Йоханн Вейер (Johann Weyer) 1515–1588

 

Родился в Брабанте, в дворянской семье. Обучался у видного средневекового учёного Корнелиуса Агриппы, затем продолжил образование в Париже. Уже в начале своей карьеры Вейер вращается в высших кругах общества. При дворе французского короля Франсиска I он занимает место наставника королевских детей. Вместе с мальчиками путешествует по Франции и Африке, посещает остров Крит.

По окончании службы переехал в Германию. Здесь становится придворным врачом герцога Вильгельма IV. Прекрасный диагност, человек, обладающий несомненным даром убеждения. Вейер употребил свой авторитет во благо. Везде, где только мог, он опротестовывал действия охотников на ведьм. Так, однажды он вырвал из застенка девушку, которая вынесла чудовищные, не поддающиеся воображению пытки. В доверительных беседах ему удалось склонить герцога к отмене суеверных гонений в целом. Пока августейший пациент уважал Вейера как искусного лекаря. Клевское и Юлиерсбергское герцогства напоминали спокойный островок среди княжеств, где вовсю пылали костры.

XVI столетие почти исключало открытую борьбу с суевериями. Взгляда авторов «Молота» уже укоренились настолько, что полностью отрицать колдовство было слишком опасно. К примеру, Корнелий Лоос написал трактат, радикально отвергающий выдумки инквизиторов. Удалось ли ему распространить свои идеи? Нет. Стоило переслать труд книготорговцу, как тот донес духовным властям на опасного вольнодумца. Только ценой унизительного покаяния Лоос спас свою жизнь. Тираж его книги был уничтожен.

Вот в какой атмосфере задумывал придворный врач главное дело своей жизни. Он понимал, что никакое высокое покровительство не спасёт его от расправы в случае открытого обозначения позиций. Поэтому концепция Вейера была такова. Колдовство существует. Это опасное преступление. Но совершают его (причём очень редко) чернокнижники, всю жизнь посвятившие оккультным наукам. Зачем же преследовать бедных женщин, которые крамольных книг и в глаза не видели? Эти несчастные признаются либо под пытками, либо когда их разум помутнён дьяволом И в том и в другом случае их нельзя сжигать, ведь будут уничтожены невиновные. Сами судьи, осуществив казнь, станут пособниками дьявола. Фактически они убьют тех, кого чёрт подставил им под удар.

Труд Вейера «О демоническом наваждении» увидел свет в 1563 году. Он приобрёл большую популярность. Умелая система доводов позволяла оспаривать несправедливые процессы, не отрицая колдовства полностью. В короткое время появилось шесть изданий. Нельзя сказать, чтобы это прошло мимо внимания фанатиков. Смелая книга попала в число запрещённых писаний первого разряда, а ругань в адрес Вейера стала у демонологов хорошим тоном. Тем не менее автор был недосягаем для мести. Он продолжал проповедовать милосердие, и весьма успешно. Длилась эта идиллия вплоть до 1581 года, когда герцога хватил апоплексический удар. Разочаровавшись во враче, Вильгельм IV лишил его места и снова разрешил пытать ведьм. Вейер был вынужден бежать в Мекленбург, где нашёл защиту у графа фон Бентхейма (Robbins, 1959 стр. 215, 538–540).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: