double arrow

Группа продленного дня и ложь

 

Проблема группы продленного дня при воспитании честного и порядочного ребенка заключается в том, что малыш больше времени проводит в компании чужих взрослых и детей, а не с собственными родителями. Если ребенок становится честным, подражая честным родителям, и если требования к дисциплине способствуют усвоению нравственных принципов, то как родители могут контролировать этот процесс, если они не находятся рядом со своими детьми?

Более 50 % матерей маленьких детей (в возрасте менее года) возвращаются на работу. Для большинства этих матерей это не прихоть, а необходимость. После перехода от экономики производства к экономике обслуживания средняя заработная плата в Америке упала на 13 % в период между 1975-м и 1983 годом [24]. Многие семьи отправляют детей в группу продленного дня не потому, что хотят этого, — им приходится это делать.

Эксперты не пришли к единому мнению относительно того, как группа продленного дня влияет на детей. Но учитывая растущий спрос со стороны работающих матерей, многие специалисты высказываются одобрительно.

Даже доктор Спок, который настаивал на том, что мать должна уделять ребенку все свое время, изменил позицию, о чем заявил в издании своей книги 1976 года. Он утверждал: «Родители, которые стремятся делать карьеру или выполнять значимую для них работу, не должны просто так отказываться от этого ради своих детей». Он предложил таким родителям прийти к своего рода «компромиссу между работой и потребностями их детей, обычно с помощью воспитателей» [25].

Но эксперты подчеркивают, что важна профессиональная, а не просто хорошая организация групп продленного дня или детских учреждений. С учетом современной государственной политики, которая предоставляет родителям право выбора — отправлять ребенка в воспитательное учреждение дневного пребывания или нет, — существуют многочисленные варианты групп продленного дня с качественным уходом по разумной цене. Есть отличные учреждения в Темпи, Аризона, в то время как в Дейтоне, Огайо, их меньше.

Мы, родители, должны ответственно подойти к выбору такой организации, чтобы быть уверенными, что там ребенку будет хорошо с эмоциональной точки зрения и что он получит достойное воспитание. Это нелегко сделать, потому что таких учреждений зачастую не хватает или их услуги стоят дорого, но решить эту задачу очень важно.

Бертон Уайт в своей книге «Первые три года жизни» утверждает, что родители или дедушки и бабушки — лучшие воспитатели для малышей. Если приходится искать воспитателей или няню на стороне, то, по его мнению, это налагает на родителей серьезную ответственность и требует хорошей подготовки.

Вот его рекомендации по этому вопросу, начиная с самых важных:

 

1) индивидуальный присмотр за ребенком у вас дома;

2) индивидуальный присмотр за ребенком дома у профессионального воспитателя;

3) семейный детский сад с профессиональным воспитателем, где еще могут быть не более двух детей в возрасте до 18 месяцев или три ребенка в возрасте от 18 до 32 месяцев;

4) некоммерческий центр дневного пребывания детей с профессиональными воспитателями и таким же количеством детей, как указано выше, под руководством профессионального педагога в сфере дошкольного образования;

5) платный центр дневного пребывания детей с такими же условиями, как указано выше [26].

 

Чтобы воспитать порядочного ребенка, родители должны быть уверены, что воспитатель разделяет их принципы в отношении дисциплины и стиля общения. Родителям должен предоставляться полный отчет о поведении ребенка, его хороших и плохих поступках. Родителям нужно доверять суждениям воспитателей о том, как корректировать проблемы с поведением ребенка, если это потребуется.

Четырехлетняя Мелисса вернулась домой из семейного детского сада и рассказала маме, что мальчик Джейсон, которому тоже 4 года, бьет ее каждый день. Мама забеспокоилась и тут же обратилась к матери, которая работала там воспитателем, с требованием решить проблему. Эта женщина производила впечатление решительного и опытного человека, и она полностью отвергла все обвинения, утверждая, что она никогда не позволяла детям бить и обижать друг друга.

Кому верить? Джорджия, мама Мелиссы, как и все работающие матери, очень надеялась на воспитателя и потратила много времени на поиски подходящей кандидатуры. С другой стороны, нельзя мириться с тем, что ребенка день за днем обижают. В этой ситуации Джорджия и воспитатель смогли договориться, и та пообещала внимательнее присмотреться к тому, как общаются Мелисса и этот мальчик. В конце дня педагог рассказала Джорджии, что мальчик Мелиссу вовсе не бил, но дважды отнимал у нее игрушку, ел ее картофельные чипсы за обедом и как минимум один раз подставил ей подножку.

Мелисса не врала, она просила о помощи. Эти постоянные происшествия, когда на новом месте новый мальчик терроризировал ее, она называла словом «бить». В данной ситуации мать сумела найти общий язык с воспитателем и была уверена, что они воспринимают ситуацию с одинаковой точки зрения. И она, и педагог поговорили с мальчиком и его родителями, и вскоре двое детей по-настоящему подружились.

Когда мы поручаем заботу о малыше чужому взрослому, просыпается наше инстинктивное желание быть защитником своего ребенка. Мы начинаем изнывать от чувства вины и страха, когда у нас возникает опасение, что за ребенком не будет должного ухода.

Неудивительно, что те немногие случаи сексуальных домогательств в отношении детей в детских садах породили массовую паранойю в обществе и спровоцировали страх перед детскими учреждениями. Мы не имеем в виду, что к рассказам вашего ребенка о недопустимых прикосновениях или сексуальных домогательствах не нужно относиться со всей серьезностью. (Я буду рассматривать ложь и сексуальные домогательства в следующей главе.) Но мы должны знать, что большинство сотрудников детских учреждений — ответственные и преданные своему делу люди, и хотя им очень мало платят и у них низкий статус в обществе, они держатся за свою работу, потому что искренне любят детей.

В те дни, когда происходили ужасные судебные разбирательства по поводу множественных обвинений в сексуальных домогательствах в отношении детей в детских учреждениях, я пришла забирать мою дочь из центра Монтессори. У Джен, ее воспитателя, 22-летней выпускницы Беркли, которая взяла академический отпуск на год, чтобы поработать с детьми, был очень грустный вид. Я спросила ее, что случилось, а она ответила: «Это несправедливо! Мы так работаем, так стараемся, мы так любим наших детей, а теперь все родители смотрят на нас с подозрением, и мы даже не можем больше обнять малышей!»

 

Заключение

 

Воспитать правдивых и достойных доверия детей, возможно, в наши дни гораздо более сложная задача, чем во времена наших родителей. И этот важный вопрос так мало изучался наукой. Нам приходится полагаться на господствующие среди экспертов мнения, которые, похоже, в значительной степени предопределены различными культурными потребностями и весьма противоречивы. Быстрая смена точек зрения на то, шлепать детей или нет, — тому пример. Очень мало или вовсе не изучался вопрос, как именно влияет развод на нравственное развитие детей.

Мне очень жаль, что единственный вопрос, который всерьез заинтересовал ученых, — это достоверность свидетельских показаний детей (я буду рассматривать его в следующей главе). Такая позиция вызывает сожаление, поскольку лишь кричащие заголовки о сенсационных происшествиях привлекают внимание ученого мира, в отличие от повседневной лжи, с которой мы, родители, сталкиваемся каждый день и которая не интересует средства массовой информации и исследователей.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: