Внимай тому, что говорит Господь!
«Встань и выступи в свою защиту,
пусть холмы и горы твой голос слышат.
2 А вы, горы, и Господу внемлите –
Тяжба у Него с народом Его.
Прислушайтесь и вы, основания вечные земли,
Господь с народом Своим судится,
Израиль обличает Он:
3„Что сделал Я тебе не так, народ Мой?!
Чем обременил тебя? Ответь!
4 Тем ли, что вывел тебя из Египта,
от рабства избавил
и поручил Моисею, Аарону и Мариам вести тебя?
5 Вспомни, народ Мой, коварный замысел Балака, царя Моава,
как поступил потом Валаам, сын Беора;
и что приключилось с тобой от Шиттима до Гилгала,
тогда поймешь ты, что сделал Я для спасения твоего»».
6 Но с чем же я предстану пред Господом,
как поклонюсь Всевышнему Богу?
Со всесожжениями ли предстану пред Ним,
телят ли годовалых принесу в жертву?
7 Нужны ли Господу тысячи баранов
или потоки несчетные елея?
Разве первенца своего отдам в жертву за преступление,
плоть и кровь свою — за грех мой?
8 Он показал тебе, человек, что такое добро
|
|
и чего Господь ждет от тебя:
чтобы в поступках своих всегда держался ты справедливости,
ко всем относился с любовью
и жил смиренно, в постоянном общении с Богом твоим.
9 И вот прогремел над городом голос Господа!
(да внемлет ему всяк, кто разумен,
кто благоговеет перед именем Твоим, Господи):
«Склонитесь пред жезлом, повинуйтесь ему
и Тому, Кто его утвердил!
10 Могу ли забыть о сокровищах,
нечестием собранных в доме нечестивом,
или о мере, для обмана уменьшенной
и за то людьми проклятой?
11 Могу ли оправдать
человека с весами лживыми,
с неверными гирями в суме?
12 Все богачи города жестоко притесняют бедных,
и горожане твои одним обманом живут,
ложь у них на устах.
13 За то стал Я насылать на тебя беды,
за грехи твои разорять тебя стал.
14 Будешь есть, но пища не пойдет тебе впрок,
неизбывный голод будет мучить тебя;
откладывать силиться будешь, но не сбережешь,
а если и сбережешь, так и то Я отдам пришедшему с мечом.
15 Посеешь, а жать не придется;
выбьешь масло из маслин, а не умастишься им;
выжмешь виноград, но вина не пить тебе.
16 Вы наущениям Омри следуете
и обычаям всем потомков Ахава –
по советам их злым поступаете.
Вот и выставлю Я вас как пример устрашающий:
станут жители города вашего — посмешищем,
испытают на себе поношение других народов».
Глава 7
Плач пророка о народе
В уныние я впал!
Похож на того, кто вышел плоды собирать летние,
когда их сбор завершился и виноградники пусты;
когда не найти уже ни кисти винограда,
ни первых смокв, что так нравятся мне.
2 Так и людей Господу верных не сыскать уже в стране,
|
|
ни одного человека честного не осталось;
каждый в засаде засел и крови жаждет,
загнать брата своего в ловушку норовит.
3 Умения зло творить не занимать им:
начальник всякий и судья взятки требуют,
знатные люди диктуют им прихоти свои –
и те, не стыдясь нимало, правду извращают!
4 Даже лучший из них — что кустарник колючий,
и самый честный — хуже изгороди из терновника.
Но День, стражами-пророками предвозвещенный,
День возмездия, непременно грядет –
вот тогда этот люд придет в замешательство!
5 Не доверяй другу,
на человека близкого тебе не полагайся
и не будь откровенен даже с той,
что, прильнув к тебе, рядом лежит.
6 Ведь и сын бесчестит отца,
против матери дочь восстает,
невестка — против свекрови,
и домашние — человеку враги.
7 Что до меня, лишь на Господа уповать буду,
Бога, Спасителя моего, ждать буду –
Бог мой услышит меня!
Израиль еще поднимется
8 Рано торжествовать вам надо мной, враги мои!
Пусть падаю я, но ведь и встаю,
случись мне быть во тьме,
Господь — мой свет!
9 Согрешив против Господа,
я понесу тяжесть гнева Его,
пока не рассмотрит Он дело мое
и не отстоит Его на суде.
Он выведет меня к свету,
Я увижу Его справедливость.
10 И враги мои это тоже увидят,
позором покроют себя те,
кто говорил мне: «Где Господь, Бог твой?»
Своими глазами увижу,
когда попирать их будут, словно грязь на улице.
11 Придет день, и начнешь ты, Иерусалим,
вновь возводить стены твои,
станешь расширять свои границы.
12 В тот день придут к тебе отовсюду люди,
толпы придут из Ассирии и городов египетских,
от самого Египта до Евфрата приходить будут,
от морей всех и от горы каждой.
13 Но земля твоя так и останется в запустении
за жителей ее, за деяния их.
Молитва и хвала
14 Паси народ Свой,
жезлом Своим направляй
овец наследия Твоего, Господи,
тех, что живут одиноко в зарослях диких.
Пусть пасутся они на Кармеле,
в Башане, в Гиладе, как в былые дни.
15 «Как во дни исхода из плена египетского,
явлю Израилю чудеса Свои», — ответил Господь.
16 Увидят то и другие народы и постыжены будут,
лишатся всей мощи своей,
прикроют руками рты свои,
оглохнут уши у них,
17 будут прах лизать, как змеи,
как твари, что ползают по земле;
выползут из укрытий своих с трепетом
Богу нашему навстречу, Господу,
убоявшись Тебя.
18 Есть ли бог, подобный Тебе,
Который прощал бы вину
и отпускал грехи остатку наследия своего?
Не держишь Ты гнева в сердце своем,
любишь являть милосердие!
19 Вновь смилуется Господь над нами,
попраны будут Им проступки наши,
в глубины моря бросит Он все наши грехи.
20 Яви же верность Свою Иакову и милосердие Аврааму,
как издревле клялся Ты отцам нашим!
Книга Наума
Введение
Господь долготерпелив и велика сила Его, но Он никогда не поступится
справедливым наказанием виновного (1:3).
Книга Наума — одна из двух книг «Малых пророков», в центре внимания которых судьба Ниневии, столицы великой Ассирийской империи, которая долго держала в страхе все окружавшие ее народы. В VIII в. до Р.Х. после проповеди Ионы жители Ниневии покаялись, и Бог пощадил их, о чем мы узнаем из той же книги Ионы. Но в книге Наума, написанной в VII в. до Р.Х., мы встречаемся со вторым пророком, которого Бог побудил вновь воззвать к жителям того же города, где опять воцарились нечестие и вопиющие злодеяния. Печально то, что в этот раз ниневитяне пренебрегли предостережениями пророка. Если книга Ионы повествует о величии Божьей милости, то древняя поэма Наума — грозное предостережение облеченным властью о том, что всех ожидает суд, и напоминание о верховной власти Бога над каждым народом и каждым правителем, над всякой тиранией и деспотизмом, попирающим свободу и достоинство сотворенного Богом человека.
|
|
О пророке Науме, авторе настоящей книги, ничего не известно, кроме того, что родом он был из селения Элкош, точное расположение которого доподлинно не установлено. Однако, поскольку Наум упоминает разрушение Фив, свершившееся в 663 г. до Р.Х. и предсказывает падение Ниневии, случившееся в 612 г. до Р.Х., можно с достаточным основанием говорить о том, что книга Наума была написана между этими двумя датами. Вероятнее всего, это случилось в двадцатые годы VII в., поскольку Наум говорит о падении Фив как о давно случившемся событии. Можно полагать, что книга создавалась в городе Элкош (в Иудее), в котором родился пророк.
Каким присутствием духа нужно было обладать тогда пророку из Иудеи, чтобы бросить столь решительный вызов: грозно обличать Ассирийскую монархию, разорившую и отправившую в изгнание братский народ — израильтян. Иудея была уже однажды спасена благодаря особой Божией заботе. Но в дни Наума ассирийцы вернулись в Иудею и вновь подчинили ее себе. По свидетельству Второй книги Паралипоменон (33:11), ассирийцы увели в плен — в кандалах, с кольцом в носу — царя Иудеи Манассию.
Сохранять душевное равновесие при виде такой жестокой силы могли немногие. Наум отличался трезвым бесстрашием. Это и не удивительно, ведь он знал большую силу — могущество Бога, который «долготерпелив» (1:3), но справедливый гнев Которого изливается, как лава, и от ярости Которого скалы рушатся (1:6).
Какое надо было иметь мужество, чтобы предсказывать поражение и полное падение самой великой державы того времени! Примечательно, что голос Наума в этой книге звучит не просто бесстрашно: пророк говорит с обличаемыми, словно зачитывает им приговор, ибо знает, что Бог не оставляет без наказания творящих зло (1:2). При поверхностном взгляде на книгу Наума у читателя может возникнуть ошибочное представление, что ветхозаветный пророк одержим одной вестью — о гибели Ниневии, которую, быть может, ненавидит лично. Но более глубокое погружение в текст ведет к пониманию того, что Наум размышляет и проповедует, обладая духовным видением и исходя из широкого контекста, в котором грехи Израиля порицаются с не меньшей силой, чем грехи его врагов. Слово пророка не имело своей целью вызвать ненависть к Ниневии. Нет, пророк говорит своим слушателям и читателям (как в его собственном стане, так и в стане врагов), что если бы Бог не призвал к ответу народ, потонувший в вопиющем насилии, грабительстве и убийствах, Он не был бы Богом справедливости и добра.
|
|