Трибунал по делам социального обеспечения (Le tribunal des affaires de securite sociale (Tass))

К компетенции Le tribunal des affaires de securite sociale в соответствии со ст. L142-2 Кодекса социальной безопасности (Code de la securite sociale) относятся споры, связанные с социальным обеспечением и указанные в ст. ст. L. 4162-13, L. 143-11-6, L. 1233 - 1266, 1233 - 1269, 351-3-1, L. 351-14 Трудового кодекса (Code du travail), т.е. по вопросам:

- регистрации в фонде социального страхования;

- порядка расчета и сбора взносов на социальное обеспечение;

- расчета семейных пособий, пособий в случае болезни, беременности и родов;

- возмещения медицинских расходов;

- порядка начисления и выплаты пенсионных пособий;

- предоставления льгот и пособий в соответствии с законодательством о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

- признания вины работодателя в причинении ущерба здоровью работника.

Не относятся к компетенции Трибунала по делам социального обеспечения (Tass):

- уголовные преступления;

- споры, связанные с дополнительным пенсионным обеспечением;

- споры по расчету и выплатам пособий по безработице;

- споры по расчетам размера взносов работодателей в фонды страхования от несчастных случаев.

Гражданин в случае обнаружения нарушения прав предварительно обязан направить претензию в согласительную комиссию соответствующего органа (la commission de recours amiable (CRA)). В течение месяца с момента поступления заявления комиссия должна дать мотивированный ответ с указанием сроков и порядка обжалования. Если данный ответ не устраивает заявителя, он вправе обжаловать его в Трибунал по делам социального обеспечения. Заявление направляется в адрес Трибунала (госпошлина отсутствует), и тот в течение 8 дней извещает стороны о поступившей жалобе и сроках рассмотрения дела.

По общему правилу подсудность определяется по месту нахождения получателя средств или заинтересованного работодателя или месту нахождения ответчика организации. В ряде случаев подсудность определяется:

1. По месту аварии.

2. Последнему месту жительства потерпевшего в случае ДТП со смертельным исходом.

3. Месту нахождения работодателя в случае возникновения споров по вопросам, связанным с членством и размером социальных взносов работников.

4. По месту учреждения центра занятости для споров по делам о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях.

5. По месту нахождения агентства по сбору платежей, которому работодатель платит свои взносы на социальное обеспечение для предприятий, имеющих более двух тысяч сотрудников, или перечисленных постановлением кабинета министров.

Заявитель вправе представлять свои интересы лично либо в лице:

- супруга, родственника по восходящей линии или прямого потомка;

- адвоката;

- представителя профсоюзных организаций работников или работодателей;

- директора или сотрудника организации;

- представителя ассоциации инвалидов (Code de la securite sociale. R142-40 (V)).

Решения Tass могут быть оспорены в порядке апелляции только по спорам на сумму более 4 000 или на неопределенную сумму.

 

2.2. Национальный суд по вопросам убежища

(La Cour nationale du droit d'asile) (CNDA)

 

В ст. 120 Конституции от 24 июня 1793 г. говорилось, что французский народ готов предоставить убежище любым иностранцам, изгнанным из своей страны. В преамбуле Конституции от 27 октября 1946 г. закреплено, что каждый человек, преследуемый за свои действия в пользу свободы, может получить убежище на территории Республики. В ст. 53-1 Конституции установлено, что власти Республики всегда могут предоставлять убежище любому иностранцу, который преследуется за его действия в пользу свободы или кто ищет защиту во Франции по какой-либо другой причине.

В 2004 г. все нормативные документы, регламентирующие порядок предоставления убежища иностранцам, были объединены в Кодекс въезда и пребывания иностранцев и предоставления убежища (Code de l'entree et du sejour des etrangers et du droit d'asile (CESEDA)). Законом от 29.07.2015 в данный Кодекс были внесены значительные изменения, целью которых являлось повышение эффективности деятельности Национального управления по защите прав беженцев и лиц без гражданства (l'Office francais de protection des refugies et apatrides (OFPRA)) и Национального суда по вопросам убежища. К компетенции OFPRA относится предоставление правовой и административной защиты признанным в установленном порядке беженцам, лицам без гражданства и лицам, обладающим правом на дополнительную защиту. По результатам проведенных проверок Национальное управление по защите прав беженцев и лиц без гражданства направляет свое заключение о возможности предоставления убежища и разрешения на въезд в страну министру внутренних дел (ministre de l'interieur). Согласно Закону от 29 июля 2015 г. данное заключение является обязательным для министра, за исключением случаев, затрагивающих вопросы государственной безопасности.

Суд был создан на основании Закона от 20 ноября 2007 г. о контроле иммиграции, интеграции и предоставления убежища. Став правопреемником Апелляционной комиссии (CRR), созданной в 1952 г., суд сохранил основные принципы деятельности CRR. В результате реформы 2015 г. был усилен контроль Государственного совета за деятельностью суда, что повлекло за собой улучшение качества работы и повышение авторитета суда. Национальный суд (CNDA) является специализированным административным судом, осуществляющим контроль за решениями OFPRA о предоставлении убежища. Необходимо отметить, что решения Национального управления по вопросам проживания и условий приема беженцев обжалуются в суде общей юрисдикции, а постановления о депортации - в административных судах. В случае оспаривания решения OFPRA суд обладает полной юрисдикцией, т.е. вправе не только отменить решение, но и принять новое по просьбе заявителя. CNDA также дает консультации по запросам беженцев, подлежащих экстрадиции из страны, или лицам, которым было отказано в предоставлении права на жительство. Жан-Марк Сове, Вице-президент Государственного совета, подчеркнул, что в связи с эмиграционной волной в Европе Национальный суд не может более полноценно справляться с поставленными задачами. В 2015 г. Национальным управлением было рассмотрено 79 130 заявлений о предоставлении убежища (на 22% больше по сравнению с 2014 г.). А оспорены к CNDA 39 674 постановления решения OFPRA. Рост рассмотренных дел за период с ноября по декабрь 2015 г. составил 17%.

Гражданин, чье заявление о предоставлении убежища было отклонено французским Управлением по защите беженцев и апатридов (OFPRA), вправе обратиться в Национальный суд по вопросам убежища (CNDA). До принятия судебного акта он вправе оставаться во Франции. Жалоба должна быть подана в суд в течение одного месяца с уведомления о решении OFPRA. В случае проживания вне границ Французской Республики срок составляет 2 месяца. Жалоба может быть направлена по факсу, но в этом случае ко дню судебного разбирательства необходимо представить бумажную копию жалобы.

В жалобе на решение OFPRA должны быть указаны:

- полное имя, (дата и место рождения, гражданство и место жительства);

- обстоятельства, на которых основаны ваши требования;

- желательный язык судопроизводства;

- обжалуемое решение OFPRA.

Жалоба подписывается заявителем или его полномочным представителем. После принятия жалобы к производству суд направляет заявителю уведомление по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по указанному адресу. После чего в суд необходимо представить все необходимые документы. Документы на иностранном языке должны быть переведены на французский язык. Записи актов гражданского состояния, документы судебных или правоохранительных органов должны быть переведены присяжным переводчиком, состоящим в реестре суда. Общий срок рассмотрения жалобы составляет 5 месяцев. При рассмотрении по упрощенной процедуре или если жалоба является неприемлемой, срок рассмотрения не может превышать 5 недель. В сложных случаях, требующих толкования правовых норм, CNDA приостанавливает рассмотрение жалобы и обращается к Государственному совету с запросом, о чем заявитель уведомляется письменно. Срок рассмотрения запроса в Государственном совете составляет 3 месяца. Заявитель вправе направить свои замечания в Государственный совет.

По общему правилу слушания в CNDA производятся публично, стороны вправе давать устные заявления и объяснения. Однако если, по мнению суда, в жалобе не приведены серьезные доводы в обоснование позиции заявителя или жалоба не отвечает критериям приемлемости, публичное слушание не проводится, решение остается в силе, жалоба возвращается без рассмотрения.

Решение OFPRA подлежит безусловной отмене, если:

- в решении не дана полная оценка представленных документов заявителя;

- решение принято без личного интервью с заявителем (за исключением тех случаев, когда это разрешено делать).

По результатам рассмотрения жалобы суд может принять решение:

- о получении карты жителя (carte de resident), если предоставлен статус беженца;

- о разрешении на временное проживание "частной и семейной жизни" (carte de sejour temporaire "vie privee et familiale"), если вы имеете право на дополнительную защиту;

- об отказе в удовлетворении жалобы и оставлении решения в силе.

Отказ в удовлетворении жалобы может быть обжалован в Государственном совете. Срок подачи апелляции составляет 2 месяца с момента получения уведомления об отклонении жалобы. Интересы заявителя в Государственном совете может представлять только адвокат Государственного совета и Кассационного суда. Апелляция должна быть подписана адвокатом.

В апелляции не должны приводиться доводы и обстоятельства, рассмотренные OFPRA И CNDA. К компетенции Государственного совета относится только проверка:

- соблюдения компетенции спора;

- обоснованности решения CNDA;

- соблюдения процедуры рассмотрения жалобы;

- правильности интерпретации законодательства.

Решение Государственного совета является окончательным и не подлежит обжалованию.

 

2.3. Оспаривание административных актов, действий

(бездействия) должностных лиц в судах общей юрисдикции

 

В период Великой французской революции была установлена недопустимость судебного контроля за деятельностью административных органов (Article 13, Lois des 16 et 24 aout 1790 sur l'organisation judiciaire) <1>. При этом в том же Законе в ст. 10 судьям приписывалась обязанность контролировать постановления законодательного органа. С течением времени подход к монопольному рассмотрению административных дел административными судами был изменен. В настоящее время можно установить, что административные споры с применением юридических средств частного права относятся к юрисдикции судов общей юрисдикции <2>. Ряд законодательных актов относит к подведомственности судов общей юрисдикции дела о гражданском состоянии и гражданстве, о косвенных налогах (в частности, налоге на добавленную стоимость), о социальном обеспечении, о решениях Совета по вопросам конкуренции, об ответственности государства в области почтового обслуживания, об ответственности государства за ущерб, вызванный или понесенный учениками публичных образовательных учреждений, об ответственности публичных должностных лиц <3>.

--------------------------------

<1> Lois des 16 et 24 aout 1790 sur l'organisation judiciaire // Rondonneau: Collection generale des lois, decrets, arretes... Paris, 1817). T. 1er. P. 434.

<2> Талапина Э.В. Административное право Франции сегодня // Ежегодник сравнительного правоведения. М.: Норма, 2004. С. 140 - 144.

<3> Соловьев А.А. Французская модель административной юстиции: Монография / Кафедра "Административное и информационное право" Финансового ун-та при Правительстве Российской Федерации / Предисл. д. ю. н., проф. М.А. Лапиной. М., 2014. С. 17.

 

Контрольные вопросы:

 

1. Почему трибуналы в Великобритании называют статутными трибуналами? Порядок создания трибуналов.

2. Какими актами регламентируется деятельность Трибуналов в Великобритании?

3. Какие вопросы отнесены к компетенции трибуналов первого уровня?

4. Расскажите о порядке обжалования решений административных судов о принятии временных мер.

5. Назовите основные специализированные суды.

6. К компетенции какого суда относятся споры об определении порядка расчета и сбора взносов на социальное обеспечение?

7. Расскажите о порядке обжалования решений Национального суда по вопросам убежища (La Cour nationale du droit d'asile (CNDA)).

8. Какие решения уполномочен принимать Национальный суд по вопросам убежища (La Cour nationale du droit d'asile (CNDA)).

 

Глава 9. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ ИЗ АДМИНИСТРАТИВНЫХ

ОТНОШЕНИЙ, В КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ

 

§ 1. Административные процедуры урегулирования

административных споров

 

Экономические реформы в КНР неизбежно потребовали и реформ действующего законодательства. Стимулирование развития предпринимательства, закрепление в Конституции КНР принципов рыночной экономики и принципа законности явились основанием для совершенствования подходов к административной юстиции. Согласно ст. 15 Конституции КНР "государство претворяет в жизнь социалистическую рыночную экономику". В соответствии со ст. 11 Конституции КНР законные права и интересы индивидуальных и частных хозяйств охраняются государством, государство принимает все необходимые меры для развития и контроля необщественного сектора экономики. Необходимо отметить, что в Китае традиционно приоритетное внимание уделяется процедурным вопросам, нередко в большей степени, чем нормам материального права. По мнению китайских правоведов, в вопросах обеспечения государством прав и законных интересов граждан, соблюдения администрацией принципов законности приоритет должен отдаваться нормам процессуального права. Закон об административных наказаниях, принятый на 4-й сессии ВСНП восьмого созыва 17 марта 1996 г., подробно регламентирует порядок назначения и применения административного наказания. В силу ст. 3 Закона об административных наказаниях административное наказание не может быть применено при нарушении административной процедуры. Законодательство предусматривает лицу, несогласному с административным актом, выбрать самостоятельно способ защиты. Он может оспорить акт (действие) в рамках административной процедуры или сразу обратиться в суд. Если заявитель обратился в административный орган в рамках административного пересмотра и в течение 15 дней ответ не получен, заявитель имеет право сразу обратиться в суд. Если процедура пересмотра проведена и не устраивает заявителя, то в течение 15 дней решение органа надзора может быть оспорено в суде. Административное решение может быть оспорено в течение трех месяцев с момента ознакомления с ним. В случае пропуска срока по уважительным причинам срок обжалования может быть восстановлен. Заявление о восстановлении срока подается одновременно с административным иском и должно быть подано не позднее чем через 10 дней после устранения препятствия для обращения в суд (ст. ст. 39, 40 Административно-процессуального закона КНР).

Рассмотрение спора в рамках административной процедуры становится все более популярно в Китае. В случае несогласия с решением административного органа граждане вправе обратиться в органы местного самоуправления через Законодательное управление по делам города (CLAO) либо вышестоящий орган <1>. По мнению Ji Hongbo, наибольшей популярностью у граждан Китая пользуются обращения через Xinfang system (). Это объясняется скорее историческими предпосылками данного института, он ведет свою историю с имперского прошлого Китая, а не эффективностью данной системы <2>. По мнению чиновников, назначение в данную структуру является "черной дырой карьеры". Вследствие недофинансирования отсутствует надлежащая система контроля за хранением, движением и рассмотрением жалоб. Сотрудники системы не обладают необходимой компетенцией в разрешении спора и вынуждены перенаправлять обращения должностным лицам, против которых, по сути, и поданы жалобы, что не способствует обеспечению надлежащего контроля за деятельностью государственных органов <3>.

--------------------------------

<1> Ji Hongbo. Reforming Administrative Dispute Resolution in China. September 18, 2013. http://asiafoundation.org/in-asia/2013/09/18.

<2> Там же.

<3> By Leo Lin. China's Imploding Pressure Cooker: Xinfang Petitions. The Diplomat. July 16, 2015.

 

Для повышения доверия к государственным органам и повышения гарантий защиты интересов граждан была начата административная реформа. Ее начало ознаменовалось принятием Положения о реализации Закона об административном пересмотре (Regulation on the Implementation of the Administrative Reconsideration Law of the People's Republic of China was adopted at the 177th executive meeting of the State Council on May 23, 2007, is hereby adopted and shall be effective as of August 1, 2007). Суть реформы - в структурировании системы административного контроля и повышении доверия к государственным органам управления, в концентрации полномочий по пересмотру решений государственных органов в CLAO. Тем самым создается контролирующий независимый орган, который вправе оценивать законность деятельности государственных органов со всеми вытекающими из этого последствиями. Параллельно для повторной проверки законности оспариваемого акта, действия созданы административные комитеты по пересмотру (administrative reconsideration committee (ARC)), куда входят на постоянной основе сотрудники CLAO, государственных органов и дополнительно привлекаются авторитетные специалисты в области экономики и права неправительственных организаций. Так, например, в административный комитет при Государственном совете по налогам (Administrative Reconsideration Committee of the State Administration of Taxation) были включены известные профессора права и сертифицированные налоговые агенты Ma Guoqiang, Professor Liu Jianwen, Professor Han Dayuan, Professor Huang Yong, Researcher Liu Zuo, Lawyer Wang Jiaben, Certified Tax Agent Yuan Xiaoqiang, and Certified Tax Agent Liu Zhizhong <1>. В соответствии со ст. 5 Закона об административном пересмотре (, Law of the People's Republic of China on Administrative Reconsideration, принят на 9-м заседании Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей 29 апреля 1999 г., и Приказ N 16 Президента Китайской Народной Республики 29 апреля 1999 г.) в случае несогласия гражданин, юридическое лицо или другая организация вправе оспорить принятое решение в порядке, предусмотренном Административным процессуальным законом (Administrative Procedure Law) в народном суде. В рамках Закона об административном пересмотре допускается обжалование ненормативных правовых актов, принятых органами управления, если они ущемляют законные права и интересы, это:

1. Решения о взыскании административных штрафов, конфискации, административном аресте, приостановлении или отзыве лицензии (разрешения).

--------------------------------

<1> Официальный сайт State Administration of Taxation. http://www.chinatax.gov.cn/2013/n2925/n2957/c308698/content.html.

 

2. Решения о применении принудительных мер административного характера, включая административный арест или арест имущества.

3. Решения органов управления по изменению, приостановлению действий или аннулированию таких документов, как разрешения, лицензии и квалификационные свидетельства.

4. Решения по ограничению распоряжения собственностью или правами на использование природных ресурсов, таких, как земля, минеральные ресурсы, воды, леса, горы или холмы, луга, пустоши, приливные и морские районы.

5. Действия административных органов, ограничивающих предпринимательские права граждан.

6. Действия и решения административных органов в области образования.

7. Решения (действия) по возложению незаконной обязанности по уплате денежных средств или передаче ценных вещей.

8. Действия (бездействия) административных органов по государственной регистрации, выдаче разрешений и лицензий (ст. 6).

Также допускается обращение с просьбой обеспечить выполнение имущественных прав или прав на образование, выплату пособий, пенсий в тех случаях, когда данные права хоть прямо и не предусмотрены законом, однако их непредставление будет противоречить основным государственным принципам и задачам (Chapter II Article 6 The Limits of Administrative Reconsideration).

В рамках административного пересмотра граждане (юридические лица) вправе обжаловать следующие нормативные акты, принятые органами управления, если на основании данных актов были приняты ненормативные правовые акты, затрагивающие их права и законные интересы:

1. Акты, принимаемые департаментами Госсовета (provisions formulated by departments under the State Council).

2. Акты, принятые правительством уездов, городов, городских районов, волостей, национальных волостей и поселков.

Данные правила не распространяются на акты министерств и комиссий при Государственном совете, народных правительств провинций и городов центрального подчинения.

По общему правилу заявление о пересмотре подается в течение 60 дней с момента, когда гражданин (юридическое лицо) узнал о принятии акта, нарушающего его права и законные интересы. В ряде случаев закон устанавливает более длительные сроки на обжалование. В случае пропуска срока на подачу заявления о пересмотре акта заявитель может обратиться с ходатайством о восстановлении срока. Срок будет восстановлен, если будут представлены доказательства, подтверждающие наличие уважительных причин. В качестве третьих лиц в рассмотрении могут участвовать граждане или юридические лица, если оспариваемый акт может повлиять на их права и обязанности. При этом, как подчеркнуто в ст. 9 Положения о реализации Закона об административном пересмотре Китайской Народной Республики, третье лицо должно иметь материальную заинтересованность в результатах рассмотрения дела. Однако принятие решения по пересмотру административного акта без привлечения третьих лиц не является основанием для отмены решения. Ведение процедуры пересмотра допускается лично или через законного представителя. При этом заявитель может привлечь к рассмотрению не более 2 представителей. Если заявителей более пяти, то участие в рассмотрении могут принять только пять представителей. В случае недостижения согласия между заявителями комиссия вправе сама удалить "лишних".

По общему правилу заявление подается в письменном виде, но при отсутствии квалифицированного представителя допускается и устное обращение. В этом случае сотрудник отдела административного пересмотра (administrative reconsideration department) обязан со слов заявителя заполнить обращение. Заявление должно содержать информацию о заявителе, в том числе имя, пол, возраст, идентификационный номер, место работы, место жительства с указанием почтового индекса; реквизиты органа, чье решение или действие оспаривается; основные факты и причины для применения административного пересмотра; подпись заявителя, если заявление подается от имени юридического лица, печать обязательна; дата подачи заявления. В течение 5 дней с момента поступления заявления принимается решение о допустимости рассмотрения заявления, правильности оформления заявления, наличии всех необходимых документов. В соответствии со ст. 28 Положения о реализации Закона об административном пересмотре при рассмотрении вопроса о принятии заявления к производству государственный служащий обязан проверить:

- наличие в заявлении полных и правильных реквизитов сторон;

- наличие материальной заинтересованности заявителя в споре;

- наличие конкретных нарушений интересов и прав заявителя;

- соблюдение сроков обращения;

- соблюдение правил территориальной и предметной компетенции.

Если заявитель ошибся с определением ответчика, то ему рекомендуется устранить нарушение и привлечь надлежащего ответчика. Если данный акт ранее обжаловался в комиссии по пересмотру и новые доводы не указаны, заявление возвращается без рассмотрения, а заявитель предупреждается о недопустимости повторного обжалования.

К заявлению должны быть приложены доказательства, подтверждающие:

- нарушение оспариваемым актом (действием, бездействием) законных прав и интересов;

- правомерность заявленных доводов;

- невыполнение ответчиком своих должностных обязанностей, отказ ответчика от выполнения;

- расчет размера убытков, причиненных ненадлежащим выполнением обязанностей.

Если каких-то документов не хватает, то рассмотрение заявления приостанавливается, а заявителю письменно предлагается дополнительно представить необходимые документы. В этом случае в письме должны быть указаны конкретные документы, необходимые для возобновления производства. Отказ в принятии заявления может быть обжалован в вышестоящий орган.

До рассмотрения заявления по существу заявитель вправе отозвать заявление, однако в этом случае он теряет право на административный пересмотр по тем же основаниям, если только не докажет, что отзыв заявления произошел под давлением, заблуждением или обманом.

В Китайской Народной Республике традиционно поощряется разрешение споров с участием посредников. Верховный народный суд КНР в рекомендациях подчеркнул, что суды должны всячески способствовать развитию медиативных процедур, а административные органы обязаны принять все необходимые меры для внесудебного разрешения конфликтов <1>. Правовые нормы, регламентирующие правила применения административного посредничества, располагаются во множестве нормативных актов. Например, ст. 50 Regulation on the Implementation of the Administrative Reconsideration Law of the People's Republic of China указывает, что комиссии по административному пересмотру вправе проводить медиативные процедуры в соответствии с принципами законности и справедливости, при наличии согласия сторон, если:

- заявитель оспаривает конкретное административное действие, возлагающее на гражданина обязанности или ограничивающее его права, не предусмотренные законодательством;

- заявитель требует компенсации убытков от незаконных действий административных органов.

--------------------------------

<1>  2010.

 

По достижении соглашения административная комиссия по пересмотру составляет и утверждает письменное соглашение, в котором должны быть указаны:

- характер и существо претензий, предъявляемых административному органу;

- факты и доказательства, представленные и исследованные в ходе медиации;

- причины и результаты медиации.

Соглашение вступает в силу с момента подписания сторонами. Если соглашение не достигнуто, то административная комиссия по пересмотру рассматривает спор по существу. По мнению Верховного суда КНР, наиболее часто и эффективно посредничество в административных спорах применяется в спорах с органами местного самоуправления по вопросам землепользования, региональными правительствами по проблемам экспроприации земли и сноса жилья <1>.

--------------------------------

<1>  06.03.2007.

 

После принятия заявления административная комиссия направляет копии документов и заявления ответчику и принимает все необходимые меры для проведения тщательного анализа ситуации и сбора доказательств. Ответчик обязан в течение 10 дней представить отзыв и необходимые документы, подтверждающие его позицию. При неисполнении этого дело рассматривается по документам, представленным заявителем. В дальнейшем административный орган не вправе представлять и ссылаться на документы, не представленные им изначально. Копии представленных документов направляются заявителю, чтобы он смог скорректировать свою позицию с учетом новых обстоятельств. Комиссия вправе запрашивать и изымать необходимые доказательства по своему усмотрению, проводить осмотр на месте, допрашивать лиц, имеющих отношение к спору, привлекать специалистов и экспертов. Указания, даваемые комиссией, являются обязательными, их неисполнение влечет серьезную административную и партийную ответственность. Если в ходе рассмотрения дела ответчик изменил или отменил оспариваемый акт, дело все равно будет рассмотрено по существу.

Рассмотрение заявления обязательно приостанавливается, если:

1) заявитель - физическое лицо умер, после принятия наследства производство возобновляется;

2) произошла утрата, ограничение дееспособности, рассмотрение начинается после определения опекунов;

3) заявитель - юридическое лицо реорганизован, после определения правопреемников спор подлежит дальнейшему рассмотрению;

4) заявитель - физическое лицо в силу уважительных причин (болезнь, командировка и пр.) длительное время не может принять участие в рассмотрении дела;

5) в ходе рассмотрения дела обнаружена необходимость толкования правовых норм компетентными органами;

6) рассмотрение дела невозможно без рассмотрения другого дела, находящегося в производстве.

Перечень оснований для приостановления производства не является закрытым. Любое обстоятельство, мешающее принятию законного и обоснованного решения, может послужить основанием для приостановления. После устранения этих обстоятельств производство возобновляется. Комиссия не позднее 5 дней уведомляет заинтересованных лиц о возобновлении производства. В 1 - 3 случаях приостановление производится на срок 60 дней. При непредставлении необходимых документов, подтверждающих факт наличия правопреемников, производство по делу прекращается. Кроме того, ст. 42 устанавливаются дополнительные основания прекращения административного пересмотра. Это:

1. Отказ заявителя от своих требований о пересмотре. Данный отказ принимается комиссией, если он не препятствует установлению законности.

2. Заключение мирового соглашения, одобренного комиссией.

3. Случай, когда оспариваемый акт влечет за собой применение к заявителю меры административного задержания, административного ареста или уголовного преследования.

При рассмотрении заявления комиссия по пересмотру не связана доводами и обстоятельствами, изложенными в заявлении. В случае соблюдения процедуры принятия административного акта, соответствия его принципам действующего законодательства комиссия оставляет акт в силе. Если при рассмотрении материалов дела будет установлено, что акт или действие (бездействие) противоречит действующему законодательству, возлагает на заявителя ненадлежащие обязанности или административный орган не выполняет возложенные на него функции, комиссия обязывает орган управления устранить допущенные нарушения и предоставить отчет об устранении нарушений (art. 12. Provisions of Administrative Reconsideration on Land and Resources. Promulgated by the Ministry of Land and Resources of The People's Republic of China on November 14, 2009, the Provisions came into force on January 1, 2010). Комиссия по пересмотру может обязать административный орган совершить определенные действия в конкретные сроки. Если сроки совершения действия не установлены в законе или внутренних инструкциях, комиссия устанавливает срок 60 дней. За неисполнение решения комиссии предусмотрены различного вида наказания от выговора и штрафа до отстранения от должности и уголовного преследования.

 

§ 2. Судебное разрешение административных споров

 

КНР не пошла по пути создания специализированных административных судов. Административные споры по общему правилу отнесены к компетенции административных палат судов общей юрисдикции. Статья 3 Административного процессуального кодекса КНР 1989 г. (ADMINISTRATIVE PROCEDURE LAW OF THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA) устанавливает обязанность народных судов создавать специализированные подразделения для рассмотрения административных и иных публично-правовых споров.

Согласно ст. 124 Конституции судебная система Китая состоит из Верховного народного суда - высшего судебного органа, местных народных судов, военных судов и иных специальных народных судов. Необходимо подчеркнуть, что Верховный народный суд осуществляет надзор за судебной деятельностью нижестоящих судов, но подотчетен Всекитайскому собранию народных представителей и Постоянному комитету Всекитайского собрания народных представителей. Местные народные суды подотчетны вышестоящим судам и местным органам государственной власти (ст. ст. 127, 128 Конституции). И хотя ст. 126 Конституции закрепляет обязанность судов осуществлять правосудие самостоятельно и запрет на вмешательство административных органов, общественных организаций и частных лиц, представляется, что подконтрольность судебной системы подрывает доверие к административному судопроизводству. Этот вывод подтверждается и количеством административных споров, рассмотренных судами. 12 марта 2015 г. председатель Верховного народного суда КНР Zhou Qiang в своем отчетном докладе обратил внимание на незначительное количество административных дел, рассматриваемых судами. Они составили в 2014 г. только 8,3% от общего количества дел <1>. Robert Heuser в своей работе указывает три основные причины малочисленности административных споров:

- граждане и фирмы опасаются мести со стороны административного органа в случае обращения в суд;

- чиновники боятся стать ответчиками из опасения лишиться власти;

- суды всячески уклоняются от разрешения административных споров, так как боятся правительства <2>.

--------------------------------

<1> http://en.chinacourt.org/.

<2> Robert Heuser. The Role of the Courts in Settling Disputes between the Society and the Government in China, China Perspectives [Online], 49. september-october 2003, Online since 17 January 2007, connection on 28 July 2015. URL: http://chinaperspectives.revues.org/646.

 

Необходимо отметить, что усилия, прилагаемые китайским правительством по совершенствованию административной юстиции, начинают приносить свои плоды. Так, в результате совершенствования процедуры обращения в суд () в первой половине 2015 г. рост административных дел составил 221%, а в Шанхае - 475,86%, что является безусловным показателем роста доверия населения к судебной системе <1>.

--------------------------------

<1> Susan Finder. New docketing procedures come to the Chinese courts. http://supremepeoplescourtmonitor.com.

 

4 апреля 1989 г. в целях справедливого и своевременного разрешения публично-правовых споров, соблюдения баланса интересов государства и граждан, юридических лиц, а также для обеспечения контроля за деятельностью административных органов был принят Административный процессуальный закон КНР (ADMINISTRATIVE PROCEDURE LAW OF THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA ). 1 ноября 2014 г. на основании решения постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей (Standing Committee of the National People's Congress) в закон были внесены изменения. Данные изменения расширили возможности граждан по обжалованию нормативно-правовых актов и действий (бездействия) должностных лиц.

Компетенция судов.

При разрешении административно-правовых споров суд разрешает вопрос о предположительном или действительном нарушении государственными органами субъективных прав граждан или юридических лиц, устраняет препятствия к осуществлению гражданских прав и свобод. Право обратиться в суд за защитой от действий административных органов является одним из важнейших принципов правового государства.

Согласно Административному процессуальному закону в суде могут быть обжалованы:

1. Ненормативные правовые акты, предусматривающие привлечение к административной ответственности в виде задержания, штрафа, лишение (ограничение) лицензии, конфискацию лицензии, приостановление деятельности, приостановление действия разрешения, арест имущества.

2. Ненормативные правовые акты, принятые административным органом с превышением полномочий.

3. Отказ в выдаче лицензий (разрешений).

4. Бездействие административного органа по защите законных прав и интересов граждан.

5. Действия (бездействие) по оформлению пенсий и социальных пособий (ст. 11 АПЗ КНР).

Обжалованию подлежит конкретный административный акт (действие), непосредственно нарушающий законные права и интересы граждан (юридических лиц) (ст. 11 Административного процессуального закона КНР). Определение того, носит ли акт конкретный характер или нет, вызывает множество проблем на практике. Например, администрация города вводит платный проезд в центр города. Данное постановление может быть обжаловано гражданином, после того как он въедет на машине в центр города, заплатив установленную плату. В этом случае он получает право оспорить взимание с него денег и законность данного постановления <1>. Не могут быть обжалованы:

1. Нормативные правовые акты.

--------------------------------

<1> Justice Bixin Jiang, Vice President of Supreme People's Court of PRChin. Review of Administrative Decisions of Government by Chinese Courts.

 

2. Акты (действия, бездействия) в области национальной обороны и внешней политики.

3. Внутренние акты, регламентирующие порядок и организацию работы в административном органе.

4. Акты, судебное обжалование которых не предусмотрено законом.

Согласно разъяснениям ВС КНР под указанными в п. 4 ст. 12 АПЗ КНР актами, судебное обжалование которых не предусмотрено законом, необходимо понимать акты Постоянного Комитета Всекитайского собрания народных представителей (). К компетенции данного Комитета относится:

- законодательная деятельность;

- внесение отдельных дополнений и исправлений в законы, относящиеся к прерогативе ВСНП, в межсессионный период;

- толкование Конституции КНР и законов;

- ратификация международных договоров;

- назначение и отзыв полномочных представителей в зарубежных государствах;

- контроль за работой Государственного совета, Центрального Военного совета, верховных органов суда и прокуратуры и др. <1>.

--------------------------------

<1>  [2000] 8 . Официальный сайт ВС КНР: (http://http://www.court.gov.cn) (по состоянию на 01.08.2015).

 

Верховный суд КНР в п. 1.2 Разъяснений о порядке применения Административного процессуального закона N 8 (2000) подчеркнул, что оспаривание актов органов Государственного совета, Центральной Военной комиссии, Министерства обороны, Министерства иностранных дел, принятых ими во исполнение Конституции и регламентирующих аспекты внутренней и внешней национальной политики, а также актов органов по вопросам чрезвычайного положения, военного положения и мобилизации других актов, недопустимо. Обратное отрицательно сказывалось бы на защите интересов неопределенного круга лиц и стабильности осуществления государственного управления <1>.

--------------------------------

<1>  [2000] 8 . Официальный сайт ВС КНР: (http://http://www.court.gov.cn) (по состоянию на 01.08.2015).

 

В соответствии с Разъяснениями Верховного суда КНР от 10.02.2014 в рамках процедур, предусмотренных Административным процессуальным законом, производится рассмотрение административных дел об оспаривании:

- актов управления по промышленности и торговле Государственного совета (Administration for Industry and Commerce of the State Council);

- ненормативных правовых актов по товарным знакам, принятых административными управлениями промышленности и коммерции (Administration for Industry and Commerce (AIC));

- ненормативных правовых актов, связанных с регистрацией товарных знаков <1>.

--------------------------------

<1> Interpretation of the Supreme People's Court on the Relevant Issues concerning the Scope of Jurisdiction and the Scope of Application of Laws for Hearing Trademark Cases after the Implementation of the Decision for Amending the Trademark Law, which was adopted at the 1606th meeting of the Judicial Committee of the Supreme People's Court on February 10, 2014 // http://www.ccpit-patent.com.cn/references.

 

В рамках Административного процессуального закона могут быть рассмотрены иски об оспаривании брака, если основанием для иска послужило нарушение процедуры регистрации брака (ст. 2 Interpretation of the Supreme People's Court on Certain Issues Concerning the Application of the "Marriage Law of the People's Republic of China") <1>.

--------------------------------

<1> Interpretation of the Supreme People's Court on Certain Issues Concerning the Application of the "Marriage Law of the People's Republic of China" // http://www.duanduan.com.

 

С 1 мая 2015 г. категории дел, оспариваемых в рамках Административного процессуального закона, были расширены. Теперь могут быть обжалованы еще и любые действия государственных органов, затрагивающие права пользования или собственности на природные ресурсы, ограничивающие конкуренцию, возлагающие дополнительные финансовые обязанности <1>.

--------------------------------

<1> The SPC's Explanations on the Administrative Procedure Law, 2000, § 83.

 

По общим правилам административный иск подается по месту нахождения органа, принявшего оспариваемый акт или совершившего оспариваемое действие. Если оспариваемый акт был принят несколькими органами совместно, то истец вправе выбрать суд по месту нахождения одного из ответчиков. Если акт оспаривался в административном порядке и был отменен, то иск подается по месту нахождения органа, отменившего акт. При оспаривании административных действий, предусматривающих ограничение свободы личности, обращение производится в суд, расположенный по месту фактического нахождения гражданина. Административные споры, связанные с недвижимым имуществом, рассматриваются по месту нахождения имущества (ст. ст. 17 - 19). Главным критерием, определяющим территориальную подсудность спора, является место жительства, место нахождения гражданина (юридического лица). Для юридического лица это основное место ведения деятельности или место нахождения центрального органа управления юридического лица. Судебная практика исходит из того, что юридическое лицо обязано находиться и вести свою основную деятельность по месту регистрации юридического лица. Следовательно, при обращении в суд необходимо принимать во внимание регистрационные документы (п. 4 Рекомендаций ВС КНР "О применении ГПК КНР"). Место жительства физического лица считается его местом регистрации. В КНР действует система прописки граждан. В соответствии с Положением о порядке регистрации в домовых книгах от 09.01.1958 каждый гражданин должен обратиться в государственный орган регистрационного учета и зарегистрироваться в домовой книге по месту проживания в течение 3 дней с момента прибытия в городское поселение или 10 дней в сельской местности. Изменение места жительства возможно только после получения разрешения и внесения соответствующих изменений в системе регистрации. При переезде из сельской местности в город кроме заявления с указанием места предположительного проживания необходимо представить подтверждение о приеме на работу от работодателя или приказ о зачислении в учебное заведение. На 3-м Пленуме ЦК КПК 18-го созыва указывалось на необходимость упрощения процедуры регистрации в целях всестороннего совершенствования экономических и политических реформ (Материалы Пленума ЦК КПК 18-го созыва от 15.11.2013). Учитывая промышленный рост и увеличение миграции из сельскохозяйственных районов, в Общие положения гражданского права было внесено понятие преимущественного проживания (ст. 15 Общих положений гражданского права КНР). Местом преимущественного проживания считается место, в котором гражданин временно зарегистрирован и непрерывно проживает более одного года. В соответствии с Рекомендациями ВС КНР если гражданин выписался из домовой книги менее года назад и не прописался по новому месту или не имеет места постоянного проживания, то подсудность спора определяется по месту последней регистрации.

При одновременном обращении с административным иском в несколько народных судов дело подлежит рассмотрению в том суде, в котором зарегистрирован иск ранее. Суд, установив, что дело принято ранее к производству другим судом, принимает определение о передаче дела в течение 7 дней с момента установления данного факта.

Споры по подсудности не допускаются. Определив нарушение правил подсудности, дело передается в соответствии с компетенцией. Однако, если суд не согласен с данным судебным актом, он не вправе вернуть дело, а обращается в вышестоящий суд (народный суд среднего уровня, народный суд высшего уровня или Верховный суд КНР) для определения юрисдикции спора. Вышестоящий суд может не только определять территориальную подсудность, но и изменить уровень подсудности спора. Так дело, принятое судом среднего уровня, по решению народного суда провинции (автономного района, города центрального подчинения) может быть передано для рассмотрения суду низшего уровня. Необходимо отметить, что до 1 января 2013 г. решение о передаче дела суду низшей ступени принималось без согласования с вышестоящим судом. В соответствии с Разъяснениями ВС КНР административные споры, связанные с товарным знаком, акты Административного департамента промышленности и торговли (Administrative Department for Industry and Commerce under the State Council (TRAB)) по правилам Административного процессуального закона должны рассматриваться судами среднего уровня, но, по согласованию с Высшими судами провинции, в случаях "подтверждаемой необходимости" могут в качестве первой инстанции рассматриваться низовыми судами города центрального подчинения <1>.

--------------------------------

<1> A. 2 Interpretation by the Supreme People's Court of the Issues Relating to Jurisdiction over and Scope of Application of Law to the Hearing of Trademark Cases (Adopted at the 1203rd Meeting of the Judicial Committee of the Supreme People's Court on 25 December 2001 and entering into force on 21 January 2002).

 

Если в силу обстоятельств суд первой инстанции не может разрешить дело, он обращается в вышестоящий суд, который в течение 30 дней со дня получения обращения определяет компетентный орган. В обращении необходимо представить доказательства невозможности рассмотрения спора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: