Ключ 3: умение подчиняться

 

Мужество мастера измеряется его способностью подчиняться. Это означает умение подчиняться учителю и требованиям того дела, которому вы себя посвятили. И это требует способности время от времени отступать от уровня своего с трудом приобретенного навыка для того, чтобы достичь другого или более высокого уровня.

На ранних этапах обучения любому серьезному делу у человека возникает ощущение, что он глупец (см. эпилог). Почти неизбежно в этот период вы будете чувствовать себя неловким, допускать оплошности. По‑иному и быть не может. Если новичку свойственно честолюбие, то он становится скованным, колючим. Учение не продвигается вперед. Это не означает, что вы должны сдаться и ограничиться пассивным ученичеством. Так будет только хуже. Вы ведь уже выбрали для себя учителя (см. главу 5). А значит, следует отложить в сторону все сомнения. И если учитель просит вас начать занятие с того, чтобы встать на одну ногу и дотронуться пальцем до носа, просто подчинитесь. Попробуйте.

Обучение любому новому серьезному умению всегда включает в себя несколько унизительные для вас моменты. Если вы учитесь прыжкам в воду, то ваши первые попытки, скорее всего, будут неуклюжими «плюханиями» на живот, которые привлекут внимание почти всех находящихся в бассейне. Вы готовы выдержать это? Если нет, то забудьте о прыжках. Ваш первый рисунок в школе искусств будет, скорее всего, похож на персонажа из мультфильма «Южный парк», а не на изображение Моны Лизы. Разве это причина для того, чтобы оставить занятия изобразительным искусством? А как насчет дрожащих коленей при ваших первых шагах на коньках? И ударах о жесткий холодный лед той частью тела, по которой вас похлопывали в детстве? Такого рода происшествия случаются отнюдь не только с новичками. Это бывает и с чемпионами на Олимпиадах. Если вы хотите попасть туда, тогда будьте готовы терпеть.

А каторжный труд бесконечных повторений одних и тех же базовых движений? Кто, как не безумец, может приступить к занятиям музыкой, полностью отдавая себе отчет, что ему придется сотни тысяч раз повторять мажорные и минорные гаммы? Для некоторых людей одной этой мысли достаточно для того, чтобы отказаться от идеи овладеть тем или иным инструментом. В середине моего третьего занятия в школе айкидо мой учитель показал мне движения «таи‑но хэнко», шесть базовых движений и перемещений в этом боевом искусстве. Ни секунды не раздумывая, я воскликнул: «Но я уже выполнял эти движения!» Это замечание не вызвало в учителе ни малейшей реакции. Разве только он слегка усмехнулся. Мое подчинение было вполне очевидным: с того момента я выполнил движения «таи‑но хэнко» по меньшей мере 50 тысяч раз.

Причину ощущения человеком нудности какого‑то занятия нужно искать в навязчивом стремлении к новизне. Осознанное повторение упражнения приносит чувство удовлетворения, открытие тонких нюансов и бесконечного богатства элементов любимого дела.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: