double arrow

Выполните тестовые задания по теме.


Для выполнения задания предлагаются 10 тестовых вопросов. Задания включают такие виды тестов, как: тест одинарного выбора, тест множественного выбора, тест установления соответствия. Количество баллов за верный ответ - 1 балл.

Критерии оценки (максимальное количество баллов – 10)

               «отлично» - до 90-100%, т.е. до 9-10 б

               «хорошо» - до 80%, т.е. до 8 б

               «удовлетворительно» - до 70%, т.е. до 7 б

Вопрос 1. Раздел философии, изучающий особенности социальной формы существования индивидов, социальное бытие в наиболее общих, предельных понятиях и категориях.

Варианты ответа:

а)онтология;
б) социальная философия;
в) гносеология;
г) аксиология

 

Вопрос 2. Деление общества на классы, слои, прослойки в иерархическом порядке называется…

 

Варианты ответа:

а) социальной динамикой;
б) социальной структурой;
в) социальной эволюцией;
г) социальным развитием

 

Вопрос 3.Идея цивилизации как формы эволюционного развития общества выдвигалась мыслителем…

 

Варианты ответа:

а) Сорокиным П.А.;
б) Виндельбандом В.;
в) Платоном;
г) А. Тойнби

 

Вопрос 4. Общество – это…




 

Варианты ответа:

а) совокупность людей, проживающих на определенной территории;
б) союз людей, объединенных производственными, религиозными, национальными и др. интересами;
в) обособившиеся от природы специфически материальное образование,

воспроизводящее все стороны человеческой жизни и представляющее собой

исторически сложившуюся форму жизнедеятельности;
г) социальная организация, имеющая свою особенность отношений между стратами (слоями) общества

 

Вопрос 5.В средние века философское понимание общества основывается…

Варианты ответа:

а) на концепции равноправия членов общества;
б) на интерпретации социального действия;
в) на философии абсолютной личности, Бога;
г) на концепции отчуждения

 

Вопрос 6.Предмет социальной философии.

Варианты ответа:

а) социальные институты и социальная структура общества;
б) общество как целостная система;
в) политика;
г) экономика

 

Вопрос 7. Античный философ, разработавший учение об «идеальном государстве», в котором соблюдается справедливость.

Варианты ответа:

а) Демокрит;

б) Парменид;

в) Платон;

г) Протагор

Вопрос 8. Отчуждение во взаимоотношениях человека и общества наступает тогда, когда…

Варианты ответа:

а)человек непрерывно воспроизводит самого себя как субъекта, соединяющего в себе природные, социальные и духовные качества;

б) происходит растворение человека в абстрактных социальных качествах, в утрате им контроля над результатами своей деятельности в обществе;

в) осуществляется освоение личностью разнообразных условий и форм деятельности, ее плодов и результатов;



г) выработанные культурой устойчивые, упорядоченные стереотипы деятельности превращаются для отдельного человека в его собственный способ жизнедеятельности в обществе

Вопрос 9. Название общности людей, согласно средневековому мыслителю Августину Аврелию, основанной на любви к Богу, в противоположность общности, основанной на любви людей к себе.

Варианты ответа:

а)град блаженный;

б) град божий;

в) град земной;

г) град обреченный

 

Вопрос 10. Тип общества, в котором начинается широкое применение машинной техники, заменяющей мускульную силу.

 

Варианты ответа:

а) традиционное;

б) доиндустриальное;

в) индустриальное;

г) постиндустриальное



















Выходной контроль

1) Представители немецкого и французского Просвещения считали общество простой совокупностью индивидов, которые рассматривались как «социальные атомы». При этом, чем более развиты отдельные индивиды, тем совершеннее будет общество. В чем ошибка этих мыслителей?

 

2) Американский социолог Л.Уорд высказал идею о том, что законы общества это, по сути, законы социальной деятельности людей и, в конечном счете – законы человеческой эволюции. Они осуществляются под действием психических сил (желаний, воли). Можно ли согласиться с этой идеей философа? Ответ аргументируйте.

Практическое занятие № 09

Тема:Сопоставление личности философа и его философской системы (любое время).



Цель:Повторить и закрепить характерные черты основных исторических этапов развития философии, их представителей, определить уровень усвоения знаний по теме.

Теоретические основы


Философия (от греч. люблю мудрость) - любовь к истине, это поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия, обостренно совестливое отношение человека к окружающему миру. Философия научна, эстетична, моральна. Назначение философии - возвышение человека, обеспечение универсальных условий его совершенствования.
● Метафизика
раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового. Метафизика сохраняет статус одного из центральных значений (понятий, категорий, способов мышления) философии на всём протяжении истории со времен античности до наших дней. Для многих философов она является синонимом философии в целом.


● Мировоззрение
совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, пониманиемира, места в нем человека, а также — жизненные позиции, программы поведения, действий людей. Мировоззрение придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер.

Существуют различные способы типологии мировоззрений, построенные на разных философских и методологических основаниях. Различными авторами выделяются: религиозное мировоззрение, естественнонаучное мировоззрение, социально-политическое мировоззрение, философское мировоззрение. Иногда выделяют также мировоззрение повседневного опыта, эстетическое мировоззрение, мифологическое мировоззрение.

Мифологическое.Мифологический тип мировоззрения определяется как совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира. Мифология имеет отношение к язычеству и является совокупностью мифов, для которой характерно одухотворение и антропоморфизация материальных предметов и явлений.

Мифологическое мировоззрение совмещает в себе сакральное (тайное, волшебное) с профанным (общедоступным). Основано на вере.

Религиозноемировоззрение основано на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире и жизни людей.

Философское.Философия (φιλία — любовь, стремление, жажда + σοφία — мудрость → др.-греч.φιλοσοφία (дословно: любовь к мудрости)) — одна из форм мировоззрения, а также одна из форм человеческой деятельности и особый способ познания, теория или наука. Философия, как дисциплина, изучает наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира.

Философия (как особый тип общественного сознания, или мировоззрения) возникла параллельно в Древней Греции, Древней Индии и Древнем Китае в так называемое «Осевое время» (термин Ясперса), откуда и распространилась впоследствии по всему миру.


● Истина гносеологическая характеристика мышления в его отношении к своему предмету. Самое известное определение истины было высказано Аристотелем и сформулировано Исааком Израильтянином; от Авиценны оно было воспринято Фомой Аквинским и всей схоластической философией. Это определение гласит, что истина есть интенциональное согласие интеллекта с реальной вещью или соответствие ей.

В общей философии, общественно-гуманитарных и естественных, технических науках под истиной подразумевают соответствие положений некоторому критерию проверяемости: теоретической, эмпирической.

В философии понятие истины совпадает с комплексом базовых концепций, позволяющих различить достоверное и недостоверное знание по степени его принципиальной возможности согласовываться с действительностью, по его самостоятельной противоречивости/непротиворечивости.

Для подготовки к занятию изучите:

1) Горелов, А.А. Основы философии [Электронный ресурс]: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования / А.А. Горелов/ - Москва : Издательский центр «Академия» , 2014.Глава 18. Значение философии - стр.185-192.

2) Канке, В.А. Основы философии [Текст]: учебное пособие для студ. сред. спец. учеб.заведений. - Москва: Университетская книга; Логос. 2011.  – стр. 6-9; Раздел I. Основные этапы философии - стр.19-107 .

3) Губин, В.Д. Основы философии [Текст]: учебное пособие. - Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2011.  – Раздел I. Основные идеи истории мировой философии – стр. 10-63.





Входной контроль

1) Что отвечали на вопрос о значении для них философии античные

философы?

2) Каково соотношение между философией и метафизикой?

3) В чем различие между философией и тем, что вы дает себя за философию?

4) Что такое философская истина?

Программа работы

1) Составьте таблицу: «Сопоставление личности философа и его философской системы (любое время)».

 

Рекомендации по составлению таблицы:

1. Внимательно прочитайте тему в учебнике;

2. В тетрадь для практических работ запишите название темы;

3. Определите критерии сопоставления личности философа и его философской системы (любое время);

4. Изобразите необходимые графы таблицы и заполните их;

5. Внимательно прочитайте написанное Вами и проверьте, соблюдена ли грамотность и логическая последовательность.

 

Критерии оценки:

5» (отлично) – полностью выполненная работа в соответствии с требованиями к выполнению и оформлению;

 

«4» (хорошо) – полностью выполнена работа, но допущены две – три незначительные ошибки при составлении таблицы;

 

«3» (удовлетворительно) – работа выполнена полностью, но сравнение осуществлено не достаточно полно или нарушено логическое содержание;

 

«2» (неудовлетворительно) – если студент не приступал к работе или работа выполнена не полностью.

Выходной контроль

 

1) Что дает философия для познания истины?

2) В чем мировоззренческое значение философии?

3) Что дает философия для определения смысла жизни?

4) В чем специфика отношения к философии современного человека?

5) Каково значение философии для становления целостной 

гармонически развитой личности?

6) В чем проблема будущего философии?







Сейчас читают про: