Откуда мне сие, что так возлюбил Ты меня, Господи?

 

Беден я, Боже мой! покажи мне, сколько обязан я любить Тебя;

объясни мне, сколь­ко должен я хвалить Тебя;

открой мне, сколь­ко должен я угождать Тебе.

Возгреми, Гос­поди, гласом сильным и крепким во внутренний слух сердца моего; научи и спаси меня, и восхвалю Тебя, создавший меня, когда был я ничто; просветивший меня, когда был я во тьме; воскресивший меня, когда был я мертв; от юности моей снабдевавший меня всеми Твоими благами.

Непотребный я червь, смердящий грехами, и Ты питаешь меня все­ми превосходными дарами Твоими.

Отверзи мне, ключ Давидов, «Который отворяет - и никто не затворит», кому отверзешь: «затворяет - и никто не отворит», кому затворишь (Апок.3, 7),—отверзи мне дверь света Твоего, чтобы войти, увидеть, познать и исповедаться Тебе всем сердцем моим, «велика милость Твоя ко мне: Ты избавил душу мою от ада преисподнего» (Пс.85. 13). «Господи, Боже наш! как величественно имя Твое по всей земле!» И «что [есть] человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?» (Пс.8, 2, 5)?

Господи, упование Святых, Столп крепости их, Жизнь души моей, которою жи­ву, и без которой умираю; Свет очей моих, которым вижу, и без которого слепотствую, Радость сердца моего и Веселие духа моего, да возлюблю Тебя всем сердцем моим, и всею душою моею, и всею внутренностью моею; потому что Ты прежде возлюбил меня. «И откуда это мне» (Лук. 1,43.), Творец неба и земли и бездны, благих моих не требующий?

«И откуда это мне», что возлюбил Ты меня? О мудрость, отверзающая уста немым, о, Сло­во, Которым все сотворено! отверзи уста мои, дай мне глас хвалы, да поведаю все благодеяния Твои какие оказывал Ты мне, Господи, от начала.

Ибо вот -.существую я, по­тому что Ты сотворил меня; сотворить же меня и причесть к числу тварей Твоих, пре­дуставил Ты от вечности. Прежде, нежели сотворил Ты что либо в начале, прежде не­жели распростер небеса, когда не было еще бездн, не создал Ты еще земли, и гор не основал, не разверзлись еще источники вод­ные, прежде нежели сотворил Ты Словом все, что ни сотворено Тобою, несомненным провидением истины Твоей провидел Ты меня, будущую тварь Твою, и благоволил, чтобы стал я творением Твоим.

«И откуда это мне», премилостивый Господи, всевышний Боже, Отец премилосердый, всемогущий и преисполненный всегда кротости Создатель? Какте заслуги мои, какое благоугождение мое, что велелепию величия Твоего благоугодно ста­ло сотворить меня? Не было меня, и сотво­рил Ты меня; ничто я был, и из ничего соделал Ты меня чем-то. И чем же это? Не звездою, не огнем, не птицею, или рыбою, не пресмыкающимся, или каким-нибудь бессловесным животным, не камнем, или деревом, не чем либо из рода тварей, ко­торый имеет одно только быте, или из рода тварей, которые могут только существовать и расти, и не чем либо из рода тварей, ко­торый могут и существовать, и расти, и чув­ствовать.

Но благоволил Ты, чтобы я был выше всего, что имеет бытие, потому что и я существую,—и выше всего, что имеет бытие и произрастает, потому что и я существую и возрастаю - и выше всего, что имеет бытие, произрастает и чувствует, потому что и я имею бытие, возрастаю и чувствую.

Ты сотворил меня так, что разве малым чем не равен я Ангелам, потому что приял я от Тебя одинаковый с ними разум к по­знанию Тебя; но разве малым чем не равен, как сказал я; потому что блаженное ведение о Тебе имеют они уже в видении, а я имею только по упованию; они — «лицем к лицу», а я— «сквозь [тусклое] стекло, гадательно»; они—вполне, а я — «отчасти» (1Кор. 13, 12.). «когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится» (1Кор. 13, 10);- тогда откровенным уже лицем узрим лице Твое. Что же тогда и в малом чем не быть мень­шими Ангелов воспрепятствует нам, которых Ты, Господи, венцем упования, украшенным славою, и «славою и честью венчал еси», которых Ты не в меру почтил, как присных Своих, даже во всем соделал равными и равночестными Ангелам? Ибо и истина Твоя говорит сие: «они равны Ангелам и суть сыны Божии» (Лук. 20, 36.). Почему же «сыны Божии», когда равны будут Ангелам? Действительно будут «сыны Божии» потому что Сын Божий соделался сыном человеческим. И так, взирая на сие, осмеливаюсь сказать: «не умален малым чем от Ангел» человек, но даже равен Анге­лам; потому что Бог стал человеком, а не Ангелом. И посему-то скажу, что чело­век есть достойнейшая из тварей; ибо Сло­во, Которое «в начале было у Бога» и Бог (Ин. 1, 1) Слово, Которым Бог изрек: «да будет свет. И стал свет», т. е. Ангель­ское естество, —Слово, Которым Бог все сотворил в начале,—сие самое Слово «стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его» (Ин. 1, 14)., Вот слава, которою хвалюсь, когда здраво хвалюсь. Вот радость, которою радуюсь, когда здраво радуюсь, Господи Боже мой, жизнь и вся слава души, моей... Посему исповедаюсь Тебе, Господи - Боже мой, что, сотворив меня разумным, сотворил Ты равным в некотором отношении с Ангелами; потому что могу усовершаться чрез Слово Твое, и дойти до равночестия с Ангелами, и сподобиться всыновления чрез Единородное Слово Твое, Господи, чрез Сына Твоего воз­любленного, о Нем же благоволил Ты,—чрез единственного сонаследника, единосущного и совечного Тебе Иисуса Христа, единственного Господа и Искупителя нашего, просветителя и утешителя нашего, ходатая нашего пред Тобою и свет очей наших. Он—жизнь на­ша, и Спаситель наш, и единственная надежда наша; Он возлюбил нас паче, нежели Се­бя; чрез Него имеем несомненное упование и твердую на Тебя надежду, и дерзновение приходить к Тебе; потому что дал Он нам «верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Ин.1,12).

Воспишу хвалу имени Твоему, Господи: сотворив меня по образу и по подобию Твоему, соделал Ты меня способным достигнуть такой славы, что могу соделаться сыном Божиим. Но сие не возможно ни деревьям, ни камням, ни вообще всему, что движется, или произрастает в воздухе, или в море, или на земле; потому что Слово Твое не дало «дал власть быть чадами Божиими», и потому что не имеют они разума. Ибо в разуме заключается возможность познавать Бога. Разум же дал Бог людям, которых сотворил разумными, по образу и по подобию Своему. Посему и я, Господи, по благодати Твоей стал человеком, и по благодати же могу быть сыном Твоим, чем не могут быть они.

«И откуда это мне»? Господи, высочай­шая истина, и истинная высота, и начало всех тварей? Откуда мне сие Господи, что могу быть сыном Твоим, чем не могут быть другие твари? Ты, пребывая во век, создал все в совокупности: вкупе сотворил и людей, и животных, и камни, и злаки земные. Не предшествовали сему заслуги, ни чем не благоугодили Тебе наперед твари; по единой благости Твоей создал Ты все; и все твари ра­вны были по заслугам, потому что ни у одной твари не было никаких заслуг. Почему же благость Твоя явлена паче на этой твари Твоей, которую создал Ты разумною, нежели на всех других, не имеющих разума? Почему я не таков же, как и они? или почему все он не таковы же, как и я? Какие заслуги мои, чем благоугодил я, что сотворил Ты меня способным соделаться сыном Твоим, в чем отказал другим тварям?

Нет, Господи, да не приходит мне и на мысль приписывать это заслугам своим! Твоя одна милость, Твоя одна благость соделали это, что стал я причастником сладости даров сих. Посему по той же благодати, по которой сотворил Ты меня из ничего, умоляю Тебя, Господи, дай мне благодать и на то, чтобы мог я и воз­благодарить Тебя за сие.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: