Пожарная опасность объектов ГСМ. определяется главным образом высокой пожарной опасностью легковоспламеняющихся и горючих жидкостей.
Пожарную опасность этих жидкостей определяют следующие физические и химические свойства:
- пары ЛВЖ и ГЖ тяжелее воздуха, что способствует образованию взрывоопасных концентраций в нижних частях резервуаров, цистерн, на уровне пола в тарных закрытых хранилищах, в траншеях, ямах;
- низкая электропроводность авиационных топлив, что способствует образованию и накоплению зарядов статического электричества;
- коррозионная способность, вследствие чего появляются неисправности в местах соединения и происходит утечка жидкости и паров;
- способность образовывать самовозгорающиеся сульфиды железа при хранении и транспортировке авиационных топлив в железных емкостях;
- способность темных нефтепродуктов при их горении в резервуаре к вскипанию и переливу через край и выбросу, если на дне резервуара имеется водяная подушка.
|
|
Высокая пожароопасность объектов ГСМ определяется также наличием больших количеств авиационных топлив, масел и спецжидкостей в хранилищах, системах заправки, перекачки, из которых постоянно происходит утечка паров и самих продуктов.
Внутри емкостей и в других аппаратах взрывоопасная среда образуется в результате испарения горючей жидкости и подсоса воздуха извне через неплотности крышек, пробок, соединений.
Взрыв или воспламенение паров нефтепродуктов внутри резервуаров и других емкостей возможен только при определенных объемных соотношениях паров с воздухом. Взрывоопасная концентрация образуется в резервуарах, цистернах при сливе, если из них не полностью удален нефтепродукт.
На территории объектов ГСМ взрывоопасные концентрации паров авиационных топлив образуются при испарении их из резервуаров, испарении топлива, просачивающегося через иеплотности в оборудовании, трубопроводах. В дневное время пары топлив выходят из резервуаров через дыхательные клапаны, а ночью в связи с понижением температуры конденсируются. Например, в летний период суточные потери авиабензина от «малого дыхания» резервуара вместимостью 5 000 м3 достигают порядка 100 кг.
Наибольшую опасность возникновения пожаров представляют течи, разливы и переливы авиационных топлив и спецжидкостей. Если утечка топлива не будет обнаружена своевременно, топливо пропитает почву и может скопиться в низинах, траншеях, ямах, представляя потенциальную опасность пожара.
В хранилищах, лабораториях взрывоопасная концентрация может образовываться при испарении пролитых горючих жидкостей и выходе паров из заполняемых емкостей.
|
|
Для разработки пожарно-профилактических мероприятий в первую очередь проводят оценку пожарной опасности объекта, процесса или, отдельной операции.
Оценка пожарной опасности проводится с учетом объема производственного помещения (объем оборудования не учитывается), производительности приточно-вытяжной вентиляции или кратности воздухообмена в помещении, горючих свойств жидкостей и их паров (нижний концентрационный и температурный пределы взрываемости, температура самовоспламенения), времени аварийного состояния утечки горючей жидкости.
Для оценки пожарной опасности, например операции слива-налива, при которой происходит разлив горючей жидкости, необходимо определить, какие горючие жидкости, в течение какого времени, с какой поверхности и в каком количестве при испарении могут образовать взрывоопасные концентрации паров в воздухе.
Лекция № 3