Примеры использования устаревших слов в литературе

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

«КУБАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

По дисциплине «Русский язык»

На тему «Функции устаревших слов в художественной речи»

 

 

Выполнил студент группы:19ПД2-9

Специальность: Правоохранительная деятельность

ФИО: Корняков Демид Сергеевич

 

Руководитель: Преподаватель русского языка и литературы Шумейко С.Н

 

Подпись______________

 

 

                                     Краснодар, 2020


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение …………………………………………………………………………3

Глава 1 Что такое художественный стиль речи……………………………….4

1.1 Что такое устаревшие слова………………………………………………...4

Глава 2 Функция устаревших слов в художественной речи……………….....5

2.1 Функции устаревших слов………………………………………………….5

2.2 Примеры использования устаревших слов в литературе…………............6

Заключение ………………………………………………………………………8

Список использованной литературы ………………………………………..…9

 

                                          ВВЕДЕНИЕ

Актуальность:

Данная тема актуальна лишь в малой сфере её действительного применения, а именно в художественной сфере т.к. в обычной жизни и в рабочей обстановке мы не применяем устаревшие слова.

 

Цель работы:

Целью данного проекта является дать ответы на выше поставленные вопросы, а именно:

1) Что такое художественный стиль речи

2) Что такое устаревшие слова

3) Функция устаревших слов в художественной речи

 


Гипотеза

Моя гипотеза состоит в том, что функция устаревших слов в художественном стиле речи- это дополнение и передача былого антуража прошедших времен.

 

Задачи:

Задача данного проекта состоит в том, чтобы ответить на данный вопрос, а также узнать что-то новое о русском языке.

Методы:

1) Сбор информации

2) Сортировка информации

3) Объединение информации в проект

 

 

Глава 1

Что такое художественный стиль речи

Худо́жественный стиль — функциональный стиль речи, который применяется в художественной литературе. Этот стиль воздействует на воображение, психику и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.

       Также у художественного стиля речи есть свои функции и свои характеристики.

 

  Функции художественного стиля

1. Эстетическая. В художественном произведении слово не только несёт определённую информацию, но и служит для эстетического воздействия на читателя при помощи художественных образов.

2. Воздействующая. Чем ярче и правдивее образ, тем сильнее он воздействует на читателя.

  1. Коммуникативная. Через символы и образы автор стремится выразить свои мысли, чувства и эмоции.

1.1 Что такое устаревшие слова- Слова, вышедшие из активного, повседневного употребления, называются устаревшими словами. Устаревшие слова возникают в связи с выходом из обращения предметов быта, одежды, явлений и представлений, которые эти слова называют. Лексические значения устаревших слов часто забываются людьми. Устаревшие слова можно встретить в художественной литературе, пословицах и поговорках, исторических фильмах, научных статьях, описывающих быт людей в прошлом.                                                                           В разряде устаревших слов выделяют архаизмы и историзмы.

Архаизмы — устаревшие слова, на смену которым пришли новые синонимические слова, называющие те же самые вещи и понятия. Это означает, что архаизмы имеют слова-аналоги в современном языке. Примеры архаизмов: око — глаз, чело — лоб, уста — рот и т.д.

Историзмы — устаревшие слова, полностью вышедшие из употребления, так как вышли из употребления предметы и явления, которые эти слова называли. В отличие от архаизмов, историзмы не имеют синонимической замены в настоящем. Примерами историзмов служат слова советских времён, которые были в употреблении в прошлом веке: продотряд, махновец, буденовка, авоська.

 

                                     Глава 2

Функции устаревших слов

В художественной речи устаревшие слова широко используются как

стилистическое средство для придания речи торжественности, для

создания колорита эпохи, а также в сатирических целях. Мастерами

использования таких слов были А.С. Пушкин («Борис Годунов»),

М.Е. Салтыков Щедрин («История одного города»), В.В. Маяковский («Облако в штанах»), А.Н. Толстой («Петр Первый»).

 

В каждый период развития в художественном стиле речи функционируют слова, принадлежащие к активному словарному запасу, постоянно используемые в речи, и слова, вышедшие из повседневного

употребления и поэтому получившие архаическую окраску. В то же

время в лексической системе выделяются новые слова, которые

только входят в нее и поэтому кажутся необычными, сохраняют

оттенок свежести, новизны. Устаревшие и новые слова представляют собой две принципиально различные группы в составе лексики пассивного словарного запаса.

Анализируя стилистические функции устаревших слов в

художественной речи, нельзя не учитывать и того, что их

употребление в отдельных случаях (как и обращение к иным

лексическим средствам) может быть и не связано с конкретной

стилистической задачей, а обусловлено особенностями авторского

слога, индивидуальными пристрастиями писателя. Так, для М.

Горького многие устаревшие слова были стилистически

нейтральны, и он использовал их без особой стилистической

установки.

Примеры использования устаревших слов в литературе

  Рассмотрим применение устаревших слове на примере одного из великих, русских литературных произведений А.Н. Толстой «Петр Первый».

Следует обратить внимание на то, что художник стремится нарисовать в романе целостную картину жизни России конца XVII века, обращая внимание на жизнь всех слоёв населения: от царя до крестьянина. Роман охватывает все классы и группы общества, в нём представлены крестьяне, землекопы, ремесленники, стрельцы, солдаты, духовенство, раскольники, бояре, дворяне, придворные, царская семья. Привлекает также широкий размах действия, обилие нарисованных в романе событий, которые передают колорит эпохи.

В центре повествования романа – Пётр, становление его личности от испуганного стрельцами мальчишки до победителя грозных шведов, мудрого и умелого государственного деятеля.

В первой книге романа Пётр как преобразователь показан тесно связанным со своим временем и средой. Роман, отражающий жизнь России конца XVII – начала XVIII веков, содержит значительное количество устаревшеё лексики, передающей реалии и понятия своей эпохи. В основном это историзмы, т.е. слова, вышедшие из употребления в наше время.

Они делятся на несколько семантических групп: слова обозначающие должности, военную лексику, одежду, помещения и их части, предметы быта.

  Первую лексико-семантическую группу составляют слова, обозначающие должности и звания. В эту группу входят слова, обозначающие высокое общественное положение лиц: царь, боярин, князь, помещик, воинские звания: мушкетёр, оружейник, ратник, рында, стольник, стрелец, слова, обозначающие род занятий: челядь, холоп, ярышки.

Царь – 1. Единовластный государь, монарх, а также официальный титул монарха. 2. Тот, кто безраздельно обладает чем-нибудь, властитель (с. 303).
Пример: — Встретил в лесу человека: царь, говорит, помирает (с. 7).

Боярин – в России до XVIII века: крупный землевладелец, принадлежащий к высшему слою господского класса (с.56). Пример: А в Москве бояре в золотых возках стали ездить (с.6).

Князь – имеет два значения: 1. В феодальной Руси: предводитель войска и правитель области. 2. Наследственный титул потомков таких лиц или лиц, получивших его при царизме в награду, а также лицо, имеющее этот титул
(с.285). Пример: Волков с места вскачь, и за ним холопы, колотя лошадёнок лаптями, побежали к Никольским воротам, где у стола, в горностаевой шапке и в двух шубах – бархатной на соболях и поверх бараньей, — сидел страшный человек, князь Фёдор Юрьевич Ромодановский (с.12).

Помещик – землевладелец, относящийся к привилегированному сословию
(с.576). Пример: Но вышел указ: вернуть помещикам всех беглых (с.7).

Воинские звания:

Мушкетёр – солдат вооружённый мушкетом (с. 380). Пример: Повсюду ходили мушкетёры – немцы, — в Кремле суровые и молчаливые, здесь – в расстёгнутых кафтанах, без оружия, под руку друг с другом, распевая песни, хохотали – без злобы, мирно (с. 41).

Оружейник – оружейный мастер, специалист по изготовлению оружия (с.
472). Пример: Был недавно в Москве, искал оружейника, послали меня на Кукуй- слободу к немцам…(с. 9).

Ратник – 1. То же, что и военный. 2. В царской России: солдат государственного ополчения (с. 692). Пример: — в Москву ратных людей повезёте (с. 8).

Рында – на Руси в XV – XVII веках воин придворной охраны (с.713).
Пример: У двух дверей стояли по двое белые рынды с топориками на плечах, неслышно переминаясь (с. 172).

Стольник – на Руси до XVII века: придворный воин (первоначально прислуживающий за княжеским или царским столом) (с. 794).

Бомбардир – в царской армии: звание артелериста, соответствующие ефрейтору, а также солдат, имеющий это звание (с. 54). Пример: Бомбардир
Пётр Алексеев плыл во главе каравана на Лефортовой многовёсельной каторге
(с. 184).

Стрелец – в Русском государстве XVI – XVII веках: военнослужащий особого постоянного войска (с. 800). Пример: Ох, стрельцы злы…(с. 9).

 








Заключение

В заключение хочется сказать, что функция устаревших слов в художественной речи –это стилистическое средство для придания речи торжественности, для создания колорита ушедшей эпохи, для придания яркости и контраста, насыщенности произведения, а также в сатирических целях, а также то,что моя гипотеза нашла свое подтверждение в лице романа А.Н.Толстого «Петр Первый».

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: