Сравним разные виды обучения

 

Что можно сказать о других видах обучения? В большинстве случаев аудио‑ и видеозаписи имеют весьма ограниченную эффективность. Ведь, в конечном счете, процесс обучения требует взаимодействия человека со всеми возможными способами получить знания. И эффективность обучения зависит от частоты, качества, разнообразия и интенсивности такого взаимодействия. Если мы возьмем пленки и диски с записями, то в этом случае никакого взаимодействия нет вообще: информация течет только в одном направлении. На видеозаписи вы можете увидеть идеальный замах и удар по мячу в гольфе, который вы должны скопировать. Это, конечно, лучше, чем ничего, но видеозапись не может показать вам ваш удар и сказать, насколько удачно вы повторяете идеал. Разумеется, запись можно легко остановить, прокрутить назад, повторить, а иногда и воспроизвести в замедленном темпе. Все это выгодно отличает ее от учебных фильмов и телевизионных программ, которые идут с заранее заданной скоростью, независимо от того, усваивает ли обучаемый материал или нет.

Книга тоже относится к тем инструментам, в которых скорость освоения материала зависит от вас. К тому же она удобна в использовании и малогабаритна. Как и разного вида записи на пленке, она имеет существенный недостаток – отсутствие обратной связи. И все же, несмотря на все чудеса компьютерной эры, книга остается главным орудием обучения, особенно там, где речь идет о мыслительной деятельности. Фактом остается то, что один хорошо написанный абзац в хорошей книге обладает такой мощью, что может изменить человека и воспринимаемый им мир сильнее, чем тысячи видеороликов.

К сожалению, типичный класс в школе или аудитория в колледже не могут быть отнесены к лучшим местам для обучения. «Фронтальная» педагогика, когда преподаватель сидит или стоит перед группой из 20–35 обучающихся, которые расположены за партами или столами, руководствуется прежде всего соображениями административной целесообразности, стремящейся к собственному удобству в разделении и наблюдении за потоками учащихся в системе массового образования. Печально, что за последние сто лет до неузнаваемости изменились почти все стороны жизни – промышленность, транспорт, компьютерные технологии, индустрия развлечений – и только система образования осталась в основном в том же виде, в котором пребывала и раньше.

Вот, посмотрите сами. Обычная картина: один преподаватель, который подает одну и ту же информацию в одном и том же темпе группе преимущественно пассивно сидящих учащихся, не принимая в расчет их индивидуальные способности, культурные особенности их воспитания или отношения к учебе. Я уже немало писал по этому вопросу, в том числе и о реформах в образовании, которые могли бы исправить ситуацию через индивидуализацию подходов в обучении с использованием компьютеров и новых методик. Думаю, что в течение самое большее десяти‑пятнадцати лет в Америке неизбежна такая школьная реформа.

А пока у нас по‑прежнему есть хорошие учителя и учителя плохие. Посещения сотен школ убедили меня в том, что тот преподаватель, который способен заставить работать нынешнюю систему образования, несомненно, является мастером. Это не обязательно тот человек, который читает самые гладкие лекции или ведет самые выверенные уроки. Это тот учитель, который нашел, как вовлечь каждого учащегося в активный процесс обучения. Один увенчанный наградами математик, преподававший в престижном университете, снискал себе известность тем, что намеренно допускал небольшие неточности в формулах, которые писал на доске. Каждый его студент буквально дрожал от нетерпения, снедаемый желанием первым обнаружить ошибку профессора и броситься ее исправлять. Несомненно, этот профессор был подлинным мастером в преподавательском деле.

 

Знайте, когда нужно сказать «до свидания»

 

Счастлив тот человек, который может найти себе такого учителя, особенно на начальном этапе обучения. Ученики школ, а зачастую и студенты колледжей имеют в этом плане не особенно богатый выбор. Даже те из нас, у кого возможность такого выбора есть, часто делают его неправильно. Если дело все же кончилось тем, что вам достался наставник, который почему‑то вам не подходит, прежде всего загляните внутрь себя. Ведь может быть и так, что вы ожидаете от своего учителя больше, чем он может вам дать. А учителя, как и учащиеся, могут быть ленивыми, слишком ориентированными на результат, безразличными, стремящимися к психологическому подавлению или, наконец, просто неспособными. Поэтому так важно установить со своим учителем правильную психологическую дистанцию. Если вы слишком отдаляетесь от наставника, то не можете подчиняться ему. А ведь это составляет часть пути к мастерству (см. главу 7). Если оказываетесь слишком близко к нему, вы теряете собственный взгляд на вещи и становитесь скорее адептом, а не учеником своего учителя. Ответственность за сбалансированность этой дистанции лежит и на ученике, и на учителе. В том случае, если между вами возникают непримиримые противоречия, надо вовремя понять, когда следует сказать «до свидания».

Приучите себя к мысли о том, что обучение мастерству никогда не кончается. Как говорил великий японский мастер фехтования на мечах (кендо) Ямаока Тэссю:

Не думайте, что это все, что вы могли постичь.

Впереди все больше и больше

Удивительного знания.

Ведь меч непостижим.

 

 

Глава 6

Ключ 2: тренировка

 

Существует старая шутка, которая звучит в разных вариантах, но посыл у которой один и тот же. В одной из версий пара из Техаса на «Кадиллаке» по пути на концерт заблудилась где‑то в Нижнем Ист‑Сайде в Нью‑Йорке[9]. Они останавливают бородатого пожилого мужчину и спрашивают: «Как попасть в Карнеги‑холл?»

– Практикуйтесь, друзья, практикуйтесь, – отвечает он им.

Значение глагола «практиковаться», или «упражняться», всем нам понятно. Мы упражняемся в игре на трубе, мы практикуемся в бальных танцах, мы повторяем знание таблицы умножения, мы тренируемся в военной подготовке. «Упражнение», или «практика», в этом смысле подразумевает нечто, что отделено от нашей повседневной жизни. Вы упражняетесь в каком‑то навыке, вы практикуетесь в чем‑то, чтобы самосовершенствоваться, вы делаете это для того, чтобы двигаться вперед, добиваться целей, зарабатывать деньги. Такой образ мышления считается полезным в нашем обществе. Вам действительно нужно практиковаться, чтобы попасть в Карнеги‑холл.

Для того же человека, который встал на путь достижения мастерства, это слово звучит понятнее не в его глагольной форме, а в форме существительного. Это не то, что вы делаете, а то, чем вы обладаете, чем вы являетесь. В таком понимании это слово похоже на то, что выражается китайским дао или японским до, оба буквально означают «дорога, путь».

Практика или тренировка в качестве существительного может указывать на все, чем вы занимаетесь постоянно и что составляет неотъемлемую часть вашей жизни. Вы занимаетесь этим не для того, чтобы получить что‑то еще, а собственно ради процесса. Это может быть какой‑то вид спорта или боевое искусство. Это может быть цветоводство, бридж, йога, медитация или общественная деятельность. Врач занимается медициной, а адвокат – законами. И у каждого из них может быть своя практика. Но если эта практика подразумевает под собой только круг пациентов или клиентов, если она существует только для того, чтобы зарабатывать деньги, то это не практика мастера. Для мастера вполне приемлемы поощрения и награды, получаемые в процессе движения к мастерству, но они не являются его главной целью. В конечном счете, сам мастер и его путь сливаются в единое целое. И если находящемуся на пути к мастерству будет сопутствовать удача – то есть если его путь будет достаточно сложным и глубоким по содержанию, – то пункт назначения всегда будет отдаляться от него еще на две мили с каждой пройденной вперед одной милей.

На одном из наших семинаров одна участница спросила мою жену Энни, почему она до сих пор посещает занятия по айкидо. «Я думала, вы уже получили свой черный пояс», – сказала эта женщина. У Энни заняло несколько минут объяснение того, что черный пояс – это всего лишь еще один шаг на нескончаемом пути. Это просто разрешение на то, чтобы продолжить свое учение до тех пор, пока человек жив.

В стране, одержимой идеей достижения конкретных целей («Не важно, как ты зарабатываешь очки. Финальный счет – вот что главное!»; «Не рассказывай мне, как ты будешь продавать этот рекламный продукт. Просто продавай, и все!»; «Победа – это не все. Победа – это единственное, что может быть на свете»), приверженность идее движения вперед без цели может показаться непостижимой, а то и бредовой. Но за громкими заголовками, которые бросаются вам в глаза в разделах газет, посвященных спорту или бизнесу, существует еще одна реальность. Настоящий мастер сосуществует рядом с этой звонкой риторикой насчет очков и побед (в сегодняшней атмосфере массовой информации кто будет слушать что‑то другое?), но внутри себя втайне от всех восхищается теми спортивными матчами, в которых проявляются восхитительные повороты судьбы. Он восхищается великими играми, достойным соперничеством и волшебными финишами, причем независимо от того, кто победил.

Есть и другой секрет. Те люди, которых мы знаем как мастеров, посвящают себя тому или иному искусству не для того, чтобы стать в нем лучшими. Правда состоит в том, что им нравится практиковаться в этом деле. И именно поэтому они совершенствуются. И тут круг замыкается: чем искуснее они становятся, тем больше им нравится возвращаться к основам своего искусства.

Новички в нашем додзе часто повторяют простые физические упражнения 8–10 раз подряд, а потом начинают беспокойно оглядываться по сторонам в поисках чего‑то нового. Обладатели черных поясов со знанием дела и с наработанным опытом терпеливо подходят к выполнению даже базовых упражнений. Они чувствуют все тонкости и безграничные возможности, которые заключены в этих упражнениях. Я вспоминаю одно занятие в нашей школе, когда я еще носил коричневый пояс (это на ступень ниже черного). Наш учитель заставил нас отрабатывать один‑единственный бросок – «сихо наге»[10]. Мы продолжали работать над этим приемом в течение всех двух часов, которые длилась тренировка. Через полчаса я уже стал подумывать о следующем задании. (В нашей школе редко отрабатывали один и тот же прием в течение столь продолжительного времени.) Однако к концу первого часа я вошел в ровный, почти танцевальный ритм, который стер все мои волнения о времени или непрерывных повторах упражнения. У меня обострились чувства. Едва заметные отличия одного броска от другого стали вдруг важными и значимыми. К концу второго часа я уже мечтал, чтобы наша тренировка продолжалась до полуночи, а то и вовсе не кончалась.

 

Оставаясь на татами

 

«Мастер, – говорится в старой японской поговорке про боевые искусства, – это тот, кто каждый день остается на пять минут дольше остальных на татами». И не только в айкидо. В августе 1988 года я посетил тренировочный лагерь профессиональной футбольной команды (американский футбол) Seattle Seahawks по приглашению их тренера. Когда закончилась утренняя тренировка, игроки толпой пошли с поля в раздевалку. Все игроки, кроме двух. Один из них делал рывок, затем неожиданно поворачивался корпусом к находившемуся позади него игроку для того, чтобы получить пас. Снова и снова выполнял он это упражнение. Поле было уже свободным. Остальные члены команды принимали душ, переодевались. Ушли тренеры и зрители, наблюдавшие за тренировкой. На трибуне остался я один, завороженный происходящим. Кто был этот настойчивый игрок, тренировавший получение паса? Наверняка это один из новичков, который старается набрать технику для того, чтобы увереннее войти в основной состав. Нет, это был Стив Ларгент, лучший по приему пасов не только в этой команде, но и в Национальной футбольной ассоциации.

Мастер в любой игре – это, как правило, еще и мастер тренировок. В свои лучшие годы Ларри Бёрд из профессиональной баскетбольной команды Boston Celtics был, пожалуй, самым совершенным баскетболистом всех времен. Не обладая высоким прыжком или скоростью, как другие, в 1980 году он стал лучшим новичком года в Национальной баскетбольной ассоциации и самым ценным игроком в двух национальных чемпионатах, а также ведущим игроком НБА в трех регулярных чемпионатах подряд. Бёрд начал заниматься баскетболом в возрасте четырех лет и с тех пор не прекращал тренироваться. Когда спортивные репортеры спросили его в июне 1986 года, после выигрыша его командой чемпионата НБА, что он собирается делать дальше, он ответил: «У меня еще есть много такого, над чем надо работать. На следующей неделе я начинаю свои межсезонные тренировки. Два часа в день, не менее 300 штрафных бросков за тренировку». Многие профессиональные игроки любят в межсезонье отдохнуть, но не Ларри Бёрд. Для поддержания спортивной формы он бегает вверх и вниз по самым крутым холмам, которые только может найти. Он тренируется на своей персональной открытой площадке, окруженной плексигласовым забором, в родном городке Френч Лик. В сезон он обычно практикуется в спортивном зале Греческого колледжа Святого Креста в Бруклине. На выездах он проводит персональные тренировки на разных площадках перед каждой игрой.

В те годы, когда Бёрд играл за Boston Celtics, он был известен тем, что приезжал в зал за два часа до всех и тренировал броски. Штрафные броски, броски с отклонением, трехочковые броски. Он выполнял их с самых разных углов и расстояний. Иногда в шутку он садился на первый ряд трибуны и бросал мяч оттуда. Конечно, Бёрд любил победы. Но, как говорит его спортивный агент Боб Вульф, это не главная причина того, что он практикуется в игре так старательно и играет так увлеченно: «Он делает это ради удовольствия. Не для денег, признания или статуса. Ему просто нравится играть в баскетбол».

Наглядные умения и навыки, такие как боевые искусства, бальные танцы, музыка и т. д., дают людям возможность практиковаться на глазах у других. Но второй ключ к мастерству вы обнаружите в других видах человеческой деятельности, не таких заметных. Мастерство в бизнесе требует, чтобы менеджеры все время практиковались в технике работы, проявляя особую тщательность и самодисциплину в таких вопросах, как бюджет организации, вертикаль исполнения и контроль качества. В крепких семьях быстро вырабатываются своеобразные ритуалы, в ходе которых отбрасывается в сторону наша привычная спешка и ненужные отвлекающие моменты. Например, это может быть хотя бы один спокойный ужин или обед в день, на котором присутствуют все члены семьи. Такая практика существует и в государствах, что отражается в праздниках и национальных днях.

Регулярно практиковаться в чем‑то, особенно тогда, когда вы вроде бы не продвигаетесь вперед, может показаться странным занятием. Но в итоге обязательно придет тот день, когда эти занятия станут такой частью вашей жизни, какой вы будете очень дорожить. Вы будете чувствовать себя в них так же комфортно, как в своем любимом кресле, когда вы не замечаете текущего времени и всех тех неприятностей, которые существуют в этом мире. Это ощущение будет с вами всегда. Оно никогда не покинет вас.

Потенциальные ученики нашей школы часто спрашивают: «Сколько времени нужно, чтобы достичь мастерства в айкидо?» Единственным достойным ответом на это является встречный вопрос: «А сколько ты планируешь прожить?» В конечном счете практика и есть путь к мастерству. Если вы остаетесь на этом пути достаточно долго, вы увидите, что этот путь живой: со своими взлетами и падениями, трудностями и радостями, с досадными разочарованиями, но и множеством приятных сюрпризов. На этом пути вы найдете свою долю синяков и ссадин, которые затронут ваше «Я». Но они могут стать тем опытом, которому вы сможете больше всего доверять в своей жизни. Рано или поздно этот путь приведет вас к вершинам в избранном вами деле, если вы к ним стремитесь, и люди станут относиться к вам как к мастеру.

Но суть не в этом. Что же такое мастерство? Его сердцевину составляет практика. Мастерство состоит в том, чтобы всегда оставаться на пути к нему.

 

 

Глава 7


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: