double arrow

Практическое занятие № 01

Тема: Предмет и определение философии.

Цель: Определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков.

Теоретические основы

Философия - с греч. «любовь к мудрости», «любовь к истине».
Мифология – учение о мифах.
Предмет философии – наиболее общие и фундаментальные вопросы происхождения и функционирования природы, общества и мышления.
Философия – это вдохновляемая любовью к мудрости рациональная отрасль духовной культуры, имеющая своим предметом фундаментальные вопросы человеческого существования.


Основные разделы философии:
1. Онтология – философская проблематика бытия
2. Гносеология – философская проблематика познания
3. Антропология – философская проблематика человека
4. Социальная философия – философская проблематика общества и истории.

 

Для подготовки к занятию изучите:


1. Горелов, А.А. Основы философии [Электронный ресурс]: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования / А.А. Горелов/ - Москва: Издательский центр «Академия», 2016.часть 1 гл. 1. Стр. 5 -15.
2. Канке, В.А. Основы философии [Текст]: учебное пособие для студ. сред. спец. учеб.заведений. - Москва: Университетская книга; Логос. 2011.  стр. 5 – 14.

 











Входной контроль


1. Попытайтесь сформулировать свое определение философии.
2. Расскажите о происхождении терминов «философия» и «философ».

3. Объясните: «Там где пробуждается человек, прежде других наук выступает философия» (К. Ясперс.)

 



Программа работы

1. В чем польза философских знаний? При ответе используйте известные Вам учения философов.

2. «Философия мать наук. Первые естествоиспытатели, как древнего, так и нового времени были философами» (Л. Фейербах). Согласны ли Вы с такими определениями философии?

3. «Философия…. Одна только отличает нас от дикарей и варваров…. Каждый народ тем более гражданственен и образован, чем лучше в нем философствуют…» Р. Декарт. «Начала философии»
Проанализируйте это суждение. При ответе используйте ваши знания из истории.
4. Какой смысл вкладывает Сократ в слова: «Пока я дышу и остаюсь в силах, не перестану философствовать»? Какую роль играет философия в жизни отдельного человека?

 



Выходной контроль

Ответьте на вопрос:

Какое влияние оказывает философия на формирование вашей гражданской позиции и профессиональных навыков?

 

Практическое занятие № 02

Тема: Философские школы Древней Греции.

Цель: Повторить и закрепить характерные черты, представителей философских школ Древней Греции, определить уровень усвоения знаний по теме.

 

Теоретические основы

1. Архэ (греч. arche - начало) - первопричина, принцип.


2. Атом (от греч. atomos - неделимое) - мельчайшие составные частицы материи, из которых состоит все сущее, в т. ч. и душа, образованная из тончайших атомов (Левкипп, Демокрит, Эпикур). Атомы вечны, они не возникают и не исчезают, пребывая в постоянном движении; различаются по форме и величине, порядку и положению.


3. Апейрон (греч. apeiron - неограниченное) - бесконечное, согласно Анаксимандру, бесформенное первовещество, из которого состоят все вещи. У Платона и пифагорийцев – синоним материи.


4. Диалектика (от греч. dialektike [techne] - искусство вести беседу) - искусство аргументации, наука логики. Для Сократа диалектика - искусство вести беседу с целью выяснения понятий, для Платона - высшая наука, метод познания идей; у софистов диалектика превратилась в интеллектуальное оружие в борьбе за существование. Начиная со средних веков и до 18 в. диалектика служила обозначением для обычной (школьной) логики.

5. Космос (греч. kosmos - Вселенная) - мир, мыслимый как упорядоченное единство (в противоположность хаосу); первоначально - то же самое, что порядок, устроение. Впервые мир был назван космосом Пифагором, который обратил внимание на царящие в нем порядок и гармонию. Плутарх начинает свою "Естественную историю" с восхваления космоса. Космическим чувством, или ощущением, называется преисполненность чувством внутренней тесной связи с космосом. Космический - относящийся к миру, космосу, свойственный космосу, приходящий из космоса (напр., космические лучи).


6. Идея (от греч. idea) - в собственном смысле слова зрительный образ, наглядный образ; в философии со времени Платона метафизическая сущность вещи, которую Аристотель мыслил как силосозидающую и формообразующую, неоплатонизм - как излучение высшего мирового принципа, средневековое христианство - как "божественную мысль".


7. Натурфилософия (от лат. nature природа) - совокупность философских попыток толковать и объяснять природу (либо непосредственно, из переживания человеком природы, либо с помощью осн. знаний из области естественных наук) с целью резюмирования и объединения нашего общего знания о ней, выяснения важнейших естественнонаучных понятий (субстанция, материя, сила, пространство, время, жизнь, развитие, закон природы), познания связей и закономерностей явлений природы.

 

Для подготовки к занятию изучите:


1. Горелов, А.А. Основы философии [Электронный ресурс]: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования / А.А. Горелов/ - Москва: Издательский центр «Академия», 2016. глава 4 стр.32-72.







Входной контроль

1) Когда и почему возникает философия в Греции?

2) Перечислите первые философские школы Греции, охарактеризуйте их.

 

Программа работы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: