Навязывание логических ошибок

Второй стратегией манипулятивного воздействия, как мы уже говорили, является навязывание потенциальному адресату логических ошибок. Основной мишенью воздействия здесь оказывается способность адресата логически мыслить и приходить к решениям. Для того чтобы было понятнее, о чем я сейчас говорю, приведу несколько примеров.

Муж сильно избил жену: налицо синяки, кровоподтеки, вырванные пряди волос. Факт насилия очевиден. И когда кто-то (родственник, друг или член семьи, а то и постороннее лицо) узнает об этом и выражает возмущение тем, что произошло, насильник говорит следующее: «Да, я ее избил, она прямо-таки вынудила меня это сделать. Вы знаете, как она себя вела? Вы знаете, каким испытаниям подвергала мою нервную систему?» В данном случае делается попытка перевернуть ситуацию с ног на голову: насильник предстает жертвой, при этом он снимает с себя ответственность за свои действия (мол, это не я, она меня вынудила!). «Распутать ситуацию» и вернуть правильное понимание происходящего помогает следующий вопрос: каким именно образом его вынудили? Ведь из этой формулировки следует, что он был лишен свободы выбора. Жена его связала, приставила к его виску пистолет и сказала: «Если ты сейчас не изобьешь меня, я спущу курок»?

Навязывание имени, или переименовка

Часто встречающийся манипулятивный прием в рамках стратегии навязывания логических ошибок потенциальной жертве – навязывание имени, или переименовка. Суть его заключается в том, что какому-то явлению или чьему-то поведению присваивается определенное название (имя) или трактовка, которые не являются точными, а содержат искажения в определении ситуации, выгодные манипулятору.

Уверена, читатель, что каждый из вас может привести немало примеров переименовки из своей собственной жизни.

К девушке на городском празднике пристает пьяный офицер, которому она дает пощечину: это может быть подано как нападение на представителя власти.

У вас хорошие успехи в работе и вы независимы – можете быть названы выскочкой.

Попытка отстоять свое мнение в диалоге с немолодым партнером может быть принята как максимализм юности или неуважение к старшим.

Если пресечете попытки матери вмешиваться в ваши с партнером (мужем) отношения, рискуете стать предательницей, потому что «мужчин может быть много, а мать одна».

Способ противостоять приему «навязывание имени» только один – возвращать происходящему (явлению, поведению, поступку) правильное, настоящее, адекватное имя хотя бы внутри себя – иначе чего доброго и вправду поверишь, что ты жадина, выскочка или предаешь родителей. Нужно уметь выразить свое понимание ситуации вслух – отвергнуть навязываемое манипулятором название и понимание ситуации. Например, задавать вопросы преподавателю – право любого слушателя, а ответ на них входит в должностные обязанности преподавателя.

Еще один типичный манипулятивный прием в рамках стратегии навязывания логических ошибок – управление предметом диалога. Когда два человека разговаривают, обычно можно вычленить предмет разговора. Находиться в рамках темы может быть невыгодно манипулятору, и он (обычно это незаметно для собеседника) подменяет предмет диалога или переводит внимание на другой его аспект.

Например, вы отправляетесь к учительнице своего ребенка, чтобы выразить свое возмущение формой общения с ним, которую она позволяет себе на уроках (отсутствие уважения, оскорбительные высказывания). Ей очень неприятен этот разговор: она явно вышла за рамки допустимого, но приносить извинения и признавать свою неправоту ей не хочется. Поэтому учитель переводит разговор на другую тему, где чувствует себя более уверенно: например, на то, что ваш ребенок доставляет ей много хлопот тем, что несобран, импульсивен, нарушает дисциплину, вертится на уроках, не выполняет домашних заданий, не прилагает усилий к усвоению материала. Все это – правда, и вы это хорошо знаете, против этого особенно и возразить-то нечего; ситуация может выглядеть так, будто ваш ребенок прямо-таки вынудил ее повышать голос и допускать неуважительные высказывания и поступки. Учительница может «участливо» поинтересоваться – не произошло ли чего-нибудь плохого в вашей семье, может быть, поведение мальчика говорит о том, как сильно он страдает из-за домашней обстановки?

Таким образом, разговор уводится все дальше и дальше от той неприятной темы, с которой вы начали. Однако это все-таки две разные темы для разговора: состояние и поведение ребенка – и то, в каком тоне, с какими выражениями обращается к нему учительница, какие поступки она при этом совершает.

Наиболее адекватная реакция на такого рода манипуляции – вернуть диалог к изначальной теме. Например, мать могла бы ответить учительнице: «Я согласна, что в поведении моего сына есть изъяны, которые важно обсудить, и готова буду сделать это. Однако сначала я все же хочу поговорить с вами о тех словах и действиях, которые вы предпринимаете в его адрес, о том инциденте, по поводу которого я сегодня пришла».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: