Содержание учебного предмета

Поскольку в 1 дополнительном классе предположительно будут обучаться первоклассники из разных образовательных условий, в планировании уроков необходимо учитывать различный уровень подготовки учащихся. Основные направления работы с материалами остаются те же, что и первом классе, но добавляются более сложные приемы работы, работа с учебником, схемами. Но актуальным также остается и наглядный материал, как картинного плана, так и натуральные объекты. Необходимо выделить 1–2 урока для диагностики уровня имеющихся навыков, в ходе которых будет проведена начальная диагностика по выделенным направлениям работы для вновь пришедших детей. Вместе с тем предполагается, что в 1 дополнительном классе обучающиеся уже будут владеть (в разной мере сформированными) навыками работы с бумагой, картоном, пластилином. Последнее позволяет разнообразить виды работы, предполагает использование комбинирования различных материалов.

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда и самообслуживание

Остается актуальным в 1 дополнительном классе изучение мира профессий, но этот материал изучается более широко. Изучаются не только профессии близких, профессии, знакомые детям, но и профессии мастеров (модельер, конструктор, дизайнер).

Происходит знакомство с разнообразные предметами рукотворного мира (быта и декоративно-прикладного искусства).

Более широко рассматривается роль и место человека в окружающем мире, где природа является источником для созидательной, творческой деятельности человека, его вдохновения.

В изучение элементарных общих правила создания рукотворного мира включаются такие понятия как эстетическая выразительность, композиция, гармония предметов и окружающей среды.

Как и в первом классе особое внимание уделяется формированию бережного отношения к природе как источнику сырьевых ресурсов, природных материалов.

На всех занятиях особое место уделяется формированию навыков самообслуживания: организация рабочего места (рациональное размещение материалов и инструментов) и сохранение порядка на нем во время и после работы; уход и хранение инструментов, гигиена труда.

К таким формам исследования как простейший анализ задания (образца), планирование трудового процесса подключается работа с доступной информацией в учебнике, рабочей тетради (приложении) – рисунки, схемы, инструкционные карты; образцы изделий. Формируются навыки самоконтроля в ходе работы по инструкционной карте, соотнесение промежуточного и конечного результата (детали, изделия) с образцом. Самоконтроль качества выполненной работы – соответствие результата (изделия) предложенному образцу.

Выполнение коллективных работ занимает большее место в учебном процессе.

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

Помимо знакомства с более известными материалами бумага, картон, пластилин происходит знакомство с текстильными материалами: нитки, ткань, их практическим применением в жизни. Расширяются знания об основных свойствах материалов: цвет, пластичность, мягкость, твердость, прочность; гладкость, шершавость, влагопроницаемость, коробление (для бумаги и картона). Выполняется сравнение материалов по их свойствам: декоративно-художественным и конструктивным (Виды бумаги: рисовальная, цветная тонкая, газетная и др., тонкий картон; пластичные материалы: глина, пластилин, тесто, природные материалы.)

Формирование основ экономного расходования материалов распространяется и на текстильные материалы. Расширяется перечень используемых инструментов и приспособлений для обработки доступных материалов: ножницы, игла, стека, шаблон, булавки, пресс. Усваиваются приемы рационального и безопасного использования разных инструментов. В знакомство с графическими изображениями добавляются схемы (их узнавание), обозначение линии сгиба на рисунках, схемах.

На занятиях происходит знакомство (понимание и называние) с технологическим процессом изготовления изделия из материалов: разметка деталей, их выделение, формообразование, сборка. Разметка деталей может уже выполняться на глаз, с использованием линейки. Формообразование деталей осуществляется сгибанием, складыванием, вытягиванием. Продолжает автоматизироваться клеевое соединение деталей изделия. Добавляется отделка деталей изделия рисованием, аппликацией, прямой строчкой. Осваивается такой вид заготовки природного материала как сушка изделий под прессом.

Становится актуальным изучение единообразия технологических операций (как последовательности выполнения изделия) при изготовлении изделий из разных материалов, связь и взаимообусловленность свойств используемых учащимися материалов и технологических приемов их обработки.

Конструирование и моделирование

В 1 дополнительном классе понятие конструкции от абстрактного переходит в более конкретное и совершенствуется на конструировании и моделировании изделий из природных материалов и бумаги складыванием, сгибанием, вытягиванием по образцу и рисунку. Неразборные (однодетальные) и разборные (многодетальные) конструкции (аппликации, изделия из текстиля, комбинированных материалов) осуществляются неподвижным соединением деталей с применением разных материалов пластилин, клей, нитки.

Использование информационных технологий предполагает не только визуальное знакомство, но и практику работы на компьютере поиск информации в интернете, работа на интерактивной доске, использование своих гаджетов для поиска необходимой информации по изучаемым темам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: