Мотивы принятия нового ОПК Колумбии

Мотивы создания нового ОПК Колумбии, представленные комиссией по подготовке проекта ОПК, изложены в докладе, размещенном на сайте Института процессуального права Колумбии <1>. Мотивы разделены на 7 частей: 1) "Сроки"; 2) "О доказательствах"; 3) "Об обжаловании"; 4) "О процедуре исследования доказательств"; 5) "Об исполнительном производстве"; 6) "Об эффективности судебных решений"; 7) "Об особом производстве".

--------------------------------

<1> Сайт Института процессуального права Колумбии. Режим доступа: http://www.icdp.org.co/ (дата обращения: 15.02.2017).

 

Рассмотрим эти мотивы более подробно.

1. Сроки. Положения ОПК 2012 г. предусматривают, что все процессуальные действия должны проводиться в разумные сроки. Эти сроки не должны быть короткими или длинными настолько, чтобы помешать вынесению справедливого решения и подорвать у населения доверие к судебной системе в целом. Принцип доступности правосудия должен обеспечивать возможность для каждого гражданина страны получение справедливого и быстрого решения. Доступность правосудия должна также обеспечиваться активным внедрением в гражданское судопроизводство новых технических разработок в области связи и хранения электронных документов.

Производство в первой инстанции должно быть завершено в срок до одного года, а производство во второй инстанции - в срок до 6 месяцев. Представление и исследование доказательств должно происходить в устной форме согласно принципам непосредственности, концентрации процесса, состязательности и публичности.

Положения ОПК 2012 г. сочетают 2 основных процессуальных принципа - диспозитивности и публичности. В Мотивах принятия нового ОПК отмечалось, что гражданский процесс - это не только личное дело спорящих сторон, это процедура, затрагивающая интересы всего общества. Гражданский процесс должен строиться не только на сугубо процессуальных принципах, но и на общечеловеческих - равенства, справедливости, человеческого достоинства, правдивости и др.

2. О доказательствах. Для достижения указанных выше целей с учетом сочетания принципа диспозитивности и принципа публичности, а также в соответствии со ст. 13 действующей Конституции Колумбии в ОПК 2012 г. закреплено право суда на сбор и исследование доказательств по собственной инициативе (ст. 169 ОПК). В ст. 13 Конституции Колумбии провозглашено: "Государство должно предпринимать усилия, чтобы равенство граждан было реальным и эффективным..." Это конституционное положение не всегда достижимо. Имущественное неравенство сторон может в некоторых случаях предопределить исход процесса, если судья не вмешается и не использует свое право. Классический подход к принципам диспозитивности и состязательности гражданского судопроизводства состоит в том, что действует формула - бремя доказывания лежит на стороне, которая утверждает какой-либо факт.

ОПК 2012 г. закрепляет не классическую, а либеральную концепцию этих процессуальных принципов. Классическая концепция предусматривает, что если для доказательства какого-либо факта необходимо произвести экспертизу, то победит та сторона спора, которая оплатит эту экспертизу. Если же у другой стороны нет средств на оплату экспертизы, то судебное решение в конечном итоге будет вынесено против этой стороны. В Мотивах принятия нового ОПК подчеркивалось, что это положение несправедливо. И либеральная концепция пытается устранить эту несправедливость путем предоставления судье полномочий по своему усмотрению (независимо от желания сторон) вмешиваться в процесс доказывания. (С точки зрения автора, разработчики проекта ОПК Колумбии 2012 г. пришли к тому же выводу, что и создатели Гражданского процессуального кодекса России 2002 г. Принцип полной классической диспозитивности и состязательности был ограничен, суд получил право назначать экспертизу по собственной инициативе - ст. ст. 57, 79 ГПК РФ.)

3. Об обжаловании. Что касается апелляции, то судья должен осуществлять проверку строго в пределах жалобы, поданной заявителем.

Что касается кассации, то заявитель должен прежде всего доказать следующие моменты: 1) что есть различия между судебной практикой судов различных уровней; 2) решение нарушает конституционные права заявителя; 3) есть необходимость унификации национальной судебной практики; 4) для унификации судебной практики необходимо вмешательство Верховного Суда.

4. Об исследовании доказательств. На начальной стадии производства гражданского дела судья опрашивает стороны, которые должны явиться лично и дать свои объяснения о предмете иска. Стороны могут также представить свои доказательства в устной форме. При этом должны соблюдаться принципы устности, непосредственности, концентрации и состязательности. После объяснений сторон судья может вынести свое решение. Решение оглашается устно, письменное решение должно быть составлено в срок до 5 дней.

5. Об исполнительном производстве. В порядке исполнительного производства должник принуждается к уплате определенной денежной суммы, либо к передаче какой-либо вещи, либо к совершению (воздержанию от совершения) какого-либо действия. Должник может обжаловать судебные акты в порядке оппозиции (жалоба в тот же судебный орган) или ревизии (чрезвычайный способ обжалования).

6. Об эффективности судебного решения. С целью повышения эффективности судебных решений в проект ОПК включены дополнительные обеспечительные меры.

7. Особое производство. Проект ОПК устанавливает приказное производство по делам с малой суммой иска, устный процесс по делам о защите прав потребителей, по алиментным делам и др.

Следует подчеркнуть, что мотивы принятия нового Общего гражданского процессуального кодекса Колумбии в целом не отличаются от мотивов, декларируемых при разработке нового процессуального законодательства в любой стране, - ускорение судопроизводства и повышение его эффективности, упрощение судебной процедуры, достижение некоего баланса между скорым и справедливым правосудием, наконец, внедрение современных методов рассмотрения дел - как с процессуальной точки зрения, так и с точки зрения технического обеспечения процесса судопроизводства (внедрения новых способов связи и новых способов хранения информации).

Отметим, что в мотивах принятия нового ОПК Колумбии серьезной ревизии подвергаются основные принципы гражданского судопроизводства: 1) принцип письменности заменен на принцип устности и 2) принципы диспозитивности и состязательности трактуются в новом подходе - либеральном, в отличие от классического. Введен новый принцип - разумный срок судопроизводства. Можно заключить, что в ОПК Колумбии 2012 г. использованы все новейшие достижения современной доктрины процессуального права.

 

Международный коммерческий арбитраж в Колумбии <1>.

--------------------------------

<1> Ермакова Е.П. Международный коммерческий арбитраж в Колумбии // Современное право. 2013. N 4. С. 141 - 143.

 

Появление нового модельного акта - Типового закона ЮНСИТРАЛ о международном торговом арбитраже 1985 г. вызвало ряд кардинальных изменений в законодательстве о международном коммерческом арбитраже всех стран Латинской Америки. Одной из первых стран, решительно изменивших национальное законодательство об арбитраже, стала Колумбия. В 1989 г. был принят первый Декрет Республики Колумбия N 2.279, посвященный регулированию разрешения споров в порядке арбитража <1>. Декрет 1989 г. включал в себя 55 статей, подразделенных на 3 главы:

Глава 1. Об арбитраже.

--------------------------------

<1> Estatuto de Mecanismos Alternos de Solucion de Conflictos (Decreto 1818 de 1998). Текст Декрета Республики Колумбия об арбитраже и примирении N 2.279 от 1989 г. Режим доступа: http://vlex.com.co/tags/mecanismos-alternos-solucion-conflictos-222677 (дата обращения: 15.02.2017).

 

Глава 2. О компромиссе и примирении.

Глава 3. О вступлении Декрета в законную силу и отмене норм.

До этого арбитражное производство было урегулировано в Гражданском процессуальном кодексе Колумбии 1970 г. - Секция V "Арбитраж" (ст. 663 - 677) <1>. Декрет N 2279 от 1989 г. отменил действие указанных норм ГПК. В ГПК сохранились лишь нормы, регулирующие порядок оспаривания арбитражных решений (ст. ст. 380 - 384 ГПК). В 2012 г. новый Закон-статут об арбитраже национальном и международном отменил действие ст. ст. 380 - 384 ГПК <2>.

--------------------------------

<1> Codigo de procedimiento civil. Colleccion codigos basicos. Bogota, Legis Editores, 2010. P. 247.

<2> Закон-статут Колумбии N 1563 об арбитраже национальном и международном - Estatuto de Arbitraje Nacional e Internacional, Ley 1563 de 2012. Режим доступа: http://www.cancilleria.gov.co/sites/default/files/Normograma/docs/ley_1563_2012.htmflaTa обращения: 15.02.2017).

 

В 1991 г. в Колумбии был принят первый Закон о примирительных процедурах (la conciliacion) - Закон N 23 от 1991 г. В том же 1991 г. в ст. 116 Конституции Колумбии закрепляется возможность разрешения споров посредством арбитража и примирительных процедур <1>.

--------------------------------

<1> Constitucion Politica De Colombia - Текст Конституции Республики Колумбия 1991 г. Режим доступа: http://colombia.justia.com/nacionales/constitucion-politica-de-colombia/gdoc/ (дата обращения: 15.02.2017).

 

В 1996 г. В Колумбии появляется отдельный Закон о международном коммерческом арбитраже - Закон N 315 от 1996 г. Закон включал в себя 5 статей и не мог применяться отдельно от другого законодательства (отменен Законом-статутом 2012 г.).

За последние 25 лет в Колумбии в общей сложности было принято 14 законов об арбитраже и примирительных процедурах урегулирования споров (la conciliacion). Наиболее важные законы о примирительных процедурах - Закон N 23 от 1991 г., Закон N 315 от 1996 г., Закон N 446 от 1998 г. и Закон N 640 от 2001 г. (все законы отменены Законом-статутом 2012 г.) <1>.

--------------------------------

<1> Kleinheisterkamp Ian. International commercial arbitration in Latin America. Oceana Publications. New York, 2005. P. 6; см. также: The Baker & McKenzie International Arbitration Yearbook 2010 - 2011 // JurisNet. New York, 2011. P. 487.

 

Такое количество нормативных актов создавало определенные сложности. С другой стороны, по мнению колумбийских юристов, эти законы содержали много противоречивых норм <1>. Поэтому в 2012 г. был принят единый Закон-статут N 1563 о международном и внутреннем арбитраже Колумбии, который вступил в силу с 12 октября 2012 г. <2>.

--------------------------------

<1> Sandoval H.P. Procedimiento conciliatorio en Colombia. Режим доступа: http://www.mediate.com/articles/procedimiento_conc_en_colombia.cfm (дата обращения: 15.02.2017).

<2> Закон-статут Колумбии N 1563 об арбитраже национальном и международном - Estatuto de Arbitraje Nacional e Internacional, Ley 1563 de 2012. Режим доступа: http://www.canrilleria.gov.co/sites/default/files/Normograma/docs/ley_1563_2012.htmflaTa обращения: 15.02.2017).

 

Колумбийские юристы отмечали, что принятие Закона-статута N 1563 завершило реформу в области правосудия, которая включала в себя три новых нормативных акта:

1) новый Общий процессуальный кодекс Колумбии (Закон N 1564 от 2012 г.);

2) новый Административно-процессуальный кодекс Колумбии (Закон N 1437 от 2011 г.);

3) новый Арбитражный закон-статут (Закон N 1563 от 2012 г.) <1>.

--------------------------------

<1> Mansfield Luis Ricardo Paredes. Estatuto de Arbitraje Nacional e Internacional Режим доступа: http://blogs.portafolio.co/juridica/estatuto-de-arbitraje-nacional-e-internacional/ (дата обращения: 15.02.2017).

 

Закон направлен на укрепление института арбитража и разгрузку государственных судов. Положения Закона о международном арбитраже создают большую правовую определенность для колумбийских и иностранных инвесторов в целях укрепления авторитета Колумбии как международного центра по разрешению арбитражных споров, особенно с учетом многочисленных двусторонних инвестиционных соглашений, заключенных Колумбией в последние годы.

В том, что касается регулирования международного арбитража, новый Закон Колумбии основан на Типовом законе ЮНСИТРАЛ о международном торговом арбитраже 1985 г. (в ред. 2006 г.).

Законом введены очень либеральные правила в отношении устности или письменности арбитражного разбирательства. В ст. 97 Закона закрепляется, что "если иное не согласовано сторонами, состав арбитража принимает решение о том, проводить ли устное слушание дела для представления доказательств или для устных прений или провести арбитражное производство на основе документов и других доказательств. Если стороны договорились не проводить устные слушания, то состав арбитража удовлетворяет просьбу сторон".

Новый Закон отменил действие различных нормативных актов, регулирующих арбитражное производство в Колумбии (ст. 118). Таким образом, в настоящее время все нормы, регулирующие внутренний и международный арбитраж, а также исполнение арбитражных решений, сосредоточены в едином документе.

Закон-статут N 1563 о международном и внутреннем арбитраже Колумбии включает в себя 119 статей, разделенных на 5 секций, которые, в свою очередь, делятся на главы:

 

Секция 1 (ст. ст. 1 - 58). Национальный арбитраж (8 глав: общие нормы о национальном арбитраже; процессуальные действия; участие третьих лиц; арбитражное решение и обжалование; гонорары арбитров; арбитражные центры - создание, регламенты, контроль; арбитражи Ad hoc; процедурные правила).
Секция 2 (ст. ст. 59 - 61). Разрешение споров с участием посредника.
Секция 3 (ст. ст. 62 - 116). Международный арбитраж (9 глав: общие положения; арбитражное соглашение; формирование состава арбитража; компетенция арбитражного суда; обеспечительные меры и предварительные постановления; процессуальные действия; вынесение решения и окончание производства; оспаривание решения; признание и исполнение решений).
Секция 4 (ст. 117). Социальный арбитраж.
Секция 5 (ст. 118). Вступление Закона в силу.

 

Испанский автор Марсела Р. Месья, оценивая новый Закон Колумбии об арбитраже, писала, что Закон-статут 2012 г. закрепил режим дуализма в арбитражном производстве Колумбии: международный арбитраж регулируется в соответствии с международными стандартами, установленными Типовым законом ЮНСИТРАЛ 1985 г.; тогда как внутренний арбитраж урегулирован так же, как производство в государственном суде согласно ГПК <1>. В целом колумбийские юристы оценивают новый Закон положительно и называют его проарбитражным <2>.

--------------------------------

<1> Mejia Marcela Rodriguez. Una Aproximacion Al Regimen Del Arbitraje Nacional Del Nuevo Estatuto Del Arbitraje En Colombia, Ley 1563 De 2012 // Revista de Derecho Privado, No. 23, 2012.

<2> Zapata Ana Isabel Loaiza. La arbitrabilidad en el Nuevo estatuto de arbitraje internacional en Colombia. Режим доступа: http://publicaciones.eafit.edu.co/index.php/ejil/article/view/1741 (дата обращения: 15.02.2017).

 

Отметим, что по вопросам арбитражного производства за последние 10 лет был принят целый ряд (10) постановлений министра юстиции Колумбии, с которыми можно ознакомиться на сайте Министерства юстиции и также на сайте Колумбийского центра арбитража и примирения при Торгово-промышленной палате г. Боготы <1>. Среди этих постановлений следует особо отметить Постановление министра юстиции N 2620 от 2009 г. "О создании электронной системы по контролю, инспекции и наблюдению за деятельностью центров по примирению и арбитражу - SECIV".

--------------------------------

<1> Сайт Колумбийского центра арбитража и примирения при Торгово-промышленной палате г. Боготы. Режим доступа: http://cac.ccb.org.co/portal/default.aspx (дата обращения: 15.02.2017).

 

Определенное значение имеют решения государственных судов, разъясняющие и толкующие нормы законов и декретов по вопросам арбитража и примирительных процедур. С текстами решений можно также ознакомиться на сайте Колумбийского центра арбитража и примирения при Торгово-промышленной палате г. Боготы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: