Практическое занятие № 08

Тема: Выполнение тестовых заданий по вопросам социальной философии.

Цель: Повторить и закрепить основные элементы социальной структуры общества, типы общества, формы развитие общества, определить уровень усвоения знаний по теме.

 

Теоретические основы

 

Социàльная структу́ра — совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение общества. Понятие «социальная структура» применяется как в представлениях об обществе как о социальной системе, в которой социальная структура обеспечивает внутренний порядок соединения элементов, а окружающая среда устанавливает внешние границы системы, так и при описании общества через категорию социального пространства.

Тип общества – это социальная организация, имеющая свою особенность. Основные типы обществ: традиционное, индустриальное и постиндустриальное.

Формы развитие общества:

- ненаправленная динамика - данная концепция развития общества обоснована в трудах П.А. Сорокина, который считал, что любое общество представляет собой целостность. «Всякая великая культура есть не просто конгломерат разнообразных явлений, сосуществующих, но никак друг с другом не связанных, а есть единство или индивидуальность, все составные части которого пронизаны одним основополагающим принципом и выражают одну, и главную, ценность» (Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество… с. 429). В средние века на Западе этим принципом был Бог, вездесущий, всемогущий, всеведущий, справедливый, прекрасный. Такую унифицированную систему культуры, основанную на принципе сверхчувственности и сверхразумности Бога как единственной реальности и ценности, Сорокин назвал идеациональной.

- цикличное развитие -соглашаясь с определением современного состояния западного общества как кризисного, О. Шпенглер объяснял кризис иначе, исходя из представления о цикличном характере развития каждой культуры. Впервые концепция цикличного развития культуры и общества сформулирована в Новое время итальянским мыслителем Д. Вико, но наибольшее распространение получила после выхода книги О. Шпенглера «Закат Европы». Шпенглер считал, что каждая культура проходит свой цикл развития от рождения до гибели, подобно живому организму, и на этом пути она достигает расцвета и последующего упадка и крушения. Каждая культура представляет собой своеобразный организм, имеющий свою душу и характерные черты, но все типы имеют нечто общее, а именно: они проходят в своем развитии одни и те же фазы.

- эволюционное развитие - «отец» социологии О. Конт выдвинул положение о законе эволюции, «заключающемся всегда, как для индивида, так и для рода, в беспрерывном поступательном движении». Дюркгейм вместо «общественности» использовал еще более сильное утверждение о росте человеческой солидарности, подхваченное, в частности, М.М. Ковалевским.

Дюркгейм относил древние общества с сегментарному типу, который образуется путем соединения одинаковых частей. Одинаковые люди объединяются в род, одинаковые роды – в племена. Солидарный тип закладывается постепенно. А если разделение труда приводит к образованию все более крупных обществ, то можно сделать вывод, что намечающееся ныне международное разделение труда (специализация) приведет к образованию всемирного общества и мирового правительства. Формы обществ: «город» Платона, «народ» Д. Вико, «нация» Гегеля, «цивилизация» А. Тойнби. Каждая из последующих форм все больше по объему на пути к «человечеству». А дальше идет «ноосфера» Тейяра де Шардена и Вернадского.

Спенсер полагал, что эволюция представляет собой переход от состояния бессвязной однородности к состоянию согласованной разнородности (можно назвать это принципом интегративного разнообразия). Интегративное разнообразие необходимо для нормального функционирования общества.

Для подготовки к занятию изучите:

1) Губин, В.Д. Основы философии [Текст]: учебное пособие. - Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2011.  – Тема 4.1. Человек и общество – стр. 203-216.   

2) Канке, В.А. Основы философии [Текст]: учебное пособие для студ. сред. спец. учеб.заведений. - Москва: Университетская книга; Логос. 2011. – 7.2. Философия общества - стр.123-131.

Входной контроль

1) Виндельбанд В. и Риккерт Г. утверждали, что никаких объективных    

    законов в обществе нет и не может быть, т. к. здесь все явления носят   

    индивидуальный, неповторимый характер, а, следовательно, в   

    обществе нет и объективных законов, которые фиксируют лишь

    устойчивые, необходимые и повторяющиеся связи между явлениями и

    процессами.

Возразите этим философам.

 

1) Известный социолог П.Сорокин понимает под социальным явлением мир понятий, мир логического (научного – в строгом смысле этого слова) бытия, получающийся в процессе взаимодействия (коллективный опыт) человеческих индивидов.

Можно ли согласиться с этим определением?

Программа работы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: