Общеразвивающие упражнения в парах

Проведение ОРУ в парах всегда вызывает огромный интерес у занимающихся. И положительные эмоции вполне естественны, хотя они же могут быть причиной шума, баловства и дезорганизации занятий. Поэтому необходима четкая организация и разумная дисциплина, основанные на точном соблюдении всех команд, распоряжений и указаний преподавателя.

В парных упражнениях роль партнеров различна. В одном случае оба выполняют совершенно одинаковые по форме и характеру движения зеркально или одноименными частями тела; в другом случае партнер оказывает помощь или сопротивление, формирую у учащихся умение противостоять максимальным усилиям, точно рассчитывать их интенсивность для оказания сопротивления партнеру; возможны упражнения в сталкивании, в равновесии.

Если партнеры выполняют одинаковые действия одновре­менно, то записать следует так:

И. п. Стоя лицом друг к другу на расстоянии одного шага, взяться за руки внизу

1 - присед на правой, левую вперед, руки вперед;

2 - и. п.;

3-4 - то же с правой (рис. 74).

Если упражнение нужно выполнить в одном направлении, когда первые номера должны выполнять влево, а вторые вправо, то в этом случае лучше сказать: «Наклон в сторону двери или выпад в сторону окон», т. е. указать какой-либо ориентир в зале, определяющий направление движения.

В этой группе упражнений для начала и окончания их пода­ются команды, как и в раздельном способе проведения общеразвивающих упражнений.

Упражнения, в которых партнеры выполняют разные дви­гательные задачи, здесь необходимо указать действия каждого партнера. Партнер, выполняющий основные действия, счита­ется первым, а его напарник — вторым. В этом случае упражнение следует записать так:

И. п. — первый: сед, руки за головой; второй: в упоре на коле­нях лицом к первому, руки на голеностопах первого.

1- первый: ложится на спину; второй прижимает голеностопы партнера к полу

 2 – первый: и. п. (рис. 75).

Рис. 74                              Рис. 75

При проведении ОРУ в парах необходимо:

1) правильно подбирать партнеров по полу, росту, весу, силе;

2) удобно и рационально размещать занимающихся на площадке или в зале;

3) понятно и достаточно подробно объяснять упражнения для каждых номеров в парах;

4) предусмотреть смену функций партнеров;

5) Нужно предварительно ознакомить со способами хватов руками, которые необходимы для выполнения упражнений в парах. Предлагается использовать: поперечный, ладонный, глубокий хват; хват в замок использовать нельзя, т.к. возникает возможность получения трав при выполнении особенно динамических упражнений.

6) Разучивать упражнение лучше методом «показа и объяснения» или «по разделениям».

7) В упражнениях на сопротивление учитель должен следить за тем, чтобы сила партнера, оказывающего сопротивление позволяла выполнить упражнение другому партнеру.

8) При проведении упражнений на растягивание в парах занимающийся, у которого растягивают мышцы, должен пол­ностью расслабить их и не оказывать сопротивления. Это «пассивное» положение накладывает большую ответственность на помогающего выполнять растягивание и требует от него боль­шей ответственности за свои действия. Он должен умело соиз­мерять величину прилагаемой силы, чтобы не вызывать травм у партнера. Надо внимательно следить за тем, чтобы каждое упражнение начиналось с легких коротких и пружинистых покачиваний не в полную силу и не отличалось резкостью движений. Перед проведением упражнений на растягивание во избежание травм рекомендуется проводить силовые упражнения на группы мышц, которые будут растянуты. При выполнении упражнений с помощью партнера не следует до­пускать сильных болевых ощущений, возможна слегка ощути­мая боль.

9) Подбирая упражнения в парах для младших школьников и девушек (особенно слабо подготовленных), учителю надо избе­гать таких, которые вызывают непосильное напряжение всего организма. Например: под­нимание партнера за локти и т. д. Только в старших классах с юношами можно применять такие упражнения, как подни­мание партнера, лежащего на полу, за голову или прыжки и приседы с партнером на плечах и т. п.

10) Очень важно следить за характером и темпом выполне­ния упражнений в парах, так как каждое из них имеет свой темп и ритм. Движения, в которых принимают участие группы боль­ших мышц, выполняются в медленном темпе. Для мелких мышц темп может быть ускорен. Как общее правило следует иметь в виду, что упражнения в парах должны выполняться медленнее, чем обычные упражнения.

11) В тех упражнениях, где партнеры выполняют движения, разные по форме и характеру (один выполняет наклоны, а дру­гой его удерживает за голеностопы), нужно предусмотреть орга­низованную смену функций.

12) Как правило, комплекс упражнений в парах проводят в разомкнутом строю в колонне по два или по четыре. Некото­рые несложные или ранее разученные упражнения можно проводить в движении. Желательно применять оба варианта, т. е. выполнять упражнения, передвигаясь по периметру площадки в колонну по два или через центр.

Один из видов классификации общеразвивающих упражнений (ОРУ) является классификация по признаку организации группы. ОРУ можно разделить на одиночные упражнения; упражнения, выполняемые вдвоем, втроем; упражнения в кругу; в сцеплении; упражнения в сомкнутых колоннах и шеренгах; упражнения в движении.

Чтобы рационально разместить группу для выполнения ОРУ, необходимо владеть основами построений, перемещений, перестроений и размыканий из раздела курса гимнастики «Строевые упражнения». Следует учитывать, что конкретный порядок построения зависит от содержания комплекса ОРУ.

 

Примерные варианты построения группы для выполнения ОРУ вдвоем.

 

 

 

ОРУ вдвоем очень эмоциональный и действенный вид упражнений. Главное их достоинство – возможность взаимных активных действий партнеров. Парные упражнения значительно сложнее по организации, чем одиночные. Их особенно трудно проводить с детским контингентом, так как эмоциональность упражнений ведет к нарушению дисциплины. Решать организационные сложности помогут следующие практические рекомендации:

1. Пары должны подбираться таким образом, чтобы не было чрезмерной разницы в росте, в весе, в силе участников.

2. В группах более 14 – 16 человек удобнее проводить перестроение в колонну по 4, а не по 2, так как слишком длинное расположение занимающихся затрудняет контакт с группой.

3. Показ и объяснение проводить так, чтобы все занимающиеся были повернуты лицом к преподавателю.

4. Обозначить партнеров первым и вторым номерами для удобства управления и объяснения.

5. Для удобства указания сторон, куда выполняется движение, пользоваться внешними ориентирами, например: «В сторону правой границы зала упражнение – Начи – най!»

6. Тщательно следить за исходными положениями, выделяя для их уточнения дополнительное время.

7. Замедлить, в сравнении с обычными ОРУ, темп выполнения (подсчет).

Для точного описания парных ОРУ следует знать варианты сцеплений (хватов):

1. Хват пальцами – обоюдный хват согнутыми пальцами.

2. Глубокий хват – обоюдный хват за лучезапястные суставы.

3. Прямой хват – упираясь ладонями друг в друга, пальцы разведены.

4. Хват за большие пальцы.

5. Плечевой хват – руки на плечи партнеру.

6. Локтевой хват – сцепление за локти. 

Как уже выше было сказано, преподаватель должен подбирать пары таким образом, чтобы рост, вес и силы упражняющихся были, примерно, равными. Чрезмерная разница в силе делает упражнения иногда опасным, а в большинстве случаев – неинтересным как для сильного партнера, так и для слабого. Мальчики должны стоять в паре с мальчиками, а девочки – с девочками. Это особенно важно при занятиях со старшим возрастом, где разница в силе юношей и девушек значительнее чем в младшем возрасте.

Преподаватель должен наблюдать, чтобы упражнения в сопротивлении не переходили в своеобразное сопротивление. Прежде чем скомандовать начало упражнений, необходимо проверить правильность взятых исходных положений, так как от этого зависит эффект самого упражнения. Особое внимание следует уделить правильному хвату. Упражнения вдвоем – эмоциональны, они сопровождаются обычно смехом, шумом. Это вполне естественно и было бы не педагогичным принимать какие – либо репрессивные меры против этого. Разумеется, что подобные «вольность» не должна переходить определенных границ.

Очень важно следить за темпом и характером выполнения упражнений вдвоем. Каждое упражнение должно иметь свой ритм и темп. Движения, в которых принимают участие большие группы мышц, делаются в медленном темпе; темп упражнений для мелких групп мышц может быть ускорен. Особенно следует соблюдать это правило в упражнениях на сопротивление. Как общее, следует иметь ввиду, что упражнения вдвоем должны проделываться в медленном темпе. Это способствует более активной работе двигательного аппарата. Выполняя упражнения на сопротивление, каждый должен сопротивляться в меру сил партнера, чтобы давать возможность выполнять упражнения.

При выполнении упражнений на растягивание вдвоем, занимающийся, у которого растягивают мышцы, должен полностью расслабить их и не оказывать сопротивления. Это «пассивное» положение накладывает большую ответственность на выполняющего растягивание и требует от него большого внимания к своим действиям. Он должен умело соразмерить величину прилагаемой им силы, амплитуду, чтобы не вызвать травм у партнера. Каждое упражнение надо начинать с легких, коротких и пружинистых покачиваний или рывков не на полную амплитуду. Амплитуду увеличивать постепенно, заканчивая каждое движение небольшим рывком. Затем партнеры меняются местами.

В зависимости от того, как распределяются функции партнеров, парные упражнения можно разделить на следующие группы:

1. Упражнения, в которых оба партнера делают одни и те же движения.

2. Упражнения, в которых один партнер выполняет движение, а другой поддерживает.

3. Упражнения, в которых партнеры оказывают взаимное сопротивление.

4. Упражнения, в которых один партнер выполняет движение, а другой оказывает сопротивление (мешает).

5. Упражнения, в которых один партнер выполняет пассивные движения при активной помощи другого.

Прежде чем приступить к подбору упражнений в комплексе, нужно точно определить его целевое назначение. Он может быть предназначен для общей или специальной разминки, для комплексного или направленного развития двигательных качеств (силы, гибкости, выносливости, координации движений), для формирования осанки, для решения задач восстановления, для обучения конкретным двигательным действиям и т. п.

Также нужно знать при подборе упражнений – контингент занимающихся, их возраст и уровень подготовленности, состояние здоровья.

Зная, для чего и для кого составить комплекс, остается решить еще два вопроса: какие упражнения включить и в какой последовательности. Ответить на эти вопросы можно просто: включать наиболее эффективные упражнения в физически рациональной последовательности. Но для реального воплощения этих ответов требуются обширные теоретические знания и личный двигательный опыт. Нужно владеть большим объемом упражнений и творчески подходить к их использованию.

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ КОМПЛЕКСОВ УПРАЖНЕНИЙ В УРОКАХ ОСНОВНОЙ ГИМНАСТИКИ

1. Упражнения, включенные в комплекс, должны быть направлены на решение задач урока.

2. Содержание упражнения должно соответствовать уровню подготовленности, полу и возрасту занимающихся.

3.  Упражнения необходимо подбирать так, чтобы они оказывали всестороннее воздействие на занимающихся и обеспечивали развитие основных физических качеств. Упражнения должны способствовать формированию правильной осанки и овладению умением управлять своими движениями.

4. Упражнения должны следовать одно за другим в соответствии с принципом постепенного нарастания нагрузки. Целесообразно начинать с наиболее легких и простых, связанных с движениями отдельных частей тела, затем рекомендуется включать комплексные упражнения, дающие нагрузку большим группам мышц.

5. Необходимо чередовать упражнения так, чтобы в работу включались последовательно разные части тела. Поочередная работа различных частей тела повышает эффективность мышечных усилий и создает оптимальные условия для отдыха работающих мышц.

6. Упражнения силового характера должны предшествовать упражнениям на растягивание. После напряженной работы целесообразно выполнять упражнения на расслабления.

При обучении ОРУ в парах используют методический прием – совмещенное объяснение и показ. Преподаватель показывает движение каждого счета, одновременно называя эти движения. Показывать упражнения, стоя лицом к группе, следует зеркально, то есть говорить «вправо», а делать «влево». Можно использовать метод, при котором преподаватель, обучая, сразу добивается качественного выполнения движения каждого счета. Такой метод обучения ОРУ называется «по разделениям».

После того как названо (или показано, или названо и показано) движение каждого счета, преподаватель дает команду: «Делай раз (два, три)!» и проверяет качество выполнения движения. В практической работе команда «Делай» часто заменяется конкретными распоряжениями, например: «Присядьте – раз, встаньте – два, наклонитесь вперед – три, примите исходное положение – четыре!»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: