Суд Господа над Израилем

Внимай тому, что говорит Господь!

«Встань и выступи в свою защиту,

пусть холмы и горы твой голос слышат.

2 А вы, горы, и Господу внемлите –

Тяжба у Него с народом Его.

Прислушайтесь и вы, основания вечные земли,

Господь с народом Своим судится,

Израиль обличает Он:

 

3„Что сделал Я тебе не так, народ Мой?!

Чем обременил тебя? Ответь!

4 Тем ли, что вывел тебя из Египта,

от рабства избавил

и поручил Моисею, Аарону и Мариам вести тебя?

5 Вспомни, народ Мой, коварный замысел Балака, царя Моава,

как поступил потом Валаам, сын Беора;

и что приключилось с тобой от Шиттима до Гилгала,

тогда поймешь ты, что сделал Я для спасения твоего»».

 

6 Но с чем же я предстану пред Господом,

как поклонюсь Всевышнему Богу?

Со всесожжениями ли предстану пред Ним,

телят ли годовалых принесу в жертву?

7 Нужны ли Господу тысячи баранов

или потоки несчетные елея?

Разве первенца своего отдам в жертву за преступление,

плоть и кровь свою — за грех мой?

8 Он показал тебе, человек, что такое добро

и чего Господь ждет от тебя:

чтобы в поступках своих всегда держался ты справедливости,

ко всем относился с любовью

и жил смиренно, в постоянном общении с Богом твоим.

 

9 И вот прогремел над городом голос Господа!

(да внемлет ему всяк, кто разумен,

кто благоговеет перед именем Твоим, Господи):

«Склонитесь пред жезлом, повинуйтесь ему

и Тому, Кто его утвердил!

10 Могу ли забыть о сокровищах,

нечестием собранных в доме нечестивом,

или о мере, для обмана уменьшенной

и за то людьми проклятой?

11 Могу ли оправдать

человека с весами лживыми,

с неверными гирями в суме?

12 Все богачи города жестоко притесняют бедных,

и горожане твои одним обманом живут,

ложь у них на устах.

13 За то стал Я насылать на тебя беды,

за грехи твои разорять тебя стал.

14 Будешь есть, но пища не пойдет тебе впрок,

неизбывный голод будет мучить тебя;

откладывать силиться будешь, но не сбережешь,

а если и сбережешь, так и то Я отдам пришедшему с мечом.

15 Посеешь, а жать не придется;

выбьешь масло из маслин, а не умастишься им;

выжмешь виноград, но вина не пить тебе.

16 Вы наущениям Омри следуете

и обычаям всем потомков Ахава –

по советам их злым поступаете.

Вот и выставлю Я вас как пример устрашающий:

станут жители города вашего — посмешищем,

испытают на себе поношение других народов».


 


Глава 7

Плач пророка о народе

В уныние я впал!

Похож на того, кто вышел плоды собирать летние,

когда их сбор завершился и виноградники пусты;

когда не найти уже ни кисти винограда,

ни первых смокв, что так нравятся мне.

2 Так и людей Господу верных не сыскать уже в стране,

ни одного человека честного не осталось;

каждый в засаде засел и крови жаждет,

загнать брата своего в ловушку норовит.

3 Умения зло творить не занимать им:

начальник всякий и судья взятки требуют,

знатные люди диктуют им прихоти свои –

и те, не стыдясь нимало, правду извращают!

4 Даже лучший из них — что кустарник колючий,

и самый честный — хуже изгороди из терновника.

Но День, стражами-пророками предвозвещенный,

День возмездия, непременно грядет –

вот тогда этот люд придет в замешательство!

5 Не доверяй другу,

на человека близкого тебе не полагайся

и не будь откровенен даже с той,

что, прильнув к тебе, рядом лежит.

6 Ведь и сын бесчестит отца,

против матери дочь восстает,

невестка — против свекрови,

и домашние — человеку враги.

7 Что до меня, лишь на Господа уповать буду,

Бога, Спасителя моего, ждать буду –

Бог мой услышит меня!


 


Израиль еще поднимется

8 Рано торжествовать вам надо мной, враги мои!

Пусть падаю я, но ведь и встаю,

случись мне быть во тьме,

Господь — мой свет!

9 Согрешив против Господа,

я понесу тяжесть гнева Его,

пока не рассмотрит Он дело мое

и не отстоит Его на суде.

Он выведет меня к свету,

Я увижу Его справедливость.

10 И враги мои это тоже увидят,

позором покроют себя те,

кто говорил мне: «Где Господь, Бог твой?»

Своими глазами увижу,

когда попирать их будут, словно грязь на улице.

 

11 Придет день, и начнешь ты, Иерусалим,

вновь возводить стены твои,

станешь расширять свои границы.

12 В тот день придут к тебе отовсюду люди,

толпы придут из Ассирии и городов египетских,

от самого Египта до Евфрата приходить будут,

от морей всех и от горы каждой.

13 Но земля твоя так и останется в запустении

за жителей ее, за деяния их.


 


Молитва и хвала

14 Паси народ Свой,

жезлом Своим направляй

овец наследия Твоего, Господи,

тех, что живут одиноко в зарослях диких.

Пусть пасутся они на Кармеле,

в Башане, в Гиладе, как в былые дни.

15 «Как во дни исхода из плена египетского,

явлю Израилю чудеса Свои», — ответил Господь.

16 Увидят то и другие народы и постыжены будут,

лишатся всей мощи своей,

прикроют руками рты свои,

оглохнут уши у них,

17 будут прах лизать, как змеи,

как твари, что ползают по земле;

выползут из укрытий своих с трепетом

Богу нашему навстречу, Господу,

убоявшись Тебя.

 

18 Есть ли бог, подобный Тебе,

Который прощал бы вину

и отпускал грехи остатку наследия своего?

Не держишь Ты гнева в сердце своем,

любишь являть милосердие!

19 Вновь смилуется Господь над нами,

попраны будут Им проступки наши,

в глубины моря бросит Он все наши грехи.

20 Яви же верность Свою Иакову и милосердие Аврааму,

как издревле клялся Ты отцам нашим!


 


Книга Наума

Введение

Господь долготерпелив и велика сила Его, но Он никогда не поступится

справедливым наказанием виновного (1:3).

Книга Наума — одна из двух книг «Малых пророков», в центре внимания которых судьба Ниневии, столицы великой Ассирийской империи, которая долго держала в страхе все окружавшие ее народы. В VIII в. до Р.Х. после проповеди Ионы жители Ниневии покаялись, и Бог пощадил их, о чем мы узнаем из той же книги Ионы. Но в книге Наума, написанной в VII в. до Р.Х., мы встречаемся со вторым пророком, которого Бог побудил вновь воззвать к жителям того же города, где опять воцарились нечестие и вопиющие злодеяния. Печально то, что в этот раз ниневитяне пренебрегли предостережениями пророка. Если книга Ионы повествует о величии Божьей милости, то древняя поэма Наума — грозное предостережение облеченным властью о том, что всех ожидает суд, и напоминание о верховной власти Бога над каждым народом и каждым правителем, над всякой тиранией и деспотизмом, попирающим свободу и достоинство сотворенного Богом человека.

О пророке Науме, авторе настоящей книги, ничего не известно, кроме того, что родом он был из селения Элкош, точное расположение которого доподлинно не установлено. Однако, поскольку Наум упоминает разрушение Фив, свершившееся в 663 г. до Р.Х. и предсказывает падение Ниневии, случившееся в 612 г. до Р.Х., можно с достаточным основанием говорить о том, что книга Наума была написана между этими двумя датами. Вероятнее всего, это случилось в двадцатые годы VII в., поскольку Наум говорит о падении Фив как о давно случившемся событии. Можно полагать, что книга создавалась в городе Элкош (в Иудее), в котором родился пророк.

Каким присутствием духа нужно было обладать тогда пророку из Иудеи, чтобы бросить столь решительный вызов: грозно обличать Ассирийскую монархию, разорившую и отправившую в изгнание братский народ — израильтян. Иудея была уже однажды спасена благодаря особой Божией заботе. Но в дни Наума ассирийцы вернулись в Иудею и вновь подчинили ее себе. По свидетельству Второй книги Паралипоменон (33:11), ассирийцы увели в плен — в кандалах, с кольцом в носу — царя Иудеи Манассию.

Сохранять душевное равновесие при виде такой жестокой силы могли немногие. Наум отличался трезвым бесстрашием. Это и не удивительно, ведь он знал большую силу — могущество Бога, который «долготерпелив» (1:3), но справедливый гнев Которого изливается, как лава, и от ярости Которого скалы рушатся (1:6).

Какое надо было иметь мужество, чтобы предсказывать поражение и полное падение самой великой державы того времени! Примечательно, что голос Наума в этой книге звучит не просто бесстрашно: пророк говорит с обличаемыми, словно зачитывает им приговор, ибо знает, что Бог не оставляет без наказания творящих зло (1:2). При поверхностном взгляде на книгу Наума у читателя может возникнуть ошибочное представление, что ветхозаветный пророк одержим одной вестью — о гибели Ниневии, которую, быть может, ненавидит лично. Но более глубокое погружение в текст ведет к пониманию того, что Наум размышляет и проповедует, обладая духовным видением и исходя из широкого контекста, в котором грехи Израиля порицаются с не меньшей силой, чем грехи его врагов. Слово пророка не имело своей целью вызвать ненависть к Ниневии. Нет, пророк говорит своим слушателям и читателям (как в его собственном стане, так и в стане врагов), что если бы Бог не призвал к ответу народ, потонувший в вопиющем насилии, грабительстве и убийствах, Он не был бы Богом справедливости и добра.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: