Проблема группы продленного дня при воспитании честного и порядочного ребенка заключается в том, что малыш больше времени проводит в компании чужих взрослых и детей, а не с собственными родителями. Если ребенок становится честным, подражая честным родителям, и если требования к дисциплине способствуют усвоению нравственных принципов, то как родители могут контролировать этот процесс, если они не находятся рядом со своими детьми?
Более 50 % матерей маленьких детей (в возрасте менее года) возвращаются на работу. Для большинства этих матерей это не прихоть, а необходимость. После перехода от экономики производства к экономике обслуживания средняя заработная плата в Америке упала на 13 % в период между 1975-м и 1983 годом [24]. Многие семьи отправляют детей в группу продленного дня не потому, что хотят этого, — им приходится это делать.
Эксперты не пришли к единому мнению относительно того, как группа продленного дня влияет на детей. Но учитывая растущий спрос со стороны работающих матерей, многие специалисты высказываются одобрительно.
|
|
Даже доктор Спок, который настаивал на том, что мать должна уделять ребенку все свое время, изменил позицию, о чем заявил в издании своей книги 1976 года. Он утверждал: «Родители, которые стремятся делать карьеру или выполнять значимую для них работу, не должны просто так отказываться от этого ради своих детей». Он предложил таким родителям прийти к своего рода «компромиссу между работой и потребностями их детей, обычно с помощью воспитателей» [25].
Но эксперты подчеркивают, что важна профессиональная, а не просто хорошая организация групп продленного дня или детских учреждений. С учетом современной государственной политики, которая предоставляет родителям право выбора — отправлять ребенка в воспитательное учреждение дневного пребывания или нет, — существуют многочисленные варианты групп продленного дня с качественным уходом по разумной цене. Есть отличные учреждения в Темпи, Аризона, в то время как в Дейтоне, Огайо, их меньше.
Мы, родители, должны ответственно подойти к выбору такой организации, чтобы быть уверенными, что там ребенку будет хорошо с эмоциональной точки зрения и что он получит достойное воспитание. Это нелегко сделать, потому что таких учреждений зачастую не хватает или их услуги стоят дорого, но решить эту задачу очень важно.
Бертон Уайт в своей книге «Первые три года жизни» утверждает, что родители или дедушки и бабушки — лучшие воспитатели для малышей. Если приходится искать воспитателей или няню на стороне, то, по его мнению, это налагает на родителей серьезную ответственность и требует хорошей подготовки.
|
|
Вот его рекомендации по этому вопросу, начиная с самых важных:
1) индивидуальный присмотр за ребенком у вас дома;
2) индивидуальный присмотр за ребенком дома у профессионального воспитателя;
3) семейный детский сад с профессиональным воспитателем, где еще могут быть не более двух детей в возрасте до 18 месяцев или три ребенка в возрасте от 18 до 32 месяцев;
4) некоммерческий центр дневного пребывания детей с профессиональными воспитателями и таким же количеством детей, как указано выше, под руководством профессионального педагога в сфере дошкольного образования;
5) платный центр дневного пребывания детей с такими же условиями, как указано выше [26].
Чтобы воспитать порядочного ребенка, родители должны быть уверены, что воспитатель разделяет их принципы в отношении дисциплины и стиля общения. Родителям должен предоставляться полный отчет о поведении ребенка, его хороших и плохих поступках. Родителям нужно доверять суждениям воспитателей о том, как корректировать проблемы с поведением ребенка, если это потребуется.
Четырехлетняя Мелисса вернулась домой из семейного детского сада и рассказала маме, что мальчик Джейсон, которому тоже 4 года, бьет ее каждый день. Мама забеспокоилась и тут же обратилась к матери, которая работала там воспитателем, с требованием решить проблему. Эта женщина производила впечатление решительного и опытного человека, и она полностью отвергла все обвинения, утверждая, что она никогда не позволяла детям бить и обижать друг друга.
Кому верить? Джорджия, мама Мелиссы, как и все работающие матери, очень надеялась на воспитателя и потратила много времени на поиски подходящей кандидатуры. С другой стороны, нельзя мириться с тем, что ребенка день за днем обижают. В этой ситуации Джорджия и воспитатель смогли договориться, и та пообещала внимательнее присмотреться к тому, как общаются Мелисса и этот мальчик. В конце дня педагог рассказала Джорджии, что мальчик Мелиссу вовсе не бил, но дважды отнимал у нее игрушку, ел ее картофельные чипсы за обедом и как минимум один раз подставил ей подножку.
Мелисса не врала, она просила о помощи. Эти постоянные происшествия, когда на новом месте новый мальчик терроризировал ее, она называла словом «бить». В данной ситуации мать сумела найти общий язык с воспитателем и была уверена, что они воспринимают ситуацию с одинаковой точки зрения. И она, и педагог поговорили с мальчиком и его родителями, и вскоре двое детей по-настоящему подружились.
Когда мы поручаем заботу о малыше чужому взрослому, просыпается наше инстинктивное желание быть защитником своего ребенка. Мы начинаем изнывать от чувства вины и страха, когда у нас возникает опасение, что за ребенком не будет должного ухода.
Неудивительно, что те немногие случаи сексуальных домогательств в отношении детей в детских садах породили массовую паранойю в обществе и спровоцировали страх перед детскими учреждениями. Мы не имеем в виду, что к рассказам вашего ребенка о недопустимых прикосновениях или сексуальных домогательствах не нужно относиться со всей серьезностью. (Я буду рассматривать ложь и сексуальные домогательства в следующей главе.) Но мы должны знать, что большинство сотрудников детских учреждений — ответственные и преданные своему делу люди, и хотя им очень мало платят и у них низкий статус в обществе, они держатся за свою работу, потому что искренне любят детей.
В те дни, когда происходили ужасные судебные разбирательства по поводу множественных обвинений в сексуальных домогательствах в отношении детей в детских учреждениях, я пришла забирать мою дочь из центра Монтессори. У Джен, ее воспитателя, 22-летней выпускницы Беркли, которая взяла академический отпуск на год, чтобы поработать с детьми, был очень грустный вид. Я спросила ее, что случилось, а она ответила: «Это несправедливо! Мы так работаем, так стараемся, мы так любим наших детей, а теперь все родители смотрят на нас с подозрением, и мы даже не можем больше обнять малышей!»
|
|
Заключение
Воспитать правдивых и достойных доверия детей, возможно, в наши дни гораздо более сложная задача, чем во времена наших родителей. И этот важный вопрос так мало изучался наукой. Нам приходится полагаться на господствующие среди экспертов мнения, которые, похоже, в значительной степени предопределены различными культурными потребностями и весьма противоречивы. Быстрая смена точек зрения на то, шлепать детей или нет, — тому пример. Очень мало или вовсе не изучался вопрос, как именно влияет развод на нравственное развитие детей.
Мне очень жаль, что единственный вопрос, который всерьез заинтересовал ученых, — это достоверность свидетельских показаний детей (я буду рассматривать его в следующей главе). Такая позиция вызывает сожаление, поскольку лишь кричащие заголовки о сенсационных происшествиях привлекают внимание ученого мира, в отличие от повседневной лжи, с которой мы, родители, сталкиваемся каждый день и которая не интересует средства массовой информации и исследователей.