Стоящие за секретными службами

 

(1) ЦРУ обычно не передавало полученные им материалы непосредственно этим группам, а действовало через другие группы, выполнявшие роль посредников. Существовала практика финансирования таких групп через «частные» фонды, которые, в свою очередь, финансировались ЦРУ. Так, например, в списках спонсоров радиостанции «Свободная Европа» фигурируют названия различных подставных структур такого рода.

(2) Pomian «Йозеф Ретингер», р. 238: Lee «Их воля должна быть исполнена», р. 23. Доктор Ауиджи Гедда, глава организации «Католическое действие», был отмечен наградой Мальтийских рыцарей.

(3) Huntington «Видения царства», р. 21.

Спеллман был старым другом «дикого Билла» Донована, бывшего главы Управления стратегических служб, и Донован пользовался его поддержкой во время выборной компании в Италии в 1947–1948 гг. Более подробно о его деятельности в Южной и Центральной Америке, и в особенности в Гватемале см. в кн. Cooney «Американский папа», pp. 231–236.0 его роли в получении финансовой поддержки от администрации США см.: в Cooney, указ соч., pp. 42, 275 и 278.

(4) Некоторые исследователи полагают, что ложа существовала задолго до того, как во главе ее встал Личо Джелли. Если это соответствует действительности, то стандартная история событий выглядит так: Джелли вступил в масоны в 1962 г., в 1966 г. был принят в ложу П2, в 1971 г. стал ее видным функционером, а с мая 1975 г. стал Великим магистром П2. Деятельность ложи П2 была приостановлена распоряжением центральной ложи Великий Восток Италии незадолго (согласно итальянским масонским источникам) до избрания Джелли Великим магистром. По итальянским законам, все масонские ложи, действующие на территории Италии, обязаны ежегодно предоставлять в полицию списки своих членов. Ложа П2 отказалась предоставить такой список, и поэтому ее деятельность была приостановлена и началось расследование.

Некоторые исследователи, занимавшиеся этим вопросом, утверждают, что ложа № 901, зарегистрированная в Лондоне, была причастна к скандалу вокруг ложи П2, поскольку ее член, Роберто Кальви, как минимум был и членом П2. Эта история получила огласку на страницах английской прессы. Соединенная Великая ложа Англии выпустила сообщение, в котором говорилось, что проверка регистра членов ложи за 1940–1986 гг. показала, что ни Джелли, ни Кальви членами этой ложи не являлись. Не совсем ясно, почему Великая ложа сочла нужным делать подобные заявления, поскольку список профессий ее членов весьма разнообразен: так, среди ее членов значатся и флорист, и инженер, и публицист, и шофер, и строитель. Так что никак нельзя сказать, что ложа напичкана одними банкирами и финансовыми воротилами.

(5) В докладе комиссии было сказано, что деятельностью ложи П2 руководила некая иностранная организация. Согласно предложенному ею описанию сложившейся ситуации, существовало две иерархических «пирамиды». Одну из этих пирамид – нижнюю – представляла ложа П2 с Личо Джелли во главе. А над ней находилась вторая, перевернутая (если продолжать ту же метафору) пирамида, причем обе они соприкасались вершинами. Более высокая пирамида представляла собой контролирующую организацию, которая действовала через Джелли, выполнявшего роль связующего звена между двумя структурами. См. «Guardian», 11 May 1984, p. 6 и 7, и 7 June 1984, p. 8.

(6) Великобритания не признает Мальтийский орден, и паспорта, выданные орденом, по мнению английских властей, недействительны. Более того, ношение символики или орденов Мальтийского ордена в Великобритании официально запрещено рескриптом королевы. См. «Foreign and Commonwealth Regulations», A:7, B: l,5.

(7) Статья Эдмона Альба содержится в «Секретных досье Анри Аобино», 1967 (Национальная библиотека, Париж, контр. № Lm 249 (кварто). Нет никаких указаний, что интересующие нас архивы – это действительно материалы английского филиала Мальтийского ордена. На запрос, адресованный историку и архивариусу английского филиала, был получен ответ, что упомянутых документов в архивах ордена в Англии нет и не было.

 

ИЛЛЮСТРАЦИИ

 

 

 

Гефсиманский сад. Иерусалим.

 

Археологическое свидетельство того, что Понтий Пилат действительно существовал: надпись, найденная в 1981 г. в Кесарии.

 

Кумран. Пещера, где были найдены первые Свитки Мертвого моря.

 

Развалины построек Кумранской общины

 

Собор Сантьяго де Компостелла. Северо‑Западная Испания.

 

Долина Кедрона. Иерусалим.

 

Килфенорский крест. Ко, Клер

 

Монастырь святого Антония. Египет.

 

Мощи святого апостола Иакова. Сантьяго де Компостелла.

 

Страница из кельтской «Книги Дарроу».

 

Северный крест в Эхенни. Ко, Типперери.

 

Развалины древней крепости в Мегидо

 

«Собор Света». Нюрнберг.

 

Плакат 1936 г., изображающий Гитлера в образе рыцаря Грааля.

 

Крипта под северной башней замка Вевельсбург.

 

«Тайная вечеря». Фреска Леонардо да Винчи.

 

Мавзолей Ленина, возведенный в 1930 г. Современный вид.

 

Ренн‑ле‑Шато. Од, Франция.

 

Деталь триумфальной арки Тита с изображением части сокровищ Иерусалимского храма.


[1] Меровинги – династия франкских королей, правившая в 486–751 гг. При последних королях‑Меровингах власть принадлежала им лишь номинально, а фактически в их королевствах правили майордомы. Последний Меровинг, Хильдерик III (прав, в 743–751 гг.), был смещен с престола фактическим правителем – Пипином Коротким (прав, в 751–768 гг.), который и стал первым королем династии Каролингов. (Прим. пер.)

 

[2] Предполагается, что Аполлоний Тианский родился в один год с Иисусом Христом. Изучал медицину, философию, был адептом новой пифагорейской школы. Много путешествовал в поисках новых источников тайных знаний. Изучал религии в Индии, Малой Азии, Греции, Италии и Испании. Многие императоры знали его лично и уважали его деятельность и эрудицию, но Домициан в 94 г. н. э. подверг Аполлония тюремному заключению. Аполлоний прожил около 100 лет и однажды исчез в неизвестном направлении из храма Олимпия, в котором ранее вел жизнь аскета и где его окружали многочисленные последователи. (Прим. пер.)

 

[3] Симон‑волхв (середина I в. н. э.) – мастер магического искусства; выходец из деревни Гиты в Самарии. Согласно Деяниям Апостолов, Симон, приняв христианство, пытался купить у апостолов Петра и Иоанна дар Святого Духа (отсюда происходит термин «симония» – торговля церковными должностями и святынями). В Северной Палестине почитался как обладатель сверхъестественных сил. Иустин Мученик повествует, что при императоре Клавдии (41–54 гг.) Симон‑маг приезжал в Рим, где вызвал восторг и поклонение своими чудесами. При рассмотрении его дела императором Нероном (54–68 гг.) Симон, пытаясь продемонстрировать способность летать, упал с высоты Колизея и разбился. Гностическое учение Симона трансформировало догмат о Святой Троице (согласно этому учению, Симон с титулом «Великая власть Бога» явился евреям как страдалец и сын Божий, самарянам – как «Бог», а языческому миру – как «Святой Дух»). Во II в. возникла секта симонидов, почитавшая Симона‑волхва как первого Бога, Бога Отца. (Прим. пер.).

 

[4] Артур занимает важное место в кельтской мифологии, хотя это вполне реальное историческое лицо, жившее в V – начале VI в., после того, как римляне ушли из Британии. Эта эпоха известна под названием «Темные века». В саге об Артуре, главное внимание в которой сосредоточено на приключениях рыцарей Круглого Стола, Артур предстает средневековым королем. В современных ему кельтских источниках не найдено никаких сведений об Артуре ни в качестве исторической фигуры, ни в качестве легендарного героя, хотя он упоминается в истории о Куллвхе, а также в рассказе о походе с целью захвата волшебного котла. Артур тесно связан с кельтскими мифами, но вполне возможно, что произошло это весьма поздно; возможно, что образ Артура есть совмещение в одном лице двух персонажей – Артура, кельтского варианта Артайуса, и исторического вождя кельтов. Вполне возможно, что он обрел силу в эпоху угасания кельтской Цивилизации, и поэтому легенды, окружающие его имя, уносили его все дальше и дальше от родины. (Прим. пер.).

 

[5] Кецалькоатль (букв, «пернатый змей» или «драгоценный близнец») – один из главных богов пантеона трех последовательно сменявших друг друга цивилизаций: Теотихуакана, тольтеков и ацтеков. Его функции постепенно изменялись: от бога растительности (цивилизация Теотихуакана) – к богу утренней и вечерней звезды (тольтеки) – и богу‑покровителю священников, изобретшему календарь, науки, письменность, книги, а также защитнику ремесленников, особенно золотых дел мастеров и богу ветра (ацтеки). Его владычество распространяется на эпоху второго солнца (из пяти), когда он с братом‑близнецом спускается в царство смерти и, смазывая кости людей собственной кровью, восстанавливает человечество, погибшее во время четвертой космической катастрофы. В результате ссоры с Тескатлипокой, любившим человеческие жертвоприношения, Кецалькоатль изгоняется из столицы тольтеков, но ему суждено вернуться с востока в год Одной Стрелы, совпавший с 1519 г., то есть с годом прибытия Кортеса, которого правитель ацтеков Монтесума II признал возвратившимся богом. (Прим. пер.)

 

[6] В жизни Иисуса буквально исполнилось множество пророчеств из Ветхого Завета. Корнелий Тацит (ок. 58–117 гг. н. э.) в «Анналах» пишет: «Нерон… подверг тягчайшим мукам людей… которых чернь называла христианами. Прозвание это идет от Христа, который в правление Тиберия был предан смертной казни прокуратором Понтием Пилатом». В Евангелиях Пилата не называют прокуратором, он – претор (префект), что исключает возможность прямого заимствования. Христос казнен как политический преступник («Царь Иудейский», соперник Тиберия), то есть «к злодеям причтен», как предсказывал Исайя (53:12), а засвидетельствовали об этом как о свершившемся евангелисты, например Марк (15:28) и Дука (22:37). Единство показаний пророческих мест из Ветхого Завета, исторических хроник и Евангельских повествований не позволяет противопоставлять веру – факту. (Прим. пер.)

 

[7] В данном контексте речь идет скорее о догмах. Церковная догматика для ДУШИ – это то же самое, что хорошо инсталлированная программа для компьютера. Если в нашем мозгу нет полноценного догматико‑программного обеспечения или если мы ему не доверяем, то нам придется постоянно изобретать велосипед или ходить пешком. То, что христианская догматика – хорошо инсталлированная программа для мозга, доказано всем ходом истории. В частности, тем, что именно христианские и постхристианские государства достигли в наши дни несопоставимого с другими типами культур уровня развития. (Прим. пер.)

 

[8] См: Мф. 27,37; Мк. 15, 26; Дк. 23,38; Ин. 19, 19–22. (Прим. пер.).

 

[9] Блаженный Феофилакт Болгарский поясняет XIX главу от Иоанна: «Пилат пишет титло на кресте, то есть вину… Пилат делает эту надпись с одной стороны, для того, чтобы отмстить иудеям за то, что они не послушались его, и показать злобу их, по которой они восстали против своего собственного царя, а с Другой – для того, чтобы защитить славу Христа. Они распяли Его с разбойниками, желая обесчестить имя Его. Пилат объявляет, что Он был не разбойник, но царь их, и это объявляет не на одном, но на трех языках. Ибо естественно было предполагать, что по причине праздника с иудеями пришло много и язычников». Епископ Кассиан (Безобразов) (1892–1965) вторит: «У Пилата было Желание этою надписью уязвить иудеев, вынудивших от него беззаконный приговор», – и далее: «Он уступает и предает Иисуса на Распятие… Он это делает против убеждения, из личных интересов. Он старается выместить свой гнев на иудеях. Он повторно называет Иисуса их царем».

 

[10] Философия выработала множество терминов, имеющих пересекающиеся значения: идея, логос, мандола и др. Здесь, видимо, речь идет о логосах, а не об архетипах или идеях. В отличие от платоновских идей, обозначающих вечную и внематериальную сущность вещей, святоотеческий термин «логос» используется для указания на Божий замысел о каждом творении. Логос более универсален, так как наполняет смыслом не только идеальное, но и материальное бытие, а также более тепел и личностен, ибо соотносит творение не с абстрактным миром неизменных идей, а с Божьим промыслом. Юнг объясняет понятие «архетип» на примерах, которые позволяют утверждать, что архетип – субъективное преломление логосов и Логоса в психике человека, неспособной их вместить. Архетипы – это отражения логосов падшим сознанием. (Прим. пер.)

 

[11] До нас дошло примерно 230 документальных свидетельств Воскресения Христова. Они записаны либо со слов очевидцев, либо оставлены непосредственными свидетелями, среди которых Гермидий, грек, биограф правителей Иудеи; Маферкант, казначей Синедриона, выдавший плату Иуде; Эйшу, сирийский медик и натуралист, проведший рядом с пятью своими товарищами ночь у Гроба Господня, возле которого были в ту ночь и охранники. А также Епифаний Африкан, Константин Тирский и др. (Прим. пер.)

 

[12] Речь идет об апокрифических евангелиях, не содержащих ссылок на Ветхий Завет (а следовательно, и идеи исполнения обетования), но включающих в себя фольклорные мотивы (например, сказочно‑героическое детство Иисуса), – именно из‑за этих своих свойств апокрифические евангелия никогда не входили в Новый Завет. (Прим. пер.)

 

[13] В 325 г. император Константин Великий собрал в Никее I Вселенский Собор, чтобы утвердить единосущие («омоусиос») Иисуса Христа – Сына Божия – Бога и осудить арианство. В том, что Сын – Бог, не сомневались даже ариане, ибо об этом говорится в Новом Завете. Суть же ороса I Вселенского Собора в том, что Сын признавался рожденным из сущности Бога и во всем равным и Ему Богом именно по сущности («усиа»), по природе, а не по благодати, уподобляющей тварь – Творцу. Решения Соборов принимались святыми, а не «простыми смертными». Например, орос I Вселенского Собора подтвержден авторитетом Чудотворцев архиепископа Николая Мирликийского и епископа Спиридона Тримифунтского; интеллектуалов, ставших богословской опорой Собора: Александром Александрийским и Афанасием Великим; исповедников: Амфио‑ном из Епифании Киликийской и Павлом Неокесарийским с сожженными руками, Пафнутием Фиваидским и Потамоном из Египта с выколотыми глазами, у которого также были вывихнуты ноги – и в таком состоянии он работал в ссылке на каменоломнях. Господь прославил его даром прозорливости и чудотворения. Константин Великий при парадном открытии Собора целовал выколотые очи этих исповедников. (Прим. пер.)

 

[14] В святоотеческой традиции Церковь именуется Невестой Христовой. Человечеству присуще желать любви Божией. Западная традиция, видимо, забыла смысл стремления к великой любви между душой человеческой (Марией Магдалиной – в том числе) как частью Церкви и Богом и дает ему извращенно‑плотское толкование. Говоря в терминах философии, западная традиция переводит мысль с языка логосов на язык архетипов. (Прим. пер.)

 

[15] Торквемада – ставшее в Англии нарицательным имя жестокого испанского инквизитора XV в. (Прим. пер.)

 

[16] Период теократии завершился в Израиле эпохой Судий – проводников воли Божьей. Последний, четырнадцатый, судия израильский – пророк Самуил – помазал на царство Саула, закончившего свои дни, по свидетельству Библии, в отступлении от Бога. Царь был дан Израилю в знак снисхождения к слабости народа. Просьба о царе опечалила Бога, сказавшего Самуилу: «… не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними» (1 Царств,8,7). Таким образом, монархия – великий дар Божий другим народам – для Израиля стала первым шагом отречения от теократии. В этом смысле миссия Иисуса – восстановление теократии. (Прим. пер.)

 

[17] См. Ин. 18, 36: «Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня…», – ср. Дан. 2, 44. Западные библеисты перестали подвизаться за Иисуса и не верят тому, что, «узнав, что хотят прийти, нечаянно взять Его и сделать царем, опять удалился на гору один». (Ин. 6,15) (Прим. пер.)

 

[18] Мф. 2,3–5 (Прим. пер.)

 

[19] «И дивились Иудеи, говоря, как Он знает Писания, не учившись?» (Ин.7,15) (Прим. пер.)

 

[20] Иосиф Аримафейский – член городского совета Иерусалима – был настолько знатным человеком, что осмелился получить у Понтия Пилата разрешение с почестями похоронить тело Иисуса Христа, не дожидаясь утра, когда казненных – в соответствии с иудейскими законами – должны были захоронить с позором. (Прим. пер.)

 

[21] Никодим – один из начальников Иудейских (Прим. пер.).

 

[22] Ср.: Мк. 14,3, Мф. 26,7 и Ин. 12,3. (Прим. пер.)

 

[23] «Возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению» (Мф. 26,12). Миро, наряду с ладаном и золотом, было даром волхвов, которые принесли младенцу Христу ладан как Богу (ибо ладан используют для каждения в Храме), золото как Царю и миро как человеку – так как этим драгоценным маслом из нарда умащали тело усопших перед погребением. «Готовый к погребению, Господь совершает Свой Торжественный Вход», – обобщает епископ Кассиан (Безобразов). В состав современного мира, используемого в православных таинствах, входит 31 ингредиент. (Прим. пер.)

 

[24] Православная традиция обычно указывает на несопоставимость ожиданий царя земного и Царя Небесного. «Ибо ожидали, что восстанет какой‑то царь природы высшей, чем человеческая, и избавит их от владычества римлян», – пишет Феофилакт Болгарский. В условиях борьбы против Рима Царство не от мира сего казалось чем‑то не вполне актуальным. Именно поэтому Синедриону было так легко убедить народ просить о помиловании Вараввы – разбойника, совершившего во время мятежа против римлян убийство, – а не Христа. «Слово «разбойник» было техническим термином, который применялся в Палестине к вооруженным противникам римской власти, обычно называвшимся «зилотами». Пилату предстояло сделать выбор между двумя обвиняемыми в политическом преступлении», – пишет епископ Кассиан (Безобразов). Традиционно считается, что народ, кричавший «Осанна», был привлечен к Иисусу свидетельствами о воскрешении Лазаря. Бл. Феофилакт Болгарский утверждает, что народ признал в Иисусе Бога, ибо «Осанна» значит: «спаси», добавляя: «Так это слово по‑гречески перевели и в LXX толковников в 117‑м псалме (ст.25)… Спасать – свойственно одному только Богу». «В отличие от учеников, сопровождающих Иисуса, народ представляет собою аморфную массу, в которой Иисус может вызвать временное увлечение», – продолжает епископ Кассиан, возлагающий основную вину за отступничество народа на учителей народных. Прикрывая личные (страх утратить власть) и богословские («будучи Человек, делаешь себя Богом», – Ин. 10,33) причины ненависти к Иисусу – политическими обвинениями, необходимыми для того, чтобы решение Синедриона, невластного самостоятельно выносить смертный приговор, было утверждено представителем римской власти Понтием Пилатом, члены Синедриона пользовались авторитетом, достаточным для того, чтобы повести за собой народ. «Вполне допустимо, что многие из приветствовавших Иисуса, когда он входил в Иерусалим, через несколько дней столь же страстно требовали Его распятия», – заключает епископ Кассиан (Безобразов). (Прим. пер.)

 

[25] Амон (египетск.) – один из восьми первоначальных богов, олицетворявших священные силы хаоса и известных как Октоада. Амону в ипостаси бога плодородия поклонялись в Фивах (Верхний Египет), а во II в. до н. э. он стал главной фигурой египетского пантеона. Он отождествлялся с богом солнца Ра, одним из четырех богов‑творцов (тремя другими были Атум, Хнум и Птах), и в эпоху эллинизма его именовали Амон‑Ра. Амон‑Ра – это олицетворение незримой силы, сотворившей всех прочих богов. По легенде, Амон в ипостаси мирового змея существовал в первозданных водах. (Прим. пер.).

 

[26] В «Энеиде» (29–19 гг. дон. э.) Публий Вергилий Марон (70–19 гг. до н. э.) утверждает божественность принцепса, напоминая, что Август – потомок Энея, что род Юлиев, к которому принадлежал Октавиан, ведет свое происхождение от Иула, сына Энея, а следовательно – от Венеры. (Прим. пер.)

 

[27] Круг архаических реминисценций можно значительно расширить: известен обряд ритуального умирания и воскрешения фараона; в мифе об Одине говорится, что он был принесен в жертву самому себе на древе; сюжет поедания плоти господина слугами, если они, в соответствии с завещанием, хотят унаследовать часть его богатств, воспроизводит Петроний в «Сатириконе»; с Евангелиями перекликаются многие сказочные мотивы – например, воскресение Спящей красавицы из гроба. Эти архетипы живы и в новое время, что заставляет Джульетту верить, что и ее, как Спящую красавицу, разбудят в склепе. А Данте делает своим проводником сквозь ад и чистилище Вергилия – признанного в средневековой Европе пророка от язычников, предсказавшего рождение Христа в четвертой, так называемой Мессианской эклоге. Но архетипы не отменяют логосов Нового Завета, они, как и ветхозаветные пророческие книги, являются детоводителями ко Христу. (Прим. пер.)

 

[28] Любопытно, что близость понятий «мессия» и «помазанник» любил использовать в своих проповедях видный русский церковный деятель и замечательный эрудит архиепископ Феофан Прокопович. В своих сочинениях он прямо называл царя Петра Великого Христом (царь = помазанник = Мессия = Христос). Феофан пошел еще дальше, продлив логическую цепочку подмен еще на один шаг (Христос = Бог), так что в итоге получалось (царь = Бог). Ученик Феофана Ломоносов подхватил эту «находку», воскликнув в одной из своих од о Петре: «Он Бог, он Бог твой был, Россия!». Показательно, что эти риторические фигуры давали старообрядческим расколоучителям повод называть Петра Лже‑мессией, то есть Антихристом. (Прим. пер.)

 

[29] Ваал (Балу) – угаритский (ханаанский) бог бури и плодородия; отождествляется с вавилонским богом погоды Хаддадом. Его имя означает «Повелитель». Молодой Ваал – центральный персонаж целого цикла легенд, посвященных завершению сельскохозяйственных работ. Ваал победил первобытное чудовище Иамму («море»), которое властвовало на земле, и сам стал повелителем. Победа Ваала доказала, что только ему подвластны воды, низвергающиеся с небес. Ваал строит дворец и вызывает на поединок Муту, владыку мертвых. Но борьба их завершилась вничью, ибо даже бог не в силах одолеть смерть. (Прим. пер.)

 

[30] Египетская богиня‑воительница ближневосточного происхождения. Ее месопотамским (вавилонским) аналогом считается богиня Инанна (Иштар), Которую египтяне почитали как дочь бога солнца или бога‑творца Птаха. В египетском пантеоне Астарта считалась женой бога Сета. (Прим. пер.)

 

[31] Английский, немецкий и ряд других языков Северо‑Западной Европы удержали в своих названиях воскресенья формулу «день солнца» (анг. Sunday, нем. Sonntag). (Прим. пер.).

 

[32] Нимб – куда более древний символ святости, чем митраизм и христианство, и даже зороастризм. Нимбы встречаются у некоторых божеств индуистского пантеона и даже на изображениях богов на шумерских цилиндрических печатях. Более того, иногда нимб вокруг голов существ, имеющих статус богов, присутствует на наскальных и пещерных рисунках незапамятной древности. Что касается использования нимба в христианском изобразительном искусстве, то в Византийскую эпоху он присутствовал не только на иконах и фресках с изображением святых, но и на портретах особо знатных персон и, естественно, василевсов. Интересно, что у простых смертных нимб изображался не только круглой, но и квадратной и ромбовидной формы. Существовали и два уникальных нимба: нимб с контурным изображением креста внутри (нимб Спасителя) и нимб с контурной восьмиконечной звездой (нимб Бога Отца). (Прим. пер.)

 

[33] Кибела – в архаической мифологии Малой Азии – матерь богов. Она почиталась не только матерью богов, ной праматерью рода человеческого. В некоторых своих ипостасях, таких, как Рея, она совокупляется со своим собственным отцом, Кроносом, и рождает титанов, от которых произошли боги Олимпа, а впоследствии и люди. Сохранившиеся изображения богини показывают ее восседающей на троне. Этот рисунок весьма напоминает древнеегипетский иероглиф «Исида» (трон), обрамленный по обеим сторонам львами, что служит репликой более архаичной египетской богини Сехмет. На некоторых изображениях она предстает на колеснице, запряженной парой львов. В руках она держит круглый барабан, или тамбурин, и чашу, полную эликсира жизни. На голове у нее обычно красуется башня или корона в виде замка, с которого свисает покрывало. Как и Деметра или ее дочь Персефона, она спускается в подземный мир, а затем возвращается обратно с помощью целого клана титанов, волшебников и кузнецов, которые обитают в древних пещерах. Чтобы помочь им, Кибела снизошла на землю в виде кубического камня, который и повелела хранить в мистерийоне, представляющем средоточие мистерий таинственного культа. (Прим. пер.)

 

[34] Логос (слав. Бог Слово) – Второе Лицо Пресвятой Троицы, Бог Сын. (Прим. пер.).

 

[35] Первоначально римский наместник Иудеи носил титул не прокуратора, а претора, что подтверждается самими Евангелиями, где сказано, что Иисус, схваченный в Гефсиманском саду, был отведен в преторию. Именоваться прокураторами наместники Иудеи стали чуть позже – примерно в 50‑е годы I в. (Прим. пер.).

 

[36] В своей деятельности зилоты руководствовались девизом: «Нет владыки кроме Яхве, нет подати, кроме храмовой, нет друга, кроме зилота» (Прим. пер.).

 

[37] Иосиф Флавий (Йосеф Бен Матийаху; 37 – ок. 100 гг. н. э.) родился в Иерусалиме в знатной иудейской семье. В автобиографическом труде «Жизнь» Иосиф пишет, что его семья принадлежала к священническому роду, связанному с фарисеями. Участвовал в восстании против римлян в 66–74 гг. После поражения при Иотапате сдался в плен, но вскоре был отпущен на свободу императором Титом и по традиции принял его родовое имя – Флавий. Флавий оставил четыре сочинения на греческом языке: «Иудейская война» (оконч. в 79 г. н. э.), «Иудейские древности» (оконч. в 94 г. н. э.), «Жизнь» и «Против Апиона». Иосиф сам сообщает, что вначале написал «Иудейскую войну» «на родном языке», т. е. на арамейском, а затем изложил свой труд по‑гречески. Перебравшись в Рим, Иосиф начал работать над своим крупнейшим трудом, названным «Иудейские древности» – по аналогии с «Римскими древностями» Дионисия Галикарнасского. Раввинистическая традиция считала Иосифа изменником и совершенно игнорировала его сочинения. И когда в X в. появился «Иосиппон» (еврейский перевод фрагментов из грекоязычных сочинений Флавия), в качестве автора было названо другое лицо. Благодаря знаменитому месту в «Иудейских древностях», повествующему об Иисусе Христе, Иосиф пользовался громадной популярностью среди христиан, и возникла даже легенда, что он якобы принял христианство и стал епископом. (Прим. пер.)

 

[38] Сыновья Иуды, Иаков и Симон, были широко известными лидерами зилотов. Они были захвачены в плен римлянами и распяты между 46 и 48 гг. н. э. Третий же сын (или, возможно, внук), по имени Менахем, стал одним из главных вдохновителей восстания 66 г. н. э. На начальном этапе, когда восстание обещало завершиться успехом, Менахем, как пишет Иосиф, торжественно въехал в Иерусалим «в качестве царя» – явное воплощение мессианских династических амбиций. (Прим. пер.)

 

[39] В русском Синодальном переводе – Симон Ионин. (Прим. пер.).

 

[40] Авторы почему‑то умалчивают, что Петр – это греческая (греч. «петрос» – камень) версия еврейского имени Кифа с тем же значением. Имя Кифа применительно к апостолу Петру встречается в посланиях св. Апостола Павла. (Прим. пер.)

 

[41] Синоптические Евангелия – первые три Евангелия (от Матфея, от Марка и от Луки), отличающиеся значительной близостью и даже тождественностью в изложении событий земной жизни Спасителя и созданные примерно в одно время, на несколько десятилетий ранее четвертого – Евангелия от Иоанна. (Прим. пер.)

 

[42] «Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч» (Дк. 22, 36). (Прим. пер.)

 

[43] В Храме, точнее – на его внутреннем дворе, стояли столы торговцев жертвенными животными и менял. У иудеев существовала практика принесения в жертву за грех небольших животных и птиц (овнов, голубей). Что же касается менял, то и подать на Храм, и вообще любую денежную жертву желательно было заплатить монетами иудейской чеканки, которые выполняли роль сакральной валюты и которых в обращении было сравнительно немного, ибо основу денежной массы того времени составляли монеты римской и греческой чеканки. В Евангелиях постоянно упоминаются динарии (римские деньги), а также греческие – лепты, драхмы, статиры, таланты и мины. Показательно, что в уплату за свое предательство Христа Иуда получил не динарии и драхмы, а именно 30 сребреников, то есть шекелей, монет иудейского чекана (ср. Мф. 26, 15). Таким образом, «благочестивые в законе» саддукеи оценили Бога не в иноземных, а в «чистых» деньгах, отдав за «Бога Божие». (Прим. пер.)

 

[44] В Евангелии от Луки (Лк. 22,47) пришедшие арестовать Иисуса определяются как «народ», что допускает возможность появления гораздо большей массы людей. (Прим. пер.)

 

[45] Самария – местность к западу от р. Иордан, в Центральной Палестине, на границе между Иудеей и Галилеей. Самаритяне (самаряне) были потомками от смешения древнеизраильского населения с бывшими обитателями Двуречья, которых ассирийцы насильно переселили в Самарию в VIII в. до н. э. В V в. до н. э. самаряне, в противовес иерусалимской общине, состоявшей из израильтян, вернувшихся из Вавилонского плена, образовали отдельную, самостоятельную религиозную деноминацию. Ее остатки сохранились до нашего времени. В VI в. н. э. самаряне подняли восстание против византийского господства. В качестве священных книг самаряне признавали только Тору (Пятикнижие Моисеево). (Прим. пер.)

 

[46] В Соломоновом Храме существовал внешний двор, так называемый Двор язычников, где стояли жертвенники многочисленным божествам, которым приносились жертвы в ограде Храма, но – вне его стен. Это было сделано по приказу Соломона, у которого было множество жен‑язычниц, желавших иметь знакомые объекты для молитвенного обращения, то бишь идолы. Считалось, что все жертвы, приносимые перед алтарями и идолами на дворе язычников, в конечном счете возносятся к Яхве, чем и оправдывался немыслимый с точки зрения строго монотеистической ветхозаветной религии факт присутствия идолов у стен Храма. (Прим. пер.)

 

[47] Гиллель (середина I в. до н. э. – первая четверть I в. н. э.) – выдающийся еврейский мудрец, крупнейший толкователь Библии своего времени. Создатель авторитетной школы, известной как «Дом Гиллеля», и учения, известного как «семь правил Гиллеля». Тонкое понимание Гиллелем социально‑исторических и экономических реалий своей эпохи и огромного потенциала библейских текстов привело к тому, что мнение Гиллеля во многом определило концептуальные Установки Талмуда и позднейшей раввинистической книжности. (Прим. пер.)

 

[48] Эта фраза представляет собой знаменитое золотое правило Гиллеля, в слегка видоизмененной форме сохраненное в Евангелиях (Мф. 7, 12). Встречается в памятниках II в. «Дидахи» и «Оправдание Аристида». Это правило не является достоянием одной лишь иудейской и христианской традиции, ибо встречается в трудах Платона, Аристотеля, Сократа и даже Конфуция («Лунъюй»). (Прим. пер.)

 

[49] Среди них был и апостол Павел, бывший, как он сам отзывался о себе, «фарисеем из фарисеев». (Прим. пер.)

 

[50] Плиний Старший (23/24–79 гг. н. э.) – римский государственный деятель, историк, писатель. Из его многочисленных трудов сохранилась только «Естественная история». Его утраченные труды по современной ему истории широко использовались Тацитом. (Прим. пер.)

 

[51] Иосиф Флавий в «Иудейской войне» писал: «Ессеи придерживаются тех же учений, что и греки, утверждая, что праведным душам предназначено в будущем обитать за океаном, в стране, где нет ни дождя, ни снега, ни зноя…» (Прим. пер.)

 

[52] Пифагорейцы – философская школа, религиозно‑этическое и мистическое братство, близкое к секте, существовавшее в V–IV вв. до н. э. Союз отличался строгими нравами, его члены вели аскетический образ жизни, провозглашали общность имущества; в нем, по всей вероятности, состояли и женщины. Взгляды пифагорейцев представляли собой причудливую смесь натурософии, астрологии, нумерологии, алхимии, математики, медицины и ряда эзотерических учений. Учение пифагорейцев способствовало развитию научных знаний, теории музыки, а также мистики, особенно – цифровой мистики (каббалистика) (Прим. пер.).

 

[53] Так, большой ессейский квартал существовал в Иерусалиме. Показательно, что именно там находился сохранившийся до наших дней дом, на втором этаже которого располагалась так называемая Сионская горница, где Господь Иисус Христос совершил Тайную вечерю. (Прим. пер.)

 

[54] Приведем интереснейшую выдержку из Мессианского устава, во многом напоминающую евангельское описание Тайной вечери: «Они должны собраться за общим столом, чтобы есть и пить новое вино… никто не должен простирать Руку свою к начаткам хлеба и вина прежде Священника… поэтому и Мессия Израиля прострит руку свою над хлебом». (Прим. пер.)

 

[55] Ирод Великий (37 г. до н. э. – 4 г. н. э.) был идумеянином, ибо происходил из аравийского племени, жившего в Идумее – области, расположенной к югу от Иудеи, и потому воспринимался иудеями как чужак, узурпатор. Стремясь упрочить свое положение и заручиться поддержкой влиятельных иерусалимлян, Ирод провел ремонт и реконструкцию Храма, расширив его территорию и богато украсив его. (Прим. пер.)

 

[56] Согласно рассказу 1 Маккавейской книги, во время священства Маттафии Маккавея один иудей вознамерился совершить жертвоприношение на языческом алтаре, что являлось вопиющим нарушением закона. Будучи возмущен столь явным кощунством, Маттафия «возревновал, и затрепетала внутренность его, и воспламенилась ярость его по законе» (1 Мак. 2, 26), и он убил «мужа Иудеянина», собравшегося возложить жертву на жертвенник. Таким образом, Маттафия, по меткому замечанию Эйзенмана, стал «первым зилотом». Сразу же после этого происшествия Маттафия обратился к собравшимся с воззванием: «Всякий, кто ревнует по законе и стоит в завете, да идет вслед за мною!» (1 Мак. 2,27). (Прим. пер.)

 

[57] «Они же, выслушавши, прославили Бога и сказали ему: видишь, брат, сколько тысяч уверовавших Иудеев, и все они – ревнители закона» (Деян. 21, 20). Показательно, что здесь упоминается даже примерное число ревнителей: многие тысячи. (Прим. пер.)

 

[58] По времени написания, ибо в составе Тетраевангелиона (Четвероевангелия) Евангелие от Марка всегда занимало второе место после Евангелия от Матфея. (Прим. пер.)

 

[59] Тогда еще – Савл, непримиримый гонитель христиан и один из инициаторов расправы над первомучеником Стефаном. Кстати сказать, имя Стефан по‑гречески означает «венок, венец», и именно этим и объясняется традиционная формула кончины мучеников: «сподобился мученического венца». (Прим. пер.)

 

[60] Видимо, авторы располагают какими‑то особыми свидетельствами об этом. Между тем в книге Деяний (Деян. 11, 25–26) прямо сказано, что последователи нового учения впервые стали именоваться христианами не в Дамаске, а в Антиохии: «Потом Варнава пошел искать Савла в Антиохию и, нашед его, привел в Антиохию. Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами». (Прим. пер.)

 

[61] Как указывает церковный историк А. П. Лебедев, св. Иаков имел на удивление много прозвищ; его называли «праведным», «малым», Овлием («стена»), «назареем», «пророком», «учеником», «священником», «братом Господним» и даже «первомучеником во епископах». «Его [Иакова] звали не по имени, но имя ему было: праведник», – писал св. Епифаний Кипрский. (Прим. пер.)

 

[62] Мухаммед (570–632 гг. н. э.) – основатель ислама. (Прим. пер.)

 

[63] Деян. 9, 4. (Прим. пер.)

 

[64] Павел (древнееврейск.) – «малый, меньший». Показательно, что сам Павел неоднократно называл себя меньшим из апостолов. Между тем в церковной традиции Павел, наряду с Петром, именуется первоверховным апостолом. В этой связи можно вспомнить слова Христа о том, что смиряющий и унижающий себя будет возвеличен, а меньший наречется большим в Царствии Небесном. Любопытно, что апостола Павла можно назвать основателем монашеской традиции Перемены имени при принятии пострига. У иноков, как и у Павла, радикальная перемена судьбы влечет за собой и изменение имени. (Прим. пер.)

 

[65] «Ибо, если бы кто, пришед, начал проповедовать другого Иисуса, которого мы не проповедовали…» (2 Кор. 11, 4). (Прим. пер.)

 

[66] Имеется в виду так называемый кашрут – свод правил, делящих различные виды пищи на «чистые» (кошер) и «нечистые» (треф). Так, нечистыми и запретными считались свинина, удавленина, любое мясо с кровью, рыба без чешуи и пр. Эти правила восходят к книге Левит и ряду пророческих текстов. (Прим. пер.)

 

[67] Таммуз (евр. и арам.), Думузи (шумерск.), Дуузу (аккад.) – у ряда народов Передней Азии божество с чертами бога плодородия. Согласно древнешумерским мифологическим текстам, известным с 3‑го тысячелетия до н. э., – бог‑пастух, возлюбленный богини Инанны, отданный ею в подземное царство. Умирающий и воскресающий бог Думузи проводит под землей каждые полгода. Согласно Библии (Иезек. 8, 14), у северных ворот Иерусалимского храма Яхве женщины оплакивали Туммуза (Фаммуза). (Прим. пер.)

 

[68] Осирис – языческое божество в Древнем Египте. Сын бога земли Геба и богини неба Нут, а также брат‑близнец и супруг Исиды, Осирис стал первым фараоном Египта. Когда Сет убил своего брата Осириса и занял его трон, Исида нашла тело мужа и, превратившись в птицу, крыльями вдохнула в него силы и зачала Гора, который впоследствии сверг Сета и восстановил свои законные права на трон отца. Иногда Гора представляют богом Heбa с левым глазом – луной и правым – солнцем. Глаз Гора – «Веджат» – стал магическим символом в традиции Древнего Египта и, видимо, трансформировался в образ «Всевидящего ока» в масонской символике. (Прим. пер.)

 

[69] Адонис (от финик. Dn – «Адон», «господь, владыка») – в древнегреческой мифологии божество финикийско‑сирийского происхождения, связанное с циклами умирания и возрождения природы. (Прим. пер.)

 

[70] Аттис – в древнегреческой мифологии бог фригийского происхождения, связанный с оргиастическим культом Великой матери богов Кибелы. Варианты повествования о его происхождении содержатся у Павсания, Овидия, Катулла. Культ Аттиса был распространен в эллинистическом мире и проник в Рим вместе с культом Великой Матери в 204 г. до н. э. (Прим. пер.)

 

[71] Дионис (древнегреч.) – бог, олицетворение оргиастических состояний, в частности – опьянения и религиозного экстаза. В отличие от остальных олимпийских богов, в жилах Диониса текла кровь смертного. Он предстает то в животном (лев, бык), то в мужском, то в женском облике. Главной ипостасью Диониса считалось вино и виноделие. Его культ носил экстатический характер. В честь Диониса в Афинах дважды в год устраивались празднества. Во многих мифах Дионис изображается путешественником, который странствует среди людей, раздавая дары и карая не принимающих их. (Прим. пер.)

 

[72] Митраизм – религия поклонения Митре, иранскому божеству солнца, справедливости и войны. В II–III вв. н. э. культ Митры пользовался широким почитанием в Римской империи. Важнейшей церемонией в митраизме считалось жертвоприношение быка. Главными носителями культа Митры были военные всех чинов, некоторые императоры (Коммод, Септимий Север, Каракалла). Остатки митраистских святилищ найдены в Риме, вдоль Адрианова вала в Великобритании, на Рейне, Дунае и Евфрате. (Прим. пер.)

 

[73] Митра – древнеперсидский бог справедливости, войны и солнца, божественная персонификация слова «мирта» (договор, завет), блюститель истины и порядка. В ипостаси бога войны Митра отправлялся на золотой колеснице на битву с демоническими силами, являя собой аналог греческого Гелиоса. В святилищах Митры стояли статуи, изображавшие его битву с быком, что символизировало обновление жизни. Считалось, что в акте заклания быка Митра восстанавливает первозданный порядок бытия, когда мир не знал голода и смерти. Этот ритуал поддерживал веру в бессмертие у воинов, идущих в битву. (Прим. пер.)

 

[74] Ср. знаменитое место из Евангелия от Иоанна: «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин., 6,53–54, 56). (Прим. пер.)

 

[75] Тертуллиан, Квинт Септимий Флоренс (ок. 160 – после 230 г. н. э.) – Раннехристианский мыслитель и писатель, выразитель бескомпромиссного отрицания старой цивилизации, культуры и государственности. Автор многочисленных трактатов. В конце жизни уклонился в ересь и умер в разрыве с церковью. (Прим. пер.)

 

[76] Имеется в виду папа римский, глава римско‑католической церкви. Что касается сана папы, то его в древности носили не только епископ Рима, но и патриархи восточных церквей – Александрийской, Иерусалимской и Антиохийской, а патриархи Александрийские сохранили этот титул до наших дней. (Прим. пер.)

 

[77] Холокост (греч. букв. – всесожжение); в широком смысле, особенно в современной лексике, – тотальное истребление, геноцид. (Прим. пер.)

 

[78] Зороастризм – древняя доисламская религия Ирана, остатки которой еще сохранились на изолированных территориях, особенно в Индии, где ее исповедуют парсы. Основанный древнеиранским пророком и реформатором по имени Зороастр (Заратустра) в VI в. до н. э., зороастризм, возникший на основе политеистического пантеона, содержит монотеистические и дуалистические элементы. Его учение повлияло на другие религии – иудаизм, христианство, ислам. Древнейшая священная книга зороастрийцев – «Авеста», написанная на древнеиранском языке. Для учения зороастризма характерны космические масштабы противостояния добра и зла и постулат о слиянии времени с вечностью в конце времен. (Прим. пер.)

 

[79] Аарон – согласно книге Исход, брат Моисея и верховный первосвященник. Ср. «И Он сказал: Разве нет у тебя брата, Аарона, Аевитянина?» (Исх. 4, 14). (Прим. пер.)

 

[80] Точнее – Священной Римской империи германской нации. Это макрогосударственное образование было искусственно создано папами в противовес Византийской империи – оплоту православия, перед лицом надвигавшегося разделения церквей на Западную (главой которой был папа римский) и Восточную во главе с патриархом Константинопольским, происшедшего в середине XI в. Папам для борьбы с православием не только духовными, но и силовыми средствами был необходим мощный монарх, глава единого католического Запада. Не случайно первыми успешными походами папства после разделения церквей было завоевание норманнами в конце XI в. Англии, сохранявшей тесные связи с Константинополем, и взятие в 1204 г. самого Константинополя, разграбленного папскими крестоносцами. Таким образом, главной задачей практически всех Крестовых походов, как признавали сами папы, было не официально декларируемое освобождение Святой земли и Иерусалима, а вооруженная борьба с православием. (Прим. пер.)

 

[81] Та же практика была распространена и в Византийской империи, когда василевсы, особенно в VIII–X вв., неоднократно возводили на патриарший престол Константинополя своих родственников, братьев и даже сыновей. Эта практика носила название симфонии. Любопытно, что подобная же симфония имела место и при воцарении первого царя династии Романовых – Михаила Феодоро‑вича (годы правления –1613–1645 гг.). Его отец, боярин Феодор Романов, был насильно пострижен в монахи и впоследствии, приняв имя Филарет, стал патриархом Московским и Всея Руси. Более того, мать царя тоже приняла постриг и стала именоваться великой старицей Марфой. Таким образом, в Московском царстве сложился своего рода семейный триумвират светской и духовной власти. (Прим. пер.)

 

[82] Имеется в виду св. Иосиф Обручник, происходивший из Дома Давидова. Взяв в жены Деву Марию, с формально‑юридической точки зрения он стал считаться отцом Иисуса, а его дети от первого брака, в том числе и Иаков, и другой брат Господень, апостол Иуда, формально считались братьями Господа Иисуса Христа «по плоти». Эта практика была характерна скорее для римского права, и поскольку Иудея тогда была одним из марионеточных царств, на территории которого действовала римская юрисдикция, а римское гражданство давало его обладателю серьезные привилегии, эта деталь имела в то время важное юридическое и практическое значение. Впрочем, в средневековой церкви были и другие мнения о том, кого считать братьями Господними. Так, бл. Феофилакт, экзарх Болгарский (XI в.), в своем «Благовестнике», в толковании на Евангелие от Матфея, пишет: «Братья и сестры Христовы были детьми Иосифа, которые родились ему от жены брата, Клеопы. Так как Клеопа умер бездетным, то Иосиф, по закону иудейскому, взял жену его за себя и родил от нее шестерых детей, 4 сына и 2 дочери». Однако это мнение не получило широкого признания. (Прим. пер.)

 

[83] Здесь имеет место некоторая двусмысленность, обусловленная тем, что все тексты Нового Завета написаны по‑гречески, а в греческом оригинале употреблено слово «кэсйпт», означающее одновременно и «Господь», и «господин», т. е. царь. (Прим. пер.)

 

[84] В древности обряду Крещения предшествовало помазание елеем, после чего совершалось само Крещение, причем обряд был очень долгим: он начинался в два часа ночи (по нашему счету времени) и продолжался до утра. Тот факт, что ранние христиане предпочитали совершать это таинство именно ночью, объясняется не только тем, что они опасались, что днем им могут помешать преследователи. Предание, нашедшее отражение в книге «Апостольских постановлений», указывает, что Сам Иисус принял Крещение в десять часов по древнему восточному счету времени, что соответствует четырем часа ночи по нынешнему счету. Некоторые исследователи полагают, что обряд Крещения Своих последователей совершал и Сам Иисус Христос. Основанием для этого служит евангельский рассказ (Мк. 14,51–52) о юноше, завернувшемся в покрывало и сопровождавшем ночью Иисуса. Воины схватили его, но он, оставив покрывало, нагим убежал от них. Предполагается, что в этом эпизоде описан готовившийся принять Крещение. (Прим. пер.)

 

[85] Родоначальник новой династии, Ирод Великий, был идумеянин, то есть чужак, иноплеменник – для истинных иудеев, явный узурпатор на престоле Давидовом. (Прим. пер.)

 

[86] Имеется в виду предпоследняя глава Евангелия от Иоанна, где сказано: «Фома же… не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20, 24–25). (Прим. пер.)

 

[87] Любопытно, что Индией в евангельские времена нередко называли… Эфиопию, попасть в которую из Палестины и морским (через Красное море), и речным (вверх по Нилу) путем было гораздо проще, чем в настоящую, азиатскую Индию. Индией называли Эфиопию и Страбон, и ряд других античных авторов. Были и другие версии. Так, Гервазий Тильсберийский в «Императорских досугах» писал: «Индия Большая – это та, где проповедовал апостол Варфоломей, а Индия Малая – где проповедовал апостол Фома, и она простирается до мидян, где расположен город Эдесса. Существует еще Индия Южная, которая соприкасается с Эфиопией, и там проповедовал апостол Матфей. В Малой Индии расположен город Эреофор, где святой [апостол] Фома, прибывший по повелению Господа из Кесарии, повстречал царя Гундофора». (Прим. пер.)

 

[88] Имя, или, как считают авторы, прозвище «Фома» восходит к общесемитскому корню t'm, означающему «делить пополам, двоиться». Таким образом, не исключено, что речь идет не столько о брате Иисуса, сколько о Его двойнике. (Прим. пер.)

 

[89] Интересно, что в Осроэне, небольшом античном царстве на землях Сирии, в И – III вв. н. э. сложился настоящий культ апостола Иуды Фомы. Центром культа была столица Осроэны, Эдесса, где в 232 г. хранились мощи Иуды Фомы. Любопытно, что мощи святого жителям Эдессы передал… римский император Александр Север, отбивший их у персов. Что же касается апокрифа «Деяния Фомы» и его сирийской версии – «Деяний Иуды Фомы», то в этом памятнике, где Иуда Фома прямо назван близнецом Иисуса, содержится столько заведомо вымышленных деталей (в частности, рассказ о том, что Иисус якобы продал Иуду Фому (которого он Сам называет Своим братом) в рабство), что его правильнее считать не памятником религиозной мысли, а одним из авантюрно‑приключенческих романов эпохи поздней античности. (Прим. пер.)

 

[90] Диоскуры (греч., рим.) – сыновья Зевса от Леды, царицы Спарты. Зевс соблазнил Леду, принял облик лебедя. Леда снесла два яйца; из первого вылупились Кастор и Клитемнестра, из второго – Полидевк и Елена. В некоторых мифах Кастор и Клитемнестра считаются детьми Леды от смертного мужа – Тиндарея. Диоскуры почти не расставались друг с другом. Кастор славился как укротитель коней, а Полидевк – как лучший кулачный боец. Согласно поздним мифам, Диоскуры плавали вместе с Ясоном в Колхиду на поиски золотого руна. Затемодиниз них, Кастор, пал от руки своего двоюродного брата. (Прим. пер.)

 

[91] Африкан, Юлий Сикст – христианский грекоязычный автор начала III в., пресвитер в Александрии. Составил хронологический обзор событий греко‑римской истории, доведя его до 221 г. н. э. От этого труда сохранились лишь фрагменты в сочинениях позднейших авторов. (Прим. пер.)

 

[92] Климент, Тит Флавий, епископ Александрии (Александрийский; ок. 150 – ок. 215 гг. н. э.) – святой, один из ранних христианских учителей и отцов Церкви. В 202–203 г., спасаясь от преследований Септимия Севера, бежал в Каппадокию, где и умер. Важнейшие его творения – «Увещание язычникам», «Педагог», «Строматы». Труды св. Климента, благодаря обилию содержащихся в них цитат из произведений более чем 30 греческих авторов, представляют собой ценный источник по истории античной литературы и философии. (Прим. пер.)

 

[93] Кифой апостол Павел часто, особенно в полемическом контексте, называет апостола Петра. (Прим. пер.).

 

[94] Евсевий Кесарийский (ок. 260–339 гг. н. э.) – римский церковный писатель, историк. С 313 г. – епископ Кесарии. Благодаря выдающейся образованности был приближен к Константину I. В области богословия Евсевий, как и Ориген, был приверженцем субордиционизма (учения о подчиненности Христа Богу Отцу), но отклонил тезис Ария о том, что Христос – творение Бога. Евсевий написал хронику мировой истории, которую бл. Иероним впоследствии перевел на латынь, а также создал первый труд по истории христианской церкви, охватывающий период от основания церкви до 324 г. и содержащий многочисленные выдержки из несохранившихся литературных памятников ранних веков. Это принесло Евсевию титул «отца церковной истории». Выступал в роли собирателя памятников античной литературы. Ему принадлежат компилятивные своды выписок из не дошедших до нас памятников античной литературы. Автор панегирика «Житие императора Константина». Его политические и богословские взгляды (Евсевий рассматривал созданное Константином государство как земное отражение града Божьего) имели важное значение для формирования Византийской империи. (Прим. пер.)

 

[95] Св. Климент Александрийский часто называл церковь «Мать‑Дева». По свидетельству Евсевия Кесарийского, галльские исповедники II в. именовали Церковь «Дева‑Мать». Сам Евсевий называет церковь «Святой и Божественной Невестой Слова». (Прим. пер.)

 

[96] Бар Кохба означает «сын звезды». Персонаж, именовавшийся Звезда, фигурировал среди повстанцев во времена первого восстания в Иудее.

 

[97] Иустин Философ (ок. 100–165) – святой, один из наиболее выдающихся философов‑апологетов раннего христианства. В его трудах отражена дискуссия христианского вероучения с эллинистической философией. Иудей по происхождению, выросший в языческом окружении, св. Иустин принял христианство в 132 г. и стал странствующим проповедником. Несколько лет провел в Риме и после диспута с киником Крискентом по доносу бы арестован и осужден на казнь. Наиболее известные труды св. Иустина – две «Апологии» и «Диалог с Трифоном иудеем». Важнейшим вкладом св. Иустина в христианское богословие считается его учение о Божественном Промысле и плане в истории, в процессе спасения, предначертанном Богом и сочетающем в себе различные эпохи, которые, слившись воедино, движутся к апокалипсическому концу. Св. Иустин одним из первых свидетельствует о формировании канона Нового Завета, упоминая три первых (синоптических) Евангелия и I послание Петра. Он – первый автор, цитирующий Деяния апостолов. (Прим. пер.)

 

[98] Ириней Лионский(120/140–200/ 203) – епископ Лугудунума (Лиона), ведущий христианский богослов II в. Его труд «Против ересей» (ок. 180) явился важным шагом на пути опровержения гностицизма. Ириней позитивно оценивал Ветхий Завет, который гностики отвергали, и утверждал, что в нем отражено истинное знание о Боге. Это имело важное значение в период, когда различия между двумя Заветами казались непреодолимыми. Ириней способствовал разработке богословской терминологии. В борьбе с гностиками Ириней способствовал окончательному установлению канона Священного Писания. (Прим. пер.)

 

[99] Епифаний Кипрский (Саламинский, 315–403) – святой, знаменитый борец за ортодоксию, живший на Кипре. Финикиец по рождению, Епифаний был полиглотом, зная коптский, сирийский, еврейский, латинский и греческий языки. В своем труде «Панарион» Епифаний, классифицируя ереси, применил новаторскую методологию: он соотносил каждую ересь с определенным видом змей. При этом любопытно, что количество змей, упоминаемых Епифанием, существенно превосходит то, которое фигурирует в трудах античных зоологов, например, Никандра из Колофона. Само название его труда – «Панарион» – буквально означает «аптечка», «ящик с противоядиями. В конце каждого раздела своего трактата Епифаний предлагает читателю конкретное противоядие. Число ересей, упоминаемых в «Панарионе», составляет 80 христианских и 20 дохристианских. (Прим. пер.)

 

[100] В раннем Средневековье несторианские миссионеры распространили свою проповедь на весь Средний Восток и по Великому шелковому пути сумели проникнуть в Китай. Именно несториане в IX в., в эпоху династии Сунн, предприняли первые попытки христианизации Поднебесной империи и создали там первые общины и храмы, о чем свидетельствуют находки надгробий и росписей со специфически несторианской символикой. Через несколько веков на Западе сложилась легенда о царстве пресвитера Иоанна, якобы существующем где‑то далеко на Востоке. Очаги несторианства существовали вплоть до Монголии. Любопытная деталь: в исторических трудах обычно подчеркивается тот факт, что св. Александр Невский и сын Батыя, хан Берке, были побратимами, поскольку Берке был христианином. Но при этом обычно умалчивают о характере христианства Берке. Между тем он был несторианином. Другой любопытный факт. Наступление монголов во главе с Берке на юг, в Малую Азию и далее, в направлении Иерусалима, преследовало цель помочь крестоносцам («братьям‑христианам») удержать в своих руках Святой Град и Палестину. Однако этому помешали интриги византийцев и части западных христиан. (Прим. пер.)

 

[101] Имеется в виду Филон Александрийский (ок.25 до н. э. – ранее 50 н. э.), иудейско‑эллинистический философ, уроженец Александрии. В своих трудах Филон последовательно и систематично стремился дать научное обоснование иудейской религии и теологии, и, насколько это возможно, соединить ее с греческой философией. Этой цели служил разработанный им принцип аллегорического толкования Пятикнижия; по мнению Филона, Бог абсолютно недоступен для человека, но Логос, выступающий в качестве универсального осмысления и аналога бытия, может служить посредником между Богом и человеческим разумом. Именно это аллегорическое толкование Священного Писания легло в основу позднейшей христианской методики анализа священных текстов, практиковавшегося Александрийской школой и ее адептами, в частности – Оригеном. (Прим. пер.)

 

[102] Ипатия (ок. 370–415 гг.н. э.) – греческий математик, философ, дочь математика Теона из Александрии. Была главой Александрийского мусейона. Последовательница неоплатонизма в духе Ямвлиха, автор комментариев к трудам Аполлония из Перги и Диофанта. После убийства Ипатии в 415 г. христианскими фанатиками математическая школа в Александрии угасла. (Прим. пер.)

 

[103] Манихейство – дуалистическое религиозное учение, возникшее в III в. н. э. в Персии. Его основателем считается Мани (Ману), которого называли апостолом Света и верховным Просветителем. Хотя манихейство долгое время считалось христианской ересью, оно было вполне самостоятельной эклектической религией, обладавшей уникальным характером. IV в. – время наивысшего расцвета экспансии манихейства, когда были основаны церкви в Галлии и Испании. В основе учения манихейства – постулат о невыносимости жизни в материальном мире. Цель – освобождение души из оков плоти. В манихействе важную роль играло учение о многократном перерождении грешников в новых телесных оболочках. В манихейский канон входили 7 текстов, автором которых считался сам Мани. (Прим. пер.)

 

[104] Трир – город в Германии, основанный еще римлянами. В эпоху Средневековья имел статус имперского города, где проводились церковные соборы. (Прим. пер.)

 

[105] Имеется в виду Гильдас Премудрый (ок. 490–570), самый таинственный английский историк. По преданию, он был сыном короля бриттов Кау и бежал в Ирландию, спасаясь от мести короля Артура. Затем жил в Уэльсе и умер в Бретани, в основанном им монастыре Руэс. Известны два жизнеописания Гильдаса, написанные в XI и XIII вв. Исторический труд Гильдаса «О разорении Британии», в котором он обличает грехи своих современников, носит скорее морализаторский характер. Знаменитый историк Беда Достопочтенный широко использовал не только фактологию книги Гильдаса, но и ее благочестивый пафос. Труд Гильдаса сохранился в составе четырех манускриптов, самый ранний из которых датируется VIII в. (Прим. пер.)

 

[106] Арль – город на юге Франции, в Провансе, основанный еще древними египтянами во II тысячелетии до н. э. Римляне создали в Арле солидное укрепление и порт. Любопытный факт: в Арле короновались два выдающихся императора – Константин и Фридрих Барбаросса. В I в. н. э. в окрестностях Арля возникла целая иудейская община. Согласно


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: