Обращение в суд по законодательству Ганы

Порядок обращения в суд урегулирован в Гане подзаконным актом - Правилами судопроизводства Высокого суда Ганы 2004 г. (The High Court (Civil Procedure) Rules). Районные и общинные суды (District Court, Community tribunals) вправе принимать исковые требования до 20 тыс. ганских седи. Окружные трибуналы (Circuit tribunals) вправе принимать иски до 50 тыс. ганских седи.

Основные этапы начала гражданского судопроизводства закреплены в п. 2 - 12 Правил судопроизводства Высокого суда Ганы 2004 г.:

1. Гражданское дело начинается приказом о вызове в суд (Writ of summons). К Приказу о вызове в суд истец может приложить исковое заявление (Claim). Действие судебного Приказа истекает через год после его выпуска судом. Поэтому Приказ о вызове в суд должен быть вручен ответчику в течение 1 года.

Исключения. Если иск предъявлен к государству или государственному органу, то истец должен предварительно письменно уведомить государственный орган о своем намерении обратиться в суд.

2. Извещение ответчика и защита (Notice to the defendant and defence). Ответчик считается извещенным надлежащим образом, когда он получил Повестку о вызове в суд (Writ of summons) и приложенное к ней исковое заявление (Claim). Ответчик должен сообщить в суд о получении повестки в течение 8 дней. Если ответчик намерен защищаться (Defence), то ему предоставляется еще 14 дней для представления краткого отзыва на исковое заявление. Если ответчик не заявляет о намерении защищаться, то против него может быть вынесено судебное решение в упрощенном порядке.

3. В торговых судах (Commercial Courts) проводится обязательное досудебное совещание сторон (Pre-Trial Conference), для проведения которого назначен срок в 30 дней. В ходе этого совещания спор может быть урегулирован путем переговоров (Negotiation) или медиации (Mediation). Этот срок может быть продлен еще на 30 дней.

4. После извещения ответчика и истечения сроков для заявления ответчика о намерении защищаться (Defence) ответчику предоставляется еще 7 дней для предоставления развернутого заявления о защите или встречного иска (Counterclaim Against Plaintiff).

5. Судебные слушания (Trial). Дата и время судебных слушаний назначаются судом исходя из своего графика. Судья определяет также срок для предоставления окончательных письменных заявлений по делу.

6. Решение выносится не позднее, чем через 6 недель после окончания слушаний по делу.

7. Уведомление об апелляции может быть подано в течение 3 месяцев с момента получения стороной решения по делу.

Упрощенный порядок судопроизводства (Summary judgment).

Истец может просить суд разрешить спор в упрощенном порядке в том случае, если ответчик в установленный срок не представит развернутое заявление о защите или представит заявление со слабыми доводами (п. 14 Правил судопроизводства Высокого суда Ганы 2004 г.).

К заявлению истца о разрешении спора в упрощенном порядке должны быть приложены:

а) краткий перечень всех требований истца;

б) аффидевит (affidavit), т.е. заявление истца, сделанное под присягой и подтверждающее его исковые требования;

в) подтверждение того, что краткий перечень требований истца и копия аффидевита истца были вручены ответчику не менее, чем за 4 дня до рассмотрения дела в упрощенном порядке.

Ответчик может возражать против аффидевита, представленного истцом. В этом случае суд может обязать ответчика явиться на слушания и подтвердить свои возражения.

При рассмотрении заявления истца о вынесении решения в упрощенном порядке суд может:

1) вынести решение в пользу истца полностью или в части заявленных требований;

2) заслушать возражения ответчика;

3) отклонить заявление истца о вынесении решения в упрощенном порядке; взыскать с истца судебные расходы, если суд установит, что истец знал, что у ответчика имеются серьезные возражения против требований истца.

Суды малых исков (Small Claims Court).

Следует отметить, что с 2013 г. в Гане обсуждается вопрос о создании судов малых исков. Доклад о необходимости создания таких судов на конференции Ассоциации судей и магистратов Ганы (Association of Judges and Magistrates, Ghana - AMJG) сделал г-н Dotse, судья Верховного суда Ганы <1>.

--------------------------------

<1> Banaseh M.A., Badu F. Set up small claims courts - Justice Dotse // Daily Graphic/Ghana http://www.graphic.com.gh/news/general-news/6782-set-up-small-claims-courts-justice-dotse.html (дата обращения: 20.05.2016).

 

Арбитраж.

Первый национальный Закон об арбитраже был принят в Гане в 1961 г. (The Arbitration Act 1961, Act 38). В Законе содержались нормы, посвященные внутреннему и иностранному (foreign) арбитражу. Арбитражное решение носило окончательный и обязательный характер и должно было исполняться так же, как и решение суда <1>.

--------------------------------

<1> Sarkodie K. Arbitration in Ghana - Alternative Dispute Resolution Act 2010 // https://m.mayerbrown.com/Files/Publication/5ee12231-1295-4559-8167-89d93cdf2a06/Presentation/PublicationAttachment/91e048fe-67d4-4e3f-9d10-8bbf9861e753/ArbitrationGhana_Sarkodie.pdf (дата обращения: 20.05.2016).

 

В 1998 г. в Гане была создана комиссия с участием консультантов из США по подготовке нового закона об альтернативном разрешении споров <1>. После 10-летней работы комиссия представила проект Закона об альтернативном разрешении споров (Alternative Dispute Resolution Act), который был принят в 2010 г.

--------------------------------

<1> Uwazie E. Alternative Dispute Resolution and Peace-building in Africa // http://www.cambridgescholars.com/download/sample/61706 (дата обращения: 20.05.2016).

 

Закон 2010 г. состоит из 138 статей, разделенных на 5 частей: 1) арбитраж; 2) медиация; 3) традиционный арбитраж (Customary arbitration); 4) центр по альтернативному разрешению споров; 5) финансовые, административные и переходные положения.

Закон 2010 г. включает 5 приложений: 1) Нью-Йоркская конвенция 1958 г.; 2) Правила Центра по альтернативному разрешению споров; 3) Правила ускоренного арбитража Центра; 4) Правила медиации Центра; 5) арбитражная оговорка или арбитражное соглашение.

Закон Ганы 2010 г. был разработан с учетом положений Типового закона ЮНСИТРАЛ о международном торговом арбитраже 1985 г. с изменениями 2006 г., а также Закона об арбитраже Англии 1996 г. (English Arbitration Act 1996).

Иностранные авторы рассматривают новый Закон Ганы 2010 г. как проарбитражный. Но подчеркивают, что Закон 2010 г. содержит ограничения на передачу споров в арбитраж <1>. Согласно ст. 1 Закона не могут быть переданы на разрешение арбитража: 1) споры, связанные с национальными или общественными интересами; 2) споры, связанные с защитой окружающей среды; 3) споры, связанные с применением и толкованием Конституции; 4) иные споры, которые согласно закону не могут быть переданы на разрешение арбитража.

--------------------------------

<1> Dutson S., Webster L., Smyth T. International arbitration Africa style // http://www.globallegalpost.com/global-view/international-arbitration-africa-style-82836387/ (дата обращения: 20.05.2016).

 

В п. 1 ст. 7 Закона 2010 г. предусмотрено, что судья государственного суда может даже при отсутствии арбитражного соглашения рекомендовать сторонам передать спор или часть спора на разрешение арбитража, если сочтет это целесообразным.

Закон 2010 г. наделяет государственные суды широкими полномочиями по контролю за арбитражным производством. Суд имеет право:

1) назначить единоличного арбитра (п. "б" секции 3 ст. 16 Закона);

2) удалить арбитра (ст. 18 Закона); 3) вынести решение о получении гонорара, об ответственности арбитра (ст. 19 Закона); 4) вынести решение об арбитражных расходах (ст. 22 Закона); вынести решение в отношении юрисдикции арбитра (ст. 26 Закона); определить предварительные вопросы права (ст. 40 Закона) и др.

 

§ 3. Гражданский процесс, арбитраж и медиация

в Республике Камерун

 

Камерун - государство в северо-западной части Центральной Африки. Столица - г. Яунде. Население - 22,25 млн чел. (2013). Основные народности - фанг, бамилеке, дуала, баса, бамун, бата, мандара. Официальные языки - французский и английский. Религия: 54% населения католики, 4% - представители других христианских вероисповеданий, 35% - приверженцы ислама, остальные придерживаются местных традиционных верований.

В Северном Камеруне в XV - XVI вв. возник султанат Мандара, в начале XIX в. - несколько феодальных мусульманских княжеств. В Центральном и Южном Камеруне государственные образования появились в XVIII - начале XIX в. В 1884 - 1914 гг. вся территория страны была захвачена Германией. В 1922 г. по решению Лиги Наций Восточный Камерун был отдан под мандатное управление Франции, а Западный - Англии. В 1946 г. эти территории стали подопечными территориями ООН под управлением Франции и Великобритании. В 1960 г. Франция предоставила независимость Восточному Камеруну.

В 1961 г. южная часть Западного Камеруна присоединилась к Камеруну, а северная - к Нигерии. В результате была создана Федеративная Республика Камерун, восточная и западная части которой имели собственные органы власти.

В 1972 г. на референдуме одобрено образование Объединенной Республики Камерун, создание единой политической системы и упразднение самостоятельных органов власти в обеих частях страны. В 1984 г. принято новое название страны - Республика Камерун. Камерун - унитарное государство. В административно-территориальном отношении делится на 10 провинций <1>.

--------------------------------

<1> Правовая система Камеруна. Режим доступа: http://legal_systems.academic.ru/69/%D0%9A%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%83%D0%BD (дата обращения: 16.05.2015).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: