Игра «Угадай и назови»

Воспитатель показывает муляжи хлебобулочных изделий или картинки с их изображением. Дети их называют.

Словарная работа: булка хлеба, батон, пирожок, пицца, рогалик, кекс, пирожное, ватрушка и др.

 

Тема: АКАДЕМИЯ ДОМАШНИХ ВОЛШЕБНИКОВ.
ЗАВОДИМ ДРОЖЖЕВОЕ ТЕСТО

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная.

Цели: совершенствование трудовых навыков детей, понимание причинно-следственных связей, действующих в природе; ознакомление с природой, развитие речи, труд, ориентировка в пространстве, ТРИЗ, ознакомление с окружающим.

Задачи: формировать представление о технологии приготовления дрожжевого кислого теста; познакомить детей с условиями, необходимыми для развития дрожжевых грибков.

Оборудование: мука в достаточном количестве, вода, соль, сахар, масло, сухие дрожжи.

Посуда: емкость для теста, разделочная доска или клеенка, нож, ложка, противень (сковорода) для выпечки, тарелки для готовых изделий, две небольшие емкости для содержания теста при разной температуре.

Предметы гигиены: чистые полотенца для вытирания рук, салфетка для укрывания теста, фартуки для всех детей, колпаки и косынки.

Организация детей: свободно располагаются вокруг столов, на которых работают.

Организация непосредственно
образовательной деятельности

1. Рассказ воспитателя о дрожжах.

2. Подготовка опары совместно с воспитателем.

3. Замешивание теста.

4. Физкультминутка «Ладушки, ладушки».

5. Опыт с пресным и кислым тестом.

6. Формовка булочек, выкладывание их на лист.

7. Итог занятия (во время ужина дети дегустируют свою выпечку).

Рекомендации.

Воспитатель руководит работой, при необходимости помогает. Особое внимание детей обращает на аккуратность в работе: столы и пол должны остаться чистыми.

Воспитатель предлагает детям самостоятельно приготовить кислое и пресное тесто. Вначале все внимательно рассматривают сухие дрожжи, затем замачивают их в воде и следят за изменением консистенции и внешнего вида раствора. Разводят опару или квашню, ставят в теплое место, периодически наблюдают за изменением состояния и внешнего вида теста.

Пока основная масса теста подходит в тепле, дети проводят небольшой эксперимент: один маленький кусочек теста выносят на холод (зимой кладут на подоконник или между рамами).

Одновременно наблюдают за пресным тестом (без дрожжей). Наблюдение ведут за всеми тремя вариантами.

Вскоре они увидят, что основная масса теста быстро подходит, увеличивается в объеме. Если кастрюля стоит на поддоне, можно допустить, чтобы тесто перелилось через край. Это произведет на детей большое впечатление. Тесто, вынесенное на холод, а также пресное тесто подниматься не будут. Поэтому дети приходят к выводу, что дрожжи живые. Микроорганизмы хорошо растут и размножаются в тепле, но гибнут при низкой температуре. А в пресном тесте, где дрожжевых грибков нет, тоже не поднимается тесто.

Из готового теста каждый ребенок лепит свою булочку или фигурку, которую ему подскажет фантазия. Позже это поможет ему определить свою работу. Каждый ребенок самостоятельно кладет свое изделие на противень (сковороду). Рядом кладут две булочки из неподнявшегося теста.

Противень уносят на кухню и ставят в духовой шкаф. До этого воспитатель предварительно обговаривает с работниками кухни оптимальные сроки выпекания детских изделий.

Изделия можно не печь, а жарить. В любом случае эту работу выполняет взрослый, желательно – работник кухни. Дети находятся от него на безопасном расстоянии.

Когда изделия готовы, их приносят в группу и дают детям. Каждый берет свою булочку. Прежде чем съесть, дети рассматривают структуру теста, отмечают, как оно изменилось после пребывания в печи. На разломе они увидят мелкие дырочки.

Воспитатель. Это работа дрожжей. Они образуют особый газ. Как вы видели, мелкие пузырьки этого газа разрыхляют даже сырое тесто. Когда тесто прогревается, размер пузырьков увеличивается. В тесте образуются дырочки, ходы. От этого тесто становится рыхлым, а изделие мягким и легким. Сравним наши булочки с булочками, испеченными из неподнявшегося теста. В них мы убили дрожжи холодом или теплом. Чем они отличаются от обычных?

Дети дегустируют эти булочки и отмечают, что неподнявшееся тесто жесткое, грубое.

 



БЕСЕДЫ

Тема: Как мы можем беречь хлеб?

Задача: показать детям, что довольно много хлеба теряется, в том числе и в детском саду.

Виды деятельности: познавательная (ознакомление с миром природы и социальным миром), коммуникативная (элементарный бытовой труд, социализация личности детей, воспитание уважения к хлебу, бережливости).

Ход беседы

– Ребята, как вы думаете, почему говорят «Хлеб – это богатство», «Хлеб – всему голова»?

– Что значит «беречь хлеб»? Как мы можем беречь хлеб?

– Как можно использовать хлеб, который зачерствел?

– Что можно сделать с крошками, корочками хлеба?

– Как вы дома бережете хлеб?

Педагог демонстрирует коробку, в которой собраны крошки и недоеденные кусочки хлеба, оставшиеся на столах за 2–3 недели. Дети видят, сколько хлеба теряется незаметно. А ведь они знают, что на его изготовление уходит столько сил! После небольшого обсуждения дети относят крошки птицам, запоминают, что хлеб необходимо беречь.

 

Тема: Как хлеб на стол пришел?

Цели: воспитание уважения к людям, выращивающим зерно и готовящим из него пищевые продукты, формирование понимания, что к хлебу необходимо относиться бережно.

Задачи: познакомить детей с технологией выращивания хлеба, сельскохозяйственными машинами; обогатить активный словарь названиями сельскохозяйственных машин и профессий людей, участвующих в изготовлении хлебобулочных изделий.

Ход беседы

Педагог. Ребята, сегодня к нам в группу пришел Сережа. Он долго болел и много занятий пропустил. Давайте расскажем ему о том, как хлеб на стол пришел.

– Из чего делают хлеб? Муку?

– Почему один хлеб называют белым, а другой – серым?

– Как выращивают зерна пшеницы и ржи?

– Люди каких профессий участвуют в процессе производства хлеба?

Воспитатель читает детям рассказ или несколько рассказов о том, как выращиваются зерновые культуры, сколько труда нужно затратить для того, чтобы хлеб пришел на стол. Если воспитатель сочтет необходимым усилить воспитательное воздействие, можно подобрать рассказы о трудных периодах в жизни людей, когда каждый кусок хлеба ценился на вес золота.

Дети рассматривают фотографии и слайды, на которых изображено, как выращивается хлеб, как его хранят в элеваторах, как из зерна мелют муку в производственных условиях, как из нее делают различные изделия. Воспитатель дает необходимые пояснения. Текст беседы зависит от содержания демонстрируемого иллюстративного материала.

 

Тема: Что такое дрожжи? Какое значение они имеют
для процесса производства хлеба?

Цель: формирование представления о технологии приготовления дрожжевого кислого теста.


Ход беседы

– Что такое дрожжи? Для чего они нужны?

– Где используют дрожжи люди?

– Можно ли замесить тесто без дрожжей? Какое тесто получится?

– Какие дрожжи бывают?

 

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

«Пирог»

Играющие делятся на две команды. Команды становятся друг против друга. Между ними садится «пирог» (на него надета шапочка). Все дружно начинают расхваливать «пирог»:

Вот он какой высоконький,

Вот он какой мяконький,

Вот он какой широконький!

Режь его да ешь!

После этих слов играющие по одному из команды бегут к «пирогу». Кто быстрее добежит до цели и дотронется до «пирога», тот и уводит его с собой. На место «пирога» садится ребенок из проигравшей команды. Так происходит до тех пор, пока не проиграют все в одной из команд.

«Каравай»

Составив круг, играющие поют:

Шел павлин горою,

Все люди за мною.

Одного нет у нас (имя одного из играющих).

У его маменьки печка истопленная,

Блины испеченные, каравай состряпанный,

Этакий высокий, этакий широкий,

Этакий низенький.

Играющие поднимают руки кверху, разводят в стороны, опускают к полу, сжимают круг, показывая вышину, ширину и т. д.

«Пахари и жнецы»

Играющие выстраиваются в две шеренги (друг против друга). Одни – «пахари», другие – «жнецы». Первыми начинают «пахари». Они идут шеренгой навстречу жнецам и говорят:

А мы пашенку пахали,

Глубоко борозды пахали.

Борозды глубокие,

Полосы широкие.

А вы, жнецы, худые.

У вас серпы тупые.

Им отвечают жнецы:

А у вас – пахарь Сысой,

У него плуг тупой.

Он пашню не пахал,

На меже пролежал

Да ворон считал.

По окончании этих слов один из «пахарей» выбирает себе пару. «Пахари» берутся за руки. «Жнецы» по очереди стараются их разъединить. Когда им это удается, игра повторяется, но начинают ее уже «жнецы».

Игра «Печем пироги»
(имитация под музыку)

Действующие лица: Ведущий, Петушок, Круть, Верть.

Вместе с персонажами дети имитируют процесс приготовления хлеба.

Ведущий. Засучили рукава – высыпали муку – налили воду – добавили соль – вбили яйцо – перемешали – побили тесто – раскатали – нарезали – налепили пирожков – разложили по противню – поставили в печку – испекли – понюхали – взяли все по пирожку – попробовали – съели – поблагодарили.

Петушок. Ну что, Круть, ну что, Верть, хорошо мы сегодня потрудились?

Круть. Золотые руки не знают скуки.

Верть. Хочешь есть калачи – не лежи на печи!

Круть. Худ обед, когда хлеба нет.

Верть. Сделал дело – гуляй смело.

Петушок, Круть, Верть и дети веселятся.

«Что мы делали – не скажем,
а как делали – покажем»

Из взрослых выбирается один ведущий – Царь. Команда детей, предварительно договорившись между собой, подходит к Царю. Между ними происходит следующий диалог:

– Здравствуй, Царь.

– Здравствуйте, дети. Где вы были?

– На мельнице (или в другом месте, где происходят задуманные действия).

– Что вы делали?

– Что мы делали – не скажем, а как делали – покажем.

Дети показывают задуманные ими действия, Царь должен угадать их. Если угадал – дети убегают, а Царь их ловит. Пойманных берет в плен. Оставшиеся задумывают новое действие, и игра продолжается. Если Царь назвал задуманное новое действие неверно, дети остаются на своих местах и дают ему еще одну-две попытки для отгадывания.

Поиграв немного, дети и взрослые меняются ролями: дети становятся Царями, а взрослые загадывают действия.

«Кто назовет больше изделий из теста?»

Все команды называют изделия по очереди. Если какая-либо команда не может ничего сказать, она пропускает ход. За каждый ответ дается фишка. Побеждает команда, набравшая больше фишек. Конкурс начинают дети, а когда их знания полностью исчерпываются, его продолжают взрослые.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: