Философская насыщенность поэзии Пастернака

Ж ить и сгорать у всех в обычае,

Но жизнь тогда лишь обессмертишь,

Когда ей к славе и величию

Своею жертвой путь прочертишь.

Б. Л. Пастернак

Борис Леонидович Пастернак – крупней­ший русский поэт двадцатого столетия – начи­нает свой творческий путь еще до октябрьской революции, в десятых годах.

«Февраль. Достать чернил и плакать…» (1912) - его поэт. дебют:

Февраль. Достать чернил и плакать!

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною черною горит...

В этих стихах уже можно увидеть манеру бу­дущего великого поэта — пронзительный ли­ризм, импрессионизм, выпуклость, осязаемость образов, передающих и цвет, и звук явления, особую прозрачность стиха. Пастернака ни с кем не спутаешь: «шелест листьев был как бред», «даль пугается», «воздух синь, как узе­лок с бельем у выписавшегося из больницы».

Мир здесь представлен очень образно: чернила, слякоть, проталины, колёса, грачи, лужи, ветер. Всё говорит о приближении весны, хотя используются чёрные краски. Такое внимание к предметам у поэта от отца. Отличается стихотворение обилием чёрных красок: слякоть "весною чёрною горит", грачи уподобляются "обугленным грушам", проталины чернеют. Но мрачны ли они? Нет, так как они передают динамику прихода весны, ассоциируются с цветом показавшейся из-под снега земли, а это цвет обновления жизни.

Лирический герой не пассивный созерцатель природы, а актив­ный сотворец, художник в сохраненном пращурами, дарованном нам жизнью веч­ном ее храме. Какие чувства, кроме неу­довлетворения, у заурядного человека мо­жет вызвать февральская слякоть? А волей вдохновения:

Под ней проталины чернеют,

И ветер криками изрыт,

И чем случайней, тем вернее

Слагаются стихи навзрыд.

В миниатюре "Февраль..." мир представлен звучащим на новые лады: здесь и плавность, и шуршание, и грохот... Всё это – музыка приближающейся весны. Всё стихотворение пронизано звуками, музыкой: слышны звуки колокола в Благовест, клик колёс, грохочущая слякоть, шум ливня, тысяча грачей и музыка стиха, стихия авторского творчества: "слагаются стихи навзрыд". Стихотворение Пастернака обращает на себя внимание своей звукописью: проЛётка - Ливень - сЛёзы; коЛёса - кЛик - бЛаговест - сЛякоть - сЛагаются – Лужи.

Стихотворение начинается с назывного предложения: "Февраль". Это позёмка, вьюга, холод, мороз, ветер... Но есть и "февральская лазурь", то есть ощущение скорой весны, таяния снега. Так что уже первое предложение заявляет конфликт ещё зимы и почти весны. Нарастание чувства усиливает приём разрушения автором фразеологизма "плакать навзрыд", превращённого в словосочетание "писать навзрыд".

Так открываются внутренний и внешний планы стихотворения. Внешний – это образ приближающейся, во всём чувствующейся "горящей" весны, а внутренний – это процесс пробуждения поэзии.

 

«После дождя» (1915) — один из образцов живописи словом в ранней лири­ке Пастернака. По заглавию, сюжету, пре­обладающим деталям — это природоописательное произведение, лирический пейзаж. По глубинной же связи картин, их подтекстовой логике — это развернутая мета­фора надежды на очищение жизни, веры в ее чудесные преобразования, лирика философского и социального содержания. В стихотворении две картины: грозы (2-я строфа) и послегрозья (1-я и ос­тальные строфы).

Гроза изображена, как мощный шквал, который, казалось бы, все должен смести, уничтожить на своем пути. Глаз не заме­тит подробностей, красок, цветов. Смысл этюда — движение ливня через парк к до­му, энергия, стремительность мощных ва­лов дождя и града:

Сначала все опрометью, вразноряд

Ввалилось в ограду деревья развен­чивать,

И попранным парком из ливняпод град,

Потом от сараевк террасе бревен­чатой.

Разбушевавшаяся стихия грозы, бури в силу их символического смысла в русской классической и советской поэзии может быть соотнесена с социальными процессами. Вторая картина пейзажа отличается от первой и объемом, и колоритом. Природа как бы оживает — больше предметов, за­пахи, цвета. Прибитая градом и обмытая ливнем земля дарит богатство запахов («теперь не надышишься крепью густой»; «воздух садовый, как соды настой»), цве­та («сверкает клубники мороженый клин, и градинки стелются солью поваренной»). Балконные стекла напоминают спины ку­пальщиц, с которых «ручьями испарина». Преодолев ужас грозы, природа приук­расилась, готова сотворить чудеса. Капля, катящаяся с паутины, вобрала в себя сол­нечный луч, как уголек, залегла в крапиве. Еще мгновение — и этот уголек луча «вы­дует радугу», подарит миру новую, более яркую красоту. Светлой надеждой на ут­верждение чудесного, доброго, прекрасно­го не только в природном, но и человеческом мире живет лирический герой этого про­изведения, мечтатель, романтик.

Первый поэтический сборник «Близнец в ту­чах» (1914) поставил по­эта в один ряд с Брюсовым, Цветаевой, Ахмато­вой, Мандельштамом, Гумилевым. Революцию не воспевал. Осмысливал, чтобы потом написать роман «Доктор Живаго». Продол­жал работу, которая наполняла душу радостью.

«Сестра моя – жизнь» (1922 год) написан еще летом 1917 года.

«Те­мы и вариации» (1923 г.)

«Второе рожде­ние» (1934)

«На ранних поез­дах» (1943).

Затем в творчестве поэта наступил вынуж­денный перерыв. В эти годы Пастернак занимался в основном переводами.

Ведущие темы лирики Пастернака:

1. человек и мир неповторимо прекрасной природы;

2. сложный мир человеческих отношений, зави­сящих от общественных потрясений и социаль­ных катастроф;

3. тема поэта, чувствующего свою избранность, но силою житейских и социальных обстоятельств вынужденного быть в общей «стае».

Основные особенности поэтики:

1. метафоричность,

2. философичность,

3. живописность,

4. музыкальность,

5. невыделенность лирического героя,

6. тяготение к импрессиониз­му,

7. «прозрачность» стиха.

Название последнего цикла стих-й «Когда разгуляется» (1956 -1959) символично:

· это и отклик Пастернака на всплеск общ. активности в середине 50-х годов,

· и надеж­да на «прояснение» духовной и общ. атмосферы после XX съезда партии;

· это и муд­рое понимание того, что все светлое и прекрас­ное еще впереди, оно состоится, только «когда разгуляется».

«Разгуляться» - проясниться после ненастья. Это прояснение общественного сознания после мрачной атмосферы времён сталинизма, это «оттепель», принесшая глоток свежего воздуха свободы. В стихотворениях «Весна в лесу», «После вьюги», «За поворотом» передаётся ощущение поворота истории, обновления жизни. Вместе с тем в сборнике очень много «зимних» стихов («Заморозки», «Первый снег», «Следы на снегу», «Снег идёт»), в которых Пастернак через природную метафору намекает, что зима не прошла бесследно. Состояние эпохи рисуется через движения природы и души, через предметы повседневности. Поэт не очень верит «оттепели», предчувствуя, что заморозки ещё вернутся.

 

«Когда разгуляется» — послед­няя книга зрелого мастера. В ней каждое стихотворение — программное для поэта, и все они связаны между собой в единый цикл. «Во всем мне хочется дойти до самой сути» — его нравственное и поэтическое кредо. «Дойти до са­мой сути в работе, в поисках пути, в сердечной смуте». Вот оно, главное триединство для поэта: работа = творчество, главная магистраль жиз­ни — путь, любовь.

Книга «Когда разгуляется» как бы вмещает в себя два плана: один связан непосредственно с состояни­ем природы, второй — с духовным состоянием человека. Вчера человека преследовали тучи злобы, зависти, но вот «разгулялось», чернота ушла, и открылся мир не просто красивой при­роды, а мир вечности, истории («в мерцающих венцах бессонниц святые, схимники, цари...»). Его музыкант («Музыка») иг­рает не просто пьесу, но «собственную мысль, хорал, гуденье мессы, шелест леса», и в его им­провизации все разнородные понятия сливают­ся в целое жизни, хорал духа и природы. Жизнь — хорал, в котором каждая травинка, каждая клавиша, каждый человек ведет свою партию.

 

Стихотворение «Когда разгуляется» (1956) — вершина раздумий о взаимо­отношениях социума и природы. Спа­сение окружающей среды — важнейшая проблема современной цивилизации. В про­изведении четко выделяются две части. Первая — 4 строфы — динамичная, яркая картина леса, оживающего под благотвор­ным воздействием солнечных лучей после обрушившегося на него ненастья. Вторая — 3 последующих строфы — уподобление леса Храму. Здесь — характерный дли среднерусской полосы извечный ритм сме­ны атмосферных явлений. Последователь­ность этого ритма — от ненастья, холода к потеплению. Скопление облаков в пер­вой строфе уподоблено суровым горным лед­никам. В четвертой строфе торжествуют свет и тепло — «разлито солнце по земле».

Учащиеся наблюдают, как движется «ко­лорит» освещения, последовательно меня­ются цвета «белый («скопленье облаков, нагроможденных белой грудой»), красный («то весь горит»), черный («то черной тенью насевшей копоти покрыт»), синий («меж туч проглянет синева»), зеленый («просвечивает зелень листьев») и, наконец, золотистый — цвет солнечных лучей, которые проникают сквозь «росписи оконниц» во «внутрен­ность собора, храма Природы».

Заключительный стих четвертой стро­фы — сравнение леса с живописью в цвет­ном стекле — выражает мысль об уюте, тепле, искусстве, культуре, это связующее звено между первой и второй частями сти­хотворения. Сопоставление Природы с Хра­мом смыкается в метафору «природа-храм». Это особый Храм — тайник Вселенной. Что­бы проникнуть хотя бы отчасти в ее тайны, осознать ее значение для настоящего и бу­дущего, человечество заплатило веками по­клонений праведным и неправедным царям, бдений ищущей мысли своих святых и схим­ников. 'Услышать, далекий отголосок хора, гармонии Вселенной только изредка дано поэту. Он предупреждает своих современ­ников и будущие поколения: преодолей­те индустриальные покушения на Приро­ду, молитесь ей коленопреклоненно, если хотите сохранить цивилизацию, жить и быть счастливыми.

 

В 30-50-е годы меняется стиль Пастернака. Поэт сознательно стремится к кристальной яс­ности и простоте. В результате привычное пред­стает под необычным углом зрения, повседнев­ное обнаруживает свою значительность. В сти­хотворении «Свадьба» (1953) обычная бытовая зарисовка завершается глубоким философским выводом, в котором выражена идея памяти как залога бессмертия:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: