Глава 4. Применение полицией отдельных мер государственного принуждения

 

Статья 14. Задержание

1. Комментируемая глава регламентирует применение полицией следующих мер государственного принуждения: задержание; вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории; оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и других объектов; формирование и ведение банков данных о гражданах. Закон 1991 г. о милиции не содержал подобных самостоятельных статей, но сами меры государственного принуждения предусматривал (за исключением ведения банков данных о гражданах) с менее детальным регулированием в его ст. 11, посвященной правам милиции. Как говорилось выше (см. коммент. к ст. 13 Закона), права полиции заметно расширены, а часть их выделена в отдельные статьи (задержание, вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки), которые по сути представляют собой выдержки из УПК РФ, КоАП РФ и Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности".

В комментируемой статье регламентировано соответственно первая из названных мер государственного принуждения - задержание. При этом необходимо иметь в виду, что в данной статье понятием "задержание", охватывается также задержание подозреваемого, представляющее собой меру уголовно-процессуального принуждения, и административное задержание, представляющее собой меру обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Как определено в п. 11 ст. 5 УПК РФ (в ред. Федерального закона от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ), задержание подозреваемого - это мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления. В части 1 ст. 27.3 КоАП РФ предусмотрено, что административное задержание, т.е. кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

Комментируемую статью открывают положения, в соответствии с которыми полиция защищает право каждого на свободу и личную неприкосновенность; до судебного решения в случаях, установленных комментируемым Законом и другими федеральными законами, лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. Эти положения воспроизводят и детализируют нормы ст. 22 Конституции РФ. Согласно части 1 указанной статьи каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. В части 2 указанной статьи предусмотрено, что арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению; до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Изложенные конституционные нормы воспроизведены и в соответствующих процессуальных нормах. Так, исходя из этих норм в ст. 10 УПК РФ закреплены следующие положения о неприкосновенности личности:

никто не может быть задержан по подозрению в совершении преступления или заключен под стражу при отсутствии на то законных оснований, предусмотренных данным Кодексом. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов (ч. 1);

суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель обязаны немедленно освободить всякого незаконно задержанного, или лишенного свободы, или незаконно помещенного в медицинский или психиатрический стационар, или содержащегося под стражей свыше срока, предусмотренного данным Кодексом (ч. 2);

лицо, в отношении которого в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, а также лицо, которое задержано по подозрению в совершении преступления, должно содержаться в условиях, исключающих угрозу его жизни и здоровью (ч. 3).

Статья 27.5 КоАП РФ исходя из приведенных выше конституционных норм в отношении сроков административного задержания указывает следующее:

срок административного задержания не должен превышать три часа, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 данной статьи (ч. 1);

лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, посягающем на установленный режим Государственной границы РФ и порядок пребывания на территории РФ, об административном правонарушении, совершенном во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ, или о нарушении таможенных правил, в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов (ч. 2);

лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов (ч. 3).

2. В части 2 комментируемой статьи определен исчерпывающий перечень лиц, в отношении которых полиция может применять задержание, а также основания такого задержания. Данный перечень является нововведением, поскольку в Законе 1991 г. о милиции говорилось, во-первых, не о всех таких отдельных категорий лиц и, во-вторых, только в рамках регламентации прав милиции (в ч. 1 его ст. 11).

В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи полиция имеет право задерживать:

1) лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, - по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством РФ.

Ранее в п. 7 ч. 1 ст. 11 Закона 1991 г. о милиции (в ред. Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 161-ФЗ) указывалось право милиции задерживать и содержать под стражей в соответствии с уголовно-процессуальным законом лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также лиц, в отношении которых мерой пресечения избрано заключение под стражу.

Задержание подозреваемого, представляющее собой меру уголовно-процессуального принуждения, регламентировано нормами гл. 12 "Задержание подозреваемого" разд. IV "Меры процессуального принуждения" УПК РФ;

2) лиц, совершивших побег из-под стражи, лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок, - до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений.

Ранее пункт 8 ч. 1 ст. 11 Закона 1991 г. о милиции предусматривал право милиции задерживать и содержать в милиции на основаниях и в порядке, предусмотренных законодательством, лиц, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, для последующей передачи их соответствующим органам и учреждениям.

Как говорилось выше (см. коммент. к ст. 12 Закона), соответствующими нормами УИК РФ предусмотрено задержание осужденного: злостно уклоняющегося от отбывания обязательных работ (ч. 2 ст. 30); злостно уклоняющегося от уплаты штрафа (ч. 4 ст. 32); местонахождение которого неизвестно, скрывшегося с места жительства при отбывании исправительных работ (ч. 4 ст. 46); место нахождения которого неизвестно при отбывании ограничения свободы (ч. 6 ст. 58); уклоняющегося от получения предписания о направлении к месту отбывания лишения свободы в колонии-поселении (ч. 6 ст. 75.1); уклоняющегося от возвращения в установленный срок в исправительное при отбытии лишения свободы (ч. 11 ст. 97);

3) лиц, уклоняющихся от исполнения административного наказания в виде административного ареста, - до передачи их в места отбывания административного ареста.

Ранее в п. 8 ч. 1 ст. 11 Закона 1991 г. о милиции указывалось право милиции задерживать и содержать в милиции на основаниях и в порядке, предусмотренных законодательством, лиц, уклоняющихся от исполнения административного ареста, для последующей передачи их соответствующим органам и учреждениям;

4) лиц, находящихся в розыске, - до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений.

В Законе 1991 г. о милиции соответствующее право милиции прописано не было. Розыск подозреваемого, обвиняемого регламентирован статьей 210 УПК РФ, согласно ч. 3 которой (в ред. Федерального закона от 4 июля 2003 г. N 92-ФЗ*(222)) в случае обнаружения обвиняемого он может быть задержан в порядке, установленном главой 12 данного Кодекса;

5) лиц, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях, - по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством об административных правонарушениях.

Ранее в п. 5 ч. 1 ст. 11 Закона 1991 г. о милиции (в ред. Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 68-ФЗ) указывалось право милиции осуществлять административное задержание. В пунктах 1 и 4 ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 4-ФЗ) предусмотрено, что должностные лица органов внутренних дел (полиции) вправе осуществлять административное задержание: при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со ст. 23.3 данного Кодекса рассматривают органы внутренних дел (милиции), либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 28.3 данного Кодекса органы внутренних дел (милиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях (п. 1); при выявлении административных правонарушений в области защиты и охраны Государственной границы РФ, а также при выявлении административных правонарушений во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ (п. 4).

Согласно части 2 ст. 27.3 КоАП РФ перечень лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание в соответствии с ч. 1 данной статьи, устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти. Соответствующим актом является Приказ МВД России от 2 июня 2005 г. N 444 "О полномочиях должностных лиц МВД России по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию", которым наряду с прочим утвержден Перечень должностных лиц системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных осуществлять административное задержание.

О сроках административного задержания говорилось выше;

6) военнослужащих и граждан РФ, призванных на военные сборы, подозреваемых в совершении преступления, - до передачи их военным патрулям, военному коменданту, командирам воинских частей или военным комиссарам.

Ранее пункт 12 ч. 1 ст. 11 Закона 1991 г. о милиции предусматривал право милиции задерживать военнослужащих, подозреваемых в совершении преступления или административного правонарушения, до передачи их военным патрулям, военному коменданту, командирам воинских частей или военным комиссарам.

Задержание военнослужащих и граждан РФ, призванных на военные сборы, регламентирован наряду с процессуальными нормами также нормами п. 3 ст. 28.7 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в ред. Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 203-ФЗ)*(223). Согласно указанному пункту задержание, т.е. кратковременное ограничение свободы, может быть применено к военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, в исключительных случаях, если это необходимо для установления личности нарушителя, подготовки материалов о грубом дисциплинарном проступке и обеспечения своевременного и правильного их рассмотрения;

7) лиц, уклоняющихся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия, - до передачи их в учреждения, обеспечивающие исполнение таких мер.

Ранее в п. 9 ч. 1 ст. 11 Закона 1991 г. о милиции указывалось право милиции задерживать и доставлять в специальные учреждения лиц, уклоняющихся от прохождения назначенных им в установленном законом порядке принудительных мер медицинского и воспитательного характера.

Принудительные меры медицинского характера регламентированы главой 15 УК РФ, а принудительные меры воспитательного воздействия - главой 14 данного Кодекса. Как предусмотрено в ч. 4 ст. 90 УК РФ, в случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия эта мера по представлению специализированного государственного органа отменяется и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности;

8) лиц, уклоняющихся от следования в специализированные лечебные учреждения для исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера, - по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным законом.

Закон 1991 г. о милиции не указывал на соответствующее право милиции, но его можно было вывести из изложенного выше п. 9 ч. 1 ст. 11 названного Закона. Как говорилось выше, принудительные меры медицинского характера регламентированы главой 15 УК РФ;

9) лиц, допустивших нарушение правил комендантского часа, - по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным конституционным законом.

В Законе 1991 г. о милиции соответствующее право милиции прописано не было. Задержание граждан, нарушивших правила комендантского часа (т.е. запрета в установленное время суток находиться на улицах и в иных общественных местах без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих личность граждан), регламентирован статьей 31 Федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении": граждане, нарушившие правила комендантского часа, установленные в соответствии с п. "а" ст. 12 названного Закона, задерживаются силами, обеспечивающими режим чрезвычайного положения, до окончания комендантского часа, а граждане, не имеющие при себе документов, удостоверяющих личность, - до выяснения их личности, но не более чем на трое суток по решению начальника органа внутренних дел или его заместителя; по решению суда указанный срок может быть продлен не более чем на десять суток. Задержанные лица, находящиеся при них вещи и транспортные средства могут быть подвергнуты досмотру (ч. 1); решение начальника органа внутренних дел или его заместителя о задержании может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу или в суд (ч. 2); в случае введения карантина вследствие возникновения угрозы распространения опасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений на территории, на которой введено чрезвычайное положение, граждане, подлежащие выдворению за ее пределы в соответствии с п. "е" ст. 12 названного Закона, задерживаются на общих основаниях до истечения установленного срока наблюдения за такими гражданами (ч. 3);

10) лиц, незаконно проникших либо пытавшихся проникнуть на охраняемые объекты, - до выяснения личности, но на срок не более трех часов.

Ранее в п. 5 ч. 1 ст. 11 Закона 1991 г. о милиции (в ред. Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 68-ФЗ) указывалось право милиции задерживать на срок до трех часов лиц, незаконно проникнувших либо пытавшихся проникнуть на охраняемые милицией территории и объекты.

Согласно пункту 2 ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ административное задержание вправе осуществлять старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;

11) лиц, предпринявших попытку самоубийства либо имеющих признаки выраженного психического расстройства и создающих своими действиями опасность для себя и окружающих, - до передачи их в лечебные учреждения либо по месту жительства.

Закон 1991 г. о милиции такое право милиции не предусматривал. Ранее в пункте 22 ст. 10 названного Закона (в ред. Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 68-ФЗ) указывалось на обязанность милиции осуществлять для оказания медицинской помощи привод в учреждения здравоохранения по их представлениям, санкционированным судом (судьей), уклоняющихся от явки по вызову лиц, страдающих заболеваниями и представляющих непосредственную опасность для себя или окружающих, а также указанных лиц, совершивших общественно опасные деяния. Это положение воспроизведено с изменениями в п. 35 ч. 1 ст. 12 комментируемого Закона (см. указанную статью и коммент. к ней);

12) лиц, совершивших побег из психиатрического лечебного учреждения или скрывающихся от назначенной судом недобровольной госпитализации в такое учреждение, - до передачи их в психиатрическое лечебное учреждение.

В отношении данного пункта справедливо сказанное выше в отношении предыдущего пункта;

13) лиц, в отношении которых поступило требование о выдаче, - до передачи их иностранному государству по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством РФ или международным договором РФ.

В Законе 1991 г. о милиции соответствующее право милиции прописано не было. Выдача лица для уголовного преследования или исполнения приговора регламентирована главой 54 УПК РФ. Согласно части 4 ст. 462 данного Кодекса решение о выдаче иностранного гражданина или лица без гражданства, находящихся на территории РФ, обвиняемых в совершении преступления или осужденных судом иностранного государства, принимается Генеральным прокурором РФ или его заместителем. Указанием Генпрокуратуры России от 18 октября 2008 г. N 212/35*(224) определен порядок работы органов прокуратуры РФ по вопросам выдачи лиц для привлечения к уголовной ответственности или исполнения приговора и передачи лиц, совершивших общественно опасные деяния, для проведения принудительного лечения.

Следует отметить, что в ч. 2 комментируемой статьи не закреплено положение аналогичное тому, которое содержалось в п. 10 ч. 1 ст. 11 Закона 1991 г. о милиции. В указанном пункте (в ред. Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 111-ФЗ) было установлено право милиции задерживать и доставлять в приемники-распределители, центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, а также центры социальной реабилитации лиц в случаях и порядке, предусмотренных законом.

3. Часть 3 комментируемой статьи закрепляет обязанности сотрудника полиции в каждом случае задержания:

выполнить действия, предусмотренные частью 4 ст. 5 комментируемого Закона, а именно (с учетом того, что речь идет именно о задержании) - назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения, разъяснить ему причину и основания применения задержания;

разъяснить лицу, подвергнутому задержанию (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение "задержанное лицо"), его право на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право на уведомление близких родственников или близких лиц о факте его задержания, право на отказ от дачи объяснения.

Подобные процедуры в Законе 1991 г. о милиции не устанавливались. В части 5 его ст. 5 "Деятельность милиции и права граждан" лишь в общем виде указывалось, что милиция предоставляет возможность задержанным лицам реализовать установленное законом право на юридическую помощь.

В соответствующих процессуальных нормах подобные процедуры регламентированы иначе:

в части 1 ст. 92 УПК РФ указано на необходимость разъяснения подозреваемому его прав, предусмотренных статьей 46 данного Кодекса, но при составлении протокола задержания после доставления подозреваемого (см. ниже);

аналогично в ч. 5 ст. 27.3 КоАП РФ указано, что задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные данным Кодексом, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.

4. В положениях ч. 4 комментируемой статьи содержатся правила исчисления срока задержания: срок задержания исчисляется с момента фактического ограничения свободы передвижения лица; срок административного задержания исчисляется в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

В рамках регламентации задержания подозреваемого соответствующее правило следует из положения ч. 3 ст. 128 УПК РФ, согласно которому при задержании срок исчисляется с момента фактического задержания, а также положения п. 15 ст. 5 данного Кодекса, определяющего, что момент фактического задержания - это момент производимого в порядке, установленном данным Кодексом, фактического лишения свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления.

Срок административного задержания лица в соответствии с ч. 4 ст. 27.5 КоАП РФ исчисляется с момента доставления в соответствии со ст. 27.2 данного Кодекса, а лица, находящегося в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления. Такое же правило содержится в п. 3 ст. 28.7 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в ред. Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 203-ФЗ) в отношении задержания военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы.

5. В части 5 комментируемой статьи установлено, что задержанное лицо вправе пользоваться в соответствии с федеральным законом услугами адвоката (защитника) и переводчика с момента задержания. Данная норма в части указания на услуги адвоката (защитника) основана на положениях ст. 48 Конституции РФ, согласно которым каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи; в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно (ч. 1); каждый задержанный имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента задержания (ч. 2).

Изложенные правила содержатся в соответствующих процессуальных нормах:

так, в п. 3 ч. 3 ст. 49 УПК РФ (в ред. Федерального закона от 29 мая 2002 г. N 58-ФЗ*(225)) предусмотрено, что защитник участвует в уголовном деле с момента фактического задержания лица, подозреваемого в совершении преступления. Согласно части 4 ст. 92 УПК РФ (в ред. Федерального закона от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ) до начала допроса подозреваемому по его просьбе обеспечивается свидание с защитником наедине и конфиденциально. В соответствии с ч. 2 ст. 18 УПК РФ участникам уголовного судопроизводства, не владеющим или недостаточно владеющим языком, на котором ведется производство по уголовному делу, должно быть разъяснено и обеспечено право делать заявления, давать объяснения и показания, заявлять ходатайства, приносить жалобы, знакомиться с материалами уголовного дела, выступать в суде на родном языке или другом языке, которым они владеют, а также бесплатно пользоваться помощью переводчика в порядке, установленном данным Кодексом;

в части 4 ст. 25.5 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 27 ноября 2007 г. N 273-ФЗ*(226)) установлено, что защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении. Согласно же пункту 2 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 данного Кодекса. В соответствии с ч. 2 ст. 24.2 КоАП РФ лицам, участвующим в производстве по делу об административном правонарушении и не владеющим языком, на котором ведется производство по делу, обеспечивается право выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном языке либо на другом свободно избранном указанными лицами языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.

6. Часть 6 комментируемой статьи предусматривает процедуру досмотра задержанных лиц, находящихся при них вещей и документов, а также их транспортных средств. При этом предусмотрено применения порядка, установленного законодательством об административных правонарушениях, если иной порядок не установлен федеральным законом. Соответствующее регулирование в качестве права милиции указывалось в п. 5 ч. 1 ст. 11 Закона 1991 г. о милиции (в ред. Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 161-ФЗ) в отношении осуществления мер, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях.

В рамках регламентации задержания подозреваемого в ст. 93 УПК РФ предусмотрено, что подозреваемый может быть подвергнут личному обыску в порядке, установленном статьей 184 данного Кодекса. Согласно части 2 указанной статьи при задержании лица личный обыск может быть произведен без соответствующего постановления.

Соответствующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении регламентированы в ст. 27.7 "Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице", 27.9 "Досмотр транспортного средства" и 27.10 "Изъятие вещей и документов" КоАП РФ.

7. В части 7 комментируемой статьи предусмотрена новелла о праве задержанного лица на один телефонный разговор в целях уведомления близких родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения. При этом предусмотрено, что такое уведомление по просьбе задержанного лица может сделать сотрудник полиции.

Как указано в данной норме, право на телефонный разговор предоставляется в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, если иное не установлено уголовно-процессуальным законодательством РФ. Видимо, при этом подразумевается то, что норма ч. 1 ст. 96 УПК РФ отводит для уведомления о факте задержания близких родственников, а при их отсутствии - других родственников 12 часов с момента задержания подозреваемого. При этом не вполне ясно, каким образом с данной нормой согласуется само право на телефонный звонок. В этой процессуальной норме (в ред. Федерального закона от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ) предусмотрено, что дознаватель, следователь уведомляет кого-либо из близких родственников, а при их отсутствии - других родственников или предоставляет возможность такого уведомления самому подозреваемому, т.е. не задержанный решает, сделает ли он телефонный звонок и попросит об этом сотрудник полиции.

В КоАП РФ вообще не предусмотрено право задержанного лица на телефонный звонок. В части 3 ст. 27.3 данного Кодекса предусмотрено, что по просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник.

Часть 11 комментируемой статьи определяет случаи, в которых не предоставляется право на телефонный разговор (см. ниже).

8-10. В положениях ч. 8-11 комментируемой статьи регламентировано уведомление полицией соответствующих лиц или органов о случаях задержания определенных категорий лиц. В рамках такого регулирования в ч. 5 ст. 5 Закона 1991 г. о милиции устанавливалось лишь то, что милиция сообщает по просьбе задержанных лиц (а в случае задержания несовершеннолетних - в обязательном порядке) о задержании их родственникам, администрации по месту работы или учебы.

В соответствии с ч. 8 комментируемой статьи полиция в каждом случае задержания несовершеннолетнего обязана незамедлительно уведомлять об этом его родителей или иных законных представителей. Аналогичные нормы содержатся в ч. 3 ст. 423 УПК РФ и ч. 4 ст. 27.3 КоАП РФ. Как определено в п. 12 ст. 5 УПК РФ (в ред. Федерального закона от 4 июля 2003 г. N 92-ФЗ), законные представители - это родители, усыновители, опекуны или попечители несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого либо потерпевшего, представители учреждений или организаций, на попечении которых находится несовершеннолетний подозреваемый, обвиняемый либо потерпевший, органы опеки и попечительства. Согласно же ч. 2 ст. 25.3 КоАП РФ законными представителями физического лица являются его родители, усыновители, опекуны или попечители.

Часть 9 комментируемой статьи предусматривает необходимость уведомления полицией о задержании военнослужащего командования воинской части, в которой он проходит военную службу. Аналогичное положение содержится в ч. 2 ст. 96 УПК РФ. В пункте же 4.1 ст. 27.3 КоАП РФ" (в ред. Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 203-ФЗ) предусмотрено, что об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная комендатура или воинская часть, в которой задержанный проходит военную службу (военные сборы).

Соответствующее регулирование содержится и в п. 3 ст. 28.7 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в ред. Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 203-ФЗ): о задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, уведомляется командир воинской части, в которой данный военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, проходит военную службу (военные сборы). Там же предусмотрено, что по просьбе задержанного военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляется защитник, а по просьбе военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, также уведомляются указанные им родственники.

Уместно отметить, что в комментируемой статье не учтено положение, которое включено Федеральным законом от 22 июля 2010 г. N 155-ФЗ*(227) в ч. 2 ст. 96 УПК РФ и согласно которому в случае задержания сотрудника органа внутренних дел об этом уведомляется начальник органа, в котором проходит службу указанный сотрудник. В пункте 4.1 ст. 27.3 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 203-ФЗ) содержится более широкое положение, предусматривающее, что об административном задержании лица, указанного в ч. 1 ст. 2.5 "Административная ответственность военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания" данного Кодекса, но иного, нежели военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, незамедлительно уведомляется орган или учреждение, в котором задержанный проходит службу.

Кроме того, в комментируемой статье не учтены положения введенных (Федеральным законом от 1 июля 2010 г. N 132-ФЗ*(228)) пункта 2.1 ст. 96 УПК РФ и пункта 4.2 ст. 27.3 КоАП РФ, предусматривающих необходимость при задержании (административном задержании) члена общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством РФ, уведомлять секретаря Общественной палаты РФ и соответствующую общественную наблюдательную комиссию (об указанных общественных наблюдательных комиссиях см. коммент. к ст. 50 Закона).

В части 10 комментируемой статьи предусмотрено, что о задержании иностранного гражданина или подданного иностранного государства полиция уведомляет посольство (консульство) соответствующего государства в соответствии с законодательством РФ. Такое же регулирование содержится в ч. 3 ст. 96 УПК РФ, устанавливающей, что в случае, если подозреваемый является гражданином или подданным другого государства, то не позднее 12 часов с момента задержания уведомляется посольство или консульство этого государства.

Данное регулирование основано на положениях подп. "b" п. 1 ст. 36 Венской конвенции о консульских сношениях*(229), заключенной 24 апреля 1963 г. в г. Вене (СССР присоединился к Конвенции в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 февраля 1989 г. N 10138-XI*(230)), согласно которым в целях облегчения выполнения консульских функций в отношении граждан представляемого государства компетентные органы государства пребывания должны безотлагательно уведомлять консульское учреждение представляемого государства о том, что в пределах его консульского округа какой-либо гражданин этого государства арестован, заключен в тюрьму или взят под стражу в ожидании судебного разбирательства или же задержан в каком-либо ином порядке, если этот гражданин этого потребует; все сообщения, адресуемые этому консульскому учреждению лицом, находящимся под арестом, в тюрьме, под стражей или задержанным, также безотлагательно передаются этими органами консульскому учреждению; указанные органы должны безотлагательно сообщать этому лицу о правах, которые оно имеет согласно данному подпункту.

11. Часть 11 комментируемой статьи определяет случаи, в которых не предоставляется право на телефонный разговор и не осуществляется уведомление соответствующих лиц или органов. Это случаи, когда задержанными лицами являются лица, указанные в п. 2, 3, 4, 7, 8, 12 ч. 2 данной статьи, а именно:

лица, совершившие побег из-под стражи, лица, уклоняющиеся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывшие к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок (п. 2);

лица, уклоняющиеся от исполнения административного наказания в виде административного ареста (п. 3);

лица, находящиеся в розыске (п. 4);

лица, уклоняющиеся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия (п. 7);

лица, уклоняющиеся от следования в специализированные лечебные учреждения для исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера (п. 8);

лица, совершившие побег из психиатрического лечебного учреждения или скрывающиеся от назначенной судом недобровольной госпитализации в такое учреждение (п. 12).

В части 4 ст. 96 УПК РФ (в ред. Федерального закона от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ) предусмотрено, что при необходимости сохранения в интересах предварительного расследования в тайне факта задержания уведомление с согласия прокурора может не производиться, за исключением случаев, когда подозреваемый является несовершеннолетним.

12. В части 12 комментируемой статьи закреплена обязанность полиции принимать при необходимости меры по оказанию задержанному лицу первой помощи, а также меры по устранению возникшей при задержании угрозы жизни и здоровью граждан или объектам собственности. Тем самым воспроизведено соответствующее положение ч. 5 ст. 5 "Деятельность милиции и права граждан" Закона 1991 г. о милиции (в ред. Федерального закона от 25 ноября 2009 г. N 267-ФЗ).

Оказание первой помощи регламентировано статьей 19.1 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан и Приказом Минздравсоцразвития России от 17 мая 2010 г. N 353н "О первой помощи" (см. коммент. к ст. 12 Закона).

13. Часть 13 комментируемой статьи предусматривает ведение в полиции реестра лиц, подвергнутых задержанию. При этом установлено, что сведения, содержащиеся в реестре, не могут быть переданы третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (соответственно эти сведения являются информацией ограниченного доступа).

Полномочие по определению порядка ведения такого реестра федеральный законодатель делегировал федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, на основании чего Приказом МВД России от 25 мая 2011 г. N 408 утвержден Порядок формирования и ведения реестра лиц, подвергнутых задержанию*(231). Согласно названному Порядку реестр лиц, подвергнутых задержанию, ведется подразделениями информационного обеспечения следующих территориальных органов МВД России: территориальных органов МВД России на региональном уровне; управлений на транспорте МВД России по федеральным округам; Восточно-Сибирского и Забайкальского линейных управлений внутренних дел на транспорте МВД России.

Норма части 13 комментируемой статьи является нововведением, необходимость которого обоснована в пояснительной записке к проекту комментируемого Закона усилением гарантий соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также требованиями Европейского кодекса полицейской этики.

14-15. В части 14 комментируемой статьи предусмотрено составление сотрудником полиции протокола о задержании, а также определены требования к содержанию такого протокола - в нем должны быть указаны дата, время и место составления протокола, должность, фамилия и инициалы сотрудника полиции, составившего протокол, сведения о задержанном лице, дата, время, место, основания и мотивы задержания, а также факт уведомления близких родственников или близких лиц задержанного лица.

Согласно части 15 данной статьи протокол о задержании подписывается составившим его сотрудником полиции и задержанным лицом. На случай, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, предусмотрено, что в протоколе о задержании делается соответствующая запись. Кроме того, установлено, что копия протокола вручается задержанному лицу.

Составление протокола задержания регламентировано положениями ч. 1 и 2 ст. 92 УПК РФ (в ред. Федерального закона от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ):

после доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю в срок не более 3 часов должен быть составлен протокол задержания, в котором делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены права, предусмотренные статьей 46 данного Кодекса (ч. 1);

в протоколе указываются дата и время составления протокола, дата, время, место, основания и мотивы задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и другие обстоятельства его задержания. Протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и подозреваемым (ч. 2).

Протокол об административном задержании посвящена статья 27.4 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 161-ФЗ), предусматривающая следующее:

об административном задержании составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания (ч. 1);

протокол об административном задержании подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе об административном задержании делается соответствующая запись. Копия протокола об административном задержании вручается задержанному лицу по его просьбе (ч. 2).

16. Часть 16 комментируемой статьи устанавливает, что задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях под охраной в условиях, исключающих угрозу их жизни и здоровью. Как отмечалось в пояснительной записке к проекту комментируемого Закона, данная норма включена в соответствии с положениями Декларации о полиции, принятой принята 8 мая 1979 г. в г. Страсбурге Парламентской ассамблеей Совета Европы, и рекомендациями Европейского Суда по правам человека.

В рассматриваемой норме также предусмотрено, что задержанные лица перед водворением в специально отведенные для этого помещения и после окончания срока задержания подвергаются осмотру, результаты которого заносятся в протокол о задержании. Полномочие по определению условий содержания, норм питания и порядка медицинского обслуживания задержанных лиц федеральный законодатель делегировал Правительству РФ.

В отношении порядка содержания подозреваемых под стражей в ст. 95 УПК РФ (в ред. Федерального закона от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ) указано следующее:

порядок и условия содержания подозреваемых под стражей определяются федеральным законом (ч. 1);

в случае необходимости проведения оперативно-розыскных мероприятий допускаются встречи сотрудника органа дознания, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с подозреваемым с письменного разрешения дознавателя, следователя или суда, в производстве которых находится уголовное дело (ч. 2).

Соответствующим актом является Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", который согласно его преамбуле (в ред. Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 161-ФЗ) регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с УПК РФ задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с данным Кодексом избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

Изоляторам временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел посвящены положения ч. 1-3 ст. 9 названного Закона (в ред. Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 4-ФЗ):

изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений;

в изоляторах временного содержания в случаях, предусмотренных УПК РФ, могут временно содержаться подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу;

изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Решения об их создании, реорганизации и ликвидации принимаются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 1992 г. N 935 утверждены нормы суточного довольствия осужденных к лишению свободы, а также лиц, находящихся в следственных изоляторах, лечебно-трудовых, воспитательно-трудовых и лечебно-воспитательных профилакториях Министерства внутренних дел Российской Федерации, и нормы обеспечения мылом*(232).

В целях совершенствования организации медицинской помощи лицам, содержащимся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, улучшения взаимодействия по данному вопросу с лечебно-профилактическими учреждениями государственной и муниципальной систем здравоохранения, организации в них необходимых условий режима содержания и охраны данной категории лиц Приказом МВД России и Минздрава России от 31 декабря 1999 г. N 1115/475 утверждена Инструкция о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел*(233). В целях повышения эффективности деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Приказом МВД России от 22 ноября 2005 г. N 950 утверждены Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел*(234).

Статья 27.6 КоАП РФ предусматривает следующее в отношении места и порядка содержания задержанных лиц:

задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях органов, указанных в ст. 27.3 данного Кодекса, либо в специальных учреждениях, создаваемых в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов РФ. Указанные помещения должны отвечать санитарным требованиям и исключать возможность их самовольного оставления (ч. 1);

условия содержания задержанных лиц, нормы питания и порядок медицинского обслуживания таких лиц определяются Правительством РФ (ч. 2). На основании этой нормы Постановлением Правительства РФ от 15 октября 2003 г. N 627 утверждено Положение об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц*(235);

несовершеннолетние, в отношении которых применено административное задержание, содержатся отдельно от взрослых лиц (ч. 3).

 

Статья 15. Вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории

1-2. Комментируемая статья регламентирует осуществление полицией такой меры государственного принуждения, как вхождение (проникновение) в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями. Закон 1991 г. о милиции не содержал такой регламентации, в п. 18 ч. 1 его ст. 11 лишь предусматривалось само право милиции беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территорию и в помещения, занимаемые организациями, и осматривать их, а также определялись случаи, в которых это право могло быть реализовано (см. ниже).

Комментируемую статью открывают нормы, устанавливающие, что полиция защищает право каждого на неприкосновенность жилища (ч. 1), а также что сотрудники полиции не вправе входить в жилые помещения помимо воли проживающих в них граждан иначе как в случаях и порядке, установленных федеральными конституционными законами, комментируемым Законом и другими федеральными законами (ч. 2).

Данные положения воспроизводят и детализируют применительно к деятельности полиции норму ст. 25 Конституции РФ, согласно которой жилище неприкосновенно; никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения. Разъяснения судам по поводу применения приведенных конституционных положений даны Постановлением Пленума ВС России от 24 декабря 1993 г. N 13 "О некоторых вопросах, связанных с применением статей 23 и 25 Конституции Российской Федерации" (в ред. Постановления Пленума ВС России от 6 февраля 2007 г. N 7)*(236). Проникновение в жилище без предварительного получения разрешения суда в рамках уголовно-процессуальной деятельности и оперативно-разыскной деятельности регламентировано соответственно в УПК РФ и Федеральном законе "Об оперативно-розыскной деятельности" (см. ниже).

Определение понятия "жилище" следует из примечания к статье 139 УК РФ (в ред. Федерального закона от 20 марта 2001 г. N 26-ФЗ*(237)), устанавливающей уголовную ответственность за нарушение неприкосновенности жилища: согласно этом примечанию под жилищем в указанной статье, а также в других статьях УК РФ понимаются индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и пригодное для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящие в жилищный фонд, но предназначенные для временного проживания.

Понятие земельного участка определено в ст. 11.1 ЗК РФ (в ред. Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 141-ФЗ*(238)): земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Обращает на себя внимание то, что в комментируемой статье, в т.ч. в ее названии используются два понятия - вхождение и проникновение. Однако, представляется не вполне понятным содержание каждого из понятий, как не вполне понятно и то, придает ли федеральный законодатель особое значение разнице между этими понятиями. Составить же некоторое представление о разнице между данными понятиями позволяет разъяснение, которое дано в п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2002 г. N 29 "О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое"*(239). Из этого разъяснения следует, что проникновение в жилище, помещение может быть осуществлено и без вхождения.

3-8. В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи проникновение сотрудников полиции в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями, допускается в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Наряду с этим предусмотрен следующий перечень случаев для осуществления указанной меры государственного принуждения

1) для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях;

2) для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления;

3) для пресечения преступления;

4) для установления обстоятельств несчастного случая.

Ранее соответствующее регулирование содержалось в п. 18 ч. 1 ст. 11 Закона 1991 г. о милиции (в ред. Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 68-ФЗ), предусматривавшем право милиции входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территорию и в помещения, занимаемые организациями, и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление, произошел несчастный случай, а также для обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках.

Норма части 3 комментируемой статьи согласно прямому указанию в ней не распространяется на помещения, земельные участки и территории дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, представительств международных организаций. Это исключение основано на положениях ст. 22 упомянутой выше Венской конвенции о дипломатических сношениях (см. коммент. к ст. 14 Закона), регламентирующих неприкосновенность помещений дипломатических представительств, на положениях ст. 31 Венской конвенции о консульских сношениях, заключенной 24 апреля 1963 г. в г. Вене (СССР присоединился к Конвенции в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 февраля 1989 г. N 10138-XI), регламентирующих неприкосновенность консульских помещений, а также на положениях соответствующих международных договоров РФ, регламентирующих статус представительств международных организаций.

Часть 4 комментируемой статьи предоставляет сотруднику полиции при проникновении в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями, в случаях, предусмотренных частью 3 данной статьи, при необходимости произвести взлом (разрушение) запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в указанные помещения и на указанные земельные участки и территории, и осмотр находящихся там объектов и транспортных средств.

Если проникновение сопровождалось указанными действиями, то в соответствии с ч. 8 комментируемой статьи на полицию возлагается обязанность принять меры по недопущению доступа посторонних лиц в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями, и по охране находящегося там имущества.

В части 5 комментируемой статьи закреплены обязанности сотрудника полиции, осуществляющего вхождение (проникновение) в жилое помещение, обязан:

1) перед тем как войти в жилое помещение, уведомить находящихся там граждан об основаниях вхождения, за исключением случаев, если промедление создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан и сотрудников полиции или может повлечь иные тяжкие последствия;

2) при проникновении в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан использовать безопасные способы и средства, с уважением относиться к чести, достоинству, жизни и здоровью граждан, не допускать без необходимости причинения ущерба их имуществу;

3) не разглашать ставшие известными ему в связи с вхождением (проникновением) в жилое помещение факты частной жизни находящихся там граждан;

4) сообщить непосредственному начальнику и в течение 24 часов представить рапорт о факте вхождения (проникновения) в жилое помещение.

Часть 6 комментируемой статьи на случай проникновения сотрудника полиции в жилое помещение в отсутствие собственника этого помещения и (или) проживающих там граждане предусматривает обязанность полиции информировать указанных лиц о каждом случае такого проникновения сотрудника полиции.

В части 7 комментируемой статьи закреплена обязанность полиции о каждом случае вхождения сотрудника полиции в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан письменно уведомлять прокурора в течение 24 часов. Подобным образом ранее в п. 18 ч. 1 ст. 11 Закона 1991 г. о милиции предусматривалось (в ред. Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 161-ФЗ), что о всех случаях проникновения в жилище против воли проживающих в нем граждан милиция уведомляет прокурора незамедлительно, но не позднее 24 часов. Однако, следует подчеркнуть, что ранее шла речь о случаях проникновения в жилище против воли "проживающих" в нем граждан, а в рассматриваемой норме говорится о случаях вхождения против воли "находящихся" в жилом помещении граждан. О прокурорском надзоре за исполнением полицией законов см. ст. 52 Закона и коммент. к ней.

Как говорилось выше, проникновение в жилище без предварительного получения разрешения суда в рамках уголовно-процессуальной деятельности и оперативно-разыскной деятельности регламентировано соответственно в УПК РФ и Федеральном законе "Об оперативно-розыскной деятельности".

Так, в части 5 ст. 165 УПК РФ (в ред. Федерального закона от 23 июля 2010 г. N 172-ФЗ*(240)) предусмотрено, что в исключительных случаях, когда производство осмотра жилища, обыска и выемки в жилище, личного обыска, а также выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи, наложение ареста на имущество, указанное в ч. 1 ст. 104.1 "Конфискация имущества" УК РФ, не терпит отлагательства, указанные следственные действия могут быть произведены на основании постановления следователя или дознавателя без получения судебного решения; в этом случае следователь или дознаватель в течение 24 часов с момента начала производства следственного действия уведомляет судью и прокурора о производстве следственного действия; к уведомлению прилагаются копии постановления о производстве следственного действия и протокола следственного действия для проверки законности решения о его производстве; получив указанное уведомление, судья в срок, предусмотренный ч. 2 данной статьи, проверяет законность произведенного следственного действия и выносит постановление о его законности или незаконности; в случае, если судья признает произведенное следственное действие незаконным, все доказательства, полученные в ходе такого следственного действия, признаются недопустимыми в соответствии со ст. 75 УПК РФ.

Согласно части 3 ст. 8 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" (в ред. Федерального закона от 2 декабря 2005 г. N 150-ФЗ*(241)) в случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на неприкосновенность жилища, с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов; в течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение.

 

Статья 16. Оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и других объектов

1. В комментируемой статье регламентировано осуществление полицией такой меры государственного принуждения, как оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и других объектов. Данная статья содержит в себе нововведения, но за исключением самой меры государственного принуждения и перечня случаев ее применения. В пунктах 20 и 22 ч. 1 ст. 11 Закона 1991 г. о милиции предусматривались права милиции производить оцепление (блокирование) участков местности и временно ограничивать или запрещать движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах (см. ниже). Там же были определены случаи реализации указанных. Следует обратить внимание на то, что при этом не говорилось об оцеплении (блокировании) жилых помещений, строений и других объектов.

Открывающая комментируемую статью часть 1 декларирует то, что полиция защищает право каждого, кто законно находится на территории РФ, свободно передвигаться, а также то, что ограничение полицией свободы передвижения граждан допускается только в случаях, предусмотренных комментируемым Законом и другими федеральными законами. Данная норма, которая введена в законопроект после его общественного обсуждения, закреплена на основе следующих конституционных норм:

нормы части 1 ст. 27 Конституции РФ, устанавливающей, что каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства;

нормы части 3 ст. 55 Конституции РФ, предусматривающей, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

2. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает, что оцепление (блокирование) участков местности производится по решению руководителя территориального органа или лица, его замещающего, а также определяет исчерпывающий перечень случаев, в которых производится оцепление (блокирование) участков местности:

1) при ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций (до общественного обсуждения законопроекта указывалось на ликвидацию последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф), при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и (или) эпизоотий;

2) при проведении мероприятий по пресечению массовых беспорядков и иных (до общественного обсуждения законопроекта указывались "групповых", а не "иных") действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;

3) при розыске лиц, совершивших побег из-под стражи, и лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания (до общественного обсуждения законопроекта указывалось на розыск осужденных и лиц, заключенных под стражу, совершивших побег);

4) при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступления;

5) при проведении контртеррористической операции, проверке сведений об обнаружении взрывчатых веществ или взрывных устройств либо ядовитых или радиоактивных веществ (указание на ядовитые и радиоактивные вещества включено после общественного обсуждения законопроекта).

Ранее соответствующе регулирование содержалось в п. 20 ч. 1 ст. 11 Закона 1991 г. о милиции. Так, в указанном пункте (в ред. Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 68-ФЗ) предусматривалось право милиции производить по решению начальника органа внутренних дел (органа милиции) или его заместителя оцепление (блокирование) участков местности при ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф, проведении карантинных мероприятий в случае эпидемий или эпизоотий, пресечении массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи, организаций, а также при розыске совершивших побег осужденных и лиц, заключенных под стражу, преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, осуществляя при необходимости досмотр транспортных средств.

Как видно, в ч. 2 комментируемой статьи перечень оснований производства оцепления (блокирования) участков местности расширен за счет случаев проведения контртеррористической операции, проверки сведений об обнаружении взрывчатых веществ или взрывных устройств либо ядовитых или радиоактивных веществ. В остальном положение п. 20 ч. 1 ст. 11 Закона 1991 г. о милиции претерпело незначительные изменения, о которых сказано выше в скобках.

3. В части 3 комментируемой статьи определено содержание такой меры государственного принуждения, как оцепление (блокирование) участков местности, - это возможность ограничения или запрет движения транспорта и пешеходов. При этом установлено, что движение транспорта и пешеходов может быть ограничено или запрещено только в случае, если это необходимо для:

обеспечения безопасности граждан и общественного порядка;

проведения следственных действий, оперативно-разыскных мероприятий;

охраны места совершения преступления, административного правонарушения, места происшествия;

защиты объектов собственности, которым угрожает опасность.

Подобным образом ранее в п. 22 ч. 1 ст. 11 Закона 1991 г. о милиции предусматривалось право милиции временно ограничивать или запрещать движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах, а также не допускать граждан на отдельные участки местности и объекты, обязывать их остаться там или покинуть эти участки и объекты в целях защиты здоровья, жизни и имущества граждан, проведения следственных и розыскных действий.

4. Часть 4 комментируемой статьи предусматривает возможность осуществления оцепления (блокирования) в отношении жилых помещений, строений и иных объектов, принадлежащих гражданам и организациям. При этом определено, что оцепление (блокирование) осуществляется только в случае, если это необходимо для предотвращения угрозы жизни и здоровью граждан, которые не могут быть защищены иным способом.

Следует отметить, что в первоначальном варианте проекта комментируемого Закона говорилось об осуществлении оцепления (блокирования) в отношении жилых помещений, строений и иных объектов в случае, если это необходимо для предотвращения очевидной опасности для жизни и здоровья находящихся там лиц, которые не могут быть защищены каким-либо иным способом. После общественного обсуждения законопроекта в норме понятие "очевидная опасность" заменено понятием "угроза". Позднее исключено слово "там", т.е. в рассматриваемой норме речь не идет только о тех гражданах, которые находятся в подлежащих оцеплению (блокированию) жилых помещениях, строениях и иных объектах.

5. В части 5 комментируемой статьи установлены обязанности полиции при осуществлении действий, указанных в ч. 2-4 данной статьи, т.е. при осуществлении оцепления (блокирования) участков местности, жилых помещений, строений и других объектов, во-первых, принимать меры по обеспечению нормальной жизнедеятельности населения, и, во-вторых, разъяснять гражданам наиболее удобные в создавшейся обстановке маршруты передвижения. Следует отметить, что вторая из указанных обязанностей включена после общественного обсуждения законопроекта. Обязанность, подобная первой из указанных, содержалась в п. 20 ч. 1 ст. 11 Закона 1991 г. о милиции, предусматривавшем право милиции производить оцепление (блокирование) участков местности. В этом пункте устанавливалось, что при реализации названного права милицией принимаются меры к обеспечению нормальной жизнедеятельности населения и функционирования народного хозяйства в данной местности.

 

Статья 17. Формирование и ведение банков данных о гражданах

1. Комментируемая статья предусматривает и регламентирует формирование и ведение полицией банков данных о гражданах. Часть 1 данной статьи устанавливает собственно право полиции обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение "банки данных").

Закон 1991 г. о милиции подобного регулирования не предусматривал. Как отмечалось в пояснительной записке к проекту комментируемого Закона, полномочия полиции по сбору и обработке данных о гражданах установлены в целях реализации Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных и в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных"*(242). Названная Конвенция, заключенная в г. Страсбурге 28 января 1981 г., подписана от имени России в г. Страсбурге 7 ноября 2001 г. и ратифицирована Федеральным законом от 19 декабря 2005 г. N 160-ФЗ*(243) с рядом заявлений. Согласно определению, данному в п. 1 ст. 3 Федерального закона "О персональных данных" (в ред. Федерального закона от 25 июля 2011 г. N 261-ФЗ*(244)), персональные данные - это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

2. В части 2 комментируемой статьи указано, что формирование и ведение банков данных осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательством РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: