Н.В. Рыжова
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОНР
Творческий
Центр Москва
2009
УДК 373 ББК 74.102 Р93
Рыжова Н.В.
Р93 Развитие творчества детей 5—6 лет с ОНР. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 64 с. (Библиотека журнала «Логопед») (4). 18ВЫ 978-5-9949-0194-6
В пособии представлен цикл занятий «Мир детской фантазии», способствующий развитию творчества детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами изобразительной деятельности. Занятия предусматривают использование нетрадиционной техники изображения и направлены не только на преодоление речевого недоразвития и развитие творчества детей, но и на повышение их эмоциональной отзывчивости, самостоятельности в повседневной деятельности.
Книга может быть использована в работе логопедов, психологов, воспитателей детских садов, а также родителями, имеющими детей с нарушениями речи.
УДК 373 ББК 74.102
Рыжова Наталья Владимировна
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ 5—6 ЛЕТ С ОНР
Главный редактор Т.В. Цветкова Научный редактор ОА. Степанова
Редактор Л.С. Киммель Дизайнер обложки О.В. Максимова
Корректор Л.Б. Успенская Компьютерная верстка С.Н. Гамзиной
Оригинал-макет и диапозитивы текста изготовлены в ООО «ТЦ Сфера»
Гигиенический сертификат № 77.99.60.953.Д.001909.03.09 от 02.03.2009 г.
Подписано в печать 07.04.09. Формат 60 х 90'/,,..
Гарнитура Тайме. Усл. п. л. 4,0.
Тираж 6000 экз. Заказ № 1748.
Издательство «ТЦСфера».
Москва, Сельскохозяйственная ул., 18, корп. 3. Тел.: (495) 656-75-05, 656-72-05
Отпечатано с готовых диапозитивов в ОАО ордена «Знак Почета»
«Смоленская областная типография им. В. И. Смирнова».
214000, г. Смоленск, проспект им. Ю. Гагарина, 2.
I8ВN 978-5-9949-0194-6 © ООО «ТЦ Сфера», 2009
Введение
Поиску эффективных психолого-педагогических условий, методов и приемов, средств обучения, направленных на преодоление нарушений познавательных психологических процессов у дошкольников с речевым недоразвитием, посвятили свои исследования многие ученые (В.П. Глухов, Ю.Ф. Гаркуша, Г.С. Гуменная, И.Т. Власенко, В.А. Калягин, В.А. Ковшиков, В.С. Кочергина, Т.О. Овчинникова, О.Н. Усанова, Л.С. Цветкова, Н.А. Чевелева, Ю.А. Элькин и др.).
Отклонения в формировании речи обусловливают специфические особенности психофизиологического развития ребенка, а для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) характерны:
- недостаточная устойчивость внимания, ограниченные воз
можности его распределения;
- отставание в развитии словесно-логического мышления;
- инертность, быстрая истощаемость процессов воображения;
- недостаточный объем сведений об окружающем мире, свой
ствах и функциях предметов действительности;
- неадекватная самооценка: ощущение своей малоценности,
робости, неуверенности в своих возможностях;
- общая психофизиологическая расторможенность;
- недоразвитие общей и мелкой моторики.
На наш взгляд, большие возможности в преодолении речевых нарушений детей заключены в развитии творчества на занятиях по изобразительной деятельности. Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией, дети получают представление об окружающем мире, лучше понимают его. Занятия доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой и уверенность в собственных силах, закрепляют чувство успеха.
Приведенные в пособии занятия, направленные на создание психолого-педагогических условий развития творчества детей с ОНР, способствуют:
- активизации творческого потенциала личности путем овла
дения навыками и умениями самостоятельно работать в раз-
Развитие творчества детей 5-6 лет с ОНР
личных нетрадиционных техниках изображения, находить оптимальные сочетания изобразительного материала и способа изображения;
- развитию познавательной активности, усвоению знаний о
видах, свойствах, выразительных возможностях изобрази
тельного материала и использованию их в повседневной жиз
ни;
- развитию индивидуальности посредством приобщения к
изобразительному искусству;
- организации коррекционно-развивающей направленности
занятий по изобразительной деятельности, учитывающих
индивидуальные особенности психофизической сферы де
тей с ОНР и способствующих развитию творческих способ
ностей;
- созданию развивающей среды для выражения творческого
потенциала ребенка в повседневной и самостоятельной дея
тельности;
- повышению профессионального мастерства педагогов и пе
дагогического просвещения родителей по проблеме разви
тия личности ребенка с ОНР и создания условий для твор
ческой активности.
В основу данного цикла занятий были положены как ранее разработанные методики развития детского изобразительного творчества (Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова), так и собственные авторские наработки, включающие нетрадиционные приемы изображения (рисование тканью, свернутой в трубочку; «точечное рисование»; рисование по сжатой бумаге; оттиск целлофаном; рисование косметическими тенями, а также их сочетания). Такое комплексное использование методов и приемов нетрадиционного изображения, как обрывание бумаги, тычкование, применение восковых мелков и акварели, косметических теней, рисование пальчиками, по мокрой бумаге и др., позволяет не только уточнить и закрепить приобретенное умение у детей, но и научить их комбинированию и взаимозаменяемости.
Система занятий построена с учетом ниже приведенных дидактических принципов.
1. Принцип сознательности и активности, основанный на осознанном включении детей в творческую деятельность, самостоятельный поиск ими выразительных средств, использование нетрадиционной техники изображения, стремление
Библиотека журнала «Логопед»
к творческому самовыражению в продуктивных видах деятельности. Здесь необходимо использовать такие методы и приемы, как объяснение, разъяснение, беседа, наблюдение, показ нетрадиционной техники изображения, выразительных возможностей изобразительного материала.
2. Принцип наглядности, приобретающий особую значи
мость для развития наглядно-образного мышления у детей
старшего дошкольного возраста. Этот принцип позволяет фор
мировать художественно-эстетическое восприятие и вкус, эмо
ционально-чувственное отношение к действительности. Необ
ходимы просмотр картин известных художников, иллюстра
торов; наблюдение за природными явлениями; посещение
цирка и музеев.
3. Принцип систематичности и последовательности, ре
ализуемый путем постепенного овладения практическими
навыками и умениями в области нетрадиционной техники
изображения и использования средств выразительности. Так,
на первых занятиях детей учат рисовать пальчиками, делать
набрызг, а в конце учебного года знакомят с разными видами
монотипии и граттажа. Творчество необходимо развивать не
только на занятиях, но и в повседневной деятельности через
наблюдения, тематические беседы, чтение художественных и
прослушивание музыкальных произведений. Предлагаемая
тематика занятий ориентирована на изменения в природе и
события в социальной жизни.
4. Принцип доступности, опирающийся на психологи
ческие особенности детей (недостаточные объем сведений об
окружающем и концентрация внимания; эмоциональная не
зрелость; замкнутость, тревожность) и психофизиологичес
кие недостатки (ограниченный объем движений общей мо
торики, ослабленный мышечный тонус мелкой моторики,
дефицит или задержка в развитии зрительного и слухового
внимания, восприятия и памяти). С целью сглаживания дан
ных недостатков развития необходимы физкультминутки с
элементами логоритмики, дыхательная и пальчиковая гим
настика, подвижные игры, привлекательные темы занятий:
«День смеха», «Волшебный мир зверей и птиц», «Необыч
ный зверь» и др.
Развитие творчества детей 5-6 лет с ОНР
При организации занятий следует учитывать так называемую «зону ближайшего развития»: сначала детей знакомят с известными событиями и явлениями окружающей действительности, позже с космосом, Днем защитника Отечества, перелетными птицами и др.
5. Принцип индивидуализации, учитывающий индивиду
ально-личностные особенности детей: темперамент, характер,
интересы и др. Данный принцип реализуется в процессе ри
сования по замыслу при свободном выборе изобразительных
материалов и техники изображения.
6. Принцип связи речи с психическими процессами, заклю
чающийся в одновременном развитии творчества детей, обо
гащении и расширении лексического запаса. Для этого необ
ходимы знакомство с новыми изобразительными материала
ми, нетрадиционными приемами изображения, известными
художественными и музыкальными произведениями; разви
тие связной речи через различные тематические беседы, чте
ние известных стихотворений, рассказывание ребенком о своем
рисунке и др.
Таким образом, комплексное использование разнообразных методов, приемов и средств обучения позволяет всесторонне подойти к преодолению общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста на занятиях по рисованию.
Развитие творчества детей с ОНР в процессе изобразительной деятельности приводит к позитивным изменениям всех компонентов речевой системы: обогащается лексический запас, уточняются и закрепляются грамматические категории, появляется способность связно, последовательно и логично строить свой рассказ, а слушание ясной, чистой и эмоционально выразительной речи взрослого создает условия для закрепления правильного произношения всех звуков родного языка.
Надеемся, что такие занятия будут активно использоваться психологами, логопедами, воспитателями и родителями в повседневном общении с ребенком.
Библиотека журнала «Логопед»






