Чтение сказки «Мякиш» (Б. Вовк)

Дала мама Вове хлеба с маслом. Масло Вова слизал, корочку сгрыз, а из мякиша человечка слепил. Смешного такого, с ручками, ножками и длинным носом. Поиграл, а потом в окошко выбросил. Человечек упал и стукнулся о камень.

– Ой, – вскрикнул он, – так недолго и покалечиться.

Вова рот от удивления раскрыл, а человечек ему кулачком погрозил:

– Погоди у меня.

Вова не успел удивиться, потому что мама его в гастроном послала, за хлебом.

В гастрономе Вова спросил у продавца батон за шестнадцать копеек.

– Не давайте, – послышался тоненький голосок, – не продавайте, – упрашивал продавца Мякиш. Продавец узнал, как Вова обидел Мякиш, и не дал хлеба.

– Ступай к пекарю. Спроси, может, он напек для тебя.

Пекарь, в белом колпаке, в белом фартуке, встретил Вову не очень ласково:

– Так это ты кидаешься хлебом? Иди на завод, спроси, намололи ли тебе муки на хлеб.

«Видно, и здесь Мякиш раньше меня побывал», – расстроился Вова.

Когда Вова пришел на мукомольный завод, то людей на заводском дворе не увидел. Пришел в цех, и там, показалось ему сперва, не было никого. Лишь машины стучали. Сами мололи зерно, сами ссыпали муку.

– Эй, есть тут кто-нибудь?! – крикнул Вова. И тогда вышли к нему рабочие, несколько человек, которые управляли машинами.

– А, это ты, – сказали рабочие. – Тебе мы не намололи муки. Ступай на поле, к колхозникам. Если дадут зерна, тогда поговорим. Мякиш и на завод раньше Вовы успел.

…По полю величественно плыл комбайн, ссыпал зерно в кузов машины. А Мякиш бегал по полю и показывал всем свою ушибленную ножку. Вова чуть не плакал: если Мякиш здесь, бригадир не даст зерна. Но бригадир не стал упрекать Вову.

– Вот и хорошо, что ты пришел, – сказал он, – нам как раз помощник нужен. – Ловко подсадил Вову на комбайн. Сам рядом встал и, как на рычаг нажимать и солому откидывать, показывает. И некогда Вове передохнуть – солома рекой плывет.

А еще солнце печет, рубашка к спине прилипла. Час прошел, другой, Вова счет времени потерял.

– Обед, – скомандовал бригадир.

Вова медленно слез с комбайна, сел на землю. И есть ужасно хочется. Спасибо, бригадир достал булку, Вове добрый кусок отломил.

Держа в руке хлеб, Вова глазами отыскивал Мякиша. Но его нигде не было видно. Исчез, будто под хлебную корочку спрятался. (Перевел с украинского С. Пайна.)

Беседа по произведению.

– Скажите, кто такой Мякиш?

– Кто сделал Мякиша? Что с Мякишем произошло?

– Как чувствовал себя Вова, когда ему не продали хлеба? Почему? Он осознал свой поступок? Как бы вы поступили на месте Вовы? Вова исправил свою ошибку? Что означает фраза «Берегите хлеб»?

Физкультминутка (психогимнастика «Колосок»).

Воспитатель предлагает детям представить, что они маленькие пшеничные зернышки. Зерно попадает в землю, прорастает, появляется маленький росток. Затем он растет, превращается в колос, поспевает, греется на солнышке. Дети изображают «колосок» пантомимой. Упражнение выполняется под музыку.

Рассматривание колосьев.

– Ребята, вы знаете, что Мякиш прислал нам в группу подарок: приготовил для нас разные колоски. Посмотрите внимательно, какие? Правильно. Это – пшеничные, ржаные и ячменные. Давайте рассмотрим их внимательно.

Дети разбирают колосья. При этом педагог не стремится опередить словесным описанием практическую работу детей. Учитывая наглядно-образный характер их мышления, он вначале дает возможность детям самостоятельно познакомиться со строением колоса, как лежат в нем зерна, чем они покрыты. Такой эвристический подход сделает знания более осознанными и прочными.

Беседа.

– Из чего делают хлеб? (Из теста.)

– Из чего делают тесто? (Из муки.)

– Из чего делают муку? (Из зерен.)

– Откуда берутся зерна? (Они вырастают на колосе.)

Во время беседы выясняется: чтобы получить хлеб, нужно тесто, тесто делают из муки, муку – из зерен, а зерна выращивают в поле. Вспоминая вместе с детьми этапы изготовления хлеба, воспитатель мелом чертит на доске схему этого процесса, используя условные знаки. Для облегчения восприятия материала эти знаки должны быть похожи на соответствующие реальные объекты.

Воспитатель. Мы узнали, откуда берутся зерна для получения муки. Все растения называются «злаки», они бывают разными.

Что из чего?» (дегустация хлебобулочных изделий).

Воспитатель учит детей дегустации и создает все условия для их самостоятельной работы. Поскольку принесенные изделия едят руками, воспитатель напоминает о необходимости вымыть руки до и после еды.

В установленный день (удобнее всего – в понедельник) дети приносят свою выпечку в детский сад. После завтрака организуется свободная беседа. Каждый ребенок называет свое изделие и сообщает, какие продукты вошли в его состав, а также как его готовили: варили, пекли, жарили. Изделие делится на маленькие кусочки, и все дети его пробуют, стараясь определить вкус вложенных в него продуктов.

Рекомендация: кусочки должны быть очень маленькими. Во-первых, это позволит избежать переедания, во-вторых, обеспечит более тонкий анализ вкусовых ощущений кончиком и боковыми поверхностями языка.

Рассмотрев одно изделие, переходят к обсуждению и дегустации следующего. Воспитатель каждый раз просит ребенка уточнить, из какого теста сделано его изделие и каким способом оно готовилось. Одновременно воспитатель учит детей правилам дегустации: нужно взять в рот небольшой кусочек, хорошо его прожевать и почувствовать возникающие вкусовые ощущения: они носят сложный характер, так как в состав изделия входит много компонентов.

На этом занятии можно пробовать и неудачные, невкусные изделия. Такие воспитатель может приготовить сам, пересолив или недосолив тесто, пережарив или недожарив. Это поможет детям осознать значение соблюдения технологии изготовления пищи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: