double arrow

Понятие и структура представления профилактического характера

 

Представление профилактического характера - это акт реагирования следователя, руководителя следственного органа, дознавателя на выявленные в ходе досудебного производства обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, содержащий конкретные меры по устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона, который вносится в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу. Согласно ч. 2 ст. 158 УПК РФ представление подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения.

В действующем Уголовно-процессуальном кодексе не закреплены форма и содержание представления профилактического характера, хотя подобного рода предложения неоднократно высказывались в научной литературе.

В связи с этим полагаем, что указанный процессуальный документ, как и все другие, должен состоять из трех частей: вводной, описательно-мотивировочной и резолютивной (заключительной или рекомендательной).

Во вводной части должно содержаться:

1. Наименование адресата, которому направляется представление. Согласно ст. 158 УПК РФ субъектами, обязанными на основании указанного процессуального документа принять меры по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления, являются соответствующие организации или должностные лица. Таким образом, уголовно-процессуальный закон предоставляет возможность внесения представления профилактического характера в любую организацию или должностному лицу независимо от рода их деятельности. Это означает, что адресатом такого процессуального документа могут быть как общественные, так и коммерческие организации, в деятельности которых выявлены те или иные недостатки, обусловившие совершение преступного деяния.

2. Полное наименование документа.

3. Время и место составления документа.

4. Должность, специальное звание, фамилия и инициалы дознавателя (следователя), составившего документ.

5. Номер уголовного дела, по материалам которого вносится представление.

В описательно-мотивировочной части представления необходимо отразить:

1. Фабулу уголовного дела: время, место, способ и иные обстоятельства совершенного преступления.

2. Выявленные следователем (дознавателем) обстоятельства, способствовавшие совершению преступления. Это могут быть не только обстоятельства, связанные с обстановкой совершения преступления (отсутствие заграждений и сигнализационных устройств, плохая освещенность и т.д.), но и с личностью обвиняемого: антиобщественные взгляды, привычки, психические отклонения и т.д. (т.е. обстоятельства субъективного характера). Сложность выявления последних не является причиной для непринятия должных мер профилактического характера. Более того, при производстве по уголовным делам в отношении несовершеннолетних и применении принудительных мер медицинского характера их роль существенно возрастает.

3. Доказательства, подтверждающие наличие обстоятельств, способствовавших совершению преступления.

Необходимость ссылки на доказательства, подтверждающие наличие тех или иных причин и условий, способствовавших совершению преступления, обусловлена тем, что на основании представления соответствующее должностное лицо может принять решение о привлечении лица, по вине которого возникли указанные обстоятельства, к административной или дисциплинарной ответственности. Поэтому представление должно быть мотивированным, т.е. основанным на тех фактических данных, которые в соответствии с законом установлены в ходе досудебного производства по уголовному делу.

Анализ материалов уголовных дел позволил сделать вывод о том, что достаточно часто при подготовке представления следователи (дознаватели) вместо изложения фабулы преступления и обстоятельств, способствовавших его совершению, копируют постановления о привлечении в качестве обвиняемого. Такая техника составления описательно-мотивировочной части указанного документа, на наш взгляд, ошибочна и не должна применяться.

В резолютивной части представления должны быть указаны:

1. Конкретные профилактические меры, которые, по мнению дознавателя (следователя), надлежит предпринять адресату представления с целью устранения выявленных в ходе предварительного расследования обстоятельств, способствовавших совершению преступления.

При этом следователь (дознаватель) может требовать их выполнения (т.е. в императивной форме) или рекомендовать принять те или иные меры.

Практика показывает, что представления, содержащие рекомендации по приятию профилактических мер, не всегда воспринимаются соответствующими организациями или должностными лицами как документы, обязательные для исполнения. В связи с этим наиболее эффективными в большинстве случаев являются представления, содержащие требования (т.е. изложенные в императивной форме).

При расследовании уголовных дел следователь (дознаватель) имеет возможность достоверно установить информацию, которая позволяет ему разрешить целый ряд вопросов профилактического характера:

- какие обстоятельства (в том числе субъективного характера) способствовали совершению преступления, кто должен нести за это ответственность и в чем конкретно она должна выражаться;

- в какие инстанции и каким должностным лицам надлежит направить представления, входит ли принятие профилактических мер в компетенцию указанных должностных лиц и имеют ли они объективную возможность реализовать их в установленный законом срок (в противном случае дознавателю, следователю целесообразно обратиться в вышестоящую инстанцию или к вышестоящему должностному лицу);

- какие именно меры профилактического характера должны быть приняты и в чем конкретно они должны выражаться.

Помимо получения доказательственной информации, позволяющей следователю (дознавателю) в дальнейшем принять грамотное решение о выборе той или иной профилактической меры, немаловажное значение имеет получение сведений об адресате представления. Это связано с тем, что специфика последнего также определяет, какие превентивные меры будут более эффективными.

Такие сведения могут быть получены следователем, например, как непосредственно, так и опосредованно (в результате выполнения отдельного поручения органом дознания в порядке п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ), процессуальными (т.е. путем производства следственных действий, в основном допросов), так и непроцессуальными способами (в ходе личной беседы следователя с руководителем того или иного предприятия, учреждения или организации).

Резолютивную часть представления следует начинать со слова "НЕОБХОДИМО" и далее излагать те профилактические меры, которые, по мнению дознавателя (следователя), должны быть непременно приняты соответствующим руководителем или должностным лицом с целью устранения обстоятельств, способствовавших совершению преступления.

Отличительной особенностью ответа на представление, изложенное в императивной форме, является то, что в нем должны быть указаны:

- информация о том, что соответствующим руководителем или должностным лицом приняты к исполнению именно те меры профилактического характера, которые были предусмотрены в резолютивной части представления;

- время принятия указанных мер (число, месяц, год);

- результаты, полученные в ходе их реализации.

В некоторых случаях весьма эффективны представления, содержащие рекомендации о принятии тех или иных профилактических мер.

Целесообразность принятия решения о внесении такого представления может быть обусловлена следующими обстоятельствами: иногда следователю (дознавателю) целесообразно ограничиться лишь указанием на необходимость принятия со стороны руководства мер по устранению выявленных в ходе предварительного расследования обстоятельств, способствовавших совершению преступления. Такая ситуация возникает тогда, когда:

- принятие профилактических мер предполагает вмешательство в административно-кадровые вопросы предприятия, учреждения или организации, решение которых находится в компетенции руководителя. Только он может принять решение о том, кого и как наказать;

- руководитель соответствующей организации или должностное лицо более компетентны в решении вопроса о том, какие именно профилактические механизмы в рамках их учреждения являются наиболее результативными. Это возможно, как правило, в тех случаях, когда руководитель проявляет искреннюю заинтересованность в осуществлении мероприятий профилактического характера, активно контактирует с правоохранительными органами.

В этом случае резолютивную часть представления рекомендуется начинать со слова "ПРЕДЛАГАЮ" и далее излагать те профилактические меры, которые, по мнению дознавателя (следователя), являются наиболее эффективными. При этом последние могут быть предварительно обсуждены с руководителем предприятия, учреждения или организации, должностным лицом соответствующего государственного органа, куда направляется представление.

Изложенные в резолютивной части представления предложения о принятии профилактических мер могут носить альтернативный характер.

В этом случае в уведомлении об исполнении представления должно быть указано:

- какие именно профилактические меры были приняты;

- время принятия указанных мер (число, месяц, год);

- ожидаемые результаты или результаты, полученные в ходе принятия указанных профилактических мер.

Руководитель соответствующей организации или должностное лицо могут указать также те профилактические меры, которые не содержались в резолютивной части представления, но были предприняты ими по собственной инициативе в целях наиболее эффективного решения поставленной профилактической задачи.

В связи с этим следователю (дознавателю) рекомендуется указывать в представлении о необходимости отражения в уведомлении информации о профилактических мерах, принятых соответствующими руководителями или должностными лицами в инициативном порядке.

2. Срок, в течение которого представление подлежит рассмотрению и исполнению, с указанием на необходимость обязательного уведомления дознавателя (следователя) о принятых мерах.

Данный срок установлен в ч. 2 ст. 158 УПК РФ и составляет один месяц со дня вынесения представления. Если для принятия мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению преступления, по объективным причинам требуется больше месяца, то следователю (дознавателю) в течение установленного законом срока должно быть сообщено о ходе работы по представлению и о причинах, по которым своевременно принять соответствующие меры невозможно.

3. Предупреждение о возможности применения к лицу, на которое возлагается обязанность по рассмотрению и исполнению представления, в случае умышленного невыполнения законных требований дознавателя (следователя), мер административного воздействия в порядке ст. 17.7 КоАП РФ с разъяснением предусмотренных указанной статей санкций.

4. Порядок обжалования представления.

Указание на порядок обжалования является одной из важнейших составляющих представления, отсутствие которой может повлечь за собой существенные нарушения прав и интересов личности. Поэтому в представлении должны содержаться ссылки на ст. 123-125 УПК РФ, разъяснение содержания которых является прямой обязанностью дознавателя (следователя).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: