Требования к содержанию плана образовательной деятельности

 

 

Планирование образовательного процесса необходимо осуществлять на основе следующих принципов [15]:

· принципа научной обоснованности и практической применимости;

·  принципа единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

·  комплексно – тематического принципа построения образовательного процесса;

· построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (индивидуализация дошкольного образования);

· принципа решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

· содействие и сотрудничество детей и взрослых на основе личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых (родителей, педагогических и иных работников Организации) и детей;

· принципа реализации Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, как ведущего вида деятельности, а также познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

· принципа интеграции направлений развития (образовательных областей) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

· Принципа учета этнокультурной ситуации развития детей.

 Задачи психолого – педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств, способностей детей при планировании следует решать интегрированно в ходе освоения всех направлений развития  (образовательных областей): социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического, физического развития [15].

Социально-коммуникативное развитие направлено:

· на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

·  развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

·  становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

· развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,

·  формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,

· формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

·  формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

· формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие предполагает:

· развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

·  формирование познавательных действий, становление сознания;

· развитие воображения и творческой активности;

· формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.),

· формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве,  представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие включает:

· владение речью как средством общения и культуры;

· обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

·  развитие речевого творчества;

·  развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

·  знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

· формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое развитие предполагает:

· развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;

· становление эстетического отношения к окружающему миру;

· формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

· стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

·  реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Физическое развитие включает приобретение опыта детьми в двигательной деятельности, связанной с выполнением упражнений, направленных:

· на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;

· на правильное формирование опорно-двигательной системы организма,

·  развитие равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук,  

· правильное выполнение  основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны),

·  формирование начальных представлений о некоторых видах спорта,

·  овладение подвижными играми с правилами;

· становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

· становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Перечисленные направления развития следует предусмотреть при планировании разных видов детской деятельности [15]:  

· игровой, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры;

· коммуникативной (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);

·  познавательно-исследовательской (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними);

·  восприятия художественной литературы и фольклора;

·  самообслуживания и элементарного бытового труда (в помещении и на улице);

·  конструирования из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;

·  изобразительной (рисование, лепка, аппликация);

·  музыкальной (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);

·  двигательной (овладение основными движениями).

       Осуществить планирование в соответствии с предъявляемыми требованиями студентам поможет модель организации образовательного процесса в дошкольном учреждении (приложение 3). В данной модели указаны виды деятельности по пяти направлениям развития детей, из которых можно выбрать необходимые для составления плана работы на один день. Кроме того, при планировании студентам следует опираться на циклограмму образовательного процесса в 1-ю и 2-ю половины дня в течение недели, которая также представлена в приложении 3. Можно использовать циклограммы календарного планирования образовательного процесса, имеющиеся в дошкольном учреждении.

В календарном плане, опираясь на циклограмму, необходимо конкретизировать каждый вид деятельности.

В первую половину дня планируются от трех до пяти разных видов деятельности: дидактические, подвижные, пальчиковые игры, игры со строительным материалом, трудовые поручения, работа с дежурными, индивидуальная работа с детьми по разным разделам программы, динамические паузы.

Также в первую половину дня в плане предусматриваются разные виды образовательной деятельности - занятий в соответствии с установленной сеткой.

 Далее указывается содержание дневной прогулки.

Во вторую половину дня планируются три-четыре вида деятельности. Это могут быть: сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические, подвижные игры, игры со строительным материалом, конструкторами, чтение художественной литературы, беседы с детьми, индивидуальная работа по разным разделам программы, трудовая деятельность, различные виды развлечений. Планирование второй половины дня завершается вечерней прогулкой.

При планировании игровой деятельности указываются вид игры, ее название, цель, наглядный  материал, имена детей, которые будут задействованы в игре. Сюжетно – ролевая игра является самостоятельным видом деятельности детей, поэтому, предусматривая в плане данный вид игр, необходимо выделить, возникновению какого сюжета будет способствовать педагог, какие приемы использовать при этом, указать цель игры (она должна быть направлена на формирование игровых навыков и взаимоотношений детей).   

 При планировании индивидуальной работы с детьми по различным разделам программы,  в плане записываются содержание, цель, с кем из детей  будет проводиться образовательная работа.

Для ознакомления детей с художественной литературой, в плане указываются название произведения, его автор, цель чтения, вопросы беседы по содержанию текста.

 При планировании тематической беседы определяются ее тема, цель, конкретизируются вопросы беседы, выделяются имена детей, которые будут участвовать в разговоре.

Различные виды труда: самообслуживание, труд в природе, хозяйственно-бытовой, со старшей группы - ручной труд, могут быть организованы в форме трудовых поручений, дежурств, общего, со старшей группы – совместного и коллективного труда. Планируя трудовую деятельность, необходимо указать форму организации, вид труда, его содержание, цель, оборудование или материал, имена привлечённых к деятельности детей. При планировании коллективного труда, помимо указанных компонентов, необходимо выделить основные приёмы руководства.

Трудовые поручения, дежурства предусматриваются ежедневно в первую, вторую половины дня, на прогулке во всех возрастных группах. Общий, коллективный труд – один раз в неделю во вторую половину дня.

Разные виды занятий (НОД) планируются в соответствии с утверждённой сеткой. В плане указываются образовательная область, вид НОД, тема, разные группы программных образовательных задач: обучающие, речевые, развивающие, по формированию навыков учебной деятельности (со старшей группы), воспитательные задачи. Программные задачи могут также группироваться по образовательным областям (направлениям развития) [15]. Далее в плане записывается необходимый наглядный материал: демонстрационный, раздаточный. Затем даётся описание хода НОД, при этом, в каждой структурной части (вводной, основной, заключительной), конкретно раскрываются используемые методы и приемы обучения детей. Содержание НОД по образовательной области «Музыка» определяется музыкальным руководителем и записывается студентами в свой план работы. Конспекты НОД по образовательной области «Физическая культура»  оформляются в форме таблицы. В конспекте указываются программные задачи, оборудование. В таблице фиксируется содержание вводной (разные виды ходьбы, бега), основной (общеразвивающие упражнения, основные виды движений, подвижные игры) и заключительной частей (разные виды ходьбы, упражнения на релаксацию, дыхательные упражнения). В каждой части определяются дозировка, темп, этап разучивания движений, способ организации детей, методические указания (приложение 5).

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки должен соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН [17].    

При планировании дневной прогулки необходимо продумать и отразить содержание каждой из шести частей:

· наблюдение;

· подвижные игры;

· трудовая деятельность;

· сюжетно-ролевая игра;

· индивидуальная работа;

· самостоятельная деятельность детей.

В наблюдении указываются  содержание (за чем наблюдаем), цель,

вопросы, художественное слово, практическое задание или исследовательская деятельность детей.

На дневной прогулке предусматриваются две-три подвижные игры с разными видами основных движений, степенью подвижности. В плане указываются название игры, цель, этап разучивания, количество детей, предусмотренное задействовать в данном виде деятельности.

В сюжетно-ролевой игре следует определить, возникновению какого сюжета будет способствовать педагог, указать цель игры (она должна быть направлена на формирование игровых навыков и взаимоотношений детей), приемы, направленные на возникновение и развитие игры.  

 Для самостоятельной деятельности детей необходимо в плане отметить используемый выносной материал.

Трудовая деятельность, индивидуальная работа с детьми планируются с учётом требований, указанных выше.

Структура вечерней прогулки аналогична дневной, но может предусматривать проведение 1-2 подвижных игр, исключать трудовую деятельность, сюжетно-ролевую игру. Планируя прогулки, целесообразно использовать картотеку прогулок со всеми структурными частями или картотеку наблюдений. При наличии такой картотеки достаточно будет лишь указать номер прогулки или номер наблюдения, вложив карточки в план [9].         

       Примерное планирование образовательного процесса в первую и вторую половины дня  представлено в приложении 4.

Консультирование студентов по составлению плана образовательного процесса осуществляют педагоги дошкольного учреждения: воспитатели, инструктор по физическому воспитанию, руководитель изобразительной деятельности, музыкальный руководитель, старший воспитатель, учитель -логопед, а также руководитель практикой.

План работы заверяется воспитателем группы, старшим воспитателем или заведующей ДОУ.

По окончании преддипломной практики планы сдаются на проверку заведующей практикой, преподавателю педагогики.

Таким образом, эффективность образовательного процесса в ДОУ, во многом, будет зависеть от его своевременного, грамотного планирования. Результаты планирующей деятельности, проектирования педагогического процесса будут являться показателем профессиональной компетентности выпускников педагогического колледжа.

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: