– Ребята, такое разнообразие хлебобулочных изделий было не всегда. Когда-то человек попробовал жевать зерна, они показались ему очень вкусными. Затем люди научились растирать зерна камнями и получать муку, а из муки месить тесто. Хлеб был грубым, тяжелым и не таким вкусным, как сегодня. Затем стали печь хлеб из заквашенного теста.
Без хлеба не обходилось ни одно застолье. Он всегда и везде пользуется почетом и уважением. Гостя на Руси встречали всегда хлебом и солью. Даже пословицы сложили! Вслушайтесь: «Хлеб – всему голова!», «Худой обед, коли хлеба нет», «Будет хлеб, будет обед», «Хлеб на столе, так и стол – престол, а как хлеба ни куска, то и стол – доска».
Раньше хлеб пекли только ржаной (черный). Люди говорили: «Ржаной хлебушко – калачу дедушка».
КАРАВАЙ
Вот лежит каравай
У меня на столе.
Черный хлеб на столе –
Нет вкуснее на земле.
Я. Дягутите
– Ребята, было время, когда кусочек ржаного хлеба был дороже золота. Велико было значение хлеба во время Великой Отечественной войны. Не было зерна, и хлеб пекли из шелухи, целлюлозы, пырея, лебеды и т. д. И такой вот хлебушек давали по маленькому кусочку (125 г) на весь день. Люди понимали, что хлеб – это их жизнь, ценили его, берегли даже крошку.
|
|
Сегодня в магазине можно купить хлеба, сколько хочешь, но надо с уважением относиться к каждому кусочку, не покупать лишнего и не выбрасывать хлеб. Ведь он прошел долгий путь, прежде чем появиться на полке в магазине. А кто же занимается выращиванием зерна на полях? (Хлеборобы.)
ХЛЕБ
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
Я. Аким
На бескрайних полях люди выращивают много зерна, с помощью которого можно накормить хлебом всю страну. Каждый день в детском саду, школах, магазинах пахнет душистым, свежим хлебом.
– Ребята, давайте вспомним, люди каких профессий трудятся над созданием хлеба? (Агроном, тракторист, комбайнёр, шофер, грузчик, мукомол, пекарь и т. д.)
– Каждую осень хлеборобы заботятся о будущем урожае. Под зиму трактористы пашут землю, чтобы она была мягкая, рыхлая под снегом зимой, а весной, когда снег растает, земля наберет сполна талой воды.
Рано весной землю рыхлят, вносят удобрения и засевают зерном. Появляются первые всходы, они питаются дождями и яркими лучами солнца, растут под привольным ветром все лето. Но вот налились колосья, созрели, стали крепкими и тяжелыми. Новые заботы у хлебороба, как бы не сломились колосья и не полегли.
РУКИ ЧЕЛОВЕКА
Склонила тяжелую голову рожь,
Спасибо вам, солнце, и ласковый дождь!
|
|
Спасибо земле, что была моим домом,
И сильным рукам, моим старым знакомым!
Я. Дягутите
– С утра до ночи работают хлеборобы в горячую пору уборки урожая. Упустишь время – осыплется зерно, пропадет урожай. От комбайнов тянутся вереницей грузовики, везут зерно на элеваторы. Там оно может храниться много лет. Полны закрома нашей страны золотого хлеба.
Вот он, хлебушек душистый,
С хрупкой корочкой витой.
Вот он, теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
И в каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел.
В нем здоровье, наша сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Сохраняло, берегло.
– Длинный путь от поля до нашего стола. Действительно, сколько рук прикоснулось к нему, чтобы он стал хлебом. Чьи же руки прикасались к хлебу? (Руки агронома, тракториста, комбайнёра, шофера, грузчика, мельника, пекаря, кондитера, продавца и т. д.)
Физкультминутка.
Ладушки, ладушки, Тесто вылезло на стол,
Мы пекли оладушки. А потом даже на пол
Мы месили тесто, Тесто убежало.
Тесту в миске тесно. Начинай сначала.
Рассказы детей о том, как они помогали своим мамам выпекать булочки и печенье.
Игра «Назови и покажи».
Цель: развитие словарного запаса.
Дети называют сельскохозяйственные машины и показывают их на иллюстрациях. (Вариант 2: одни дети называют машины, другие – показывают.)
Тема: ИЗ ЧЕГО ДЕЛАЮТ ХЛЕБ?
ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ВКУС ИЗДЕЛИЯ?
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская (восприятие художественной литературы и фольклора), коммуникативная, игровая, двигательная.
Цель: развитие поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; индивидуального самовыражения детей в процессе продуктивной творческой деятельности.
Задачи: убедить детей, что в изготовлении хлеба принимают участие люди многих профессий; вкус хлебных изделий зависит от используемых продуктов и способов приготовления; названия хлебобулочных изделий зависят от формы выпечки, используемых продуктов и способов изготовления; учить правилам дегустации; развивать способность различать вкус изделий.
Оборудование: доска, мел, колосья любых хлебных злаков; лист бумаги или тарелка (для каждого ребенка), на которых разбирают колос для изучения его строения.
Виды деятельности: развитие речи, ознакомление с природой формирования экологических представлений, знакомство с окружающим миром, социализация личности ребенка.
Организация непосредственно
образовательной деятельности