Меры предосторожности при обслуживании паровых котлов

 

3.1. Предотвращение повреждений и аварий котлов

 

3.1.1. Повреждения поверхностей нагрева, разрывы труб и аварии котлов являются следствием:

 

.1. упуска воды;

 

.2. "простуды" (резкого охлаждения котла);

 

.3. перегрева металла котла;

 

.4. чрезмерного повышения давления пара при неисправностях предохранительных клапанов;

 

.5. неудовлетворительного качества ремонта котлов;

 

.6. изношенности котла и неудовлетворительного контроля технического состояния;

 

.7. неправильного ввода котла в действие.

 

3.1.2. При работе котла особое внимание следует обращать на признаки, характеризующие его перегрев, а именно: покраснение отдельных частей котла, выпучины, отдулины, провисания труб или деформация стенок, течи в соединениях труб, связей и в швах, появление окалины, расслоения металла и разрывы отдельных частей. Перегрев жаровых труб и огневых камер с быстрым образованием выпучин и разрывом металла в районе выпучин может привести к взрыву газотрубного котла.

 

3.1.3. При разрывах парообразующих труб, пароперегревателя, появлении групп свищей, значительных проседаний жаровых труб, выпучин и трещин на поверхностях нагрева и коллекторах, угрожающих безопасности работы, котел необходимо экстренно вывести из действия (см. п.3.3.5.1) и дать ему нормально остыть.

 

3.1.4. При любом повреждении котла старший механик должен быть вызван в котельное отделение. Если до прибытия старшего механика пребывание людей в котельном отделении по характеру повреждения становится невозможным, угрожающим жизни, вахтенный механик обязан немедленно вывести людей из помещения, доложив об этом старшему механику и вахтенному помощнику капитана. Для предупреждения дальнейшего развития аварии вахтенный механик выводит из действия аварийный котел (при необходимости и другие котлы, расположенные в одном помещении), пользуясь для этого аварийными приводами к клапанам.

 

3.1.5. Запрещается вводить в действие котлы:

 

.1. имеющие неисправные: предохранительный клапан, водоуказательный прибор или манометры;

 

.2. при отсутствии двух исправных, независимых от главного двигателя питательных средств (кроме утилизационных котлов, допускающих работу всухую);

 

.3. с неисправными системами и клапанами продувания, питания, сажеобдувки, подачи топлива и воздуха, обеспечивающими безопасную эксплуатацию котельной установки;

 

.4. с неисправными аварийными дистанционными приводами предохранительных, стопорных и быстрозапорных топливных клапанов;

 

.5. с незаделанными трещинами в ответственных частях котла (в коллекторах, швах, трубных досках, грязевиках, жаровых трубах, их соединениях, огневых коробках и т.п.);

 

.6. с неисправными средствами регулирования, сигнализации и защиты автоматизированных котлов;

 

.7. с числом заглушенных труб и их провисанием, превышающим нормы Регистра; с обрывами труб и связей;

 

.8. с течью соединений в трубных решетках;

 

.9. с разрушенной обмуровкой защищаемых частей пароводяных и водяных коллекторов и камер или хотя бы одной из стенок топок котла;

 

.10. с выпучинами на плоских стенках огневых частей со стрелкой прогиба более толщины листа; с местными выпучинами жаровых труб более двух толщин листа; с деформацией жаровых труб более 3% и общим сужением их более 5% от диаметра;

 

.11. с неисправными фильтрами питательной воды, дозировочными устройствами для ввода химических реагентов в котел и маслоотделителями.

 

3.1.6. Отступление от требований п.3.1.5 и снижение рабочего давления или паропроизводительности котла должно быть зарегистрировано. По приходе судна в порт котел в необходимых случаях должен быть предъявлен для внеочередного освидетельствования Регистром.

 

3.1.7. При поступлении воды в котельное отделение необходимо пустить в действие имеющиеся водоотливные средства и выяснить причину поступления воды. Если, несмотря на принятые меры, вода продолжает прибывать, доложить об этом старшему механику и на ходовой мостик. При угрозе подхода воды непосредственно к нагретым ответственным частям котла (барабанам, коллекторам, бочке, грязевикам) с разрешения капитана необходимо экстренно вывести котлы из действия и открыть принудительно предохранительные клапаны.

 

3.2. Меры предосторожности при упуске воды из котла

 

3.2.1. Причинами упуска воды из котла могут быть:

 

.1. неправильные действия обслуживающего персонала;

 

.2. неисправности водоуказательных приборов;

 

.3. неисправности регуляторов питания;

 

.4. неисправности питательных насосов;

 

.5. пропуски клапанов нижнего продувания;

 

.6. течи (свищи, трещины, разрывы) испарительных, дымогарных труб, змеевиков и петель экономайзера;

 

.7. неисправность питательных клапанов котла;

 

.8. большие пропуски питательного трубопровода;

 

.9. срыв подачи воды питательным насосом;

 

.10. неисправное состояние систем автоматики и защиты котла.

 

3.2.2. Признаками упуска воды в котле являются:

 

.1. отсутствие уровня воды в водоуказательных приборах, не появляющегося после их продувания;

 

.2. свист сухого пара при открывании нижних пробных клапанов;

 

.3. покраснение и побеление от перегрева видимых частей поверхности нагрева котла;

 

.4. заметные провисания групп или отдельных труб поверхностей нагрева.

 

3.2.3. При быстром снижении уровня воды в водоуказательном приборе следует уменьшить подачу топлива, снизить или прекратить расход пара на потребители, установить и устранить причины быстрого снижения уровня.

 

3.2.4. При упуске воды из котла необходимо немедленно:

 

.1. прекратить горение;

 

.2. прекратить питание;

 

.3. прекратить подачу воздуха;

 

.4. закрыть стопорные клапаны;

 

.5. сообщить вахтенному помощнику капитана и старшему механику. Затем:

 

.6. открыть вручную предохранительные клапаны, клапаны продувания пароперегревателя и спустить пар;

 

.7. закрыть заслонки воздухонаправляющих устройств и принять другие меры к недопущению местного и общего резкого охлаждения котла.

 

3.2.5. Питание котла категорически запрещается, если уровень воды в нем упал ниже нижнего пробного клапана в газотрубных и газоводотрубных котлах и ниже нижней кромки водоуказательного прибора в водотрубных котлах.

 

3.2.6. После вывода котла из действия в результате упуска воды необходимо тщательно осмотреть котел и при отсутствии видимых повреждений (проседаний топок, выпучин, трещин, деформации труб, пропусков пара и воды) провести гидравлическое испытание котла на рабочее давление. Если течи и деформации элементов не обнаружены, котел может быть допущен к дальнейшей эксплуатации, о чем должны быть произведены соответствующие записи в машинном журнале. По приходе в порт котел должен быть предъявлен Регистру для освидетельствования.

 

3.3. Предотвращение и тушение пожара в котельном помещении

 

3.3.1. Для предотвращения и при тушении пожара в котельном помещении следует строго руководствоваться указаниями "Наставления по борьбе за живучесть судов".

 

3.3.2. В случаях горения сажи в газоходах котла необходимо немедленно выключить форсунки и котельные вентиляторы, усилить по возможности подачу воды в экономайзер, включить в действие паровые сажесдуватели, а при наличии соответствующих устройств - пустить в газоходы углекислый газ или другие огнегасители.

 

3.3.3. В тех случаях, когда пожар возник под котлами, необходимо пользоваться аппаратами высокократной пены или ввести в действие местное стационарное паротушение. Остатки топлива под настилом следует тушить паром, пеной, песком или огнетушителем.

 

3.3.4. При обнаружении пожара до принятия решения о прекращении действия котла и всех вспомогательных механизмов в котельном помещении необходимо попытаться ликвидировать пожар местными средствами. Если пожар возник в результате разрыва топливного трубопровода, необходимо прекратить доступ топлива в поврежденный трубопровод.

 

3.3.5. Если стала очевидной необходимость вывода личного состава из котельного отделения для использования объемного способа тушения, необходимо:

 

.1. котлы экстренно вывести из действия с помощью местных или дистанционных приводов, для чего немедленно остановить топливные насосы, закрыть быстрозапорные клапаны на подаче топлива к форсункам и у расходных топливных цистерн, выключить подогрев топлива, прекратить питание котлов, остановить вентиляторы и закрыть все воздушные заслонки и отверстия;

 

.2. удалить людей из горящего помещения, используя выходы, находящиеся на наиболее низком уровне;

 

.3. после ухода людей из котельного отделения немедленно загерметизировать его;

 

.4. пустить пар, углекислый газ или другое огнегасящее средство в котельное отделение.

 

3.3.6. При необходимости затопления котельного отделения, являющегося крайней мерой тушения пожара, необходимо во избежания взрыва полностью спустить пар из котлов.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: