Функции управления:
1. Планирование, заключающееся в установлении целевых показателей и выработке плана действий по их достижению;
2. Функция организации, посредством которой происходит распределение задач между отдельными подразделениями и работниками и установление взаимодействия между ними;
3. Руководство, состоящее в мотивировании исполнителей к осуществлению запланированных действий и решению поставленных задач;
4. Контроль, заключающийся в соотнесении реально достигнутых результатов с запланированными целевыми показателями.
1. Планирование в Сбербанке основывается на нескольких факторах: достижении целей Стратегий, на рыночной и внутренней ситуации, а также на отчетности предыдущего периода, на анлизе причин невыполнения или причин, способствовавших достижению установленного показателя. Сначала планы составляются отделами и структурными подразделелниями исходя из общей стратегии и своей отчетности, при этом тем подразделениям/отделам, которые показали низкие результаты необходимо устанавливать все равно положительные показатели для поддержания положительной динамики, к этим целевым показателям также добавляются показатели по оптимизации процессов. После рассмотрения Правлением предоставляемых планов и внесения корректировок, составляется общий план, одобряется и отправляется на подпись Президенту.
2. Организационная структура ПАО “Сбербанк”:
Система корпоративного управления отражения в следующей схеме:
Организационная структура Сбербанка включает 4 главных блока:
1. Центральный аппарат. Основное предназначение - гибкое управление филиалами, дополнительными офисами, территориальными банками на основе единого подхода к оценке и ограничению процентного, курсового, балансового и рыночного рисков.
В структуру центрального аппарата банка входят следующие основные подразделения:
• Казначейство;
• Депозитарий;
• Управление банковской системой;
• Управление операциями физических лиц;
• Управление операциями корпоративного блока;
• Финансовое управление;
• Управление стратегического планирования;
• Управление инкассации;
• Юридическое управление;
• Управление банковских карт;
• Управление ценных бумаг;
• Управление безопасности;
• Операционное управление;
• Управление банковских технологий;
• Управление контроля и учета банковских операций и другие.
Функции некоторых структурных подразделений постепенно передаются в дочерние организации и в дивизионы. Наиболее известные: Сбербанк Корпорация, Сбербанк Цифровые платформы, Сбербанк Цифровой корпоративный блок и другие.
2. Территориальные отделения (банки). Территориальные банки возглавляются Председателями, которые назначаются на должность Президентом Сбербанка. В прямом подчинении у ТБ Сбербанка находятся ГОСБы - головные объединения Сбербанка, расположенные в областных городах субъектов РФ.
• планирование и координация активной и пассивной политики головных отделений;
• оценка микро- и макросреды;
• оптимизация деятельности с учетом социально-экономических и политических факторов;
• внедрение модели работы, разработанной Центральным аппаратом;
• участие в региональных программах и т.д
3. Филиалы
• повышение качества предоставляемых услуг;
• увеличение доли операций, проводимой через дистанционные каналы банковского обслуживания;
• привлечение новых клиентов;
• работа с претензиями, жалобами и возражениями клиентов;
• работа с кредитным портфелем;
• увеличение обхвата частных и юридических лиц приоритетными продуктами банка и другие.
4. Прочие подразделения банка. Основная их цель - обеспечение гибкой, клиентоориентированной деятельности Сбербанка. Например: Сбербанк Сервис, Сбербанк Новые технологии, Сбербанк Управление активами, Сбербанк – АСТ, Сбербанк Инвестиции и другие.
Общее собрание акционеров. Это высший руководящий орган кредитно-финансовой организации, курирующий основные виды деятельности банка. Собрание проводится 1 раз в год. В рамках этого мероприятия принимаются решения о распределении чистого дохода, порядке и объеме выплат собственникам бизнеса, стратегии развития кредитно-финансовой организации и другие.
Наблюдательный совет. Его члены избираются Общим собранием акционеров. Координирует деятельность финансового института. В частности, определяет приоритетные направления активной и пассивной политики, утверждает повестку Собрания акционеров, принимает решение об увеличении капитала и размещении свободных средств в ценные бумаги.
Правление банка. Это коллегиальный исполнительный орган, в компетенцию которого входят следующие задачи:
— обсуждение отчетов, поступающих от территориальных банков;
— формирование политики в области управления рисками;
— утверждение процентных ставок по депозитам для физических и юридических лиц;
— утверждение штатной численности сотрудников, принятие решения о слиянии, ликвидации подразделений;
— внедрение в деятельность розничного и корпоративного блока прогрессивные банковские технологии;
— разработку и внедрение внутренних документов, регулирующих деятельность банка и другие.
К основным управленческим функциям Президента, Председателя Правления банка можно отнести:
- организация работы всех структурных единиц;
- распределение обязанностей и зоны ответственности между заместителями;
- утверждения выпуска эмиссионных ценных бумаг;
- решение текущих вопросов и другое.
3. Система мотивации сотрудников Сбербанка:
В Сбербанке существует Система оценки результатов деятельности сотрудников и перформанс-менеджмент, которые учитывают как результативность, так и соответствие ценностям Сбербанка.
Переменная часть заработной платы напрямую зависит от этой оценки. Специалисты Сбербанка получают обратную связь от руководителей (особенно в случаях расхождения самооценки и итоговой оценки). Руководители раз в год проходят кадровые комиссии, направленные на выявление зон для развития. Топ-менеджмент Сбербанка проводит обсуждение персональных результатов в рамках перфоманс-диалога, как правило, по итогам каждого квартала.
Система компенсаций и льгот в Сбербанке основывается на справедливости и прозрачности. Политика оплаты труда строится на основе анализа рыночного спроса и предложения, который проводится на регулярной основе. Корпоративные льготы включают в себя добровольное медицинское страхование и корпоративную Пенсионную программу Сбербанка.
Материальная мотивация
Сбербанк заботится о сотрудниках, в том числе предлагая им конкурентоспособный уровень заработной платы и обеспечивая расширенный социальный пакет. С этой целью ежегодно проводится исследование заработных плат конкурентных компаний, по итогам которого принимается решение о повышении уровня заработной платы в тех подразделениях, где она оказалась ниже рыночного уровня.
Социальный пакет
Программа добровольного медицинского страхования (ДМС)
Широкая Программа ДМС дополнительно к основным программам комплексного медицинского обслуживания предлагает ряд программ для профилактики заболеваний.
Программа ДМС Сбербанка охватывает всех сотрудников, прошедших испытательный срок. Корпоративная пенсионная программа: Сбербанк предоставляет корпоративные пенсии через НПФ Сбербанка.
Нематериальная мотивация
В Сбербанке действуют система корпоративных наград и различные практики определения лучших сотрудников. Также каждый сотрудник имеет возможность пройти обучение и повысить квалификацию в Академии и корпоративном университете Сбербанка.
4. По итогам каждого периода каждым подразделением составляется отчет по поставленным в планах и дополнительно установленных показателей с пояснениями о том, если какие-то показатели не достигнуты и чего, по их мнению, не хватило для выполнения - что нужно преждпринять, чтобы впоследстие выполнять данный показатель. Если отчет не принимается руководством банка, то в соответствии с системой мотивации отдел остается без или без части бонусов. Далее собранные отчеты передаются аналитикам.