Развитие творчества детей 5-6 лет с ОНР

Н.В. Рыжова

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОНР

 

 

Творческий

Центр Москва

2009

УДК 373 ББК 74.102 Р93

Рыжова Н.В.

Р93 Развитие творчества детей 5—6 лет с ОНР. — М.: ТЦ Сфе­ра, 2009. — 64 с. (Библиотека журнала «Логопед») (4). 18ВЫ 978-5-9949-0194-6

В пособии представлен цикл занятий «Мир детской фантазии», способствующий развитию творчества детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами изобразительной деятельности. Занятия предусматривают использование нетрадиционной техники изображе­ния и направлены не только на преодоление речевого недоразвития и развитие творчества детей, но и на повышение их эмоциональной отзывчивости, самостоятельности в повседневной деятельности.

Книга может быть использована в работе логопедов, психологов, воспитателей детских садов, а также родителями, имеющими де­тей с нарушениями речи.

УДК 373 ББК 74.102

Рыжова Наталья Владимировна

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ 5—6 ЛЕТ С ОНР

Главный редактор Т.В. Цветкова Научный редактор ОА. Степанова

Редактор Л.С. Киммель Дизайнер обложки О.В. Максимова

Корректор Л.Б. Успенская Компьютерная верстка С.Н. Гамзиной

Оригинал-макет и диапозитивы текста изготовлены в ООО «ТЦ Сфера»

Гигиенический сертификат № 77.99.60.953.Д.001909.03.09 от 02.03.2009 г.

Подписано в печать 07.04.09. Формат 60 х 90'/,,..

Гарнитура Тайме. Усл. п. л. 4,0.

Тираж 6000 экз. Заказ № 1748.

Издательство «ТЦСфера».

Москва, Сельскохозяйственная ул., 18, корп. 3. Тел.: (495) 656-75-05, 656-72-05

Отпечатано с готовых диапозитивов в ОАО ордена «Знак Почета»

«Смоленская областная типография им. В. И. Смирнова».

214000, г. Смоленск, проспект им. Ю. Гагарина, 2.

I8ВN 978-5-9949-0194-6                                                      © ООО «ТЦ Сфера», 2009

 

Введение

Поиску эффективных психолого-педагогических условий, методов и приемов, средств обучения, направленных на пре­одоление нарушений познавательных психологических про­цессов у дошкольников с речевым недоразвитием, посвятили свои исследования многие ученые (В.П. Глухов, Ю.Ф. Гаркуша, Г.С. Гуменная, И.Т. Власенко, В.А. Калягин, В.А. Ков­шиков, В.С. Кочергина, Т.О. Овчинникова, О.Н. Усанова, Л.С. Цветкова, Н.А. Чевелева, Ю.А. Элькин и др.).

Отклонения в формировании речи обусловливают специ­фические особенности психофизиологического развития ре­бенка, а для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) харак­терны:

- недостаточная устойчивость внимания, ограниченные воз­
можности его распределения;

- отставание в развитии словесно-логического мышления;

- инертность, быстрая истощаемость процессов воображения;

- недостаточный объем сведений об окружающем мире, свой­
ствах и функциях предметов действительности;

- неадекватная самооценка: ощущение своей малоценности,
робости, неуверенности в своих возможностях;

- общая психофизиологическая расторможенность;

- недоразвитие общей и мелкой моторики.

На наш взгляд, большие возможности в преодолении рече­вых нарушений детей заключены в развитии творчества на занятиях по изобразительной деятельности. Занимаясь рисо­ванием, лепкой, аппликацией, дети получают представление об окружающем мире, лучше понимают его. Занятия достав­ляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой и уверенность в собственных силах, закрепляют чув­ство успеха.

Приведенные в пособии занятия, направленные на созда­ние психолого-педагогических условий развития творчества детей с ОНР, способствуют:

- активизации творческого потенциала личности путем овла­
дения навыками и умениями самостоятельно работать в раз-

 

 





Развитие творчества детей 5-6 лет с ОНР

личных нетрадиционных техниках изображения, находить оптимальные сочетания изобразительного материала и спо­соба изображения;

- развитию познавательной активности, усвоению знаний о
видах, свойствах, выразительных возможностях изобрази­
тельного материала и использованию их в повседневной жиз­
ни;

- развитию индивидуальности посредством приобщения к
изобразительному искусству;

- организации коррекционно-развивающей направленности
занятий по изобразительной деятельности, учитывающих
индивидуальные особенности психофизической сферы де­
тей с ОНР и способствующих развитию творческих способ­
ностей;

- созданию развивающей среды для выражения творческого
потенциала ребенка в повседневной и самостоятельной дея­
тельности;

- повышению профессионального мастерства педагогов и пе­
дагогического просвещения родителей по проблеме разви­
тия личности ребенка с ОНР и создания условий для твор­
ческой активности.

В основу данного цикла занятий были положены как ра­нее разработанные методики развития детского изобразитель­ного творчества (Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова), так и собственные авторские наработки, включающие нетради­ционные приемы изображения (рисование тканью, свернутой в трубочку; «точечное рисование»; рисование по сжатой бумаге; оттиск целлофаном; рисование косметическими тенями, а так­же их сочетания). Такое комплексное использование методов и приемов нетрадиционного изображения, как обрывание бу­маги, тычкование, применение восковых мелков и акварели, косметических теней, рисование пальчиками, по мокрой бу­маге и др., позволяет не только уточнить и закрепить приоб­ретенное умение у детей, но и научить их комбинированию и взаимозаменяемости.

Система занятий построена с учетом ниже приведенных дидактических принципов.

1. Принцип сознательности и активности, основанный на осознанном включении детей в творческую деятельность, самостоятельный поиск ими выразительных средств, исполь­зование нетрадиционной техники изображения, стремление

 

Библиотека журнала «Логопед»

к творческому самовыражению в продуктивных видах дея­тельности. Здесь необходимо использовать такие методы и приемы, как объяснение, разъяснение, беседа, наблюдение, показ нетрадиционной техники изображения, выразительных возможностей изобразительного материала.

2. Принцип наглядности, приобретающий особую значи­
мость для развития наглядно-образного мышления у детей
старшего дошкольного возраста. Этот принцип позволяет фор­
мировать художественно-эстетическое восприятие и вкус, эмо­
ционально-чувственное отношение к действительности. Необ­
ходимы просмотр картин известных художников, иллюстра­
торов; наблюдение за природными явлениями; посещение
цирка и музеев.

3. Принцип систематичности и последовательности, ре­
ализуемый путем постепенного овладения практическими
навыками и умениями в области нетрадиционной техники
изображения и использования средств выразительности. Так,
на первых занятиях детей учат рисовать пальчиками, делать
набрызг, а в конце учебного года знакомят с разными видами
монотипии и граттажа. Творчество необходимо развивать не
только на занятиях, но и в повседневной деятельности через
наблюдения, тематические беседы, чтение художественных и
прослушивание музыкальных произведений. Предлагаемая
тематика занятий ориентирована на изменения в природе и
события в социальной жизни.

4. Принцип доступности, опирающийся на психологи­
ческие особенности детей (недостаточные объем сведений об
окружающем и концентрация внимания; эмоциональная не­
зрелость; замкнутость, тревожность) и психофизиологичес­
кие недостатки (ограниченный объем движений общей мо­
торики, ослабленный мышечный тонус мелкой моторики,
дефицит или задержка в развитии зрительного и слухового
внимания, восприятия и памяти). С целью сглаживания дан­
ных недостатков развития необходимы физкультминутки с
элементами логоритмики, дыхательная и пальчиковая гим­
настика, подвижные игры, привлекательные темы занятий:
«День смеха», «Волшебный мир зверей и птиц», «Необыч­
ный зверь» и др.

 

Развитие творчества детей 5-6 лет с ОНР

При организации занятий следует учитывать так называе­мую «зону ближайшего развития»: сначала детей знакомят с известными событиями и явлениями окружающей действи­тельности, позже с космосом, Днем защитника Отечества, перелетными птицами и др.

5. Принцип индивидуализации, учитывающий индивиду­
ально-личностные особенности детей: темперамент, характер,
интересы и др. Данный принцип реализуется в процессе ри­
сования по замыслу при свободном выборе изобразительных
материалов и техники изображения.

6. Принцип связи речи с психическими процессами, заклю­
чающийся в одновременном развитии творчества детей, обо­
гащении и расширении лексического запаса. Для этого необ­
ходимы знакомство с новыми изобразительными материала­
ми, нетрадиционными приемами изображения, известными
художественными и музыкальными произведениями; разви­
тие связной речи через различные тематические беседы, чте­
ние известных стихотворений, рассказывание ребенком о своем
рисунке и др.

Таким образом, комплексное использование разнообразных методов, приемов и средств обучения позволяет всесторонне подойти к преодолению общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста на занятиях по рисованию.

Развитие творчества детей с ОНР в процессе изобрази­тельной деятельности приводит к позитивным изменениям всех компонентов речевой системы: обогащается лексичес­кий запас, уточняются и закрепляются грамматические ка­тегории, появляется способность связно, последовательно и логично строить свой рассказ, а слушание ясной, чистой и эмоционально выразительной речи взрослого создает усло­вия для закрепления правильного произношения всех зву­ков родного языка.

Надеемся, что такие занятия будут активно использовать­ся психологами, логопедами, воспитателями и родителями в повседневном общении с ребенком.

 

 

Библиотека журнала «Логопед»



























































double arrow
Сейчас читают про: