Иисус – царь израилев

 

(1) См. Мих. 5,2:

«И ты, Вифлеем – Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение из начала, от дней вечных».

(2) Традиция считать Иисуса плотником основана на словах Евангелия от Марка (Мк. 6, 3). Однако доктор Геза Вермес из Оксфордского университета в своей книге «Еврей Иисус» рассматривает примеры метафорического употребления слов «плотник» и «сын плотника» в древнееврейской литературной традиции.

(3) См. Мф. 26, 7; Мк. 14, 3–5. Здесь особенно важен тот факт, что это очень дорогое масло, являвшееся одним из компонентов благовоний, использовавшихся в Храме, было возлито на голову Иисуса. Как сказано в «Еврейской энциклопедии», «во время церемонии помазания царей вся голова [царя] поливалась маслом». Enciclopaedia judaica, vol. Ill, p. 31.

(4) См. Ин. 12,3–5. Иоанн пытается приуменьшить важность этого акта помазания, указывая, что маслом были помазаны лишь ноги Иисуса. Это противоречит свидетельствам Евангелий от Матфея и Марка.

 

ИИСУС – БОРЕЦ ЗА СВОБОДУ

 

(1) Brandon «Иисус и зилоты» р. 204, note 1. Автор также указывает, что в некоторых старинных латинских переводах Библии встречается имя Иуда Зилот.

(2) Тема Распятия вообще и ее раскрытие в Евангелиях в частности были детально рассмотрены в книге «Святая Кровь и Святой Грааль», pp. 312–317. Однако отдельные детали нуждаются в пересмотре в свете работы Йозефа Зиаса из Израильского департамента древностей и Елиэзера Секелеса из медицинской школы при Еврейском Университете. Zias and Sekeles «Распятый из Гива’ат га‑Мивтар» Izrael Exploration Journal, vol. XXXV (1985), pp. 22 ‑7.

(3) Neusner в книге «Иудаизм в начальную эпоху христианства», р.30, утверждает, что после 6 г. н. э., когда Иудея окончательно стала частью территории римской провинции Сирии, синедрион утратил право выносить приговор о смертной казни. Однако необходимо отметить, что другие специалисты, в частности Хаим Кон и Пол Винтер, не соглашаются с Нойснером в этом вопросе. Mary Smallwood в книге «Евреи под римским владычеством», р. 150, приходит к выводу, что синедрион имел право приговаривать к смертной казни за преступления религиозного характера, но и в этом случае сама казнь производилось путем побития камнями.

(4) Войдя в Храм, Иисус принялся обличать находившихся в нем в том, что они превратили его в «вертеп разбойников» (Мк. 11, 18). Эта формула восходит к словам пророка Иеремии (Иер. 7, 11): «не со делался ли вертепом разбойников в глазах ваших дом сей, над которым наречено имя Мое?» Прецедент для подобных действий Иисуса можно найти в книге Неемии (Неем. 13, 8). Пророк, по возвращении от двора персидского царя, видит, что на дворе Храма уже кто‑то поселился, и с гневом выбрасывает «домашние вещи»: «и я выбросил все домашние вещи Товиины вон из комнаты».

(5) См. «Иерусалимская Библия», Мк. 15, 16 и Ин. 18, 12. У последнего ясно сказано, что, кроме когорты (отряда), в Гефсиманском саду были и другие слуги: «Тогда воины и тысяченачальник и служители иудейские взяли Иисуса, и связали Его».

 

КУМРАН И ДВИЖЕНИЕ САДДУКЕЕВ

 

(1) Нойснер пишет об этом периоде, что «…тогда еще не существовало такого понятия, как «нормативный (ортодоксальный) иудаизм», от которого могли бы уклоняться те ли иные «еретические» группы». Подобные соперничающие группы мы видим… не только в Иерусалиме; однако по всей стране и за ее рубежами мы можем заметить особую религиозную традицию в широком русле общественных движений» «Иудаизм в начальную эпоху христианства», р. 29.

(2) Eisenman в книге «Маккавеи, садокиты, христиане и Кумран», р.96, note 180, в частности, пишет:

 

«Вопрос об отношениях между этими «мессианскими» семействами еще ожидает своего исследователя. Параллельное существование семей Иуды (также из Галилеи) и Иисуса… и почти одновременное распятие «Иакова и Симона» (имена которых тождественны именам двух братьев Иисуса, второй из которых, как утверждает Евсевий Кесарийский, «удостоился чести умереть той же смертью, как и Господь») и побитие камнями Менахема – событие, параллельное и практически одновременное побитию камнями Иакова, брата Господня… дают историкам немалую пищу для размышлений».

 

(3) См. Eisenman «Иаков Праведный», р. 3. По свидетельству Епи‑фания и блаженного Иеронима, Иаков имел право входить в Святая Святых в Храме – привилегия, которая принадлежала только первосвященнику. Это, а также информация, содержащаяся в Деяниях Святых Апостолов и обширной кумранской литературе, со всей очевидностью показывает, что Иаков был оппозиционным первосвященником, главой иерусалимской общины и, вероятно, главой всего движения садокитов. Впрочем, кем бы ни был Иаков, перед ним всегда стоял образ его брата – Иисуса.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: