Рассказ воспитателя и рассматривание иллюстраций

– Ребята, такое разнообразие хлебобулочных изделий было не всегда. Когда-то человек попробовал жевать зерна, они показались ему очень вкусными. Затем люди научились растирать зерна камнями и получать муку, а из муки месить тесто. Хлеб был грубым, тяжелым и не таким вкусным, как сегодня. Затем стали печь хлеб из заквашенного теста.

Без хлеба не обходилось ни одно застолье. Он всегда и везде пользуется почетом и уважением. Гостя на Руси встречали всегда хлебом и солью. Даже пословицы сложили! Вслушайтесь: «Хлеб – всему голова!», «Худой обед, коли хлеба нет», «Будет хлеб, будет обед», «Хлеб на столе, так и стол – престол, а как хлеба ни куска, то и стол – доска».

Раньше хлеб пекли только ржаной (черный). Люди говорили: «Ржаной хлебушко – калачу дедушка».

КАРАВАЙ

Вот лежит каравай

У меня на столе.

Черный хлеб на столе –

Нет вкуснее на земле.

                        Я. Дягутите

– Ребята, было время, когда кусочек ржаного хлеба был дороже золота. Велико было значение хлеба во время Великой Отечественной войны. Не было зерна, и хлеб пекли из шелухи, целлюлозы, пырея, лебеды и т. д. И такой вот хлебушек давали по маленькому кусочку (125 г) на весь день. Люди понимали, что хлеб – это их жизнь, ценили его, берегли даже крошку.

Сегодня в магазине можно купить хлеба, сколько хочешь, но надо с уважением относиться к каждому кусочку, не покупать лишнего и не выбрасывать хлеб. Ведь он прошел долгий путь, прежде чем появиться на полке в магазине. А кто же занимается выращиванием зерна на полях? (Хлеборобы.)

ХЛЕБ

Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

                             Я. Аким

На бескрайних полях люди выращивают много зерна, с помощью которого можно накормить хлебом всю страну. Каждый день в детском саду, школах, магазинах пахнет душистым, свежим хлебом.

– Ребята, давайте вспомним, люди каких профессий трудятся над созданием хлеба? (Агроном, тракторист, комбайнёр, шофер, грузчик, мукомол, пекарь и т. д.)

– Каждую осень хлеборобы заботятся о будущем урожае. Под зиму трактористы пашут землю, чтобы она была мягкая, рыхлая под снегом зимой, а весной, когда снег растает, земля наберет сполна талой воды.

Рано весной землю рыхлят, вносят удобрения и засевают зерном. Появляются первые всходы, они питаются дождями и яркими лучами солнца, растут под привольным ветром все лето. Но вот налились колосья, созрели, стали крепкими и тяжелыми. Новые заботы у хлебороба, как бы не сломились колосья и не полегли.

РУКИ ЧЕЛОВЕКА

Склонила тяжелую голову рожь,

Спасибо вам, солнце, и ласковый дождь!

Спасибо земле, что была моим домом,

И сильным рукам, моим старым знакомым!

                                                   Я. Дягутите

– С утра до ночи работают хлеборобы в горячую пору уборки урожая. Упустишь время – осыплется зерно, пропадет урожай. От комбайнов тянутся вереницей грузовики, везут зерно на элеваторы. Там оно может храниться много лет. Полны закрома нашей страны золотого хлеба.

Вот он, хлебушек душистый,

С хрупкой корочкой витой.

Вот он, теплый, золотистый,

Словно солнцем налитой.

И в каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел.

В нем здоровье, наша сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Сохраняло, берегло.

– Длинный путь от поля до нашего стола. Действительно, сколько рук прикоснулось к нему, чтобы он стал хлебом. Чьи же руки прикасались к хлебу? (Руки агронома, тракториста, комбайнёра, шофера, грузчика, мельника, пекаря, кондитера, продавца и т. д.)

Физкультминутка.

Ладушки, ладушки,                           Тесто вылезло на стол,

Мы пекли оладушки.                         А потом даже на пол

Мы месили тесто,                              Тесто убежало.

Тесту в миске тесно.                          Начинай сначала.

Рассказы детей о том, как они помогали своим мамам выпекать булочки и печенье.

Игра «Назови и покажи».

Цель: развитие словарного запаса.

Дети называют сельскохозяйственные машины и показывают их на иллюстрациях. (Вариант 2: одни дети называют машины, другие – показывают.)

 

Тема: ИЗ ЧЕГО ДЕЛАЮТ ХЛЕБ?
ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ВКУС ИЗДЕЛИЯ?

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская (восприятие художественной литературы и фольклора), коммуникативная, игровая, двигательная.

Цель: развитие поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; индивидуального самовыражения детей в процессе продуктивной творческой деятельности.

Задачи: убедить детей, что в изготовлении хлеба принимают участие люди многих профессий; вкус хлебных изделий зависит от используемых продуктов и способов приготовления; названия хлебобулочных изделий зависят от формы выпечки, используемых продуктов и способов изготовления; учить правилам дегустации; развивать способность различать вкус изделий.

Оборудование: доска, мел, колосья любых хлебных злаков; лист бумаги или тарелка (для каждого ребенка), на которых разбирают колос для изучения его строения.

Виды деятельности: развитие речи, ознакомление с природой формирования экологических представлений, знакомство с окружающим миром, социализация личности ребенка.

Организация непосредственно
образовательной деятельности




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: