Жан Боден (Jean Bodin) 1529–1596

 

Французский мыслитель и общественный деятель. Пожалуй, единственный из перечисленных здесь авторов, чьё имя известно потомкам не только в связи с ведовскими процессами. Его книга о колдовстве, вышедшая в 1581 году, редко упоминается в биографических статьях и обзорных исследованиях. Суеверный трактат как бы заслонён другими произведениями, серьёзно повлиявшими на развитие общественной мысли. В своём главном труде «Шесть книг о республике» Боден обосновывал идею конституционной монархии, признавал право народа на убийство тирана. Это был незаурядный человек, который прекрасно ориентировался в классической литературе, философии и экономике.

Жан Боден изучал право в Тулузе, затем переехал в Париж. В 1576 году стал депутатом от третьего сословия на Генеральных штатах в Блуа. Во время Варфоломеевской ночи чуть не погиб, ибо его подозревали в симпатиях к протестантам. Женившись на дочери королевского прокурора в Лионе. Боден обосновался там в качестве адвоката. Позже стал общественным обвинителем. Принимал личное участие в судах над ведьмами, похваляясь, что когда было нужно, пытал «девушку, ребенка, или хрупкую женщину…» Книга «Демономания» написана в помощь неопытным судьям. Автор рекомендует вероломные уловки и зверские истязания как норму следствия. Что же касается казней, то даже сожжение на медленном огне он считал слишком мягким наказанием для колдуньи. Книга Йоханна Вейера вызвала особое возмущение Бодена. «Как показывает опыт, люди, защищающие ведьм, обычно сами колдуны», – горячился он.

Не следует делать опрометчивых выводов из того, что сейчас Бодена знают по другим сочинениям и почти не упоминают «Демономанию». Этот трактат имел огромное влияние на современников – как протестантов, так и католиков. Заслуженный авторитет Бодена в других областях заставил с доверием относиться и к его агитации против колдовства. Многие как руководство к действию приняли метафору: «Заражённую плоть следует выжигать и вырывать калёным железом (Lea, 1939 стр. 554, 573)».

 

Николя Реми (Nicolas Remy) 1530‑1612

 

Французский судья и демонолог. В 1595 году выпустил в Лионе книгу, впоследствии часто переиздаваемую. На титульном листе Реми подкрепил свои претензии на роль эксперта по делам о колдовстве устрашающим фактом из собственной биографии – за 15 лет он сжёг 900 ведьм! Откуда взялось такое чудовище?

Реми отмечал, что ещё в раннем возрасте его до глубины души поражали рассказы о привидениях и духах, какие няньки любят рассказывать плачущим детям, чтобы напугать их. Видел он в детстве и сожжения ведьм. Когда наступила пора выбирать профессию, Николя особенно не раздумывал. Его отец и дядя были юристами. Вполне естественно, что он пошёл по их стопам. Право он изучал в университете Тулузы, где преподавал Боден. Уже в 1575 году Реми стал тайным советником Лотарингского герцога Карла III, в 1591 году дослужился до поста генерального прокурора в его владениях. Находясь на этой должности, он мог влиять на местные магистраты, слишком, но его мнению, мягкие по отношению к ведьмам. К давним предубеждениям у Реми примешивались личные мотивы. Однажды он отказал нищенке в подаянии, а через несколько дней у него умер старший сын. Решив, что это колдунья навела порчу, судья устроил над бедной женщиной показательный процесс. В исторической литературе принято числить за Реми упомянутые 900 жертв. Однако исследователь Чарльз Ли напоминает, что это цифра относится лишь к указанному самим автором пятнадцатилетнему сроку. Между тем Реми не сидел сложа руки ни до ни после этого периода! Вот почему есть все основания думать, что он успел отправить на костёр 1200 осуждённых!

Деятельность лотарингского фанатика имела не только локальные последствия. Его книга подоспела как раз к пику охоты на ведьм в Еермании. Лионское издание уже через год было переиздано в Кёльне и Франкфурте. Кроме текста, напечатанного на латыни в 1598 году, вышел немецкий перевод. Жесточайший террор начала XVII века проводился с постоянными ссылками на авторитет Реми (Lea, 1939 стр. 604, 607, 622).

Пьер де Ланкр (Pierre de Lancre) 1553–1631 Судья, специалист по колдовству. Родился в Бордо, в семье состоятельного виноградаря. Изучал право в Турине и Богемии. В 1609 году король поручил ему вести следствие в Па‑де‑Лабуре, неподалёку от испанской границы. Комиссию де Лайкра наделили широкими полномочиями, каких не было у местных трибуналов (хотя и раньше баскская провинция знавала охоту на ведьм – в 1576 году здесь были казнены 40 чародеек). Де Ланкр не собирался останавливаться на таком скромном результате. Планы у него были большие. Он решил, что значительная часть тридцатитысячного населения вовлечена в колдовство, и начал массовые сожжения.

Сколько жертв погибло в результате судейского психоза, установить трудно. Сам де Ланкр впоследствии хвалился, что сжёг шестьсот ведьм. Скорее всего, это преувеличение. Вряд ли он мог управиться в столь короткий срок – да ещё при том противодействии, которое встретил в Лабуре. По мере того, как гибли на кострах невинно осуждённые, возрастала оппозиция. Епископ Бертран де Эшо возмутился сожжением троих священников и добился освобождения пяти духовных лиц, сидящих в тюрьме. До предела возросла и ненависть местного населения – особенно после того, как вернувшиеся из Ньюфаундленда рыбаки обнаружили, что сожжены их жёны, дочери и сёстры. Короче, судье пришлось убраться из негостеприимных мест, чтобы оставшуюся часть своей жизни вспоминать о поневоле прерванной миссии.

К 1612 году де Ланкр закончил книгу «Описание непостоянства злых духов». Особое внимание в ней уделено сексуальным отношениям ведьм с дьяволом. Следователь сноровисто вырывал у девушек на допросах детали о распутстве с нечистым. За первой книгой последовала вторая, а там и третья. Автор страстно желал убедить весь мир в реальности колдовства – этого вымышленного преступления (Robbins, 1959 стр. 40–42, 298, 299).

 

Фридрих фон Шпее (Friedrich von Spee) 1591‑1635

 

Духовник из Вюрцбурга. Судьба ввела этого милосердного человека в грязные подвалы, где томились закованные в цепи узницы. Его печальной обязанностью было напутствовать несчастных перед костром и принимать предсмертную исповедь. Охота на ведьм была тогда в самом разгаре. Случались дни, когда сжигали по десять ведьм одновременно. К ужасу своему духовник убедился, что женщины, которых он сопровождал к столбу, полностью невиновны. Потом он узнал о методах, которыми добывались признания. Голова его преждевременно поседела. В защиту жертв судебного произвола католический священник выпустил книгу «Предостережение судьям, или о ведовских процессах» – разумеется, анонимно. У судей он и так был на плохом счету, они только ждали повода, чтобы расправиться с ним. К счастью, духовнику покровительствовал сам епископ, чувствуя в нем выдающуюся личность.

Фридрих фон Шпее получил духовное образование в Кёльне, Вюрцбурге и Майнце. Читал проповеди в соборе Падеборна. Был известен своей учёностью и рвением. Своё роковое назначение он получил в 1627 году. Сохранился его портрет, по‑видимому очень удачный. Живописцу удалось запечатлеть не только благородные черты священника, но и тоску в его глазах, вызванную ужасами, творящимися вокруг, и невозможностью что‑либо изменить. «Предостережение судьям» вышло в 1631 году. Это был аргументированный протест против жестокости ведовских процессов. Имя автора стало известно только после его смерти, но уже первые читатели поняли, что этот человек знает состояние дел изнутри. По сей день трудно найти книгу более убедительную и трогательную (Канторович, 1899).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: