Условия и причины образования взрыво- и пожароопасных сред

Пожарная опасность объектов ГСМ. определяется главным образом высокой пожарной опасностью легковоспламеняющих­ся и горючих жидкостей.

Пожарную опасность этих жидкостей определяют следующие физические и химические свойства:

- пары ЛВЖ и ГЖ тяжелее воздуха, что способствует обра­зованию взрывоопасных концентраций в нижних частях резер­вуаров, цистерн, на уровне пола в тарных закрытых хранили­щах, в траншеях, ямах;

- низкая электропроводность авиационных топлив, что способ­ствует образованию и накоплению зарядов статического электричества;

- коррозионная способность, вследствие чего появляются неисправности в местах соединения и происходит утечка жидко­сти и паров;

- способность образовывать самовозгорающиеся сульфиды же­леза при хранении и транспортировке авиационных топлив в же­лезных емкостях;

- способность темных нефтепродуктов при их горении в резер­вуаре к вскипанию и переливу через край и выбросу, если на дне резервуара имеется водяная подушка.

 

Высокая пожароопасность объектов ГСМ определяется так­же наличием больших количеств авиационных топлив, масел и спецжидкостей в хранилищах, системах заправки, перекачки, из которых постоянно происходит утечка паров и самих продуктов.

Внутри емкостей и в других аппаратах взрывоопасная сре­да образуется в результате испарения горючей жидкости и под­соса воздуха извне через неплотности крышек, пробок, соеди­нений.

 

Взрыв или воспламенение паров нефтепродуктов внутри ре­зервуаров и других емкостей возможен только при определен­ных объемных соотношениях паров с воздухом. Взрывоопасная концентрация образуется в резервуарах, цистернах при сливе, если из них не полностью удален нефтепродукт.

На территории объектов ГСМ взрывоопасные концентрации паров авиационных топлив образуются при испарении их из ре­зервуаров, испарении топлива, просачивающегося через иеплотности в оборудовании, трубопроводах. В дневное время пары топлив выходят из резервуаров через дыхательные клапаны, а ночью в связи с понижением температуры конденсируются. Например, в летний период суточные потери авиабензина от «малого дыхания» резервуара вместимостью 5 000 м3 достигают порядка 100 кг.

Наибольшую опасность возникновения пожаров представля­ют течи, разливы и переливы авиационных топлив и спецжидко­стей. Если утечка топлива не будет обнаружена своевременно, топливо пропитает почву и может скопиться в низинах, тран­шеях, ямах, представляя потенциальную опасность пожара.

В хранилищах, лабораториях взрывоопасная концентрация может образовываться при испарении пролитых горючих жидко­стей и выходе паров из заполняемых емкостей.

Для разработки пожарно-профилактических мероприятий в первую очередь проводят оценку пожарной опасности объекта, процесса или, отдельной операции.

Оценка пожарной опасности проводится с учетом объема производственного помещения (объем оборудования не учитывается), производительности приточно-вытяжной вентиля­ции или кратности воздухообмена в помещении, горючих свойств жидкостей и их паров (нижний концентрационный и температурный пределы взрываемости, температура самовос­пламенения), времени аварийного состояния утечки горючей жидкости.

Для оценки пожарной опасности, например операции слива-налива, при которой происходит разлив горючей жидкости, не­обходимо определить, какие горючие жидкости, в течение како­го времени, с какой поверхности и в каком количестве при ис­парении могут образовать взрывоопасные концентрации паров в воздухе.

 

 

 

Лекция № 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: