Композиционные материалы, все более широко применяемые в машиностроении, должны обладать высокой несущей способностью, низким коэффициентом трения, устойчивостью к воздействию агрессивных сред и ударных нагрузок.
Полимерные материалы (фторопласт, полиэтилен и др.), обладая хорошими антифрикционными свойствами, имеют низкую несущую способность. Поэтому для подшипников скольжения используют фторопластовые эмульсии, которыми заполняют пористые подложки, припеченные к металлической ленте. Такой метод снижения трения позволяет повысить работоспособность узла даже без применения смазки. Однако это покрытие не обладает достаточной стойкостью в агрессивных средах в виду его пористости и малой толщины. Целесообразно применение деталей с полимерным покрытием, которое получают приклеиванием тонких пленок к защищаемой поверхности.
Известно, что полимерные материалы плохо смачиваются клеями и практически не склеиваются. Исследования вели в направлении создания слоя, сцепленного механически с полимером и обладающего хорошей адгезией с клеем. В результате были разработаны такие технологические процессы, как металлизация поверхности полимера в тлеющем разряде и втирание абразивных частиц специальной формы, смешанных с клеем, в склеиваемые поверхности. Однако значительного повышения прочности адгезии при этом получить не удалось.
Одним из перспективных методов создания высокопрочных клееных полимерных композиционных материалов является детонационно-газовое нанесение активного слоя. Преимущество этого метода заключается в высокой скорости частиц, обеспечивающей хорошую адгезию при низкотемпературном воздействии газовой струи на деталь. Процесс можно представить в такой последовательности. При детонационно-газовом напылении покрытия в момент инициирования взрыва детонирующей смеси в ствол установки подается мелкодисперсный металлический порошок, обладающий определенными свойствами. Детонационная волна распространяется в стволе со скоростью 3000 – 4000 м/с, образуя фронт с высокими термодинамическими параметрами. Попадая в эту зону, частицы порошка разогреваются, пластифицируются и ускоряются до скорости 8 – 1200 м/с на срезе ствола.
Одним из условий получения качественного газопламенного покрытия является обеспечение необходимого уровня энергии частиц напыляемого материала на поверхности изделия. Энергетическое состояние частиц определяется суммой энергий — тепловой, характеризующейся температурой нагрева, и кинетической.
При газопламенном напылении порошковым материалом частица напыляемого материала нагревается до температуры пластического состояния или температуры плавления за счет конвективного теплообмена между продуктами горения факельного пламени и частицей. Это происходит в интервале эффективных температур, где температура продуктов горения на 300 °С выше температуры плавления. Участок факела, на котором температура частицы не ниже температуры плавления материала и не охлаждается ниже этой температуры, определяет рабочую зону факела пламени для газопламенного нанесения покрытий.
Исследования, проведенные на кафедре восстановления деталей машин сварочного факультета НТУУ «Киевский политехнический институт», показали, что длина зоны эффективных температур и рабочей зоны зависит от характера горения факела пламени и состава горючей смеси. Для водородно-кислородного пламени, получаемом при сжигании смеси, вырабатываемой электролизно-водяным генератором, длина зоны эффективных температур при напылении материалов с температурой плавления до 1000°С и больше при ламинарном характере течения продуктов горения. Причем она увеличивается, если в смесь паров добавляют углеводородные соединения.
При напылении материалов с температурой плавления свыше 1000°С длина зоны эффективных температур больше при турбулентном течении струи продуктов горения.
Распределение скорости потока продуктов горения по длине факела пламени находили эксриментально-расчетным методом. При расчете пользовали экспериментальные данные распределения по длине факела температуры и напорного давления газовой струи продуктов горения, которые получали с помощью водоохлаждаемого зонда (трубки Пито-Прандтля). Максимальную скорость напыляемых частиц определяли экспериментально с помощью прибора ИССО-1. Экспериментальные данные от расчетных отличались на ±5 %.
Исследовали влияние состава горючей смеси и характера течения продуктов горения на скорость напыляемых частиц грануляцией соответственно 20...40, 20...63 и 63...100мкм порошков меди, железа (ПЖ-1) и никелевого сплава (ПГ-АН-33). Указанные материалы выбраны на основании анализа широко используемых при газотермическом нанесении покрытий порошковых материалов с различным диапазоном температур плавления, характерном для газопламенного способа напыления.
Анализ распределения скорости частиц движения Wч по длине газового факела показал, что в нем имеют место три зоны: разгона, где частица приобретает скорость от минимальной до максимальной; стабильного движения, где скорость изменяется в пределах 5 – 10%; торможения, где скорость частицы уменьшается.
Исследование скорости движения частиц порошка меди показало, что при ламинарном характере течения продуктов горения водородно-кис-лородной смеси (ВКС) и ВКС + 16 % паров этилового спирта максимальную скорость движения частицы приобретают на расстоянии L = 300 мм от среза мундштука горелки, а при сжигании смеси ВКС + 5,5 % паров бензина — на расстоянии 250 мм. Максимальная скорость движения частиц при напылении порошка грануляцией 20...40мкм и ламинарном течении продуктов горения ВКС составляет 95 м/с на расстоянии 250 мм.
З А К Л Ю Ч Е Н И Е
Представленные в работе данные позволяют сделать вывод о том, что для всех видов материалов при детонационном (газотермическом) напылении покрытий существует оптимальное соотношение между скоростью и температурой напыляемых частиц. Это предопределяет необходимость более тщательного подхода к выбору источников энергии для детонационного нанесения порошковых покрытий, накоплению и обобщению экспериментальных данных о формировании покрытий при различных сочетаниях скорости и температуры части.
Работы в области получения новых экспериментальных данных продолжается и вполне успешно, это позволяет сделать вывод о том, что метод применяется и будет в дальнейшем применим т.к. ведутся разработки.






