Для выполнения задания предлагаются 10 тестовых вопросов. Задания включают такие виды тестов, как: тест одинарного выбора, тест множественного выбора, тест установления соответствия. Количество баллов за верный ответ - 1 балл.
Критерии оценки (максимальное количество баллов – 10)
«отлично» - до 85%, т.е. до 9 б
«хорошо» - до 70%, т.е. до 7 б
«удовлетворительно» - до 50%, т.е. до 5 б
Вопрос 1. Согласно психоанализу З.Фрейда, жизнь в целом и в большинстве конкретных поступков человека определяется…
Варианты ответа:
а) мышлением;
б) бессознательным;
в) разумам;
г) рассудком
Вопрос 2. Известное утверждение прагматизма (по Ч. Пирсу.)
Варианты ответа:
а) «истина-то, что доказано»;
б) «истина-то, что полезно»;
в) «истина-то, что привычно»;
г) «истина-то, что непостижимо»
Вопрос 3. Философское направление, рассматривающее человека, как существо, "заброшенное» в мир, жизнь которого трагична, проблематична, временна и абсурдна -…
Варианты ответа:
|
|
а) экзистенциализм;
б) прагматизм;
в) неопозитивизм;
г) неотомизм
Вопрос 4. «Наука, не нуждается ни в какой, стоящей над ней философии», -тезис, характерный для философии …
Варианты ответа:
а) экзистенциализма;
б) прагматизма;
в) позитивизма;
г) герменевтики
Вопрос5. Основателем школы психоанализа был …
Варианты ответа:
а) Ч. Пирс;
б) З. Фрейд;
в) Э. Фромм;
г) Тейяр де Шарден
Вопрос5. Соотнесите:
Варианты ответа:
Философ Философское направление
а) О. Конт; 1) экзистенциализм;
б) Э. Гуссерль; 2) прагматизм;
в) Ж.-П. Сартр; 3) позитивизм;
г) Д. Дьюи 4) герменевтика
Вопрос 6. Категория «архетип» - основная в философии …
Варианты ответа:
а)С. Кьеркегора;
б) Э. Гуссерля;
в) Э. Фромма;
г) К. Юнга
Вопрос 7. Автором работы «Бунтующий человек» является …
Варианты ответа:
а)М. Хайдеггер;
б) А. Камю;
в) Э. Фромм;
г) К. Ясперс
Вопрос8. Идеи «переоценки всех ценностей», «воли к власти», «сверхчеловека» ввел в оборот …
Варианты ответа:
а) К. Маркс;
б) С. Кьеркегор;
в) Ф. Ницше;
г) Г. Марсель
Вопрос 9. Соотнесите:
Варианты ответа:
Автор Его произведение
а) А. Камю; 1)«Логико-философский трактат»;
б) М. Хайдеггер; 2)«Миф о Сизифе»;
в) Л. Витгенштейн; 3)«Иметь или быть?»;
г) Э. Фромм 4) «Бытие и время»
Вопрос10. Основателем позитивизма считается …
Варианты ответа:
а)О. Конт;
б) Б. Рассел;
в) Г. Спенсер;
г) Ч. Пирс
Выходной контроль
1) В чём заключается значение психоанализа?
2) Какова актуальность философии экзистенциализма?
3) В чём значение философии экзистенциализма? Почему она так актуальна в
|
|
наши дни?
4) Является ли экзистенциализм в подлинном смысле слова гуманизмом?
Объясните.
Практическое занятие № 06
Тема: История развития философской мысли с древних времен до наших дней.
Цель: Повторить и закрепить характерные черты и представителей философской мысли с древних времен до наших дней, изучить основные понятия по теме.
Теоретические основы
В развитии философии можно выделить четыре этапа. Первый— античный — этап можно назвать мифологическим, и на нем философия возникает из мифологии в стране с самой развитой мифологической системой — Древней Греции. Второй — средневековый — этап можно назвать религиозным, поскольку в его пределах философия занимается в основном обоснованием религиозных истин. Третий этап, начавшийся в Новое время, можно назвать научным в том смысле, что главной задачей философии становится помощь науке, ставшей лидирующей отраслью культуры. Четвертый — философия XX в. жила под воздействием двух векторов. В соответствии с закономерностями развития своего круга она занималась теорией познания, а в соответствии с закономерностями развития в пределах круга — человеком.
Для подготовки к занятию изучите:
Горелов, А.А. Основы философии [Электронный ресурс]: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования / А.А. Горелов/ - Москва: Издательский центр «Академия», 2014.Глава 10."Этапы и закономерности развития философии" cтр. 136-140.
Входной контроль
1) В чем сходства и различия между философией Платона, Августина и Канта?
2) В чем основные различия идеализма и материализма?
3) В чем сходства и различия между философией Аристотеля, Фомы Аквинского и Гегеля?
Программа работы
Составьте таблицу: «История развития философской мысли с древних времен до наших дней».
Рекомендации по составлению таблицы:
1. Внимательно прочитайте тему в учебнике;
2. В тетрадь для практических работ запишите название темы;
3. Изобразите необходимые графы таблицы и заполните их;
4. Внимательно прочитайте написанное Вами и проверьте, соблюдена ли грамотность и логическая последовательность.
Критерии оценки:
5» (отлично) – полностью выполненная работа в соответствии с требованиями к выполнению и оформлению;
«4» (хорошо) – полностью выполнена работа, но допущены две – три незначительные ошибки при составлении таблицы;
«3» (удовлетворительно) – работа выполнена полностью, но сравнение осуществлено не достаточно полно или нарушено логическое содержание;
«2» (неудовлетворительно) – если студент не приступал к работе или работа выполнена не полностью.
Историческая эпоха философии (название, хронологические рамки) | Главный философский интерес |
Выходной контроль
1) В каком смысле можно говорить о прогрессе философии?
2) Каковы возможные альтернативы будущего развития философии?
Практическое занятие № 07
Тема: Этапы философии. Методы философии.
Цель: Повторить и закрепить основные этапы, закономерности развития
философского знания.
Теоретические основы
● Этапы философии: античный, средневековый, Нового времени, ХХ века.
● Философия совершила 3 круга:
Античный (от Сократа - через Платона и Аристотеля- к скептикам.)
Христианский (от Христа - через Блаженного Августина и Фому Аквинского к Монтеню)
Новоевропейский (от Декарта через Канта и Гегеля к экзистенциалистам)
● Методы философии:
1) Диалектика как метод есть рассмотрение явлений в их развитии.
2) Прагматический метод состоит в том, что философия пытается истолковать каждое мнение, указывая на его практические следствия.
3) Структурный метод - основу которого образует выявление структуры (порядок, связь, строение) как совокупность отношений, инвариантных при некоторых преобразованиях.
4) Системный метод – объединение некоторого разнообразия в единое и четко расчлененное целое.
|
|
● Метод - (с гр. путь, исследование) способ достижения определенной цели, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности. В области науки метод - есть путь познания, который исследователь прокладывает к своему предмету, руководствуясь своей гипотезой. Философия при этом как основополагающая наука дает исследователю средство проверить подходит ли избранный метод для достижения поставленной цели. Метод и система являются основными направляющими линиями науки.
● В философии есть систематическая философия и такие дисциплины, как:
Этика - искусство жить
логика - умение мыслить
онтология - учение о бытие
гносеология - теория познания
эстетика - учение о прекрасном
теология - учение о Боге.
Для подготовки к занятию изучите:
Горелов, А.А. Основы философии [Электронный ресурс]: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / А.А. Горелов/ - Москва: Издательский центр «Академия», 2016.Часть 2. Глава 13. Основные этапы и закономерности развития философии стр. 142- 155, Глава 14. Методы и внутреннее строение философии, стр. 155- 161.
Входной контроль
1) Объясните, каким образом данное высказывание Ф. Декарта соответствует
содержанию предмета философии? Каково предназначение философии?
“Вся философия подобна как бы дереву, корни которого метафизика, ствол- физика, а ветви, исходящие из этого ствола,- все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике, этике…Подобно тому, как плоды собираются не с корней и не со ствола дерева, а с концов его ветвей, так и особая полезность философии зависит от тех ее частей, которые могут быть изучены только под конец”.
|
|
2) «Философия - это нечто такое, что касается каждого» - М. Хайдеггер.
Прокомментируйте.
3) Как соотносятся предмет и метод исследования?
Программа работы
1) В истории науки в период XIV- XX в. на становление математики, физики, химии большое влияние оказала философия. В равной степени как вышеназванные науки способствовали развитию философии. Покажите это на примерах творчества великих мыслителей, представителей науки этого времени. Какую роль сыграла ограниченность механического материализма и идеализма в кризисе науки на рубеже XIX-XX в.? Как отразились новейшие научные открытия XX в на развитии философии? (И. Ньютон, Т. Гоббс, Р. Декарт, Г. Лейбниц, Б. Спиноза, А. Эйнштейн.)
2) В чем вы видите трагизм философии в нынешнем мире, выраженной в формуле: ” Никогда еще не было такой острой необходимости в философском разуме, и никогда еще наш разум (обыденное сознание, политика не был так далек от философского умонастроения)?
3) В чем сходства и различия между тремя кругами в философии – античным, средневековым и новоевропейским?
4) Какова структура философского знания?
5) Как соотносятся предмет и метод исследования?
6) В чем соотношение философского метода и философских принципов?
Выходной контроль
1) Прокомментируйте высказывание Гегеля: «Философия есть современная ей эпоха, постигнутая в мышлении”.
2) «Философствование без системы не может иметь в себе ничего научного: помимо того, что такое философствование само по себе выражает скорее субъективное умонастроение, оно еще и случайно по своему содержанию». Какое значение для осознания сущности философии имеет это высказывание Гегеля? Какую роль играют универсальные законы и принципы в системе философских знаний?
3) Проанализируйте приведенные ниже высказывания о предмете философии. Определите, какие современные философские направления нашли в них отражение.
а) Философия – это сжатое изложение науки своего времени (О. Конт)
б) Предмет философия – это логический анализ языка науки
(Л.Витгенштейн)
в) Главный вопрос философии – это вопрос о том, стоит ли человеку жить. (А.Камю)