double arrow

Эксплуатация предсказуемых поведенческих реакций

Третьей стратегией манипулирования является эксплуатация предсказуемых поведенческих реакций потенциальной жертвы. У каждого из нас есть привычные для нас способы вести себя, реагировать, устраивать свой ежедневный быт. Манипулятор может их хорошо знать и использовать для достижения своих целей.

Например, если я знаю, что на собрании мне будет оппонировать умный и язвительный человек, чьих контр аргументов я очень боюсь, я могу использовать его слабость – неспособность устоять перед хорошим спиртным, например. И я (фантазирую, читатель, я не поступаю так в реальной жизни) подсылаю к нему нашего общего знакомого с бутылкой дорогого французского коньяка – я точно знаю, что он будет неспособен ни подождать до конца рабочего дня, ни вовремя остановиться. К тому времени, как начнется собрание, потенциальный оппонент будет уже, как говорится, пьян в дрова – ни о каком остром оппонировании в такой ситуации речи быть не может.

Вот примеры эксплуатации предсказуемых поведенческих реакций:

В кафе запрещено приходить со своими напитками (не важно – спиртными или безалкогольными). В меню относительно дешевые закуски и вторые блюда, а напитки по завышенной цене. Ясно же, что после принятия пищи, особенно соленой, захочется пить, и ради собственного же физиологического комфорта купишь хоть какой-то напиток.

Еще пример:

Продавец (даже когда вы его не просили) залезает на самые высокие полки, чтобы достать вам товар, о котором вы только заикнулись, только спросили цену. После того как продавец затрачивает столько трудов, чтобы угодить вам, как-то неловко поблагодарить и уйти, ничего не купив.

Здесь срабатывает принятый в обществе и глубоко укорененный во многих из нас принцип обмена: ты делаешь для меня, я делаю для тебя.

Продавая котят, продавец вручает маленький пушистый комочек в руки ребенку: вот погладь его, посмотри, какой он! Почти каждому (даже не ребенку), кто держал в руках кошачье дитя, понятно это чувство: психологически трудно отдать его назад, вернуть, он такой мягкий, беззащитный, теплый! И ребенок со слезами на глазах просит: «Мама, давай его возьмем, мама, посмотри, он ко мне прижимается, мама, он пищит!»

Манипулированию этого типа противостоять бывает довольно сложно, потому что в большинстве случаев такая манипуляция распознается только постфактум или тогда, когда вы, как говорится, находитесь в ситуации уже по уши. Как бы то ни было, очень полезным оказывается хорошее знание себя, своих привычек, понимание того, как на них можно играть, и осторожность в поступках, в особенности в определенных ситуациях. Например, лично я стараюсь не брать котят в руки, если точно знаю, что не собираюсь заводить домашнее животное.

Таким образом, мы с вами познакомились с основными способами манипулирования, на базе которых строится большинство манипулятивных приемов и техник. А сейчас обратимся к тому, что со всем этим можно сделать, чтобы из жертвы потенциальной не превратиться в реальную.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: