Возгораемость материалов и предел огнестойкости строительных конструкций

Способность вещества, материала смеси и конструкций к самостоятельному горению называется горючестью.

Строительные материалы и конструкции по горючести под­разделяются на три группы:

негорючие вещества — вещества или материалы, не способные к горению в атмосфере воздуха обычного состава (материалы минерального происхождения и изготовленные на их основе красный кирпич, силикатный кирпич, бетон, камень, асбест, минеральная вата, асбоцемент и другие материалы, а также большинство металлов);

трудногорючие — вещества и материалы, которые способны гореть при постоянном воздействии источника зажигания, но не способны к самостоятельному горению после его удале­ния (материалы, содержащие сгораемые и несгораемые компо­ненты, например древесина при глубокой пропитке антипиренами, фибролит и т. п.);

горючие вещества и материалы, которые способ­ны самостоятельно гореть даже при удалении источника вос­пламенения (органические материалы). Элементы конструкций, зданий и сооружений при высоких температурах теряют проч­ность по истечении определенного времени и разрушаются.

 

Предел огнестойкости — время (в часах), по исте­чении которого конструкция или сооружение под воздействием высокой температуры теряет несущую способность, разрушает­ся или в ней появляются разрывы, трещины или по истечении времени температура поверхности, противоположной от огня, достигает 413 К (140° С), что может привести к возгоранию прилежащих к поверхности горючих материалов.

 

Огнестойкость зданий и сооружений определяется пределом огнестойкости и группой возгораемости отдельных элементов.

Здания и сооружения подразделяются на пять степеней огне­стойкости.

Степень огнестойкости здания или со­оружения зависит от предела огнестойкости отдельных частей здания или сооружения и группы возгораемости мате­риалов.

Степень огнестойкости всего здания значительно снижается, если предел огнестойкости одного из основных элементов зда­ния невелик. Степень огнестойкости металлических опор мож­но увеличивать, защищая (облицовывая) -их негорючими мате­риалами (кирпичом, бетоном, гипсовыми материалами, штука­туркой). Необходимая степень огнестойкости здания целиком или отдельных его частей, разделенных противопожарными стенами, устанавливается по наиболее пожароопасному объекту (помещению).

В соответствии с требованиями СНиП здания и сооружения, возводимые на территории складов нефти и неф­тепродуктов, должны быть не ниже II степени огнестойкости.

Противопожарные преграды предусматриваются при проек­тировании и строительстве зданий и сооружений. Они препят­ствуют распространению огня, защищают смежные конструк­ции от действия тепловых лучей пламени и передачи тепла вследствие теплопроводности. К таким преградам относятся  противопожарные стены и всевозможные него­рючие стены и перекрытия, а также противопожарные двери, противопожарные разрывы между резервуарами и зданиями и т. п.

Рис.                              Противопожарная стена:                                                                    Рис. Самозакрывающаяся дверь

1 — противопожарная стена; 2 — металли­ческая кровля; 3 — сгораемая стена

 

Лекция № 4

Противопожарные мероприятия на службах ГСМ авиапредприятий.

 

По границам резервуарного парка, а также между группа­ми резервуаров и для подъезда к площадкам сливно-наливных устройств устанавливаются проезды шириной 3,5 м с покрытия­ми низшего типа, укрепленными местными материалами, таки­ми, например, как гравий, шлак. Дороги и подъездные пути к объектам склада зимой очищаются от снега, а в ночное время освещаются.

При ремонтных работах на дорогах предусматриваются кратчайшие объездные пути.

Проезды, дороги и противопожарные разрывы между от­дельными объектами складов ГСМ запрещается загро­мождать и устраивать на них склады стройматериалов, дета­лей и другого оборудования.

Материалы и оборудование допу­скается хранить только в штабелях на расстоянии от зданий и сооружений не менее чем на 10 м в зоне производственных зданий и сооружений по согласованию с пожарной охраной аэропорта.                                                                    

На складах ГСМ запрещается проезд автотранспорта, не оборудованных искрогасящим глушителем.

В ме­стах возможного образования взрывоопасной концентрации устанавливаются знаки, запрещающие въезд всем видам транс­порта.

На территории склада запрещается пользоваться от­крытым огнем.

Огневые работы (сварка и резка автогенная или элек­трическая, варка битума) на территории склада ГСМ прово­дится только при получении письменного разрешения началь­ика службы ГСМ предприятия ГА, согласованного с пожарной охраной аэропорта предприятия ГА или с местными орга­нами Государственного пожарного надзора.

Для курения на территории склада в обязательном порядке отводятся специальные места, оборудованные емкостью с водой для окурков.

Для обеспечения пожарной безопасности территория склада оборудуется пожарным водоснабжением, системой водоснабже­ния, гидрантами, водоемами.

Все резервуары должны иметь оборудование-, которое обес­печивает пожаро- и взрывобезопасность при приеме, хранении и отпуске авиатоплив.

Особую опасность взрыва представляют опорожненные ре­зервуары, предназначенные для ремонта и недостаточно хоро­шо пропаренные и проветренные.

Открытое пламя может стать источником воспламенения при нарушении противопожарного режима на территории склада,, а также при выхлопах двигателей внутреннего сгорания с не­исправным искрогасительным устройством. Открытое пламя» вызывает воспламенение горючих смесей вследствие того, что температура его выше 1000° С, что значительно пре­вышает температуру самовоспламенения любой горючей смеси: 100—800° С.

Эффективность тушения пожара в начальной стадии его воз­никновения зависит от правильного выбора огнегасительных ве­ществ и средств, от умения их применять, а также от оператив­ности средств связи, сигнализации и пуска стационарных огнегасительных установок и систем.

 

Горение прекращается при выполнении одного из следую­щих условий:

- ликвидация горючего вещества в зоне горения или снижение сто концентрации;

- снижение процентного содержания кислорода в зоне горения до пределов, при которых горение невозможно;

- понижение температуры горючей смеси до температуры ни­же температуры самовоспламенения, когда горение прекра­щается.

Выполнение условий прекращения горения достигается раз­личными способами и приемами тушения пожаров.

 

 

Лекция № 1

Основные понятия и определения. Формы психического состояния.

В основе аварийности и травматизма (до 60-90% случаев) часто лежат не ин­женерно-конструкторские дефекты, а организационно-психологические причины. В психической деятельности человека различают три основные группы компонентов.

  Психические процессы составляют основу психической деятельности и явля­ются динамическим отражением действительности. Без них невозможно формирова­ние знаний и приобретение жизненного опыта. Различают познавательные, эмоцио­нальные и волевые психические процессы (ощущения, восприятия, память и др.).

  Психические свойства (качества личности) — это свойства личности или её су­щественные особенности (направленность, характер, темперамент). Среди качеств личности выделяют интеллектуальные, эмоциональные, волевые, моральные, трудо­вые. Эти свойства устойчивы и постоянны.

Психическое состояние человека -это относительно устойчивая структурная организация всех компонентов психики, выполняющая функцию активного взаимо­действия человека (как обладателя психики) с внешней средой, представленной в данный момент конкретной ситуацией.

Психические состояния отличаются разнообразием и временным характером, определяют особенности психической деятельности в конкретный момент и могут положительно или отрицательно сказываться на течении всех психических процес­сов.

Чрезмерные формы психического напряжения. Они вызывают дезинтеграцию психической деятельности различной выраженности, что в первую очередь ведёт к снижению индивидуального, свойственного человеку уровня психической работо­способности.

Тормозной тип - характеризуется скованностью и замедленностью движений. Специалист не способен с прежней ловкостью производить профессиональные дей­ствия. Снижается скорость ответных реакций. Замедляется мыслительный процесс, ухудшается воспоминание, появляется рассеянность и другие отрицательные при­знаки, не свойственные данному человеку в спокойном состоянии.

Возбудимый тип - проявляется гиперактивностью, многословностью, дрожа­нием рук и голоса. Операторы совершают многочисленные, не диктуемые конкрет­ной потребностью действия. Они проверяют состояния приборов, поправляют одеж­ду, растирают руки. В общении с окружающими они обнаруживают раздражитель­ность, вспыльчивость, не свойственную им резкость, грубость, обидчивость.

 

Запредельные формы психического напряжения лежат нередко в основе оши­бочных действий и неправильного поведения операторов в сложной обстановке. Длительные психические напряжения и особенно их запредельные формы ведут к выраженным состояниям утомления.

Производственные психические состояния. Эти психические состояния возника­ют в процессе трудовой деятельности, классифицируются по следующим группам:

1) относительно устойчивые и длительные по времени состояния. Они определяют
отношение человека к данному конкретному производству и конкретному виду тру­
да. Эти состояния (удовлетворённости или неудовлетворённости работой, заинтере­сованности трудом или безразличия к нему и т.п.) отражают общий психологический
настрой коллектива;

2) временные, ситуативные, быстропроходящие состояния. Возникают под влияни­ем разного рода неполадок в производственном процессе или во взаимоотношениях
работающих;

3) состояния, возникающие периодически в ходе трудовой деятельности. Например, предрасположение к работе, пониженная готовность к ней, врабатывание, повышенная работоспособность, утомление, конечный порыв состояния, вызванные содержанием и характером работы (операции): скука, сонливость, апатия, повышенная активность и т.п.

Лекция № 2

Человеческий фактор в обеспечении производственной безопасности.

    Главным виновником несчастных случаев является, как правило, не техника, не организация труда, а сам работающий человек, который по тем или иным причинам не соблюдал правила техники безопасности, нарушал нормальное течение трудового процесса - не использовал предусмотренные средства защиты и т.п. Согласно статистике, более половины аварий в социотехнических системах (в авиации до 90% происшествий) связаны с человеческим фактором — из-за возрастания концентрации управляемой мощности в руках одного человека.

    «Человеческие факторы» представляют собой науку о человеческих возможностях и ограничениях на рабочем месте. Исследователи человеческих факторов изучают систему проведения работ взаимосвязь работников по обслуживанию, оборудование, которое они используют, устные и письменные процедуры и правила, которым они следуют и окружающую обстановку любых систем. Цель человеческих факторов - оптимизация отношений между персоналом по обслуживанию и системами для улучшения безопасности производительности.

    Этот фактор включает общечеловеческие свойства и характеристики работы людей в рамках авиационной системы. Человеческий фактор стремится оптимизировать человеческие качества путем систематического применения изучающих человека научных отраслей, часто объединяющихся в контексте системного конструирования. Его можно рассматривать в свете преследования двойной цели - безопасности и эффективности.

Человеческий фактор стал характерным для различных элементов авиационной системы.   

Сюда входят: поведенческие характеристики и характеристики деятельности человека, принятие решений и другие познавательные процессы; проектирование средств управления и отображения; компоновка технических средств обслуживания воздушного судна, аспекты связи и математического обеспечения в электронно-вычислительных устройствах; модернизация технологических карт, схем и документации, а также усовершенствование процесса профессионального отбора и подготовки. Каждый из этих аспектов требует от человека профессионального мастерства и эффективности.

Учитывая возросшее в современных условиях внимание к общественным наукам в области человеческого фактора, следует помнить, что среди множества прочих источников познаний в области человеческого фактора присутствуют медицина и психология.

 Так, например, антропометрия и биомеханика, включающие измерения и движения человеческого тела, уместны при проектировании рабочего места и размещаемого там оборудования; аналогичным образом биология и ее подраздел, хронобиология, необходимы для понимания ритмики тела, влияющей на характеристики работы, выполняемой человеком.

Таким образом человеческие факторы включают такие понятия как:

•человеческая психология;

•психология (включающая восприятие, рассудительность, память, социальное восприятие
ошибки и т.д.);

•дизайн рабочего места;

•условия окружающей среды

•взаимодействие человек-машина.

•антропология (наука о изучении размеров человеческого тела)

 

Чрезвычайно важно, чтобы все, кто причастен к эксплуатационной или административной деятельности в рамках авиационной системы, воспринимали человеческую ошибку как неизбежность. Ни один человек, не может постоянно безукоризненно выполнять свои функции. Кроме того, то, что могло считаться высококачественным исполнением при одном стечении обстоятельств, может оказаться совершенно неприемлемым при другом.

 Закон Мерфи.

Среди человеческих существ имеется тенденция к благодушию. Вера в то, что инцидент или несчастный случай никогда не случится является основной проблемой при попытках убедить людей и организации в необходимости работать с человеческими факторами, опознавать риски, внедрять улучшения.







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: