Обзор банковского рынка России на первый квартал 2020 года

Рис. 1 - Количественные характеристики кредитных организаций России (единиц)

Темпы роста основных банковских рынков замедлились до однозначных величин в диапазоне 3–5%, что ведет к заметному усилению конкуренции и снижению привлекательности банковского бизнеса.

Фактически у банковской системы осталось не так много привлекательных и растущих сегментов бизнеса, что во многом предопределило внимание банков к кредитованию физлиц, которое также замедлилось с 22% до 18%, но оставалось последним прибыльным и растущим сегментом банковского бизнеса.

 

В части замедления темпов роста ресурсной базы большую роль сыграл рекордный профицит бюджета. За 10 месяцев 2019 года депозиты бюджета в банках увеличились на 2,5 трлн рублей. За этот же период вклады граждан выросли всего на 923 млрд рублей, а средства юрлиц (кроме средств бюджетов) даже сократились на 758 млрд рублей. Прирост средств клиентов составил всего 165 млрд рублей — почти в 20 раз меньше, чем рост объемов госфинансирования. Из-за краткосрочного характера размещения и высокой стоимости депозиты бюджетов не подходят для финансирования кредитного портфеля, поэтому рост доли бюджета в пассивах банковской системы сдерживает и рост кредитной активности.

 

В 2019 году банковский сектор покинули 38 банков и пять небанковских кредитных организаций (НКО). Лицензии были отозваны у 24 банков (в 2018 году — у 57 банков) и четырех НКО. Еще 14 банков ушли с рынка добровольно. 11 из них присоединены к другим кредитным организациям:

 

Основной причиной отзывов банковских лицензий остается высокорискованная кредитная политика, часто предусматривающая кредитование проектов собственников банка за счет средств сторонних клиентов и соответствующую неадекватную оценку таких активов. В 2019 году эта причина упоминается в 16 пресс-релизах ЦБ об отзыве лицензии.

 

Активы нетто российских кредитных организаций за 2019 год увеличились на 0,5%, или на 467,8 млрд рублей. На 1 января 2020 года совокупные чистые активы таких банков составили 92,6 трлн рублей.

 

К позитивным тенденциям 2019 года можно отнести продолжение роста доли безналичных расчетов, которая, по ожиданиям экспертов, по итогам IV кв. перешагнет отметку в 50%. При этом в России, по оценке аналитиков «СберДанных», более четверти предприятий (27%) не установили терминалы и до сих пор принимают к оплате только наличные; но на них приходится лишь 9% от совокупных расходов граждан.

 

Кибербезопасность стала важнейшим приоритетом для банков, при этом главным трендом стал расцвет социальной инженерии и «опросов», породивший рост спроса мошенников на персональные данные клиентов банков.

 

Рис.2 - Банки, входящие в 100 крупнейших по размеру активов, прямо и/или опосредованно контролируемые государством

 

Общая сумма собственных средств (капитала) кредитных организаций в 2019 году увеличилась на 5,1% (в 2018 году — рост на 9,3%, в 2017 году — сокращение на 1,2%). Прибыль сектора до уплаты налогов за прошедший год составила 2,036 трлн рублей, что на 51,5% выше показателя 2018 года (в 2018 году — 1,345 трлн рублей, в 2017 году — 789,7 млрд рублей). Кредитный портфель без вычета валютной переоценки вырос на 4,9% (в 2018 году — на 15,0%), преимущественно за счет высокой динамики кредитов, выданных физическим лицам, включая необеспеченные. Совокупные активы за год увеличились всего на 0,5% (в 2018 году — на 10,7%), клиентские средства — на 1,4% (в 2018 году — на 11,1%).

 

Кредитование: Совокупный кредитный портфель российских банков за 2019 год вырос на 4,9% — до 55,5 трлн рублей. Это во многом определило общую динамику сектора. Удельный вес кредитного портфеля в активах за этот период вырос с 57,4% до 59,9%. Динамика кредитного портфеля во всех четырех кварталах была положительной, наиболее заметный рост наблюдался во II и IV кварталах — по 1,5% в каждом из них.

Реклама

Расходы на рекламу и маркетинг в 2019 году составили 9.4 млрд руб. (в 2018 году - 8.4 млрд руб.) (повышение на 11.9%).

 

В рейтинге рекламодателей AdIndex в 2019 году Сбербанк занимал седьмое место.

Один из разделов исследования "Банковские вклады физических лиц Москвы: потребительское поведение и качество обслуживания" "ИМА-консалтинга" был посвящен известности банковских брэндов. Респондентам предложили вспомнить названия известных им банков без подсказки (активная известность) и после подсказки (пассивная известность). В результате к числу сильных брэндов были отнесены Сбербанк (активная известность 72,9%, пассивная - 80,2%). Авторы исследования объясняют небольшое количество сильных банковских брэндов тем, что банки слишком сосредоточились на рекламе услуг, а не собственного имени. Сегодня Сбербанк в сознании потребителей относится к категории самых надежных банков. Поэтому, когда банки рекламируют исключительно свои услуги, тем самым они формируют потенциальных клиентов не для себя, а для Сбербанка.

 

Сбербанком используются стандартные средства рекламы. Такие как: реклама в СМИ, в Интернете, наружная реклама.

 

Финансы

Чистая прибыль Группы Сбербанка России по МСФО в 2019 году выросла до 845,0 млрд рублей, что на 1,6 % выше показателя 2018 года. На показатель чистой прибыли повлияло выбытие Denizbank (убыток в размере 69,8 млрд рублей). Прибыль от продолжающейся деятельности показала рост на 10,1 % и составила 914,8 млрд рублей за 2019 год. Операционный доход по продолжающейся деятельности до резервов и изменения справедливой стоимости кредитного портфеля в 2019 году увеличился на 8,3 % — до 2012,8 млрд рублей — в основном за счет чистого комиссионного дохода, а также процентных доходов. В 2019 году расходы от создания резервов под кредитные убытки по долговым финансовым активам снизились на 4,3 % до 92,6 млрд рублей против 96,8 млрд рублей в 2018 году. Расходы на содержание персонала и административные расходы в 2019 году выросли на 10,2 % до 724,6 млрд рублей, в основном в связи с ростом IT расходов.

В 2019 году расходы на создание резерва под кредитные убытки по портфелю кредитов по амортизированной стоимости выросли на 3,5% с 95,4 млрд рублей за 2018 год до 98,7 млрд рублей за 2019 год.

 

Коммерческое кредитование юридических лиц - 12420,0 млрд руб. 61,0% от общей суммы

Специализированное кредитование юридических лиц - 1229,6 млрд руб. 6,0%

Жилищное кредитование физических лиц - 3850,6 млрд руб. 18,9%

Потребительские и прочие ссуды физическим лицам 2108,7 млрд руб. 10,3%

Кредитные карты и овердрафты - 657,5 млрд руб. 3,2%

Автокредитование физических лиц 130,0 млрд руб. 0,6%

 

Итого кредитов и авансов клиентам по амортизированной стоимости до вычета резерва под кредитные убытки - 20396,4 млрд руб. 100,0%

 

Портфель кредитов физическим лицам по результатам 2018 года продемонстрировал рост на 25,3% в годовом исчислении и превысил 6,2 трлн рублей, при этом портфель по ипотеке вырос за год на 25% и превысил 3,6 трлн рублей. Прирост портфеля по кредитным картам составил 15% и достиг 634 млрд рублей, а прирост портфеля потребительских кредитов составил 30%, достигнув 1,9 трлн рублей на конец 2018 года.

 

Работа с кадрами

293,8 тыс. сотрудников

86% - штатные сотрудники, 14% - руководство

 

97% от общей численности сотрудников работают на условиях полной занятости, 98% — имеют постоянный трудовой договор. В ПАО Сбербанк 100% сотрудников охвачены коллективными договорами.

 

В 2018 году было принято на работу 44,3 тыс. новых сотрудников. Показатель текучести в 2018 году снизился на 0,5 п.п. и составил 14,2%, при этом показатель текучести по ПАО Сбербанк составил 13,4%.

 

♦ 60% HR процессов Сбербанка переведены в digital

♦ 60% обучения проводится дистанционно с элементами геймификации

♦ 157 тыс. сотрудников обучено цифровым навыкам

♦ 100 тыс. сотрудников повысили soft навыки

♦ 3 тыс. сотрудников банка являются активными волонтерами

 

Сбербанк планирует повысить зарплаты в 2020 г. большинству сотрудников – в соответствии с макроэкономической ситуацией и рынком труда в регионах.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: