Формулировка задания 21 ЕГЭ
(из демоверсии ФИПИ):
Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)У каждого человека есть место, которое ему бесконечно дорого, – родная земля. (2)Алтайский край является одним из самых красивых мест земного шара. (3)Тысячи бурных рек и спокойных прозрачных озёр, необъятный простор степей и цветущие ковры горных лугов, светлые берёзовые рощи и таинственные урочища со следами диких животных – всё это мило и дорого каждому, кто здесь бывал. (4)Этот край – территория невероятных сокровищ, таящихся в глухих недрах. (5)Но Алтайский край знаменит не только первозданной природой, главное его богатство – люди. (6)Люди спокойные и смелые, уважающие друг друга, любящие жизнь и свою родную землю, уверенно смотрящие в будущее. (7)Чтобы познакомиться с Алтайским краем, можно почитать о нём книги, посмотреть фильмы, но, чтобы постичь его душой, а затем полюбить навсегда, надо обязательно приехать на алтайскую землю. (8)«Добро пожаловать в удивительный Алтайский край!» – призывают к увлекательному путешествию буклеты-путеводители по туристическим маршрутам России.
|
|
Алгоритм выполнения 21 задания:
1. Внимательно прочитайте задание, вам будет необходимо найти предложения, в которых один из знаков препинания (ТИРЕ, или ДВОЕТОЧИЕ, или ЗАПЯТАЯ) ставится в соответствии с одним и тем же правилом.
2. Выпишите номера предложений, в которых есть искомый знак препинания.
3. Напротив каждого предложения напишите в черновике, каким правилом объясняется этот знак.
Например, 1-между подлеж. и сказ. 2 - приложение и т.д.
4. Запишите номера предложений, в которых пунктуационное правило одинаковое.
Будьте внимательны! могут быть разные вариации ответов.
Найдите предложения, в которых ТИРЕ ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) Хатангский тракт — торговый путь на северо-западе полуострова Таймыр, проложенный русскими купцами в XVII веке. (2)В XIX столетии здесь сформировался отдельный этнос — долганы, самый молодой из малочисленных народов Таймыра, впитавший традиции эвенков, якутов и других северных народностей. (3) На картах XIX века Хатангский тракт выглядит как пунктирная линия, вытянутая от современной Дудинки в сторону моря Лаптевых. (4)К северу от тракта простирается тундра, к югу — неприступное плато Путорана. (5) Каждая точка линии — обустроенное жилище (зимовье), где можно было переждать непогоду и холода. (6) Большинство зимовий закладывалось русскими первопроходцами, поэтому Хатангский тракт часто называли «большой русской дорогой». (7) По Хатангскому тракту ездили купцы, ученые и проповедники. (8) Путешественникам доставались пушнина и надежные проводники по тундре. (9) Коренным жителям — медная посуда, соль, порох, язык и религия.
|
|
В качестве ответа можно указать 15 ИЛИ 49. Не нужно записывать все цифры, только те, предложения, в которых постановка объясняется одним и тем же правилом.
ТЕОРИЯ 21 задания ЕГЭ
ТИРЕ
!!!!не путать с дефисом!!!!
Дефис (графически короче тире) разделяет части слова, а тире ставится между словами в предложении, поэтому дефис – орфографический знак, а тире – пунктуационный.
Дефис делит части составных слов (шкаф-купе, жар-птица, юго-запад), используется при присоединении некоторых приставок или частиц (скажи-ка, по-английски, кто-то), используется при переносе слова и при сокращении (д-р доктор, о-во общество).
ТИРЕ В ПРОСТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ
Между подлежащим и сказуемым, если:
· Сущ Им. – Сущ.Им.
Если подлежащее и сказуемое выражены существительным в именительном падеже БЕЗ связки.
Примеры: Биология – система наук, объектами изучения которой являются живые существа и их взаимодействие с окружающей средой)
· – это Перед словами «вот», «это», «значит», «это значит», «это есть».
Примеры: Все прошедшее, настоящее и будущее – это мы, а не слепая сила стихии.
· Инф. – инф.
Инф. – сущ. Им.
Сущ. Им. – инф.
Если и подлежащее, и сказуемое выражены неопределенной формой глагола ИЛИ один из главных членов предложения выражен неопределенной формой глагола, а другой – существительным в именительном падеже.
Примеры: Курить – здоровью вредить. Ждать – большое искусство. Наш долг – защищать крепость до последнего издыхания.
· Числ. Им. – числ Им.
Сущ. Им. - числ. Им.
Числ. Им – сущ. Им
· Оба главных члена предложения выражены количественными числительными (или словосочетанием с числительным), а также если числительным выражен только один из главных членов предложения.
Семью семь – сорок девять. Большая медведица – семь ярких звезд.
· Перед сказуемым, выраженным фразеологизмом.
Пример: Мой друг – семи пядей во лбу.
· Если подлежащее выражено личным местоимением, а сказуемое - существительным в Им.п. ТОЛЬКО при:
- противопоставлении (Пример: Ты – старый ребенок, теоретик, а я – молодой старик и практик…)
- логическом подчеркивании сказуемого (Пример: Я – страница твоему перу.)
В остальных случаях тире НЕ ставится.
· Инф. – предикативное наречие на –О
Если сказуемое выражено наречием на –О, если между главными членами предложения содержится ярко выраженная ПАУЗА. (Примеры: Уступить – позорно. Готовиться к экзаменам – не так просто.)
ТИРЕ В НЕПОЛНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ
Неполное предложение - это предложения, в которых пропущен любой член предложения, необходимый для полноты строения и значения данного предложения.
!!! Не путайте неполные предложения с односоставными: в односоставных отсутствует подлежащее или сказуемое, но смысл предложения при этом понятен.
Когда пропущен член предложения, но его можно восстановить ЛОГИЧЕСКИ или из предыдущих частей предложения/ предложений.
Примеры: А ты любишь пироги с зеленым луком? Я — страсть как!
Они стояли друг против друга: Олег – растерянный и смущенный, Нина – с выражением вызова на лице. И по всему небу – облака, как розовые перышки.
· Если предложение состоит из существительных в Дат. и Вин. падежах без грамматической основы.
Пример: Каждому молодому человеку – среднее образование.
· Тире ставится между словами, обозначающими пределы (от….до)
Пространственные (Поезд Москва – Санкт-Петербург)
Временные (Крестовые походы XI-XIII веков)
Количественные (Запасы будут исчерпаны через десять - пятнадцать лет)
Между двумя именами собственными, обозначающими одно явление, учение, наименование и т.д. (закон Бойля – Мариотта, матч Каспаров – Карпов.)
|
|