Композиционные материалы, все более широко применяемые в машиностроении, должны обладать высокой несущей способностью, низким коэффициентом трения, устойчивостью к воздействию агрессивных сред и ударных нагрузок.
Полимерные материалы (фторопласт, полиэтилен и др.), обладая хорошими антифрикционными свойствами, имеют низкую несущую способность. Поэтому для подшипников скольжения используют фторопластовые эмульсии, которыми заполняют пористые подложки, припеченные к металлической ленте. Такой метод снижения трения позволяет повысить работоспособность узла даже без применения смазки. Однако это покрытие не обладает достаточной стойкостью в агрессивных средах в виду его пористости и малой толщины. Целесообразно применение деталей с полимерным покрытием, которое получают приклеиванием тонких пленок к защищаемой поверхности.
Известно, что полимерные материалы плохо смачиваются клеями и практически не склеиваются. Исследования вели в направлении создания слоя, сцепленного механически с полимером и обладающего хорошей адгезией с клеем. В результате были разработаны такие технологические процессы, как металлизация поверхности полимера в тлеющем разряде и втирание абразивных частиц специальной формы, смешанных с клеем, в склеиваемые поверхности. Однако значительного повышения прочности адгезии при этом получить не удалось.
|
|
Одним из перспективных методов создания высокопрочных клееных полимерных композиционных материалов является детонационно-газовое нанесение активного слоя. Преимущество этого метода заключается в высокой скорости частиц, обеспечивающей хорошую адгезию при низкотемпературном воздействии газовой струи на деталь. Процесс можно представить в такой последовательности. При детонационно-газовом напылении покрытия в момент инициирования взрыва детонирующей смеси в ствол установки подается мелкодисперсный металлический порошок, обладающий определенными свойствами. Детонационная волна распространяется в стволе со скоростью 3000 – 4000 м/с, образуя фронт с высокими термодинамическими параметрами. Попадая в эту зону, частицы порошка разогреваются, пластифицируются и ускоряются до скорости 8 – 1200 м/с на срезе ствола.
Одним из условий получения качественного газопламенного покрытия является обеспечение необходимого уровня энергии частиц напыляемого материала на поверхности изделия. Энергетическое состояние частиц определяется суммой энергий — тепловой, характеризующейся температурой нагрева, и кинетической.
При газопламенном напылении порошковым материалом частица напыляемого материала нагревается до температуры пластического состояния или температуры плавления за счет конвективного теплообмена между продуктами горения факельного пламени и частицей. Это происходит в интервале эффективных температур, где температура продуктов горения на 300 °С выше температуры плавления. Участок факела, на котором температура частицы не ниже температуры плавления материала и не охлаждается ниже этой температуры, определяет рабочую зону факела пламени для газопламенного нанесения покрытий.
|
|
Исследования, проведенные на кафедре восстановления деталей машин сварочного факультета НТУУ «Киевский политехнический институт», показали, что длина зоны эффективных температур и рабочей зоны зависит от характера горения факела пламени и состава горючей смеси. Для водородно-кислородного пламени, получаемом при сжигании смеси, вырабатываемой электролизно-водяным генератором, длина зоны эффективных температур при напылении материалов с температурой плавления до 1000°С и больше при ламинарном характере течения продуктов горения. Причем она увеличивается, если в смесь паров добавляют углеводородные соединения.
При напылении материалов с температурой плавления свыше 1000°С длина зоны эффективных температур больше при турбулентном течении струи продуктов горения.
Распределение скорости потока продуктов горения по длине факела пламени находили эксриментально-расчетным методом. При расчете пользовали экспериментальные данные распределения по длине факела температуры и напорного давления газовой струи продуктов горения, которые получали с помощью водоохлаждаемого зонда (трубки Пито-Прандтля). Максимальную скорость напыляемых частиц определяли экспериментально с помощью прибора ИССО-1. Экспериментальные данные от расчетных отличались на ±5 %.
Исследовали влияние состава горючей смеси и характера течения продуктов горения на скорость напыляемых частиц грануляцией соответственно 20...40, 20...63 и 63...100мкм порошков меди, железа (ПЖ-1) и никелевого сплава (ПГ-АН-33). Указанные материалы выбраны на основании анализа широко используемых при газотермическом нанесении покрытий порошковых материалов с различным диапазоном температур плавления, характерном для газопламенного способа напыления.
Анализ распределения скорости частиц движения Wч по длине газового факела показал, что в нем имеют место три зоны: разгона, где частица приобретает скорость от минимальной до максимальной; стабильного движения, где скорость изменяется в пределах 5 – 10%; торможения, где скорость частицы уменьшается.
Исследование скорости движения частиц порошка меди показало, что при ламинарном характере течения продуктов горения водородно-кис-лородной смеси (ВКС) и ВКС + 16 % паров этилового спирта максимальную скорость движения частицы приобретают на расстоянии L = 300 мм от среза мундштука горелки, а при сжигании смеси ВКС + 5,5 % паров бензина — на расстоянии 250 мм. Максимальная скорость движения частиц при напылении порошка грануляцией 20...40мкм и ламинарном течении продуктов горения ВКС составляет 95 м/с на расстоянии 250 мм.
З А К Л Ю Ч Е Н И Е
Представленные в работе данные позволяют сделать вывод о том, что для всех видов материалов при детонационном (газотермическом) напылении покрытий существует оптимальное соотношение между скоростью и температурой напыляемых частиц. Это предопределяет необходимость более тщательного подхода к выбору источников энергии для детонационного нанесения порошковых покрытий, накоплению и обобщению экспериментальных данных о формировании покрытий при различных сочетаниях скорости и температуры части.
Работы в области получения новых экспериментальных данных продолжается и вполне успешно, это позволяет сделать вывод о том, что метод применяется и будет в дальнейшем применим т.к. ведутся разработки.