилактических мероприятий в каждой части: мотивационная часть -пропаганда и воспитание; ориентировочная - обучение, отработка навыков; исполнительная - профотбор, медицинское обследование.
Причины возникновения опасных ситуаций и производственных травм, связанных с человеческим фактором, можно расположить по следующим уровням:
- уровень индивидуума (врождённые или приобретённые временно или по
стоянно психические и физиологические характеристики организма);
- уровень ближней среды (условия труда, нарушение коллегиальных отноше
ний, неудовлетворительный инструктаж по безопасности труда, жилищные и мате
риальные заботы и т.д.);
- уровень общества (недостаточная информированность о профессиональных
рисках и последствиях от них, изъяны в стратегии организации безопасного труда в
отрасли или регионе и т.д.).
Производственная деятельность — процесс, в котором тесно переплелись факторы внешней среды и особенности человеческого организма.
Замечено, что травматизм имеет два пика: у молодых работников и у лиц, имеющих стаж более 10-15 лет.
Факторы молодости и недостатка профессионального опыта в начале освоения профессии обусловливают наивысший уровень травматизма в первый год работы. С ростом стажа число несчастных случаев, как правило, снижается.
|
|
Второй пик травматизма намечается у лиц, имеющих трудовой стаж более 10-15 лет. Это объясняется пренебрежительным отношением к правилам безопасности в результате адаптации к опасности - «вторичная беспечность», а так же снижением психических и физиологических функций, связанных с процессом старения, влияющим на чёткость и точность выполнения работ (осложнение в приёме информации, уменьшение сопротивляемости действию побочных факторов, нарушающих выполнение работ, ухудшение памяти, закрепление старых привычек, понижение точности движений и т.д.).
Физическое окружение. Имеет свои специфические черты и факторы, которые влияют на человека в процессе трудовой деятельности. Основным в физическом окружении работника считается: шум, запах, вибрация и перемещение, освещение, климат, температура, окружающая среда на рабочем месте.
Психологические причины совершения ошибок. Классифицировать причины ошибок можно следующим образом:
- ошибки в ориентации (неполучение информации);
- ошибки принятия решения, т.е. принятие неправильного решения;
- ошибки выполнения действий, т.е. неправильные действия.
Поведение человека в аварийных ситуациях. В аварийных ситуациях эмоциональное состояние человека характеризуется повышенной напряжённостью (стрессом), сопровождающейся понижением работоспособности, координации движений и устойчивости психологических функций. Поведение человека в аварийных ситуациях подчиняется определённым фазовым закономерностям, наступающим в следующем порядке.
Гипермобилизация. При встрече с определённой опасностью у человека наступает мобилизация сил, когда все органы чувств находятся в напряжённом состоянии. При этом снижается точность движений, что может вызвать ошибки или неверные реакции.
Потеря ориентации - неверная оценка информации, искажение процесса контроля и оценки действительных причин ошибок.
Нарушение соотношения между основными и второстепенными действиями. Для выхода из аварийной ситуации необходимы чёткие действия, направленные на уменьшение или ликвидацию основной опасности, но при столкновении с трудностями у человека снижается внимание к главным в данной ситуации задачам, и он начинает заниматься мелочами.
Распад структуры операций — усиление ошибок предыдущей фазы, так как практически все технологические процессы или операции имеют определённый алгоритм. При этом нарушение последовательности операций, сосредоточение внимания человека-оператора на выполнение отдельной операции не способствует поиску выхода из аварийной ситуации.
Обострение оборонительных реакций и отказ. При наслоении трудностей и неудач человек начинает больше внимания уделять поискам искусственных оправданий, обвинению других участников в невыполнении своих обязанностей. При дальнейшем развитии наступает отказ и апатия.
Лекция № 5