Неклассический этап развития науки наступил в конце XIX – середине XX века. Он стал логическим продолжением классического течения, которое в этот период претерпевало кризис рационального мышления. Это была третья научная революция, поражающая своей глобальностью. Неклассическая наука предлагала понимать объекты не как нечто стабильное, а пропускать их через своеобразный срез из различных теорий, способов восприятия и принципов исследования.
Возникла идея, перечеркивающая весь процесс естествознания: воспринимать природу объекта и явлений не как что-то само собой разумеющееся, как было ранее. Ученые предлагали рассматривать их абстрактно и принимать истинность отличающихся друг от друга объяснений, ведь в каждом из них может присутствовать зерно объективного знания. Теперь изучался предмет науки не в его неизменном виде, а в конкретных условиях существования. Исследования одного предмета происходили различными способами, поэтому и конечные результаты могли отличаться.
|
|
* В большинстве учений, включая естествознание, неклассическая наука философия стала играть значимую роль.
* Изучению природы предмета уделяется больше времени, исследователь применяет разные методы и прослеживает взаимодействие объекта в разных условиях. Объект и субъект исследования стали более связаны между собой.
* Укрепилась взаимосвязь и единство природы всех вещей.
* Сформировалась определенная закономерность, основанная на причинности явлений, а не только на механическом восприятии мира.
* Диссонанс воспринимается как основная характеристика объектов в природе (например, разногласия между квантовой и волновой структурами простых частиц).
* Особая роль отводится отношению статических исследований к динамическим.
* Метафизический способ мышления сменился диалектическим, более универсальным.
Этапы развития естественнонаучного мышления. Смена парадигм в развитии естествознания.
Основные этапы развития научного знания в культурно-историческом контексте
● Донаучный этап – первобытная эпоха (приб. по Х-VII в. до н.э.).
● Античный этап развития науки и естествознания – (VI в до н.э. – V в. н.э.).
● Средневековый этап развития науки и естествознания (V– XIV вв. н.э.).
● Эпоха Возрождения – синтез науки и искусства (XV-XVI вв. н.э.).
● Классический этап в развитии науки (эпоха Нового времени) – XVII-XIX вв.
● Неклассический этап развития науки (Новейшее время) – конец XIX – 60-е годы XX века.
● Постнеклассический этап развития науки (Современность)- 70-е годы XX века – наши дни.